Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Макроэкономические пропорции национальной экономики



Предпосылки становления, функционирования и развития национальной экономики.

Все факторы, обеспечивающие функционирование национальной экономики, могут быть разделены на внутренние и внешние. Эти категории взаимосвязаны. К внешним факторам относятся экономические и политические: первичность суверенитета, открытость экономики страны, многовекторность внешней политики, стабильность стратегических приоритетов международного сотрудничества и дипломатических отношений, международное разделение труда, доминирование той или иной страны на мировом рынке и др.

Внутренние факторы также включают политические и экономические. В числе политических – построение и развитие унитарного демократического государства, формирование современного гражданского общества, создание социально ориентированной рыночной (смешанной) экономики. К экономическим детерминантам относится обеспечение эффективности и конкурентоспособности национальной экономики; перевод экономики на инновационный, высокотехнологичный, наукоемкий тип развития; оптимизация воспроизводственной, отраслевой, технологической и региональной структур национальной экономики.

 

 

Макроструктура национальной экономики и основные показатели макроэкономической статистики в системе национальных счетов (СНС).

Ключевые макроэкономические параметры национальной экономики – эффективность и конкурентоспособность, характеризующие состояние, тенденции, закономерности развития, место и роль национального хозяйства в мировой экономике.

Для оценки состояния своей экономики большинство стран использует рекомендованную ООН систему национальных счетов (СНС). Это система взаимоувязанных показателей, применяемых для описания и анализа макроэкономических процессов.

Валовой внутренний продукт (ВВП) характеризует стоимость товаров и услуг, произведенных в стране во всех отраслях экономики и предназначенных для конечного потребления, накопления и чистого экспорта. ВВП включает продукцию и услуги, произведенные непосредственно внутри страны без использования факторов производства других стран. ВВП не включает поступления от внешней экономической деятельности и других операций.

Валовой национальный продукт (ВНП) –сумма товаров и услуг, произведенных национальными субъектами (предприятиями, организациями, частными лицами) независимо от их территориального расположения (в своей стране или за рубежом).

Национальный доход определяется как сумма доходов всех владельцев факторов производства, т. е. оценивается по факторной стоимости за вычетом косвенных налогов.

 

Сущность и содержание переходной экономики

Переход от централизованно регулируемой экономики к рыночной сопровождается существенными преобразованиями экономич. дея-ти.

Трансформационный процесс - это процесс превращения одной экономич. системы в другую.

Продолжительность переходного периода в разных странах раз­лична и зависит от многих факторов: первоначального состояния экономики, обществ. и гос. устройства страны, менталитета народа, значимости различий действующей экономич. системы и системы, идущей ей на смену.

Переходный период вкл. след. три направления преоб­разований:

• демонтаж старого экономич. порядка;

• становление нового экономич. порядка;

• структурную перестройку.

Характер переходных процессов опред. два типа переходной экономики. Первый тип базируется на процессах, развивающихся эволюционным путем, другой - основан на радикальной перестройке экономики,так называемой «шоковой терапии».

Переходный период от административно-командной экономики к рыночной вкл. след. направления преобразований:

• ликвидацию негативных последствий эконом. кризиса на первом этапе переходного периода;

• обоснование перспективной модели нац. экономики;

• создание законодательно-нормативной базы, правовых институ­тов, обеспечивающих развитие рыночных отношений;

• либерализацию экономики;

• демонополизацию экономики и создание конкурентной среды;

• изменения отношений собственности, обеспечение равноправия всех форм собственности;

• институциональные изменения, формирование рыночной инфра­структуры (валютной, фондовой и товарных бирж);

• структурную перестройку экономики на основе развития науко­емких ресурсосберегающих экспортно ориентированных и импорто­замещающих производств, прогрессивных технологий и высокопро­изводительной техники;

• совершенствование структуры образования, подготовки и пере­подготовки кадров;

• повышение роли ЗП как основного источника формирования денежных доходов населения и важного стимула его трудовой активности;

• разработку системы социальной защиты населения;

• повышение эффективности методов гос. регулиро­вания экономич. дея-ти;

 

 

Макроэкономические пропорции национальной экономики.

Экономику страны можно представить как многоуровневую (ие­рархическую) систему, кот. вкл. микроуровень (пред-тия и орг-ции первичного хоз. звена), мезоуровень (от­расли, регионы) и макроуровень (экономика в целом).

Структура макроэкономич- системы вкл. межотрасле­вые комплексы (промыш-сть, с/х, транспорт и связь, внешнеэкономич. комплекс, финансовая система, строи­тельство и инвестиции в основной капитал, соц. сфера).

Целями и ф-ями развития макроструктуры экономики явл. обеспечение эффективности и конкурентоспособности нац. экономики; рост благосостояния народа; поддержание прогрессивных пропорций воспроиз-ва, отраслей, технологич. региональной структур экономики.

В рамках институциональных задач макроэкономич. систем решаются вопросы создания общенац. рыночных институтов, совершенствования нац. закон-ва, внесения в экономич. жизнь рыночных и общечеловеч. ценностей.

К системе управления макроструктурой экономики относятся высшие органы гос. власти, министерства, ведомства концерны межотраслевого характера.

 

 



Просмотров 1398

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!