Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки



 

Исследованиями установлено, что для разного возраста минимальной интенсивностью по ЧСС, которая дает тренировочный эффект, является для лиц от 17 до 25 лет – 134 удар/мин.

Зависимость максимальной ЧСС от возраста можно определить по формуле: ЧСС (максимальная) = 220 – возраст (в годах).

Порог анаэробного обмена (ПАНО) – уровень ЧСС, при котором организм переходит от аэробных к анаэробным механизмам энергообеспечения, находиться в прямой зависимости от физической тренировки и от возраста. У тренированных людей ПАНО выше по сравнению с нетренированными людьми.

У средне физически подготовленных людей от 17 до 29 лет ЧСС/ПАНО находится на уровне 148-160 удар/мин. Чем выше ПАНО, тем в большей степени нагрузка выполняется за счет аэробных реакций. У квалифицированных спортсменов в видах спорта на выносливость ПАНО находится на уровне ЧСС – 165-170 удар/мин, при потреблении кислорода, составляющем 65-85 % максимального.

Аэробные реакции – основа биологической энергетики организма. Их эффективность более чем вдвое превышает эффективность анаэробных процессов, а продукты распада относительно легко удаляются из организма.

Повышение аэробных возможностей занимающихся в основном определяется способностью различных систем организма (дыхательной, сердечно-сосудистой, крови) извлекать из атмосферы кислород и доставлять его работающим мышцам. Значит, чтобы повышать аэробные возможности, необходимо увеличивать путем регулярной направленной тренировки функциональную мощность кровообращения, дыхания и систем крови.

Чтобы обеспечить гармоничное развитие физических качеств, необходимо на самостоятельных тренировочных занятиях выполнять физические нагрузки с широким диапазоном интенсивности.

Большинство специалистов рекомендуют заниматься физическими упражнениями при таком пульсе, когда необходимая для работы энергия образуется при биохимических реакциях с участием кислорода, т.е. в аэробном режиме. Такие тренировки практически исключают опасность возникновения нарушений в деятельности сердечно-сосудистой системы.

Для проведения контроля за интенсивностью нагрузки, каждому занимающемуся необходимо знать свою нижнюю и верхнюю границы пульса, а также оптимальную для себя величину колебания ЧСС.

Нижняя граница пульса определяется по формуле:

220 минус возраст (в годах) умножить на 0,6.

Верхняя граница пульса определяется по формуле:

220 минус возраст (в годах) умножить на 0,7.

Колебания ЧСС очень индивидуальны, однако можно считать, что ЧСС 120-130 уд/мин является зоной тренировки для новичков или студентов имеющих отклонения в деятельности сердечно-сосудистой системы.

Тренировка при ЧСС 130-140 уд/мин обеспечивает развитие общей выносливости у начинающих и ее подержание у более подготовленных. Максимальный тренировочный эффект для развития аэробных возможностей и общей выносливости наблюдается во время тренировки при ЧСС от 145 до 156 уд/мин.

Решающим условием обеспечения оптимального оздоровительного эффекта при использовании физических упражнений является соответствие величины нагрузок функциональным возможностям организма [33].

Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при занятиях физическими упражнениями и спортом.К причинам спортивного травматизма можно отнести следующее:

– недочеты и ошибки в методике проведения занятий (форсированная тренировка, плохая разминка без учета возраста, пола, физической подготовленности и т. д.);

– недостатки в организации проведения занятий (плохое освещение, неподготовленные снаряды, покрытия и т. п.);

– неудобная спортивная одежда, обувь;

– неблагоприятные климатические, гигиенические условия (влажность, температура воздуха, воды в бассейне и т. п.);

– неправильное поведение занимающегося (поспешность, невнимательность);

– врожденные особенности опорно-двигательного аппарата;

– переутомление, приводящее к нарушению координации движений;

– несоблюдение сроков возобновления занятий после перенесенных травм или заболеваний;

– нарушение врачебных требований к организации процесса тренировки (допуск к занятиям без врачебного осмотра).

Профилактика травматизма при занятиях физическими упражнениями и спортом должна включать:

– полноценную разминку;

– соблюдение санитарно-гигиенических требований (темпе-ратура помещения, влажность, освещенность, удобная спортивная форма и т. п.);

– соблюдение методических принципов физического вос-питания (не форсировать нагрузки, учитывать подготовленность, возраст, пол, систематичность занятий, состояние здоровья и т. п.);

– страховку и другие методические приемы, характерные для того или иного вида занятий [10].

 

Контрольные вопросы:

1 Факторы, влияющие на формирование мотивов в самостоятельных занятиях физической культурой и спортом.

2 Формы самостоятельных занятий.

3 Содержание и гигиена самостоятельных занятий.

4 Структура самостоятельных учебно-тренировочных занятий.

5 Дозирование физической нагрузки, её интенсивности на самостоятельных занятиях физическими упражнениями.

6 Профилактика травматизма и отрицательных реакций организма при самостоятельных занятиях физическими упражнениями и спортом.

7 Пульсовой режим рациональной тренировочной нагрузки.

 

 


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1 Абаскалова Н. П. Системный подход в формировании здорового образа жизни субъектов образовательного процесса «Школа-вуз»: монография. Новосибирск, 2001. 403 с.

2 Агаджанян А. А. Биоритмы, спорт, здоровье. М.: Физкультура и спорт, 1979. 340 с.

3 Баевский Р. М. Прогнозирование состояний на грани нормы и патологии. М.: Медицина, 1979. 102 с.

4 Барчуков И. С. Физическая культура: учеб. пособие для вузов. М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2003. 255 с.

5 Брехман И. И. Валеология – наука о здоровье // Вестник АН СССР. 1987. № 8. С. 92-98.

6 Бутин И. М. Лыжный спорт: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000. 368 с

7 Вайнбаум Я. С. Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2002. 240 с.

8 Вайнер Э. Н. Формирование здоровьесберегающей среды в системе общего образования // Валеология. 2004. № 1. С. 21-26.

9 Виленский Я. Л. Физическая культура работников умственного труда: учебник. М.: «Знание», 1987. 448 с.

10 Виленский М. Я. Физическая культура для студентов: учебник. М.: «Гардарион», 2001г. 145 с.

11 Виленский М. Я. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. 140 с.

12 ВОЗ: Задачи по достижению здоровья для всех. Копенгаген, 1985. 230 с.

13 Григорьева С. А. Физическая культура: индивидуальное здоровье студентов специальной медицинской группы: учебное пособие. КемИ (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ». Кемерово, 2009. 120 с.

14 Григорьева С. А. Физкультурно-оздоровительные занятия в специальной медицинской группе: учеб. пособие в 2-х частях. КемИ (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ». Кемерово, 2010. 120 с.

15 Гулько Я. Н. Физическая культура: учебное пособие. М.: Изд-во АСВ, 2000. 432 с.

16 Давиденко Д. Н. Психофизиологические основы функциональных состояний: учеб.пособие. СПб.: Изд-во СПбГУЭФ. 2005.
242 с.

17 Дубровский В. И. Гигиена физического воспитания и спорта: учебник для студ. сред. и высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд-во центр «ВЛАДОС», 2003. 512 с.

18 Евсеенко Л. Н. Биологические основы жизнедеятельности человека: учеб. пособие. Омск.: СибГАФК, 2002. 168 с.

19 Жилкин А. И. Легкая атлетика: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2003. 464 с.

20 Жукова Е. И. Анализ психофизического состояния студентов экономических специальностей транспортного вуза // Учёные записки университета имени П. Ф. Лесгафта. 2011. № 2 (72). С. 47-50.

21 Ильин Е. П. Психомоторная организация человека: учебник для вузов. СПб.: Питер, 2003. 384 с.: ил. – (Серия «Учебник нового века»).

22 Ильинич В. И. Физическая культура студента: учебник. М.: Гардарики, 1999. 448 с.

23 Ильинич В. И. Физическая культура студента: учебник. М.: Гардарики, 2005. 366 с.

24 Кабачков В. А. Структура и организация коррекционных занятий профессиональной физической культурой студентов с учетом направленности видов спорта на снижение воздействия факторов риска // Вестник спортивной науки. № 6. 2009. С. 50-53.

25 Кабачков В. А. Профессиональная физическая культура в системе непрерывного образования молодёжи. М.: Советский спорт, 2010. 296 с. : ил.

26 Казин Э. М. Адаптация и здоровье: учеб. пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003. 301с.

27 Карпов В. Ю. Характеристика некоторых параметров функционального состояния организма студентов, занимающихся по методике оздоровительной физической тренировки (ОФТ): // Ученые записки. 2008. № 7. С. 38-42.

28 Крылов А. И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов. СПб.: ПГУПС. 2003, 129 с.

29 Лейфа А. В. Система физической активности и здоровьесберегающих средств как фактор достижения оптимального уровня профессиональной готовности студентов высших учебных заведений: автореф. док. пед. наук : 13.00.04 / Лейфа Андрей Васильевич. М.: МГАФК, 2005. 48 с.

30 Леньков С. Л. Психологическое обеспечение профессиональной деятельности экономиста в современных информационных средах: дис. ... д-ра психол. наук : 19.00.03 / Леньков Сергей Леонидович. Тверь, 2004. 388 c.

31 Лубышева Л. И. Социология физической культуры и спорта: учебное пособие. М.: Академия. 2001. 240 с.

32 Мелешкова Н. А. Формирование здорового образа жизни студентов вуза в процессе физического воспитания: монография. Кемерово. Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2007. 203 с.: ил.

33 Мелешкова Н. А. Самостоятельные занятия физической культурой и спортом в вузе: учебное пособие. Кемерово: изд-во КемТИПП, 2007. – 168 с.

34 Мелешкова Н. А. Физическая культура и спорт в свободное время студентов: учебное пособие. Кемерово: КемИ (филиал) РГТЭУ, 2010. 60 с.

35 Парнюгина Е. Р. Воспитание профессионально важных физических качеств студентов в системе освоения специальностей финансово-экономического блока: автореф. канд. пед. наук: 13.00.04 / Парнюгина Елена Рудольфовна. Тула, 2004. 24 с.

36 Пермяков С. А. Хорошее состояние здоровья как залог успешной профессиональной деятельности // Человек, спорт, здоровье. Материалы III международного конгресса. СПб.: Изд-во Олимп-СПб., 2007. 120 с.

37 Рыбников О. Н. Психофизиология профессиональной деятельности: учебник для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2010. 320 с.

38 Теория и методика физической культуры: учеб. под ред. проф. Ю. Ф. Курамшина. 2-е изд., испр. М.: Советский спорт, 2004. 464 с.

39 Тихонов М. Н. О необходимости обеспечения комплексной защиты пользователей эксплуатирующих компьютерную технику //Современная медицина. Теория и практика. 2004. № 4. С. 37-54.

40 Толочек В. А. Современная психология труда: учеб. пособие. СПб: Питер, 2006. 479 с.: ил.

41 Тристан В. Г. Двигательная активность, временная регуляция жизнедеятельности и уровень здоровья человека: монография. Омск: ОГИФК, 1994. 144 с.

42 Туревский И. М. Структура психофизической подготовленности человека: автореф. докт. пед. наук: 13.00.04 / Туревский Илья Мордухович. М., 1998. 48 с.

43 Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учебное пособие для студ. высш. учеб. заведений. 3-е изд., стер. М.: Издательский центр «Академия», 2004. 480 с.

44 «Физическая культура» Примерная учебная программа Федерального компонента цикла общегуманитарных и социально-экономических дисциплин в государственном образовательном стандарте высшего профессионального образования второго поколения: офиц. изд. / под общ. ред. М. Я. Виленского. М., 2000. 35 с.

45 Шульгин А. И. Теоретический и методико-практический курс учебной программы в вузе по дисциплине «Физическая культура»: учебное пособие. Кемерово: КемИ (филиал) РГТЭУ, 2004. 234 с.

46 Шульгин А. И. Физическая культура в вузе: учебное пособие. Кемерово: Кемеровский институт (филиал) ГОУ ВПО «РГТЭУ», 2009. 60 с.

 

Учебное издание

 

 

ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА

 

Курс лекций

для студентов вузов

 

Подписано в печать 17.01.2012. Формат 60х84 1/16.

Гарнитура «Таймс». Усл. п. л. 10,25. Тираж 120 экз. Заказ № 7

_______________________________________________________

Кемеровский институт (филиал) РГТЭУ

650992, г. Кемерово, пр. Кузнецкий, 39



Просмотров 3039

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!