Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Эволюция отношений собственности за рубежом. Особенности разгосударствления и приватизации в разных странах



 

 

Приватизация не только стала ключевым звеном рыночных реформ, проводимых в Восточной Европе, но также характерна и для стран с развитой рыночной экономикой. Например, в странах «большой семерки» во второй половине XX в. приватизация проводилась в Великобритании (1953 и 1981 гг.), в Германии (1959 г.), в Японии (1985 г.), во Франции (1986 г.), а также в США, Италии и Канаде.

Проведение приватизации в странах с развитой экономикой является особенностью современного этапа эволюции отношений собственности, одним из проявлений трансформации собственности.

Итогом длительного эволюционного процесса развития отношений собственности в западных странах стало то, что сложилась смешанная экономика, состоящая из нескольких укладов (форм хозяйства). Во-первых, устойчивое место в экономике занимает государственный сектор, т.е. сегодня не может быть и речи о «чистом капитализме». Во-вторых, хотя в структуре негосударственного сектора экономики значительную часть занимают единоличные владения (в США – до 70% от общего числа негосударственных предприятий), реальное доминирующее положение занимают формы общей долевой собственности (товарищества и корпорации).

В 1980-90-е гг. в развитых странах продолжились процессы трансформации собственности, т.е. смена собственности и ее переход под контроль определенных институтов, приватизация и привлечение к владению наемных рабочих и т.д. Несмотря на некоторые общие черты, трансформация собственности в каждой отдельной стране имеет свою специфику.

В США, где невелика доля государственного сектора, основные изменения в отношениях собственности связаны со слияниями, поглощениями и дроблениями корпораций. По этой причине масштабы приватизации в США (в сравнении с другими странами) невелики, а наибольший интерес представляют различные факты привлечения работников к участию в управлении и собственности (иногда называют термином «рабочая собственность»).

«Рабочая собственность» – отражение нового подхода к отношениям между наемными работниками и владельцами корпорация: размер пакета акций, принадлежащих персоналу корпораций, постоянно увеличивается. Одновременно увеличивается доля институциональных инвесторов (пенсионных и паевых инвестиционных фондов, страховых компаний и т.д.) в структуре собственности акционерных предприятий.

В целом в США сложилось 4 механизма формирования «рабочей собственности»:

  1. покупка акций своей компании в индивидуальном порядке (у брокера);
  2. внутрифирменные программы покупки акций работниками (в том числе опционы);
  3. программы развития акционерной собственности рабочих и служащих («ESOP»);
  4. программа «401-К» и аналогичные ей (программы участия в будущих прибылях, программы премирования акциями).

Преимуществами участия наемных работников в собственности компании являются следующие:

    1. приобретение акций наемными работниками является способом финансирования корпораций;
    2. владение акциями позволяет получать их владельцам дополнительных доход (в виде дивидендов);
    3. закрепление пакета акций в собственности наемных работников минимизирует риск враждебных поглощений;
    4. возможность общими силами добиться улучшения работы компании на основе участия в управлении.

Приватизация в Великобритании считается беспрецедентной по масштабам и темпам. Ее целью было дать возможность ведущим английским предприятиям привлечь необходимые для развития инвестиции. В ходе приватизации применялись различные схемы, в частности, целенаправленная передача собственности от государства к населению, фрагментация и выделение (продажа производственных единиц поодиночке или группами, а не как единого комплекса), что способствовало созданию конкурентной среды. Широкое распространение получила практика приватизации предприятий их персоналом и администрацией.

Для Франции характерной стала последовательная смена двух процессов – национализации и приватизации. Последняя крупная национализация состоялась в начале 1980-х гг., но увеличение государственного сектора не способствовало решению проблем в экономике, и с 1986 г. началась волна приватизации. Распространенным способом ее проведения был выкуп предприятий администрацией и персоналом: за 1989-1992 гг. так было выкуплено около четверти предприятий с числом занятых 500-1000 человек.

Таким образом, приватизация в промышленно развитых странах способствовала росту эффективности производства, повышению производительности труда, совершенствованию методов организации производства. Ее итогом стало и то, что возросла численность акционеров на основе привлечения к владению собственностью населения. В целом же приватизация стала одним из наиболее используемых инструментов воздействия на экономику.

Поучительный опыт приватизации дают страны Центральной и Восточной Европы, где она имела большую специфику:

  • во-первых, она характеризовалась значительными масштабами и скоростью проведения;
  • во-вторых, причины, вызвавшие смену собственников, в большой степени были политическими.

Если рассматривать конкретные различия в способах проведения приватизации в разных странах, то можно отметить следующее. В ряде стран (ГДР, Венгрия) использовался вариант продажи предприятий по их фактической рыночной стоимости, причем сложилась практика предварительной подготовки к продаже подлежащих приватизации объектов (придания им «товарного вида») – решались задачи повышения конкурентоспособности, трудоустройства высвобождающихся работников и т.д.

Определенное распространение получило бесплатное и уравнительное распределение среди населения купонов, чеков, ваучеров с последующим их обменом на акции приватизируемых предприятий (Чехословакия, Болгария, Румыния, Польша). Положительные стороны такого варианта: известные социальные гарантии (в процесс приватизации вовлечены все граждане, а не только работники конкретного предприятия); быстрота и простота распределения чеков. Недостатками такого способа являются: отсутствие поступлений в бюджет от передачи государственного имущества; не изменяется реальное экономическое положение приватизируемых предприятий, так как они не получают реальных средств, необходимых для развития производства.

Наконец, известен из практики опыт приватизации на основе преобразования государственных предприятий в закрытые акционерные общества (Югославия). При таком способе происходило размещение акций только среди работников предприятий со скидкой 30% от номинала плюс 1% за каждый год трудового стажа, причем допускалась рассрочка до 10 лет. Преимуществом такого пути является поступление средств от продажи акций непосредственно на нужды самого предприятия, а недостатком – фактическое отстранение от приватизации других людей, не связанных с данным предприятием.

Что же касается российской модели приватизации, то она будет подробно рассмотрена в разделе «Особенности переходной экономики России».

В завершение необходимо подчеркнуть, что приватизация не везде и не всегда является единственным способом решения проблем. Устранение монополии государства в экономике не самоцель, а объективный процесс, который должен дополняться другими способами поддержки предпринимательства и развития частной собственности.

27. Экономические интересы: их природа, сущность, структура и противоречия. Национальные экономические интересы России.

 

Экономический интерес — термин, категория, используемая в экономике, финансах для обозначения стимулов деятельности субъектов экономических отношений, определяя их поведение. Стимулами деятельности экономических субъектов выступают рост стоимости или получения дохода в результате осуществления финансовых операций[4], а также иного участия в хозяйственной деятельности. В процессе экономической деятельности люди взаимодействуют друг с другом, руководствуясь своими интересами. Их интересы представляют сложную систему, затрагивающую, по существу, все отношения в обществе.

Первоначально интерес как коммерческий и правовой термин возник в средние века и означал возмещение ущерба.

Согласно словарю Брокгауза и Ефрона, издания 1898 г. «Интерес обозначает выгоду или пользу отдельного лица или известной совокупности лиц, противополагаемые выгоде и пользе других лиц». Таким образом, словом «интерес» в конце XIX в. обозначалась выгода для кредитора и стоимость пользования денежными средствами для заёмщика.

В системе экономических отношений существует большое многообразие экономических интересов. Каждый интерес имеет своего носителя — субъекта. По субъектам экономические интересы могут быть индивидуальными (личные, частные), групповыми (коллективные), общественными и в конечном итоге общечеловеческими. В последних двух отражаются национальные, государственные, классовые и т. п. интересы. Классифицировать экономические интересы можно и по другим признакам (критериям). Например, по временному признаку можно выделить текущие и перспективные.

28. Товарное хозяйство: условия возникновения, основные черты и типы. Товар и его свойства.

 

Товарным является хозяйство, в котором необходимые обществу блага производятся отдельными обособленными производителями, каждый из которых специализируется на создании определенного вида блага, вследствие чего происходит регулярный обмен продуктами труда как товарами на рынке.
Из данного определения видно, что производство становится товарным, если существуют два условия: специализация производителей и их экономическая обособленность.
Специализация предполагает то, что каждый производитель создает определенный вид блага: хлеб, молоко, обувь, одежду и т.д. Поскольку каждое благо способно удовлетворить лишь одну какую-то потребность, тогда как у его производителя потребности весьма разнообразны, то блага производятся в объеме, превышающем потребность в нем самого производителя, и их излишек обменивается на другие необходимые производителю блага. Таким образом, специализация обусловливает необходимость в обмене результатами труда производителей.
Экономическая обособленность характеризуется независимостью производителей, их самостоятельностью в принятии решений, прежде всего при решении вопросов: что, сколько, как и для кого производить?
В основе такой обособленности лежит частная собственность на факторы производства и факторы производства. Возникает не просто обмен, а обмен в виде купли-продажи, то есть товарный обмен, свидетельствующий о товарном характере всего общественного хозяйства.
В целом товарное хозяйство характеризуется следующими чертами:
1. Наличие общественного разделения труда, предполагающего специализацию производителей на различных уровнях.
2. Экономическая самостоятельность производителей как соб-ственников имеющихся у них факторов производства, позволяющая им свободно распоряжаться произведенной продукцией. Производство продукта в этом случае предстает как частное и обособленное от производства других продуктов.
3. Произведенная продукция имеет форму товара. Это означает, что непосредственной целью производства является продажа, а не потребление произведенного.
4. Наличие рынка как связующего звена между производством и потреблением и как фактора, влияющего на поведение производителей и потребителей, определяющего их отношения друг с другом в форме купли-продажи и оказывающего регулирующее воздействие на всю экономику.
Среди основных характеристик товарного хозяйства особого внимания заслуживают те, что связаны со специализацией и экономической самостоятельностью производителей, поскольку они, обусловив возникновение товарного хозяйства, способствовали его дальнейшему развитию.

Товар - это предмет или услуги, производимые для продажи, для взаимного эквивалентного обмена между собственниками благ.

Товар обладает двумя свойствами. Первое свойство - это потребительная ценность товара, или полезность его. Потребительская ценность это - способность данного товара удовлетворять какую-либо потребность человека, быть нужным для потребителя. Выражением общественной полезности является спрос покупателей на конкретные товары.

Второе свойство - это меновая ценность товара. Любой продукт превращается в товар лишь в процессе возмездного эквивалентного обмена ценностями между различными собственниками. Способность разных продуктов обмениваться в определенных количественных соотношениях (пропорциях) есть меновая ценность. Однако товарный обмен формирует важнейшую проблему экономической науки - что лежит в основе соизмерения различных обмениваемых товаров. Торговля предполагает возмездность и эквивалентность обмена. А что может служить показателями эквивалентности при обмене мяса на бензин, одежды на хлеб и пр.? Для ответа на этот вопрос экономическая наука последовательно сформировала трудовую теорию стоимости и теорию предельной стоимости.

29. Рынок: сущность, основные черты, субъекты и функции. Структура рынка. Инфраструктура рынка.

 

 

Ры́нок — совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции.

Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции[1]. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции.

К функциям рынка относятся:

  1. информационная — рынок дает его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве;
  2. посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем;
  3. ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учетом конкуренции;
  4. регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
  5. стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг;
  6. координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль.

 

Структура рынка — в экономике, конфигурация отраслей в зависимости от количества компаний, производящих идентичные продукты.

Разновидности структур рынка:

  • Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты.
  • Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка.
  • Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний.
  • Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей.
  • Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги.
  • Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба тем больше повышает эффективность, чем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний.
  • Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель.
  • Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса.

Рыночная инфраструктура – это система учреждений и организаций, обеспечивающих движение товаров и услуг на рынке. Встречаются и другие определения рыночной инфраструктуры. Ее определяют как комплекс элементов, институтов и видов деятельности, создающих организационно-экономические условия для функционирования рынка; как совокупность учреждений, организаций государственных и коммерческих предприятий и служб, обеспечивающих нормальное функционирование рынка; как совокупность институтов рынка, которые обслуживают и обеспечивают движение товаров и услуг, капиталов и рабочей силы.

30. Деньги: их возникновение, роль в экономике и основные функции.

 

Де́ньги — специфический товар, который является универсальным эквивалентом стоимости других товаров или услуг.

 

Экономическая роль денег в рыночной экономике определяются прежде всего огромной экономией ресурсов, которые человечество должно было бы потерять в процессе совершения товарообменных операций. Такого рода издержки (трансакционные издержки) в условиях бартерной экономики велики. Именно деньги являются ускорителем экономического прогресса общества. Они дают возможность обществу экономить издержки выбора ассортимента, количества получаемых благ, времени, места и контрагентов по сделке. Кроме того, существование всеобщего эквивалента в обществе позволяет участникам хозяйственного процесса относительно легко составлять количественные пропорции в товарообменных операциях.

 

Роль денег в различных моделях экономики состоит в следующем:

  • влияние денег на улучшение хозяйственной деятельности;
  • усиление заинтересованности субъектов хозяйственных отношений в развитии производства с помощью цен и снижения издержек;
  • зависимость денежных расходов от доходов;
  • контроль за ценами, объемом и качеством товаров и услуг.

 

 



Просмотров 1688

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!