Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Thorn;orkæl møntære senter þer pipar 2 часть
Ós — повелитель речи любой, пристанище мудрости, утешение мудрым и каждому ярлу — благо и радость. Очевидно, что значения «бог» (тем более — бог магии и поэтического вдохновения) и «уста» (как источник речи) связаны между собой.
5 r Raido Дорога Основное значение этой руны — это Дорога: как путешествие, странствие, путь, но и как рукотворный элемент ландшафта тоже (сравн. совр. англ. road). Идея движения, которую передает эта руна, имеет два оттенка, связанных с употреблением вполне конкретного термина «[верховая] езда». Во-первых, речь идет не о движении вообще (для этого можно было бы подобрать другой термин), но о движении целенаправленном. Не факт, что путешествующий сам знает эту цель, но она существует. Во-вторых, «езда» подразумевает путешествие верхом, а образ коня, как мы уже говорили в предыдущей главе, прочно связан на Севере с путешествием между мирами... 6 kKanoФакел Образ факела, несомненно, очень многозначен. Его свет разгоняет тьму, образует освещенное пространство во мраке невидимого и неизвестного и сам становится его центром. Тот, кто зажигает факел в ночном лесу, обретает возможность видеть, но и сам раскрывается окружающему, ибо, держа в руках факел, оказывается в самом освещенном месте. В свете факела предметы приобретают форму и цвет, и кто знает, существуют ли они вообще там, за стеной темноты, или это поднявший факел создает их из окружающего хаоса?..
7 gGeboДар В имени этой руны звучит одна из древнейших североевропейских основ, сохранившаяся до нашего времени почти без изменений (сравн. англ. give«давать», gift«дар»; датск. gaveи нем. Gebeс тем же значением и т.д.). «Дар» как образ выглядит достаточно простым, но это не совсем так. Вспомним, мы связываем с этим словом и проявление дружбы, и «подарок судьбы», т.е. неожиданно реализовавшееся благо, и дар в значении «дарование» (эти два слова являются однокоренными практически во всех европейских языках — это отголосок того, что некогда талант воспринимался как дар богов)... ...В эддических «Речах Высокого» есть строка, которая могла бы послужить эпиграфом к описанию этой руны: «На дар ждут ответа...» Это выражение закона равновесия: полученное извне должно быть оплачено. Так подарок от друга требует ответного дара, а дар богов требует достойного служения. 8 w Wunjo Радость Радость — это внутреннее состояние. Не восторг, не приятное возбуждение, вызванное какими-либо внешними причинами (например, удачной покупкой). Это спокойное внутреннее ощущение блага. Но обеспечивается оно, разумеется, факторами как внутренними, так и внешними. Англосаксонская руническая поэма так говорит об этом:
Wynn — для того, кто печалей и горестей знает немного, и тому, кто имеет достаток и благость и стены надежные.
9 h Hagalaz Град Эта руна имеет два значения — очень разных на первый взгляд, но сливающихся в единое целое на взгляд второй. Град — это разрушение. Это гибель посевов; это гибель воина — в архаических германских языках это слово употреблялось также и в значении «град стрел» или «град камней». Град — это изначальное ледяное зерно, из которого рождается Мир. Лед в Северной Традиции — это не только пятая стихия, но и одна из двух творческих потенций. Итого — конец Мира и его начало. В северной эсхатологии это одна и та же точка мифологической истории — Сумерки Богов, конец одной эпохи и рождение другой. ...Северные жертвенные болота сохранили для нас немало важнейших памятников древней Традиции; о некоторых из них мы уже упоминали и будем еще упоминать на страницах этой книги. Один из таких памятников — древко копья из болота на острове Фюн, целиком покрытое рунической надписью. Надпись начинается традиционно: ek erilaR... «Я, эриль...», а ближе к концу содержит фразу hagala wiju — «посвящаю Хагалу»[28]. Трудно сказать, чему именно посвятил эриль это копье — сияющему изначальному льду или великой силе разрушения. Возможно, и тому и другому. 10 n Nauthis Нужда Нужда — это не голод, холод и отсутствие крыши над головой. Уходящий в поход конунг может испытать все это, но никто не назовет его, собравшего дружину и снарядившего корабль, нуждающимся. Нужда — основа таких слов, как «принуждать», «вынужденный» и т.д. Нужда — это внутреннее состояние, в котором человек лишен свободы делания, свободы выбора пути. У этого состояния может быть много разных причин. Так, например, оно может быть частью процесса посвящения, — в таком случае оно осмысленно и играет совершенно определенную роль. А может быть «наведенным» врагом, — о чем предупреждают нас эддические «Речи Сигрдривы»:
Руны пива познай, чтоб обман тебе не был страшен! Нанеси их на рог, на руке начертай, руну Науд — на ногте. Речи Сигрдривы, 7 11 i Isa Лёд Лёд. То, с чего все началось, и то, чем все кончится. Вмороженные в соленый лед корабли, невозможность что-либо делать, и ожидание великой весны. Но, когда она наступит, ты будешь помнить, что море — это всего лишь растаявший временно лед. Лёд — пятая стихия Северной Традиции (немного подобная «Металлу» — пятой стихии Традиции Китая). Абсолютная статика — хранящая в себе все истоки движения. «Ничего» — это то же самое, что «Всё». И то и другое есть отрицание Пустоты. 12 j Jer Год / Урожай Эта руна несет два значения — как всегда, взаимосвязанных. Год — коловращение сезонов, извечный и навсегда замкнутый цикл Рождения-Плодородия-Смерти. Урожай — итог годового круга и его смысл. Без отмечающего Вечность круговорота жизни и смерти значимый результат невозможен. А без такого результата — бессмысленно коловращение двух этих диалектически взаимосвязанных потенций. Единственная объективно существующая форма движения — это именно коловращение, непрерывное перетекание одного в другое. Недаром и графически эта руна являет собой разомкнутую двухветвевую свастику. И еще это — «Вечное Возвращение» Ницше... 13 e/i Eihwaz Тис Тис в Европе называли «деревом смерти» и, вероятно, не только потому, что его хвоя и древесина ядовиты для человека. В Футарке руна Эйваз — тис — отражение Мирового Древа, символ axis mundi, мировой оси. На этом Древе Один принес себя в жертву ради знания рун. Два связанных смысловых оттенка можно здесь уловить. Первый — связь миров и сама возможность путешествия между ними. Второй — преодоление. В общем смысле — препятствий и границ. В узком — преодоление смерти и посвящение.
14 pPerth Точный перевод ни одного из сохранившихся вариантов имени этой руны неизвестен, зато известен целый ряд попыток установить его этимологию. Почти все авторы связывают ее с древнейшим образом Великой Богини, властвующей над рождением и смертью (вспомним, что эти понятия в Традиции неразрывны и объединены идеей врат между этим и Иным мирами). С этим же связано и то, что Перт часто называют «руной того, что скрыто», — скрыто именно гранью этих врат и, следовательно, «руной посвящения». Некоторые авторы отмечают возможную связь имени этой руны с бросанием жребиев или костей; что ж, вероятно, в этом тоже есть смысл — источник понимания и приятия судьбы тоже, в общем, находится здесь... 15 R Algiz Защита Осока и лось — два значения англосаксонского имени этой руны — объединяет идея защищенности живого существа: могучие рога лося и такие мягкие, но бритвенно-острые листья осоки обеспечивают им защиту едва ли не от любых врагов:
[Осоки] жилище обычно в болоте, в воде растёт она и ранит жестоко и кровью красит любого, кто рвёт её. Англосаксонская руническая поэма Древнейший же из известных — готский — вариант имени, Algs, просто означает «защита». Но что такое «защищенность» в понимании человека Традиции? Покровительство богов, конечно...
16 s SowlСолнце Солнце — источник жизни и жизненной силы, один из центральных образов Традиции. С Солнцем сравнивали в древности великих властителей и героев. Некоторые древние варианты имени этой руны (напр. англосакс. Sigil) родственны древнегерманской основе со значением «победа» (ср. исл. sigur, «победа»), от которой образованы многие имена великих героев. В поздней немецкой традиции это имя так и звучит — Sig. 17 t Tejwazбог Тюр (Тив) Имя этой руны отражает древнейшее из известных имя скандинавского бога битвы и справедливости, восходящего к общеиндоевропейскому имени Diaws,принадлежащего верховному небесному богу. Функция Тюра как покровителя воинов — в связи с рунической традицией — отражена в Старшей Эдде:
Руны победы, коль ты к ней стремишься, — вырежи их на меча рукояти и дважды пометь именем Тюра! Речи Сигрдривы, 6
Но один из смысловых оттенков руны определяется, несомненно, мифом о жертве Тюра, позволившей богам связать Волка...
18 bBerkanaБерёза Во всех ветвях Северной Традиции берёза — символ весеннего пробуждения природы, весеннего роста, чистой жизненной силы — в том её состоянии, когда зачатие и рождение уже свершились, а время плодоношения и смерти ещё не пришло. Несомненно, эта руна связана с силой Богини в её весенней, одновременно поддерживающей и охраняющей ипостаси. Молодыми ветвями березы украшались дома и святилища во время весенних праздников; из них делались венки, которые во время этих праздников носили девушки, символизирующие пробудившуюся к росту и цветению Богиню.
19 e Ehwaz Конь Стилизованное изображение коня мы видим на двух значительнейших памятниках рунического Искусства — на Эггъюмском камне и на камне из Килвера, — каждый из которых является частью погребального сооружения; на Килверском камне мы встречаем и саму руну Эваз — как основу пятичленного рунического заклятья... Образ коня в Традиции очень четко ассоциируется с переходами между мирами. Для путешествий по мирам пользуется волшебным конем — Слейпниром — и сам Один; и именно Слейпнира одалживает Один своему сыну Хермоду, чтобы тот мог отправиться в страну мертвых, в Хель, на поиски убитого Бальдра. И, конечно, конь символизирует стремительность в целом, движение, изменение... Последнее, к слову, связано и со сказанным выше. 20 m Mannaz Человек Когда мы говорим о рунах как об образах и/или символах, подразумеваем сущностные образы и сущностные же символы. В отношении руны Альгиз осока — символ защищенности, базирующейся на естественных свойствах, но не средство обороны в бою. В отношении руны Эваз конь — образ незнающего препятствий движения, но не физиологическое описание данного животного...
И трое пришло из этого рода асов благих и могучих к морю, бессильных увидели на берегу Аска и Эмблу, судьбы не имевших.
Они не дышали, в них не было духа, румянца на лицах, тепла и голоса; дал Один дыханье, а Хёнир — дух, а Лодур — тепло и лицам румянец... Прорицание Вёлъвы, 17—18 21 1 Laguz Вода Вода в северной архаике — это, прежде всего, возможность пути, зачастую — единственная. Именно вода — заливы и реки — определяла направления торговых путей и переселения племен; именно и только по воде может пройти ладья, еще во времена бронзового века бывшая важнейшим сакральным образом северных индоевропейцев[29], — фактически потеснив еще более древнюю колесницу, для которой оказалось невозможным пересечь европейские леса и водные пространства. Не понуждая к какому-либо конкретному выбору, вода предлагала пути, по которым можно пройти, и вела путешественников вперед. А еще вода — это содержание Источника Судеб, что бьет у корней Мирового Древа... 22 ng NInguz бог Инг (Ингви) Инг (Фрейр) — один из основных богов скандинавского пантеона, бог плодородия и процветания. С ним ассоциируется, в частности, чудесная меленка, которая производила золото, мир и счастье, но основная его мифологическая функция связана все-таки с плодородием. Причем в данном случае речь идет о произрождающем аспекте плодородия, связанном с зачатием и рождением, — отсюда связанный с Фрейром фаллический культ. В самом общем смысле это относится не только к зачатию и рождению живых существ, но и к рождению идей, благ, замыслов и т. д.
23 d Dagaz Денъ Вероятно, лучше всего эту руну может охарактеризовать Англосаксонская руническая поэма:
[День] — божий посланник, людям дорог, Господа свет; надежда и радость богатым и бедным и всем на пользу.
День — это свобода — от тьмы, холода и опасностей ночи, и это возможность — работать, отправляться в путь... В обоих этих отношениях руна Дагаз является противоположностью руны Науд. 24 о Othal Вотчина «Вотчина», т.е. родовое поместье, наследное владение, — наиболее точный перевод имени этой руны. Это — Дом, свой дом во всех отношениях. Место (а в широком смысле — и состояние, образ действий, статус), в котором ты — свой среди своих, в своем праве. И еще это — наследие, полученное от предков. Для человека — как в древности, так и сегодня, — таким наследием может быть собственность, имя, родня, социальный статус и долг, и т. д. И таким наследием может быть Традиция. Два эти аспекта неразделимы. Взаимосвязи Хорошо известно, что многие концепции и символы Традиции взаимодополняют друг друга, образуя дуалистические пары или триады. Некоторые из таких взаимодополнений можно обнаружить и в Футарке; они помогают нам лучше понять значения дополняющих друг друга рун, и, что важно, это понимание может не зависеть от авторских трактовок. Приведу несколько простых примеров. Ингуз — Беркана— Йер (Q-B-J) Цикл развития жизни, три аспекта плодородия: зачатие и рождение — рост и цветение — плодоношение (урожай). Эйваз — Йер (y-J) Два аспекта описания сакральной структуры Мира: неподвижная ось Мирового Древа и вечное круговращение жизни. Они же, например, — родовой столб святилища и хоровод вокруг него. Фе— Уруз (F-U) Домашний скот и дикий зверь. Две компоненты могущества: благосостояние и внутренняя мощь. Таких взаимодополнений можно найти немало; они не мешают и не противоречат друг другу — одна и та же руна может входить в несколько пар или триад, раскрывая разные свои аспекты. Но здесь мне хотелось бы представить определенную систему взаимосоответствий рун — систему постольку, поскольку, во-первых, она охватывает весь Футарк, а во-вторых, связана с его структурой. Ранее мной эта система не публиковалась; впрочем, увидеть её несложно — достаточно продолжить попарное рассмотрение рун, начатое нами с рун Фе и Уруз. Следующей парой, например, окажутся Турс и Ас... Надеюсь, это сможет послужить дополнением к приведенным выше «базовым значениям» рун.
В данной системе парных соответствий рун можно при желании увидеть и определенную динамику разворачивания Футарка: Могущество испытывает Воздействие, ведущее к Раскрытию, результатом которого становится обретение Блага. В состоянии Принуждения маг находит Источники движения; открывая их для себя, он встает на Путь-между-Мирами и, пройдя его, достигает первого Результата своего делания. Следующий по Пути Человек, постигая свою Сущность, научается использовать присущие ему Потенциалы и так обретает Свободу... Глава 5
Англосаксонскиеруны Бритты, англосаксы, викинги...
сли в Скандинавии руническое искусство развивалось исключительно на местной почве, и новые рунические ряды возникали просто как модификации более древних, то на Британских островах мы видим картину совершенно иную. Сюда руны были принесены, и британская ветвь рунического искусства формировалась в неизбежном смешении германской идеи сакрального рунического письма и германской магии с кельтскими мистическими представлениями. Ассимиляция бриттов и англосаксов на островах не была полной и, вероятно, даже просто существенной, и, тем не менее, сам дух Медового Острова[30] не мог не сказаться на развитии здешних рун. Именно это, возможно, привело к тому, что, в то время как в Скандинавии Футарк терял часть древних рун и превращался в Младшие рунические ряды, в Британии Футарк не только сохранился (пусть и в измененном виде), но и обогатился новыми рунами, явно несущими магический смысл. Впрочем, обо всем по порядку. Кельты заселили Британские острова в середине I тысячелетия до н. э. и, смешавшись с местным населением, сформировали устойчивую и очень яркую культуру, проявившуюся в двух основных вариантах: гэльском (на территории современных Ирландии, Шотландии и острова Мэн) и бриттском (на остальных землях архипелага). В середине I века до н. э. на Британию обратил свое внимание Рим; Юлий Цезарь упомянул в своих «Записках о галльской войне» о помощи, постоянно оказываемой галлам из этой страны. Цезарь совершил две экспедиции в Британию, которые не принесли значимых результатов, если не считать того, что острова попали на римские карты будущих военных действий. И к середине I века н. э. Британия стала римской провинцией. Pax Romana царил в Британии чуть менее четырех веков. В 383 году Максим Великий (Максен Вледиг валлийских сказаний) начал кампанию против императора Феодосия I, для чего вывел из Британии большую часть легионов, ослабив оборону острова. Это стало «началом конца» Britania Romana, а в 410 году император Гонорий распорядился вывести с острова остатки войск для защиты собственно Рима и подписал документ, снимающий с Британии протекторат Рима. Легионы ушли, а богатые земли, торговые города и римские виллы остались. Началась Темная Эпоха Британии, о которой мы знаем очень мало. Несомненно, что уже первые десятилетия V века стали временем мощной агрессии с севера: племена пиктов и скоттов перешли оставшуюся без защиты стену Адриана[31] и начали грабить бриттские земли. Согласно легендарным источникам, правивший в середине V века верховный король бриттов Вортигерн, понимая, что он не в состоянии противостоять нашествию с севера, заключил договор о военной помощи с вождями континентальных германцев — англов и саксов. Возглавляемые Хенгистом и Хорсой те высадились на остров и действительно сумели остановить и разбить северные племена, получив в уплату земли в Восточной Англии, а чуть позднее — и Кент. Именно на эти земли началось массовое переселение с континента, причем к англам и саксам присоединились также их ближайшие «родственники» — племена ютов и фризов. Очень скоро Вортигерну пришлось сражаться уже с собственными бывшими защитниками... Именно этим временем (середина V века) датируется древнейший рунический памятник на территории Британии. В захоронении этого времени, расположенном у Кастор-бай-Норвич в Норфолке (Восточная Англия), был найден комплект из более чем тридцати костяшек для игры; все они вырезаны из бараньих костей, — кроме одной, изготовленной из таранной кости косули. Именно на ней находится руническая надпись, которая переводится как «косуля» или «[сделанный из] косули»[32]. Это очень важный памятник в силу своей древности, но еще не имеющий отношения к руническому искусству Британии: судя по всему, этот набор костяшек привезен с северо-востока (из Скандинавии?) кем-то из последователей легендарных Хенгиста и Хорсы. Но — вернемся к истории. К концу VI века пришельцы с востока заняли почти всю центральную часть острова, оттеснив бриттов в Уэльс и Корнуолл, где образовался целый ряд кельтских королевств. Сами пришельцы — не без влияния В VIII веке бриттские и англосаксонские королевства Британии пришли к некому подобию равновесия, но... началась эпоха викингов. 793 годом датируется первый набег данов на королевства Гептархии, и с этого момента юго-восточное побережье острова на два века превратилось в то потухающую, то вспыхивающую «зону боевых действий»... Викинги — датчане прежде всего, — оставили немалый культурный след на Британских островах, выразившийся в том числе и в рунических памятниках. В частности, это многочисленные каменные кресты с изумительной резьбой и надписями коротко-ветвистыми рунами, датируемые поздней эпохой викингов или началом Средневековья... Но в данной главе нас интересуют не Старшие руны первых германских дружин в Британии, и не Младшие руны поздних викингов, по следам Хорсы и Хенгиста пришедших сюда в поисках земель и добычи. Здесь нас интересуют собственно английские руны — руны королевств Гептархии. Руны Семи Королевств Древнейшие надписи англосаксонскими рунами выполнены на различных «движимых» предметах, прежде всего — на оружии и ювелирных изделиях; каменные рунические артефакты в Англии немногочисленны и появились существенно позднее. Один из самых древних подобных памятников — это ножны меча, найденного в богатом мужском захоронении на острове Уайт (тогда он принадлежал королевству Кент). Руническая надпись на серебряной оковке устья ножен датируется VI веком; она состоит из двух коротких слов, но читается неоднозначно: Aelig;kо: ?ori Возможно, надпись содержит имя меча, но точно этого сказать невозможно. Стоит обратить внимание на то, что надпись выполнена на тыльной стороне оковки, т.е. на той стороне, которая при ношении меча на поясе не видна. Другой, более поздний пример — золотая брошь с гранатами, также найденная в погребении (у Кастор-бай-Норвич в Норфолке) и датируемая серединой VII века. Надпись на ней длиннее: luda: gibœtaesigilæ Разделитель здесь, как то нередко бывает в надписях классического периода, отделяет не слова одно от другого, а смысловые части фразы. Здесь, как и на знаменитой фибуле из Фрейлауберс-хейма (boso : wraetruna... «Босо начертал руны..»), разделитель отделяет имя собственное от остального предложения. В большинстве случаев данную надпись переводят как «Луда отремонтировал брошь»[33]. Любопытно использование явного латинизма: sigilæ — предположительно, «брошь»; сравн. лат. sigillum, «печать». Изменения, которые происходили с рунами англосаксов Гептархии, — а читатель уже мог их заметить на приведенных иллюстрациях, — имеют, вероятно, два источника. Первый источник — фризский: еще на континенте руны фризов начали претерпевать определенные модификации, целью которых было передать на письме изменившуюся фонетику. Так появились отдельные руны для обозначения звуков а и aе(а также — правда, позднее — для дифтонгов ue и ai). Именно эти изменения, связанные с необходимостью различения на письме звуков а, æ, о, œ, мы и видим в приведенных выше примерах. Второй вероятный источник — введение в алфавит «субрунических» символов, известных германцам задолго до вторжения в Британию, но не нашедших себе места в классическом Футарке. Накапливаясь, эти изменения привели к формированию в конце VII века первого собственно англосаксонского рунического строя, который мы сейчас называем «ранним англосаксонским». Он сохранил все руны классического Футарка, к которым добавились еще четыре руны: Осс [о], Ир [у], Эар [еа] и Ак [а]; руна Одал поменяла свое фонетическое значение с о на œ, а изначальная руна Ансуз превратилась в Аск («Ясень») и стала передавать фонему æ. В последующие столетия рунический ряд, используемый в Британии, продолжал расширяться, и к IX веку на севере, в Нортумбрии, появился 33-рунный строй, получивший название позднего англосаксонского или нортумбрийского.
Вполне возможно, что в его создании — или формализации — принимали участие и монахи (королевства Гептархии к тому времени уже давно были христианскими); косвенно это может подтверждаться тем, что большинство надписей, выполненных рунами полного нортумбрийского строя, имеют духовное содержание. Имена дополнительных англосаксонских рун сохранились в целом ряде раннесредневековых манускриптов (таких, например, как Codex Vindobonensis или Codex Salisburgensis); важнейший из них, несомненно, — Англосаксонская руническая поэма. Поэма была создана в VIII—IX веках и сохранилась в манускрипте X века в библиотеке сэра Роберта Коттона. В XVIII веке вместе с частью библиотеки рукопись погибла во время пожара, но, по счастью, сохранились ее копии. Поэма содержит начертания рун, их фонетические значения, имена и 29 строф, посвященных каждой руне и написанных староанглийским аллитерационным стихом. Приведу перевод фрагмента, посвященного руне f:
|