Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Что же предлагается взамен устаревшей парадигмы со­циальной методологии?



1. Ничего не предлагается, если, к примеру, не счи­тать призыва формировать «логосферу», которая должна определяться логической культурой того социума, к кото­рому принадлежит личность.

2. Новой методологией социального познания предла­гается считать синергетику, заменив ею диалектику, или присоединить последнюю к синергетике в качестве ее ча­стного случая.

3. Заменить диалектику как «конфронтационную логи­ку» «многомерным подходом», в котором центральной ка­тегорией является категория «ипостась», а двумя основ­ными принципами — принципы полифундаментальности и дополнительности.

4. В качестве новой методологии предлагается сочета­ние классической и неклассической методологий на осно-


__________________________________Глава X

ве плюрализма истин. При этом утверждается, что «воп­реки классической эпистемологии, истина в настоящее время может быть истолкована не как воспроизводство (сле­пок) объекта в знании, а как характеристика способа дея­тельности с ним... Мир, в котором истина одна, а заб­луждений много, прекратил свое существование»1. Неко­торые авторы вообще предлагают отказаться от понятия истины применительно к социальному познанию.

5. При разработке новой методологии социального по­знания следует, как считает В. В. Ильин, опереться «на животворный революционный опыт математики и есте­ствознания», обогатив этот опыт слоем антропологичес­ких описаний (герменевтика, поэтика, культурология), а также системным видением мира К. X. Делокаров не без основания отмечает, что «некоторые методологически зна­чимые результаты естественнонаучного знания еще не вош­ли в методологический аппарат социальной науки. В этом смысле она более традиционна в концептуальном отноше­нии, чем развитые области естественных наук и зачастую функционирует в рамках классической методологии. Бо­лее того, она не сделала всех возможных выводов из дос­тижений неклассической физики, в частности из принци­па дополнительности, во многом воплощающего философ-ско-методологическую новизну квантово-механического видения мира»2.

Контуры (основные черты) новой формирующейся па­радигмы социально-гуманитарного знания и его методоло­гии «вырисовываются» в следующем виде.

1. Сближение естествознания и социально-гуманитарных наук, в том числе их методологическое взаимообогащение.

1 Федотова В. Классическое и неклассическое в социальном познании // Общественные науки и современность. 1992. № 4. С. 50-51.

2 Делокаров К. X. Рационализм и социосинергетика // Обще­ственные науки и современность. 1997. № 1. С. 117.

Зак.52 481


Философско-методологические проблемы социального познания

Об этом в главе о естественных науках уже шла речь. Мо­жем добавить лишь следующее.

Как считает академик Н. Моисеев, грядет «Великий синтез» естественнонаучной и гуманитарной мысли. «Ут­верждение идеи синтеза и облегчение взаимопроникнове­ния разных направлений мысли имеют в нынешнее время особое значение и не только в чисто философском плане. От синтеза знаний, от его успеха во многом будет зависеть сама будущность рода человеческого»1. Автор убежден, что, во-первых, взаимоотношение естественных и гуманитарных наук превращаются в одну из узловых общецивилизацион-ных проблем, а, во-вторых, век электроники и биотехно­логии уступит место веку гуманитарного знания.

В. В. Ильин, говоря о том, что естествознание и гума­нитарные науки — «ветви науки», видит и различия между ними, которые, на его взгляд, кроются в природе теоре­тичности: «Теоретичность естествознания конституируется его номологичностью — выявлением существенно необхо­димых связей в математизированных рассмотрениях при формально-аксиоматическом задании причинно-следствен­ных цепей и их гипотетико-дедуктивном отслеживании. Те­оретичность гуманитарного знания конституируется его ге-нетичностью — выявлением существенно необходимых свя­зей в историко-диспозициональных рассмотрениях при со­держательно-диахроническом задании причинно-следствен­ных цепей и их мотивационно-смысловом отслеживании»2.

Для современного состояния социогуманитарного по­знания характерен междисциплинарный подход, форми­рование единой науки о человеке, обществе, государстве

1 Моисеев Н. Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 65.

2 Ильин В. В. Естествознание — обществознание: к проблеме обоснованности эпистемологической контроверзы // Вестник МГУ. 1993. № 3. Сер. 12. Философия. С. 58.


__________________________________Глава X

и жизни в целом. У естествознания и гуманитарного по­знания, несомненно, единые исходные цели (познание истины), наблюдается сотрудничество в решении ряда конкретных вопросов (экологических, например). Позна­ние внутреннего мира человека и самоидентификация его как другого — таково современное понимание специфики гуманитарного познания.

2. Все более тесное сближение и взаимодействие противо­положных концептуально-методологических подходов: раци­ональных и внерациональных, научных и вненаучных, эк­зотерических и эзотерических, явного и неявного знания и т. п. В этой связи В. Бакиров правильно, на наш взгляд, констатирует: «Применение «гибких» методов сближает на­учное социальное познание с различными вкенаучными его формами... Возникаетсложнейшая методологическая проблема соотнесения «жестких» и «гибких» методов, на­учных и вненаучных подходов, использование в целях со­циального познания таких средств как социально-гумани­тарные экспертизы и диагностики, ситуационные анали­зы, ролевые и имитационные игры»1. О «фигуре гибкого методолога», сочетающего регулятивное значение класси­ки с неклассическим и постнеклассическим походами, о невозможности вмещать человеческое в узкий горизонт ра­ционального — говорят многие современные исследователи.

Стиль мышления сегодня все более ориентируется на комплексный системный поход, что дает возможность раз­рабатывать разнообразные методы, оптимизирующие вза­имоотношения человека со средой его обитания, выявить сложную специфику социальных явлений и процессов, об­наружить многообразный индивидуальный опыт конкрет­ной личности. Так, современная психология специаль­ный акцент делает на отличительных чертах человека как

1 Бакиров В. Социальное познание на пороге постиндустри­ального мира // Общественные науки и современность. 1993. № 1. С. 76.

16* 483


Философско-методологические проблемы социального познания

личности и в связи с этим «с большой готовностью подхо­дит к возможности использования в науках о человеке не­типичных для науки источников, например, художествен­ного творчества. Это направление более открыто по отно­шению к широкому спектру методологических процедур, таких как качественное описание, интервью, изучение вос­поминаний»1.

3. Резкое расширение внутринаучной рефлексии в самих гуманитарных науках, т. е. усиление внимания к собствен­ным гносеологическим и методологическим проблемам, стремление связать органически решение последних с ре­шением специфически-содержательных вопросов этих наук. Так, например, Е. П. Прохоров не без основания считает, что социологические исследования в конкретных сферах «явно недостаточно обеспечены именно методологически» и призывает «увидеть в методологии социологических ис­следований главный предмет теоретической социологии». «Выдвижение в центр именно методологии как предмета теоретической социологии, представляется, имеет большое эвристическое значение, так как приобретается ясность структуры социологии и определяются ее связи с другими науками»2. И с этим выводом нельзя не согласиться.

Углубленная разработка и совершенствование методов и приемов собственно социального познания (непосред­ственно соответствующих своему предмету), и формиро­вание новых — характерная тенденция отечественного об-ществознания. Ранее мы уже говорили о некоторых мето­дах и средствах социально-гуманитарного познания: по­нимание, диалог, диалектика, идиографический и номо-тетический методы, ситуационная логика, ролевые и ими­тационные игры, методы социальной психологии и др.

1 Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перс­пектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 55.

2 Прохоров Е. П. Методология — предмет новой парадигмы социологического знания // Социс. 1994. № 3. С. 38—39.


__________________________________Глава X

Назовем еще некоторые из них (в основном на материале социологии и социальной психологии).

а. Анализ документов, который позволяет получить све­дения о прошедших событиях, наблюдение за которыми рее невозможно. Анализ документов может быть каче­ственным («проблемный поиск», тематические обобще­ния) и количественным (контент-анализ, основанный на идентификации «поисковых образцов» и их подсчете).

б. Опрос — или в форме выборочного анкетирования (письменное заполнение стандартного опросного листа) или в форме интервьюирования (устные ответы на тематически поставленные вопросы). Так, например, психологи, ори­ентирующиеся на феноменологические принципы, часто проводят «открытое интервью», предполагающее возмож­ность различной интерпретации. «Обрабатывая большое количество бесед, они выделяют внутренние смысловые блоки и в качестве результата получают полное описание психологических характеристик опыта, а также их струк­турной организации, общей для всех проведенных интер­вью»1. При таком подходе информация собирается, во-пер­вых, от других людей, и, во-вторых, с учетом многообра­зия связей жизненного мира личности. Это дает большое разнообразие данных, большую вероятность встретить раз­личные типы переживаний, установление которых — одна из важных целей психологического исследования.

в. Интроспекция (лат. — смотреть внутрь) — процесс наблюдения за действиями собственной психики с целью выявления законов, управляющих ею. Здесь основную роль играет самонаблюдение. Интроспекция связана с разви­тием высшей формы психической деятельности — с осоз­нанием человеком окружающей действительности, выде­лением у него мира внутренних переживаний, формиро­ванием внутреннего плана действий. Интроспекции, сле-

1 Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перс­пектива в постсоветской психологии. С. 61.


Философско-методологические проблемы социального познания

довательно, доступно лишь осознанное. Ее результаты могут быть выражены в форме высказываний людей о сво­их чувствах и мыслях.

г. Тестирование — объективный метод оценки тех или иных параметров личности (например, знаменитый коэф­фициент интеллекта IQ). Следует сказать, что в руках не­добросовестного или некомпетентного экспериментатора тесты могут принести серьезный вред и моральный урон личности.

д. Проективные методы — представляют собой способ опосредованного изучения личностных особенностей че­ловека по результатам его продуктивной деятельности (на­пример, ему предлагают что-либо нарисовать или выле­пить). В социологии проективные методы — это сово­купность исследовательских процедур, позволяющих по­лучать научно обоснованные данные о тех установках или мотивах, информация о которых при применении прямых исследовательских процедур подвергается определенным искажениям. Последние могут носить со стороны респон­дентов как осознанный, так и неосознанный характер.

е. Эмпатия (лат. — вчувствование, проникновение) — способность представить себя на месте другого человека и понять его чувства, желания, идеи и поступки, т. е. это проникновение в переживания других людей. Эмпатия — восприятие внутреннего мира другого человека как целос­тное, с сохранением эмоциональных и смысловых оттен­ков, сопереживание его духовной жизни. У Гуссерля эм-патия предстает как момент в конституировании другого Я, как завершающая стадия симпатии: чувствовать себя как бы другим, как бы жить в другом.

ж. Биографический метод — один из методов исследо­вания субъективной стороны общественной жизни инди­вида, основанный на так называемых личных документах, в которых кроме описания определенной социальной си­туации, содержится также личный взгляд пишущего. К лич­ным документам относятся письма, автобиографии, днев-


__________________________________Глава X

ники, хроники, мемуары и т. д. На их основе достигается описание различных социальных групп, вырабатываются некоторые гипотезы о том или ином общественном явле­нии, осмысливаются определенные социально-психологи­ческие процессы, совершающиеся в данной группе.

з. Метод отраженной субъективности (в отечественной психологии разработанный А. В. Петровским) представ­ляет собой анализ личности индивида через его идеальную представленность в жизнедеятельности других людей — в их мотивациях, самоконтроле, поступках и т. п. Данный ме­тод позволяет выявить особенности личностного влияния субъекта на осознанное или неосознанное поведение дру­гих людей без прямого обращения к мнению на этот счет обеих сторон — как испытуемого (например, ученика), так и исследуемого (в данном примере — учителя).

и. Методы трансперсональной психологии, которые фор­мируются в рамках этой новой психологической дисцип­лины с конца 60-х гг. XX в. в работах американских пси­хологов А. Маслоу, А. Уотса, С. Грофа и др. В транс­персональной психологии «сделана продуктивная попыт­ка заново взглянуть на человека в тех областях, где он вы­ходит за прежние границы сознания — в экстатическом, религиозном, мистическом опыте, в опыте околосмерт­ных переживаний умирания и рождения»1.

В этой связи С. Гроф, в частности, предлагает «новую картографию человеческой психики», по-иному толкует духовный кризис человека — не как психиатрические за­болевания (неврозы и психозы), а как кризисы роста. К. Уилбергером осуществлена интеграция психотерапев­тических и психологических подходов на основе теории «спектра сознания». Происходит широкое введение в на­учный оборот восточных эзотерических традиций, более глубоко изучается медитация и т. п.

1 Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перс­пектива в постсоветской психологии. М., 1997. С. 34.


Философско-методологические проблемы социального познания

Активно развивается экзистенциальная психология (с ее «личностно-центрированным подходом»), которая, по оценке ряда авторов (В. Франкл, Р. Мэй, И. Ялом и др.) — сегодняшний день психологии, ее «живой нерв». Дело в том, что «экзистенциальная психология представляет со­бой оригинальное направление в теоретической и приклад­ной психологии, обладающее четко очерченной специфи­кой, своей теорией и методологией и отличающееся фи­лософской глубиной и ориентированностью на анализ клю­чевых проблем и ситуаций человеческой жизни»1.

Мир человеческих чувств, переживаний все более ста­новится центром интереса психологов. Показательно в этом отношении то обстоятельство, что в современной российской психологии начинают формироваться такие ее направления (и соответствующие методы и подходы) как гуманитарная, нравственная и христианская психология.

к) Метод групповой дискуссии, который, обеспечивая глубокую проработку имеющейся информации, разных точек зрения по данной проблеме, тем самым способству­ет выработке адекватного в данной ситуации ее решения. Существует целый ряд форм организации групповой дис­куссии. Наиболее известные из них — «мозговой штурм», метод активизации творческого мышления в группе.

л) Метод монографический (греч. один, единственный и grapho — пишу) — метод, состоящий в том, что данную проблему или группу проблем тщательно и со многих сто­рон анализируют на одном социальном объекте («случае»), после чего делают гипотетический вывод от этого объекта к более широкой области сходных объектов.

м) Метод экспертных оценок — специфический социо­логический метод получения информации об объекте с по­мощью специалистов-экспертов в определенной области. Повышение объективности результатов оценок экспертов

1 Психология с человеческим лицом: Гуманистическая перс­пектива в постсоветской психологии. С. 53.


__________________________________Глава X

достигается целым рядом логических и статистических процедур подбора специалистов, организации их опроса, обработки результатов экспертизы.

Кроме названных, в социологии, например, применя­ются такие методы и приемы как описание, классифика­ция и типологизация; статистический, экспериментальный и генетический анализ; социальное моделирование; срав­нительно-исторический метод, ролевые и имитационные игры и др.

Определенный интерес представляют предложенные В. В. Ильиным следующие принципы, характерные, по его мнению, исключительно для социально-гуманитарно­го познания:

1. Принцип терпимости: этическая толерантность к про­дуктам научного творчества, легализация здорового плюра­лизма, восприимчивость к аргументам, отсутствие идиосин­кразии (изменения чувствительности) к инакомыслию.

2. Принцип условности: понимание относительности собственных результатов, того, что возможны более адек­ватные решения.

3. Принцип аполитичности: эпистемологическая реа­листичность, автономность, самодостаточность, система запретов на использование идеологам, мифологем, уто­пий, ориентации на предрассудки.

4. Принцип антиактивизма: деятельная, политическая абсистенция (уклонение, отсутствие). Назначение теоре­тика — объяснять, а не изменять мир.

5. Принцип гуманизма: общество — средство, человек — цель1.

Интересные идеи в этой связи развивает В. А. Лектор­ский, который, рассуждая о толерантности, плюрализме и критицизме, считает, что терпимость ныне в большей степени, чем когда бы то ни было в истории — не просто

1 См.: Ильин В. В. Теория познания. Эпистемология. М., 1994. С. 122-125.


Фшюсофско-методологические проблемы социального познания

отвлеченный философский идеал, а совершенно практи­ческое условие выживания. В этом плане он анализирует четыре возможных способа понимания толерантности и плюрализма:

а. Толерантность как безразличие.

б. Толерантность как невозможность взаимопонимания. Плюрализм взглядов, ценностей и способов поведения не­устраним, так как связан с природой человека и его отно­шениями с реальными людьми. Толерантность в данном случае выступает как уважение к другому, которого я вмес­те с тем не могу понимать и с которым я не могу взаимо­действовать.

в. Толерантность как снисхождение к слабости других, сочетающаяся с некоторой долей презрения к ним.

г. Терпимость как расширение собственного опыта и диалог, плюрализм как полифония. В этом случае толе­рантность выступает как уважение к чужой позиции в со­четании с установкой на взаимное изменение позиций (и даже в некоторых случаях — изменение индивидуальной и культурной идентичности) в результате критического ди­алога. Плюрализм же в этом случае представляется не как нечто, мешающее моей точке зрения, нечто глубоко ей чуждое, но как необходимое условие плодотворного раз­вития моей собственной позиции и как механизм разви­тия культуры в целом. Это уже не просто плюрализм, а полифония, т. е. диалог и глубинное взаимодействие раз­ных позиций1.

4. Широкое внедрение аппарата герменевтики, культу­рологии, понимающих методик, что вызывает — и чем даль­ше тем больше — сближение объяснительного и интерпре­тационного подходов. Социальные науки сегодня представ­ляют собой арену взаимодействия объяснения и интерпре­тации. А это значит, что такие схемы сочетают элементы

1 См.: Лекторский В. А. О толерантности, плюрализме и кри­тицизме // Вопросы философии. 1997. № 11. С. 48—54.


____Глава X

естественных наук с интерпретирующими методами и цен­ностными подходами наук о культуре таким образом, что примиряют обе крайние позиции.

Касаясь этого вопроса, Г. X. фон Вригт писал: «В обыч­ном словоупотреблении не проводится четкого различия между словами «понять» и «объяснить». Практически лю­бое объяснение, будь то казуальное, телеологическое или какое-то другое, способствует пониманию предметов. Однако в слове «понимание» содержится психологичес­кий оттенок, которого нет в слове «объяснение»1. Это и подчеркивали методологи-антипозитивисты, обращая вни­мание на то, что к тому же понимание особым образом связано с интенциональностью, т. е. с первичной смыс-лообразующей устремленностью сознания на предмет, на мир, его способностью конституировать идеальные пред­меты как основные структурные единицы культуры. В феноменологии Гуссерля интенциональность — акт при­дания смысла (значения) предмету как постоянной воз­можности различия предмета и смысла. Эти два момента — «психологический оттенок» и «интенциональность» — являются характерными не только для феноменологии, но для всего социально-гуманитарного познания в целом.

5. Активное внедрение в социальное познание идей и ме­тодов синергетики и возрастание в связи с этим статисти­чески-вероятностных методов и приемов. Повышается вни­мание к случайным, неопределенным, нелинейным про­цессам, к нестабильным (бифуркационным) открытым системам (о чем выше уже шла речь).

Синергетика предполагает качественно иную картину мира не только по сравнению с той, которая лежала в основании классической науки, но и той, которую при­нято называть квантово-релятивистской картиной неклас­сического естествознания первой половины XX в. Проис­ходит отказ от образа мира как построенного из элемен-

1 Вригт Г. X. фон. Логико-философские исследования. С. 45.


Философско-методологические проблемы социального познания

тарных частиц — кирпичиков материи — в пользу мира как совокупности нелинейных процессов.

Вопрос о том, насколько плодотворно применение си­нергетики к описанию поведения сложных социальных си­стем является предметом особых споров среди самих ее представителей. Так, Г. Кюпперс считает, что призма си­нергетики относительно хорошо высвечивает лишь кол­лективные, массовые процессы в обществе, но личност­ный выбор каждого его члена или даже малой социальной группы, их мотивы и поведение предстают в этой призме в полном тумане, неразличимы и необъяснимы. А это значит, что переход синергетики к социальному ненаде­жен и сомнителен.

Напротив, В. Вайдлих, вводя синергетику в социоди-намику, полагает, что синергетика устанавливает соотно­шение между микроуровнем индивидуальных решений и макроуровнем динамических коллективных процессов в обществе и дает стохастическое описание макродинами­ки. Макропроцессы со стохастическими флуктуациями описываются так называемыми «уравнениями мастера»1.

Становится все более острой необходимость в форми­ровании у представителей гуманитарных наук так называ­емого «нелинейного мышления». Его основные принципы должны отражать в своем содержании:

а) многовариантность, альтернативность эволюции;

б) возможность выбора ее определенных — «удобных человеку» путей;

в) возможность ускорения темпов развития, иниции­рования процессов быстрого, нелинейного роста;

г) необратимость развития;

д) влияние каждой личности на макросоциальные про­цессы;

е) эволюционность.и целостность мира;

1 См.: Сложные системы и нелинейная динамика в природе и обществе // Вопросы философии. 1998. № 4. С. 138.


_________________________________Глава X

ж) недопустимость навязывания социальным системам путей развития;

з) протекание социальных процессов в условиях нео­пределенности и нестабильности и ряд других моментов.

Реально развивающаяся синергетика конца XX столе­тия действительно заставляет по-новому оценивать необ­ходимость и действующие тенденции к интеграции есте­ственнонаучного и гуманитарного познания. О необходи­мости именно синергетического подхода к моделированию социальных явлений, о тех возможностях, которые при­носит этот подход для познания социокультурной реаль­ности сегодня говорят многие исследователи.

6. В последние годы — особенно в связи с бурным раз­витием синергетики — некоторые авторы поднимают эво­люционизм на новый уровень. Формируется универсаль­ная парадигма, которую называют универсальным эволюцио­низмом (о котором в главе о естествознании уже шла речь). Особое место в эволюционном мышлении занимает так называемая «конкретная мутация». Последняя, будучи истинной реальностью бесконечной изменчивости мира, позволяет более глубоко понимать, что «законы развития природы и общества — если угодно, генотип и фенотип той или иной эволюционной линии — определяют лишь некоторые пределы, в которых основной процесс остается заранее непредсказуемым»1. В этом ключе сегодня идет медленный процесс переоценки и переосмысления мно­гих установившихся методологических концепций.

7. В настоящее время происходит резкое изменение субъект-объектных отношений в сторону субъективного фактора, поворот к конкретному человеку. Сегодня, как никогда подтверждается афоризм Л. Фейербаха, что «че­ловек — центр всей методологии». Последняя — не нечто внешнее, тем более навязанное человеку, а его неотъем-

1 Моисеев Н. Естественнонаучное знание и гуманитарное мыш­ление // Общественные науки и современность. 1993. № 2. С. 69.


Философско-методологические проблемы социального познания

лемый атрибут, неразрывно с ним связанный, Тем более, если речь идет об ученом, исследователе-гуманитарии, который не может иметь дело отдельно только с одним (методологией) или только с другим (человеком), а толь­ко с их единством в целом. Человек не должен исчезать ни в своих социальных порождениях, ни в своих методах. Как верно заметил К. Ясперс, в своем предельном выра­жении все теоретико-методологические схемы служат вме­сте с тем выражением духовной борьбы за способы бытия человека.

Все чаще центр тяжести познавательного интереса пред­ставителей социально-гуманитарного знания ориентиру­ются на субъекта («свободное развитие каждого становит­ся условием свободного развития всех» — Маркс), на цен­ностно-смысловые параметры в их индивидуализирующей форме. Все полнее оформляется «идея особой смысловой, человеконесущей реальности»: «Предмет социальной тео­рии — рукотворная и перманентно-созидаемая реальность, отягощенная личностным гуманитарным началом»1. Уси­ливается регулятивный характер ценностей, возрастает роль ценностного подхода.

8. Формируются и утверждаются новые регулятивы чело­веческой деятельности. Если прежде среди регулятивов, оп­ределяющих ее, были ориентации на традиции, преемствен­ность, созерцательность в отношении к внешнему миру, то в современном обществе эти регулятивы постепенно заме­няются на противоположные. Приоритет традиции сменил­ся признанием безусловной ценности инноваций, новиз­ны, оригинальности, нестандартности. Экстенсивное раз­витие сменилось на интенсивное. Происходит переход от установок на неограниченный прогресс, беспредельный эко­номический рост к представлениям о пределах роста, гар­монизации экономической экспансии на природу с прин­ципами экономического сдерживания и запрета.

1 Ильин В: В. Теория познания. Эпистемология. С. 119. 494


__________________________________ГлаваХ

9. Все настоятельнее возникает необходимость в созда­нии целостной концепции жизнедеятельности человека в единстве его социальной и биологической сторон. Сегод­ня нужна целостная концепция взаимодействия общества и природы, оптимальные принципы этого взаимодействия, необходимо более тесное соединение когнитивных и цен­ностных начал в человеческой деятельности. Новая пара­дигма — парадигма единства человека и природы: осмот­рительность вторжения в природу, поиск динамического равновесия между деятельностью человека и природными биогеоценозами и др. Основной парадигмальной установ­кой человечества, вступающего в XXI в., становится коэ-волюционная стратегия в познании и деятельности (о чем в главе о естествознании шла речь).

10. Характерной чертой новой парадигмы социальной методологии является все усиливающееся стремление пред­ставителей гуманитарных наук повысить концептуальный, теоретический статус последних на основе новых мето­дологических подходов. Они пытаются «насытить» свой научный арсенал всеми атрибутами зрелого теоретическо­го знания: понятиями, категориями, принципами, «иде­альными типами», различного рода абстракциями, мето­дологическими и философскими установками, идеализа-циями и т. п. Ибо «сила абстракции» — вследствие «мяг­кости», «расплывчатости», «подвижности» и т. п. эмпи­рического базиса здесь очень велика. И эта тенденция четко просматривается по всем гуманитарным наукам. Так, «се­годня все большая часть историков начинает понимать не­обходимость серьезной разработки прежде всего осново­полагающих проблем философии и методологии истории, создания не просто «оригинальных», а научно состоятель­ных концепций российской и всемирной истории или, по крайней мере, основных контуров этих концепций»1.

1 Мамонов В. Ф. В поисках твердой почвы // Новая и новей­шая история. 1996. № 6. С. 64.

495-


Философско-методологические проблемы социального познания __

Социологи, например, размышляют о выборе базис­ных понятий и логики социологической парадигмы, о со­вершенствовании структуры современного социологичес­кого знания, о статусе социологии и о специфике соотно­шения в ней эмпирического и теоретического и т. п. Все активнее развивается «философская социология» («мета-социология»), специализирующаяся на вопросах методо­логического знания и все шире втягивающая в свою орби­ту философско-гносеологические идеи, стремясь сделать социологию развитой и высококонцептуальной областью научного знания.

Итак, налицо стремление гуманитариев повысить тео­ретико-методологический уровень своих исследований, сделать свои науки более зрелыми в концептуальном от­ношении. Однако при этом все глубже осознается то об­стоятельство, что любая форма рациональности (в том числе научная), какой бы гибкой и утонченной она ни была, не может «уложить в себя», пожалуй, большинство социокультурных явлений с их «загадками», «тайнами» и т. п. Например, никакая рациональность не может пре­вратить религиозное сознание (с его личностно-экзистен-циальным содержанием) в строгое концептуальное мыш­ление с его четкими понятиями и принципами.

Вместе с тем многие современные представители соци­альных наук все яснее понимают, что «не пытаясь подме­нить и вытеснить все другие формы отношения к миру, рациональное сознание и в наше время выступает в каче­стве необходимой культурной ценности, призванной спо­собствовать внутренней самодисциплине и ответственнос­ти человека перед лицом объемлющей его реальности»1. Так что рано еще хоронить разум (в том числе и в социаль­ном познании), как это делает, например, современный американский логик и философ Н. Решер, который счи-

1 Швырев В. С. Рациональность в современной культуре // Общественные науки и современность. 1997. № 1. С. 115.


_________________________________Глава X

тает, что такого объекта как рациональность вообще не существует, ее идея есть «заблуждение и обман», что ра­циональность — «пустое понятие».

Вместе с тем не потеряло актуальности предостереже­ние великого физика М. Борна, что «мы должны также заботиться о том, чтобы научное абстрактное мышление не распространялось на другие области, в которых оно неприложимо. Человеческие и этические ценности не могут целиком основываться на научном мышлении»'. Тем самым, как видим, роль последнего для познания соци­альных явлений не отвергается, но подчеркивается, что данные явления не могут быть «целиком схвачены» только и исключительно научным мышлением.

11. Все зримее вырисовывается ориентация современ­ной гуманитарной методологии не только на познание, но и на социально-историческую практику, т. е. теоретизация и методологизация последней. Проблема регуляции прак­тики на основе определенных принципов и норм и про­блема «онаучивания» социального мира становятся все более актуальными. Приоритет в этом отношении при­надлежит праксеологии как общей теории и методологии рациональной деятельности, основателем которой был польский философ Т. Котарбиньский (1886—1981).

Праксеология синтезирует в единую систему все, что накоплено человечеством в области форм организации труда и эффективности любой и всякой деятельности. «Праксеологи, — пишет Т. Котарбиньский, — ставят сво­ей целью исследование наиболее широких обобщений тех­нического характера. Речь здесь идет о технике рациональ­ной деятельности как таковой, об указаниях и предостере­жениях, важных для всякого действия, эффективность ко­торого необходимо повысить»2.

' Берн М. Моя жизнь и взгляды. С. 128. 2 Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. М., 1975. С. 20.


Философско-методологические проблемы социального познания

Выработка и обоснование наиболее общих норм, регу­лятивов любой деятельности — умственной и физической, индивидуальной и коллективной и т. п. — на основании широких обобщений и аккумуляции исторического опыта людей является основной задачей праксеологии. И эта ее направленность сближает праксеологию с методологией. Строго говоря, методологию практики можно считать ос­новным содержанием праксеологии.

Согласно польскому ученому, «метод — важнейшее праксеологическое понятие, а следовательно, и возмож­ное учение о видах методов, о достоинствах методов и их недостатках, т. е. постулируемая общая методология на­ходится в сфере перспектив праксеолога и не является ис­ключительной областью логики в широком понимании этого слова»1. Т. Котарбиньский подчеркивает необходи­мость выхода общей методологии за пределы сферы толь­ко научного познания и включения в ее предмет исследо­вания методов любого вида деятельности. «Вне всякого сомнения, — отмечает он, — можно не только рассуждать согласно такому-то, а не иному методу, не только разви­вать науку и писать научные труды лучше или хуже с точ­ки зрения данного метода. Кроме того, можно делать что-либо лучше или хуже с точки зрения метода»2.

Современный немецкий социолог И. Вайс, говоря о сознательном применении (переводе) социального знания в «практическую плоскость», указывает, что тут могут быть два основных варианта этого перевода: «В одном случае мы имеем дело с восприятием и применением социальных научных открытий социальными «актерами» (практика­ми. — В. К), которые, не являясь профессиональными научными экспертами, используют их для регулирования собственных отношений... Второй вариант связан с так называемой социальной инженерией. В этом случае, как

1 Котарбиньский Т. Трактат о хорошей работе. С. 82.

2 Там же. С. 83.


_________________________________ГлаваХ

правило, речь идет о планомерной перестройке тех или иных общественных институтов и о контроле за деятель­ностью структур, проводящих данное преобразование. Планирование работы, выработка и принятие ответствен­ных решений осуществляется при активном участии об­ществоведов»1.

При этом Вайс обращает внимание на то, что, во-пер­вых, технико-практические возможности обществознания растут по мере его формализации и обобщения, а следова­тельно, и степени его удаленности от непосредственного жизненного опыта. Во-вторых, применение обществовед­ческих результатов невозможно без предварительного оз­накомления с ними тех, кто будет их применять. Корен­ную проблему практической способности обществознания вообще Вайс усматривает в том, что теории, пригодные для обоснования данной практики, должны опосредоваться самосознанием и смыслами самого жизненного мира.

Подводя итоги рассмотрения вопроса о необходимости формирования новой парадигмы социальной методологии, отметим следующее. Наиболее перспективный путь созда­ния такой парадигмы— синтез, целостное единство любых и всяких методологических подходов на основе принципа «все дозволено» (П. Фейерабенд). Исходя из такого по­нимания, структура социально-гуманитарной методологии может быть представлена в таком виде:

I. Имманентный (внутренний) уровень — совокупность методов, принципов, приемов и т. п., непосредственно обусловленных специфическим предметом гуманитарного познания, т. е. социумом во всех его многообразных про­явлениях — общих, особенных и единичных (в том числе уникальных).

II. Трансцендентный (внешний) уровень, который вклю­чает в себя методы и средства: философские, общенауч-

1 Вайс И. Проблема онаучивания социального мира // Об­щественные науки и современность. 1992. № 6. С. 96.


Философско-методологические проблемы социального познания

ные (эмпирические, теоретические, общелогические), вненаучные, методы естественных наук.

III.Единство, тесная взаимосвязь двух названных уров­ней, их взаимодействие в ходе применения.

При этом подчеркнем, что, во-первых, методология со­циального познания есть целостная, органическая систе­ма, а не случайный, произвольный, эклектический набор каких-либо отдельных ее элементов (методов, принципов и т. п.). В своем применении эта система всегда моди­фицируется в зависимости от конкретных условий ее реа­лизации.

Во-вторых, решающим, определяющим уровнем дан­ной системы, ее «ядром» является имманентный (внут­ренний) уровень.

В-третьих, вся система социально-гуманитарной мето­дологии (а не только ее внутренний уровень) должна со­ответствовать предмету социального познания и данному, конкретному этапу его развития. А это означает, в част­ности, что методологические средства естественных наук нельзя механически переносить на гуманитарные науки без учета специфики их предмета и своеобразия применения.

В-четвертых, всегда должна быть свобода выбора ис­следователем необходимых методов, а не навязывание ка­ких-либо из них как «единственно верных». Но никогда в исследовательской практике недопустимо так называемое «методологическое принуждение».

В-пятых, углубляя и совершенствуя уже имеющиеся методы и принципы социально-гуманитарного познания, следует искать новые методологические подходы и сред­ства, не абсолютизируя ни один (или несколько отдельно взятых) из них.

В-шестых, представляется сомнительным существова­ние совершенно обособленной методологии социального познания, не связанной, оторванной от всех других уров­ней и форм методологического знания.


Глава XI

ПРОБЛЕМЫ ФИЛОСОФИИ

И МЕТОДОЛОГИИ НАУКИ

В ПОСТПОЗИТИВИЗМЕ



Просмотров 1099

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!