Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Формирование у детей глагольного словаря в норме



Глагольного словаря у детей дошкольного возраста

с общим недоразвитием речи»

 

Москва, 2009 год

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………... стр.3-4

Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей.

1.1. Формирование у детей глагольного словаря в норме……….стр.5-12

1.2. Характеристика глагольного словаря детей с ОНР………...стр.13-18

 

Глава II. Исследование глагольного словаря у детей с ОНР III уровня.

2.1. Цель и задачи экспериментального исследования……………..стр.19

2.2. Характеристика детей экспериментальной группы……….. стр.19-23

2.3. Методика констатирующего эксперимента………………...стр. 23-32

2.4. Методика формирующего эксперимента……………………стр.33-42

 

Глава III. Анализ результатов исследования

3.1. Анализ результатов констатирующего эксперимента……..стр. 43-50

3.2. Анализ результатов контрольного эксперимента…………..стр.51-53

 

Заключение……………………………………………………………стр.54

 

Список литературы……………………………………………….. стр.55-59

 

Приложение………………………………………………………стр.59-118

 

 

Введение

Актуальность

На сегодняшний день количество детей с нарушениями речи резко увеличивается, в частности с общим недоразвитием речи III уровня.

По данным Р.Е. Левиной дети с третьим уровнем речевого развития характеризуются наличием фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития. В частности лексико-грамматическое недоразвитие касается глагольного словаря.

Жукова Н.С., Т.Б. Филичева, С.Н. Шаховская, Л.Ф. Спирова в своих работах указывают на ограниченность глагольного словаря в активном и пассивном плане, а так же на неумение правильно использовать в речи грамматические формы глаголов, что приводит к многочисленным аграмматизмам.

Г.А. Волкова считает, что при формировании лек­сического строя речи у детей с тяжелой патологией должное внимание следует уделять развитию предикативного словаря, так как предикат отражает отно­шение объекта к действительности: «Предикат — это основа фразы и основа внутренней речи». Для того, чтобы сформировать навыки правильного употребления глаголов в речи, необходимо проводить с детьми коррекционную работу.

Проблема изучения и формирования глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня, является актуальной, так как требует уточнения и пополнения по данной проблеме.

Объектом исследования являлось состояние пассивного и активного глагольного словаря, а так же словообразование и словоизменение грамматических форм глагола у дошкольников с ОНР III уровня.

Предметом исследования выступают специально подобранные методы и приемы коррекционно-логопедической работы направленные на развитие глагольного словаря у детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Цель отражает проведение коррекционно - логопедической работы по формированию глагольного словаря.

Гипотеза исследования заключается - в предположении о необходимости и эффективности проведения коррекции и развития глагольного словаря детей с общим недоразвитием речи III уровня.

Задачи:

1. Изучить литературу по проблеме исследования разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на развитие и формирование глагольного словаря у детей с ОНР.

2. Разработать комплекс методических приемов коррекционно-логопедической работы, направленных на развитие и формирование глагольного словаря у детей с ОНР.

3. Анализ эффективности предложенной методики работы.

Методы исследования: опрос педагогов, экспериментального исследования, наблюдение, статистический метод, беседа, количественный и качественный анализ.

При исследовании параметров развития глагольного словаря у детей экспериментальной группы, после проведенной коррекционно - логопедической работы, было выявлено, что дети со среднего уровня перешли на высокий уровень развития, по сравнению с детьми контрольной группы, которые не обучались по предложенной методике и остались на среднем уровне развития. Следовательно, предложенная мной методика работы оказалась эффективной.

 

Глава I. Изучение особенностей развития глагольного словаря у детей

Формирование у детей глагольного словаря в норме

Исследование особенностей формирования глагольного словаря на сегодняшний день остается актуальной темой, так как недостаточно хорошо изучена. Об этом утверждает И. А. Чистякова [ 66] и пишет, что: « особенности формирования глагольного словаря у ребенка в разные возрастные периоды изучены недостаточно». Поэтому в своей работе я пытаюсь проанализировать источники различной литературы по становлению речи детей в норме в разные возрастные периоды, обобщить этот материал и представить свою версию по исследуемой проблеме.

В литературе вопросам поэтапности становления речи при ее нормальном развитии уделяется достаточно много внимания. В монографии А.Н.Гвоздева, в работах Г.Л. Розенгард-Пупко, Д.Б.Эльконина, А.А.Леонтьева, Н.Х.Швачкина, В.И.Бельтюкова и др. подробно описано становление речи у детей начиная с самого раннего детства.

Эти авторы с разных позиций рассматривают и определяют этапы речевого развития. Например, А.Н. Гвоздев подробно изучает последовательность усвоения ребенком частей речи ( в том числе и глаголов), структур предложений, характер их грамматического оформления. В зависимости от этого он предлагает свою периодизацию по формированию речи.

Жукова Н. С.[46] составила схему системного развития нормальной детской речи, используя материал книги А.Н. Гвоздева « Вопросы детской речи» (1961г). В ней имеется интересный материал по формированию глагольного словаря у детей с нормальным речевым развитием от рождения до 7 лет.

Лямина Г.М. [ 31] рассматривает особенности усвоения глаголов в процессе речевого общения со 2-й младшей группы до 6 лет. Так же описываются наблюдения за употреблениями глаголов вне занятий.

Тихеева Е.И. [56] оописывает этапы становления речи в первый год жизни. Подробно характеризует гуление, лепет, а так же этап появления первых слов глагольного словаря.

Шашкина Г. Р. [68] развитие глагольного словаря рассматривает в разделе «развитие лексико-грамматической стороны речи», в котором отражено, развитие словаря и грамматического строя в онтогенезе, составленного по материалам А. Н. Гвоздева из книги «Вопросы изучения детской речи» (М., 1961).

Т.Б. Филичева, Н.А. Чевелева, Г.В. Чиркина [60] опираясь на исследования А.А. Леонтьева, условно выделяет 4 периода речевого развития.

В каждом периоде незначительно затронуто становление глагольного словаря. Указывает на появления звукосочетаний ребенка («дай». «бух» ), которые обозначают действия, к 2-м годам на употребление форм и лица глаголов.

Правдина О. В. [44] речевое развитие ребенка от рождения и до семи лет делит на четыре периода, где описывает становление словаря и грамматического строя речи.

В становлении речи выделяют несколько периодов и самый первый из них «доречевой период включает в себя несколько стадий: крик, гуление, лепет. Длиться этот период до одного года.

Крик — первая голосовая реакция ребенка. Крик и лепет еще лишены функции речи, но этот период является подготовительным для всего последующего речевого развития.

Характерной особенностью крика является то, что этот звуковой поток еще нельзя разбить на составляющие элементы, выделить в нем те или иные звуки. Чуть позже в речи ребенка появляются первые звуки. Этот этап называется гулением.

Период «гуления» отмечается у всех детей. В 1,5 месяца, а затем в 2—3 месяца голосовые реакции ребенок проявляет в воспроизведении таких звуков, как а-а-бм-бм, бль, у-гу, бу и т.д. Первые звуки, издаваемые младенцем уже в первые недели жизни, являются нечленораздельными сочетаниями, состоящими главным образом из гортанных и губных звуков: гх, пех, мг, бг и т. п. Ребенок неустанно упражняется в их произношении. Именно они являются основой для становления членораздельной речи и переходу к лепету.

Лепетпо сравнению с гулением, лепет является более сложным видом упражнения речи, но того же рефлекторного характера.

В 4—5 месяцев произносимые им звуки меняют характер: они становятся членораздельными, приобретают элементы слова, ребенок овладевает слогами, первичными корнями слова: на, па, га, фу и т. д.

Далее в 7-8,5 месяцев происходит лепетное сочетание одинаковых слогов с ударением на первом слоге, например (ба-ба, де-да,ба-ба). Постепенно появляются ритмические сочетания разных слогов с таким же ударением (тэн-та, кэн-бэ). Это уже лепетные слова.

К 8—9-му месяцам. Ребенок с удовольствием подражает сначала звукам,а затем словам окружающих. В лепете ребенка можно услышать слова взрослых, но значения этих слов он не осознает. Такое подражание М.Е Хватцев называет гетероимитация. «Это с трудом дается ребенку вследствие новизны раздражителей; он легче подражает, если взрослые произносят его же лепетные звуки или слова. Он охотно подражает жестам, гримасам и природным звукам. Этим начинается стадия эхолалии и охопраксии»,- М.Е. Хватцев.

В 10 месяцев дети активно начинают пытаться повторить слова за взрослым. «Ситуационное понимание обращенной речи, предметно – действенное общение со взрослым, использование 1 – 2 «лепетных слов», понятных при соотнесении с ситуацией.

К концу первого года подготовительные физиологические упражнения голосового аппарата ребенка заканчиваются и он переходит к сознательной подражательной речи.

К концу первого года ребенок обычно активно владеет уже 8—10 словами. Чаще всего это слова которые ребенок чаще всего слышит. Об усвоении глагола известно, что названия действий (кроме слова дай) появляются несколько позже, чем названия предметов. До 1 года 8 месяцев присутствуют такие звукосочетания у глаголов: «ди», «бух», звуковые комплексы (бай-бай, ням-ням) и насчитывают их до 5 слов и первоначально они опускаются при построении предложений.

Следующий этап в развитии речи детей О.В. Правдина называет «речевой период».Опираясь на данные, которые представлены в схеме системного развития нормальной детской речи (составлена Н.С. Жуковой по фактическим материалам книги А.Н. Гвоздева «Вопросы изучения детской речи»,1961), представляю усвоение ребенком глагольного словаря с нормальным речевым развитием.

В предлагаемых таблицей группировках представлена последовательность и соподчиненность овладения ребенком различными элементами родного языка по периодам формирования у него грамматического строя речи в возрасте от 1года 3 месяцев до 7 лет.

Каждый из этапов усвоения языка характеризуется тем, что в процессе онтогенеза речи из воспринимаемого ребенком окружающего его языкового материала он вычленяет и уточняет все более и более дробные элементы и единицы речи, овладевая шаг за шагом их знаковым характером.

 

I период « Предложения из аморфных слов корней» (от 1года 3месяцев до 1 года 10 месяцев)

Об усвоении глагола известно, что названия действий (кроме слова дай) появляются несколько позже, чем названия предметов. До 1 года 8 месяцев присутствуют такие звукосочетания у глаголов: «ди», «бух», звуковые комплексы (бай-бай, ням-ням) и насчитывают их до 5 слов и первоначально они опускаются при построении предложений.

В этом периоде имеется момент, когда дети активно используют в речи, только определенный набор «своих» слов, но отказываются повторить те слова, которые им вновь предлагаются.

Эти первоначальные слова в своем звуковом оформлении близки к словам взрослых, обращенных к ребенку.

Однако в ходе дальнейшего развития несовершенство моторной координации органов артикуляции заставляет ребенка отказаться от пути точной передачи звукового состава слов и перейти к воспроизведению не звуковых, а ритмико-слоговых и интонационных характеристик вновь усваиваемого словесного материала, например: «тититики» (кирпичики).

Переход от простого имитирования звуков к репродуцированию слов по составляющей его акцентуальной и просодической модели или части ее открывает возможности к накоплению нового словарного запаса и переводит ребенка из ряда неговорящих в категорию плохо говорящих.

Первые слова детей характеризуются полисемантизмом: одно и тоже звукосочетание в различных случаях служит выражением разных значений, и эти значения становятся понятными только благодаря ситуации и интонации.

Период развития, в течение которого ребенок пользуется только отдельными словами, без объединения их в двухсловное аморфное предложение, называется периодом слова – предложения. Этот период при нормальном развитии длиться не больше полугода и включает в себя небольшое количество слов (от 1,3-1,8 мес. Н.С.Жукова)

С 1 года 8месяцев в речи детей появляются первые словосочетания, которые заимствованы целиком из речи окружающих, либо являются творчеством ребенка, на что указывает их оригинальный характер, например: «акой бибику, я туда сядь» ( открой машину, я туда сяду),, или: «дай, акой» (дай открыть), «дай мяу», «дай би-би».

По­явившиеся названия действий в этот период используются в той форме, в какой они чаще всего воспринимаются от окружающих, т. е. в форме ин­финитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. Инфинитивно-императивная форма глагола появляется на месте изъявительного наклонения. Из схемы системного развития нормальной детской речи видно, что в этот период появляются неспрягаемые формы во 2-м лице ед. числа повелительного наклонения: «писи», «ниси», «ди», «дай».

Характерной чертой этого периода является то, что ребенок совершенно не способен использовать усвоенное им слово в двух-трех грамматических формах. Например форма сядь употребляется вместо форм сидит, сижу и т.п. Появившиеся названия действий первоначально употребляются в какой-либо одной неизменяемой форме (чаще в инфинитиве) и относятся на конец предложений. Заимствуя глагол в той форме, в какой он адресован ребенку, последний и создает с из­влеченной им формой свою собственную конструкцию: „мама, ниска титать" (мама, почитай книжку).

II период « Период усвоения грамматической структуры предложения» (от 1 года 8 месяцев до 3лет).

Особенностью этого периода является развитие словаря как в количественном, так и в качественном отношении.

Количественное развитие словаря характеризуется следующими средними цифрами к году несколько слов, к двум годам 200-300 слов, к трем годам 1500-2000 слов.

Рост словаря по Бюлеру:

Возраст Максимум слов Минимум слов
1 г. — 1 г 2м
1 г Зм. — 1 г 5 м
1 г 6м — 1 г 8 м
1 г 9 м —1 г 11м
2 г. 3 м —2 г 6м
3 г -4 г

Количественное, и качественное накопление словаря глаголов в речи детей до 3х лет исследовал А. Н. Гвоздев.Он наблюдая за речью сына Жени в течение 7 лет, отметил, что особенно активно накопление глагольной лексики идет после 1,9. Словарный запас Жени к 2,5 годам составлял 843 слова, из них 325 — глаголы.
Столь стремительное накопление глагольной лексики вызвано коммуникативными потребностями ребенка, развитием его познавательных интересов, расширением сферы деятельности, в которую он вовлекается взрослыми.

С 1 года 10 месяцев до 2лет1месяца (этап первые формы слов) появляются первые случаи словоизменения, это касается и глаголов. К началу форми­рования словоизменения глаголов их запас в речи ребенка дости­гает с18 до 50 слов.

В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится.

Все глаголы или фрагменты их имели форму инфи­нитива или императива, то теперь в зависимости от синтаксической конструкции высказывания ребенок начинает грамматически по-разному оформлять одно и то же слово, например: мама чит-ай, но мама чита-ет.

Появляются первые грамматические формы у 18 глаголов. Помимо употребления глагола в повелительном наклонении 2-го лица ед. числа, инфинитива у глаголов начинают употребляться окончания 3-го лица изъяви­тельного наклонения (-ит, -ет), например: мама идет, папа сидит. Начинают употреблятьглагол 3-го лица ед. числа в настоящем и прошедшем времени (она идет, она шла). Появляются в речи детей первые возвратные глаголы. Часто опускаются приставки.

С 2лет 1месяца до 3 лет период, когда проходят этапыусвоение флективной системы языка и усвоения служебных слов в развитии речи. Этот этап является переломным в детской речи, так как возникает способность самостоятельно правильно по смыслу употреблять целый ряд лексических и грамматических элементов слов. Начальный период этого процесса характеризуется выражен­ными ограничениями в отношении количества слов, включаемых деть­ми в одно предложение, и количества используемых грамматичес­ких элементов. То есть у ребенка происходит становление фразовой речи.

Между тем глаголы имеют особое значение при переходе ребенка к фразовой речи.

Вместе с расширением объема предложения до 3 слов и с появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола (питьпьет, спи спит спал) устанавливается согласование между субъектом и предика­том (согласование существительного в форме именительного падежа с глаголом –ит, -ет). То есть устанавливается подчинение глаголу. Овладение детьми такой синтаксической конструкцией, типа субъект действия + его действие, в которой действие выражено глаголом с элементами -ит, -ет, кладет начало самостоятельному построению грамматически правильных предложений, состоящих из изменяемых слов.

Дети начинают согласовывать глагол с существительным сначала в числе, несколько позже в лице, и только после трех лет в роде. Детьми усваивается сначала число глагола в изъявительном наклонении, изменение по лицам (кроме глагола 2-го лица множественного числа). Дети начинают правильно различать и употреблять настоящее и прошедшее время глаголов. В прошедшем времени смешивается род. В период с 2,3 -3 лет усваиваются все формы возвратных глаголов и большинство приставок. Но на месте одних приставок дети иногда употребляют другие «искрасил» (выкрасил), «растемнело».

Если на ранних этапах речевого развития ребенок, усвоив то или иное слово, использовал его в одной грамматической форме для обозначения различных ситуаций, то теперь слова, употребляе­мые детьми, получают свое грамматическое выражение. Это связано с тем, что ситуации, первоначально глобально обозначаемые словом, начинают дифференцироваться ими, и первоначальное широкое значение слова начинает сужаться.

III период « Усвоение морфологической системы языка» ( с 3- 7лет).Период с 3-7 лет характеризуется наиболее интенсивным речевым развитием детей. Ребенок начинает активно пользоваться всеми частями речи.

К четырем годам словарный запас возрастает до 1600—1900 слов. Из них, по данным А.Н.Гвоздева, 50,2% составляют существительные, 27,4% — глаголы, 11,8% — прилагательные, 5,8% — наречия.

Но в речи детей от 3-7лет, как утверждает Т.В. Волосовец [45] преобладают существительные и глаголы. Это объясняется тем, что у них есть потребность в этих словах. В возрасте от 6-7 лет, можно выделить наиболее употребительные глаголы – « пойти», «говорить».

Т.Б. Филичева[41] утверждает, вне занятий возможность активного употребле­ния в речи разнообразных глаголов и построения на этой основе сложных высказываний для детей 5—7 лет в насто­ящее время ограничена, так как у детей не воспитан интерес к соответствующим видам деятельности, например, рас­сматриванию книг, картинок. Упот­ребляемые при этом глаголы обозначают преимуществен­но движения и простые действия («Неси!», «Бери!»).

По данным Ляминой Г.М.[31] дети в 3 года, глаголы в процессе речевого общения, употребля­ют преимущественно в форме повелительного наклоне­ния и инфинитива. Но уже к 4 годам в их речи почти исчезают предложения типа: «Спать!», «Играть!». Обращаясь друг к другу, дети все чаще используют форму императива: «Да­вай играть! Давай вместе построим гараж!». Описанные формы заключают в себе призыв к совместной деятельно­сти, элементы ее мотивации и планирования. Они наблю­даются, когда ребенок обращается к другу по поводу игры, характеризует чувства, состояния. О движениях дети гово­рят в форме короткого приказа: «Беги!», «Сядь!». Ближе к пяти годам в высказываниях увеличивается число глаголов, обозначающих состояния и переживания. У части воспитанников старших и подготовительных групп в самостоятельных высказываниях заметно возрас­тает по сравнению с пятым годом жизни число глаголов. При определенных условиях, например, если дети любят совместно со взрослыми или сверстниками рассматривать иллюстрации, картинки, это может совершенствовать пользование речью. И дело не только в том, что вокруг глагола, как активной части речи, легко группируются другие части речи, что естественно усложняет граммати­ческий строй. С помощью глаголов дети нередко характе­ризуют поступки, выражают свое отношение к людям. (На­пример, из рассказа о почтальоне: «Он не забывает, кому какие журналы и газеты принести. Доставляет их в любую погоду. Почтальонов надо беречь, помогать им».). Как по­казали наши наблюдения, дети 5—7 лет, которые в само­стоятельных высказываниях употребляют достаточное ко­личество глаголов, легче домысливают сюжет, т.е. выделяют скрытые связи, высказывают оценочные суждения. Дошкольники в 5—6 лет свободно выполняют упражнения на словообразование. От одного корня они могут образовать различные части речи: существительные, глаголы, прилагательные и др. (например: красный, краснеть, краснота; ловец, ловля, ловить; плавать, пловец, плавучий).

По данным Гвоздева[46] с 3-4 лет формируется глагольное управление, часто нарушается чередование в основах глаголов: «ачисту» (почищу), частицы не опускаются, неологизмы с использованием приставок «намокрил» (намочил), «искомочил» (смял в комок). С 4-7 лет нарушается чередование в основах глаголов при создании новых форм. После 5 лет самостоятельное образование глаголов от других частей речи.

Об усвоении глагола можно сказать, что эта часть речи формируется и усваивается ребенком не сразу, а постепенно. Это связано с постепенным формированием речи ребенка и прохождением каждого из этапов усвоения языка.

Усвоение ребенком родного языка – это системный процесс, в котором усвоение и вычленение одних элементов и единиц речи тесным образом соподчинено с усвоением других единиц и явлений. При анализе детской речи видно. Что одни языковые элементы усваиваются детьми раньше, другие значительно позже. Поэтому на разных стадиях развития речи одни языковые группы оказываются уже усвоенными, другие усвоены только частично. А третьи не могут быть усвоены в ближайшем будущем. Каждому периоду развития синтаксических построений соответствует определенный уровень морфологического построения слов, наличие у ребенка тех или иных частей речи, звуков родного языка, их сочетаний, слоговой структуры слов.

Об усвоении глагола известно, что названия действий ( кроме слова «дай») появляются несколько позже, чем названия предметов, и первоначально опускаются при построении предложений. Появившиеся названия действий используются в той форме, в какой они чаще всего воспринимаются от окружающих, т.е. в форме инфинитива или императива, побуждающего ребенка к тем или иным действиям или запрещающего их. Появившиеся названия действий первоначально употребляются в какой-либо одной неизменной форме (чаще в инфинитиве) и относятся на конец предложений. В течение какого-то времени глагол не согласуется с тем словом, к которому он относится. С появлением в речи ребенка двух-трех форм одного и того же глагола (пить-пьет, спи-спит-спал) устанавливается согласование между субъектом и предикатом сначала в числе, несколько позже в лице и роде. К началу формирования словоизменения глаголов их запас в речи достигает 50.

Эти особенности в усвоении глаголов у детей в норме помогут в дальнейшем правильно оценить языковое развитие детей. А так же при планировании коррекционной работы избежать преждевременной или запаздывающей подачи лексического материала на своих занятиях.

 



Просмотров 9684

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!