Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Thorn;orkæl møntære senter þer pipar 5 часть






 

* * *

Представленные выше примеры отнюдь не исчерпывают кор­пус памятников вендского рунического письма. Этот корпус достаточно велик, — как минимум достаточно велик для того, чтобы предпринять попытку дешифровки.

В наше время некоторые частные результаты лингвистического и эпиграфического анализа северовендских надписей были опу­бликованы мной в 1996—1998 годах[88], а результаты первой попыт­ки дешифровки, основанной на рассмотрении всего корпуса надписей, — несколько позднее А.А. Бычковым[89]. Спустя несколько лет и я предложил свой, несколько отличный, вариант в вышедшей в 2001 году книге, целиком посвященной славянским рунам[90]. Имен­но этот вариант дешифровки и представлен в данной главе.

Необходимо отметить, что данный вендский рунический ряд не является, конечно, единственно возможным. Это — лишь вариант реконструкции. Во-первых, потому что сами руны имели несколько вариантов начертаний (а здесь начертание знаков стандартизова­но), а во-вторых, потому что и вендское руническое письмо в целом имело, вероятно, несколько различающихся вариантов.

И о волшебном... (описания рун вендского ряда)

И славянские, и германские руны являются всего лишь ветвя­ми древней Традиции использования священных символов, и в том числе символов алфавитных. Все те сакральные функции, которые выполняли руны древних германцев, вероятно, должны были быть присущи и славянским рунам, — как минимум на ран­них этапах их развития. Другое дело, что, в отличие от германской традиции, конкретных знаний о магии славянских рун практиче­ски не сохранилось. Означает ли это, что потеря невосполнима?

Хочется верить, что нет. В конечном счете, сакральная Традиция не есть нечто мертвое, раз и навсегда зафиксированное в некой догме, но — напротив — Традиция всегда представляла собой живое творчество, и именно это её качество и привело тысячеле­тия назад к возникновению той священной письменности, кото­рую мы сейчас называем рунами. Да и тот материал, которым мы располагаем для реконструкции сакрального значения славянских рун, не так уж мал.

Итак, что же у нас есть?

Во-первых, данные археологии и — пусть крайне незначитель­ные и разрозненные — исторические свидетельства.

Во-вторых, уже реконструированные рунические системы наших ближайших родственников славян — германцев. Дейст­вительно, раз наши традиции имеют единые корни, то логично предполагать, что и руны наши должны иметь немало общего.

В-третьих, Знак и Звук — неважно, говорим ли мы о письме или о символах и звуках как таковых, — Знак и Звук имеют соб­ственную магию, собственное сакральное значение, и для многих из них это магическое значение установлено как трудами исследо­вателей европейской сакральной Традиции, так и в результате серьезных работ современных психоаналитиков и психологов[91].

Совместное использование трех этих факторов позволяет сде­лать попытку реконструкции славянской рунической сакральной системы. Такая попытка была предпринята мной в 2001 году и представлена в этой книге[92]. Ни в коем случае я не претендую ни на законченность этой реконструкции, ни на абсолютное ее соот­ветствие той системе, которой могли пользоваться древние венды. И, тем не менее, то, что предлагается ниже, обладает двумя важ­нейшими качествами: во-первых, эти руны — славянские, а во-вторых... они работают.

 

1. Мир[м]

Ключевые слова: Белбог; внутреннее «Я»; Древо Мира

Руна Белого Бога — одного из самых сложных (sic!) образов славянской мифологии. В германском Футарке эта руна носит имя Madrили MannazЧеловек. В традиционном языческом пред­ставлении человек и есть образ Бога, его воплощение. Но Бог — это весь Мир, и потому человек, или микрокосм, есть образ Мира, или макрокосма. Ось Мироздания — это Мировое Древо, так же, как позвоночный столб — ось человека. Сама форма руны Белбога суть образ Древа Мира и образ человека, стоящего с подъятыми к Небу руками.

Руна Белбога символизирует внутреннее, божественное по своей природе, Я человека; ту его часть, что хранит непреходящее Знание и непреходящую Жизнь; то, что принадлежит Небу.

Вспомним также, что второе значение слова «мир» в славян­ских языках — община, общество, Род, т.е. среда, в которой блю­дется порядок. В этом отношении руна Белбога символизирует центростремительные силы — силы, стремящие Мир к абсолют­ному Порядку.

В магическом отношении руна Мир представляет защиту, покровительство светлых богов.

В германских рунических рядах содержание руны Белбога отчасти передают руны Манназ и Альгиз; а сам образ славянского Белого Бога представляет собой прямую параллель образу сканди­навского бога Хеймдалля, которого древние тексты называют Белым Асом. Как и Белбог, Хеймдалль — Страж Порядка, чья доля — блюсти пределы богов от нашествий Сил Хаоса.

 

2. Чернобог[ц/ч]

Ключевые слова: Шут; Тень; Перевернутое Древо Мира Руна Чернобога - божества, образующего дуальную пару с Белбогом. Если руна Белбога представляет силы, стремящие Мир к абсолютному Порядку, то руна Чернобога связывает нас с силами, ведущими Мир к абсолютному Хаосу. Было бы абсурдом ассоции­ровать Белбога с «добром» и Чернобога — со «злом»; взаимодей­ствие центростремительных и центробежных сил суть залог Равновесия, читай: залог самого существования Мира.

В божественном плане руна Чернобога представляет бога-трикстера, Бога-Шута и Бога-Паяца, извечно сражающегося со Стражем Порядка и извечно нарушающего определенные богами Порядка границы. В отношении человека руна Чернобога пред­ставляет Тень, тот архетип юнгианского бессознательного, что вечно стоит за нашим левым плечом и, посмеиваясь, ведет нас к освобождению от личин и иллюзий: «Я тот, кто вечно хочет зла и вечно совершает благо» (Гете)...

Магическое содержание руны: разрушение старых связей, про­рыв магического круга, выход из любой замкнутой системы.

В германских рунических рядах руна Чернобога находит себе частичное соответствие в рунах Перт и Хагалаз. Германское имя Чернобога — Локи.

3.Алатырь [а]

Ключевые слова: Азы, начала; Величие; Мировая Гора; Грааль

Руна Алатырь—руна центра Мироздания, отмечаемого Мировой Горой; руна начала и конца всего сущего. Это — то, вокруг чего вра­щается борьба Белбога и Чернобога, круговорот борьбы сил Порядка и Хаоса; это закон Равновесия и возвращения на круги своя; это камень, лежащий в основании Мира, — та горстка земли, поднятая богами со дна изначального океана, из которой было сотворено Всё. Вечное круговращение событий и неподвижный их центр...

Алатырь, «всем камням отец», «пуп земли» в славянской Традиции, стоит на Буяне-острове. Под Алатырем сокрыты исто­ки всех рек и начала всех дорог. Алтарём и троном служит Алатырь верховным богам, и потому любой трон и любой алтарь в Среднем Мире — лишь отражение Алатырь-камня.

Магический алтарь — камень, на котором совершается жертво­приношение, — суть отражение Мировой Горы, или камня-Алатыря. Это и есть тот сакральный образ, что заключен в этой руне.


В германских рунических рядах нет рун, более или менее полно передающих содержание руны Алатырь. Лишь до некото­рой степени ей соответствуют руна Йер старшего и руна Стан нортумбрийского рунических рядов.

4. Радуга[р]

Ключевые слова: Дорога; Радость

Как и в скандинавском Футарке, это руна Дороги, руна «пути, у которого есть сердце» (Кастанеда)... Это — бесконечный Путь, ведущий к Алатырю; путь, определяемый единством и борьбой сил Белбога и Чернобога, Огня и Воды.

Дорога в Традиции — это нечто большее, чем просто движе­ние в пространстве и времени. Дорога — это особое состояние, равно отличное и от суеты, и от покоя; это состояние движения меж Порядком и Хаосом. У Дороги нет ни начала, ни конца, но есть источник и есть итог... Древняя формула «делай, что дол­жен, и будь, что будет» могла бы послужить «девизом» этой руны.

Магическое значение руны: стабилизация движения, помощь в путешествии, благоприятный исход сложных ситуаций.

В германских рунических рядах этой руне полностью соответ­ствует руна Райд, имя которой также означает «Дорога», «Путешествие».

 

5. Нужда[н]

Ключевые слова: Неизбежность; Судьба; Навь; Кривда; Вий

Руна Велеса в образе Вия (Ния) — бога Нави, Нижнего Мира. Это — руна судьбы, которой не избежать; руна тьмы, смерти, все-сжигающего подземного огня. Руна стеснения, скованности и принуждения.

Как и во всем, что связано с рунами, сказанное выше о руне Нужды может быть соотнесено с любыми уровнями реальности. Это и магический запрет на совершение (завершение) того или иного действия, и стесненность в материальном плане, и те узы, что сковывают сознание человека, закрывая от него истинную, божественную реальность Мира.

Велес как Вий, Страшный Бог, взгляд которого сжигает всё живое, — это Чернобог, тьмой неведения и пустоты встающий поперек Дороги. Огонь Вия, не дающий света, огонь, заковываю­щий в цепи, — вот сакральное содержание этой руны. Но не забу­дем, что сила Чернобога необходима для того, чтобы развернулся коловрат Дороги; тогда цепи темного пламени Вия предстанут перед нами не преградой на Дороге, но испытанием, обещающим Посвящение...

В германских рунических рядах данная руна соответствует руне Науд, имя которой также означает «Нужда».

 

6. Крада[г/к]

Ключевые слова: Огонь; Глагол; Воплощение; Правда

Славянское слово «крада» означает жертвенный огонь. Руна Крада — руна огня, родственная германским рунам Гебо и Кано, ибо огонь есть дар богов и сила, воплощающая божественное в Срединном мире. Это — руна устремления и воплощения стремлений, а зна­чит — руна речи, поскольку в нордической Традиции речь, глагол всегда ассоциировались с воплощением намерения. Но воплощение какого-либо замысла всегда есть раскрытие этого замысла Миру, и потому руна Крада — это еще и руна раскрытия, руна потери внеш­него, наносного — того, что сгорает в огне жертвоприношения.

Магическое содержание руны Крада — очищение; высвобож­дение намерения; воплощение и реализация.

 

7. Треба[т]

Ключевые слова: Твердость Духа; Воин; Жертва

Как и аналогичная германская руна Тейваз, славянская руна Треба является руной Воина Духа — странника на Дороге к Алатырю.

Скандинавские предания рассказывают о таком деянии Тюра — бога, которому посвящена эта руна в германском строе. Однажды богам удалось поймать Фенрира, Мирового Волка — причину грядущего Рагнарока, Конца Мира. Дабы сдержать раз­рушающую силу Волка, необходимо было наложить на него спе­циально для того сделанные крепчайшие путы. Но сделать это можно было лишь хитростью, и тогда боги обещали Волку, что лишь испытают путы и после снимут их, и Тюр в залог этого поло­жил Волку в пасть свою руку. И когда Волк был закован, он отку­сил руку Тюра — но победа над Хаосом была достигнута.

Жертвоприношение, без которого на Дороге невозможно воплощение намерения, — это сакральное содержание руны Треба. Но жертвоприношение во внутренней Традиции не есть простой дар богам; идея жертвы подразумевает принесение в жертву себя самого. И Воин Духа — тот, кто на Дороге к Алатырю светлым огнем жертвоприношения побеждает темные оковы сознания и, освобождаясь от них, принимает Посвящение и Силу.

8. Сила [с]

Ключевые слова: Сила; Знание; Целостность

Сила — достояние Воина. Сила в нордической Традиции — это не только способность к изменению Мира и себя в нём, но и спо­собность следовать Дороге, свобода от оков сознания. И, посколь­ку лишь мусор сознания дробит в человеческом воприятии и Мир, и самое сознание, руна Силы есть одновременно и руна единства, целостности, достижение которой — один из итогов движения по Дороге. И еще это руна Победы, ибо Воин Духа обретает Силу, лишь победив самого себя, лишь сумев разбить оковы сознания, лишь принеся в жертву себя внешнего ради высвобождения себя внутреннего, своего истинного божественного Я.

Магическое значение этой руны прямо связано с её определе­ниями как руны победы, руны могущества и руны целостности. Руна Силы может устремить человека или ситуацию к Победе и обретению целостности, может помочь прояснить неясную ситуа­цию и подтолкнуть к правильному решению.

В германских рунических рядах руне Силы отвечает руна Зиг (Соул) Старшего Футарка.

 

9. Ветер [в]

Ключевые слова: Вершина; Ведать; Ветер-Сила; Велес

Руна Ветра принадлежит славянскому богу магии и мудрости, богатства и Силы — Велесу. Это — руна Духа; руна Ведания и вос­хождения к вершине; руна воли и вдохновения, равно магического и поэтического. Графически руна Ветра напоминает сдвоенную руну Воина Духа — это не случайно: как руна Треба представляет собой архетип Воина Пути, странника на Дороге к Алатырю, так руна Ветра являет архетип Божественного Мага — направление и итог работы Воина над собой...

В сакральной Традиции Ветер — устойчивый образ одухот­воренной магической Силы, связанной со стихией воздуха. В наших разработках это внутренний круг магии — тот круг внутреннего знания и внутренней Силы, в котором скрывается внутренний Алатырь человека, его божественного Я. Впрочем, есть ли вообще разница между Алатырем человека и Алатырем Мира?..

Итак, на уровне магии руна Ветра символизирует Силу-Ветер и внутренний магический круг; на уровне эмоциональном — вдох­новение, творческую ярость (сканд. odr, откуда происходит скан­динавское имя Велеса — Один); на уровне событийном — боже­ственную Игру, все те бесконечно завязанные друг на друга, но кажущиеся случайными события, отражающие извечный танец Шивы-Велеса...

 

10. Берегиня [б]

Ключевые слова: Береза; Судьба; Мать; Земля; Макошь

Берегиня в славянской Традиции — женский мифологический образ, ассоциирующийся с защитой и материнским началом; в архаической древности под именем Берегини выступала Макошь, Богиня-Мать. Поэтому руна Берегини — это руна Богини-Матери, ведающей и земным плодородием, и судьбами всего живого. По традиционным представлениям Богиня-Мать дает жизнь душам, приходящим, чтобы воплотиться на Земле, и она отнимает жизнь, когда приходит время. И с равной правотой можно называть руну Берегини руной Жизни и руной Смерти, ибо и Небесная Мать (сканд. Фригг), спрядающая нити судеб, и Подземная Мать (сканд. Хель), правящая царством мертвых, — суть ипостаси одной и той же Богини.

Эта же руна является руной Судьбы, как она понимается в нордической Традиции. И еще руной богатства и блага, поскольку богиня Макошь — супруга (читай: женская ипо­стась) бога Велеса. И так же, как руна Ветра, руна Берегини является руной силы — но это совсем другая сила: тяжелая и могучая сила Земли, с чьей стихией связан сам образ Великой Богини... Если, обращаясь к восточным традициям, Сила Ветра связана с верхними энергетическими центрами человека, то сила Берегини — с нижними...

Лишь отчасти значение руны Берегини передается германской руной Беркана.

 

11. Уд [у]

Ключевые слова: Ярь; Любовь; Юность; Огонь; Яровит

Славянское слово «уд», имеющее, вообще, значение «конеч­ность, член», в контексте сакральном приобретает конкретное значение phallus'a. Во всех без исключения ветвях индоевропей­ской Традиции символ мужского члена, лингама, связывается с плодородной творческой силой, преображающей Хаос. Эта огнен­ная сила называлась греками Эрос, а славянами — Ярь (эти слова однокоренные).

Руна Уд посвящена нордическому богу, который почитался как сын Велеса славянами или сын Одина — скандинавами. Его сла­вянское имя — Яровит (Ярило), а скандинавское — Бальдр. Руна Уд воплощает его силу — Ярь, то, что делает мужчин мужествен­ными, а женщин — женственными. Это не только огненная сила любви, но и страсть к жизни вообще, сила, соединяющая противо­положности, оплодотворяющая пустоту Хаоса...

В германских рунических рядах руне Уд соответствуют руны Уруз и отчасти Ингуз.

 

12. Леля[л]

Ключевые слова: Любовь; Вода; Влечение; Леля

Богиня этой руны — Леля — почиталась славянами как дочь Великой Матери. Имя ее связано с очень широким кругом древ­них корней, таких, как ляля («дитя, девочка»), лелеять и так далее, вплоть до санскритского лила — «игра». И сама юная богиня Леля, сестра Яровита, и ее руна связаны со стихией воды, а кон­кретнее — живой, текучей воды, струящейся в родниках и ручьях.

В нордической Традиции это богиня Силы, которая ведет, — подобно тому, как ведет за собой водный поток. Под разными именами мы встречаем ее в европейских сказках о морской (реч­ной) Деве, в сказаниях о Короле Артуре, где она выступает Девой — хранительницей Святого Грааля и Дороги к нему, в сла­вянских и многих других обрядовых мифах.

В магии руна Лели — это руна интуиции, знания-вне-разума, Силы, ведущей в странствии-поиске, а также — весеннего пробуждения и плодородия, цветения и радости.

В германских рунических рядах этой руне соответствует руна Лагуз и отчасти Вуньо.

 

13. Рок[х/ъ]

Ключевые слова: Дух; Непроявленное; Непознаваемое; Рок

Это — руна трансцендентного непроявленного Духа, который есть начало и конец всего. Славяне называли это Рок, древние скандинавы — Örlög, древние англосаксы — Wyrd.

Нет смысла говорить об этом — есть смысл только ощущать. Нордический Вирд, или Рок, похож на восточное Дао. Предопре­деленного судьбой не может избежать даже бог — это слова Геродота. Ничего нет вне Рока. Рок, Вирд, Орлёг — это не божество, не закон, даже не предопределение, это просто — Все-Что-Есть...

При гадании выпавшая руна Рока укажет на то, что в действие вступают высшие, непознаваемые силы, и развитие ситуации непредсказуемо. В магии руна Рока может применяться для посвящения предмета или ситуации Непознаваемому.

Из рун Старшего Футарка лишь отчасти значение руны Рока передается рунами Перт, Эваз и Хагалаз. В определенном смысле близки по значению нортумбрийские руны Эар, Квеорт и Гар. Однако, повторим, однозначного соответствия здесь нет.

 

14.Опора[о]

Ключевые слова: Боги; Родина; Столб; Кол и Коло.

Это — руна оснований Мироздания; руна богов. Именно опо­рами, столпами Мира почитаются боги в Традиции; в древних северных языках два эти слова — бог и столб — звучали одинако­во: ass/ans.Сонм богов суть и центр, и периферия Мира, поэтому в русском языке и Ось, символизирующая Мировое Древо, и Окружность, ее охватывающая, означаются почти одним и тем же словом: Кол и Коло. Опора, столб — это еще и шаманский шест, или дерево, по которому шаман совершает путешествие на небо; и этот шест — тоже боги, поскольку именно от них черпает шаман силу для своего путешествия. А окружность, его опоясы­вающая, — это круг, в котором протекает существование людей, почитающих своих богов; это — Родина, наследие предков.

В Старшем Футарке отдельные аспекты значения руны Опоры частично передают руны Одал и Ансуз.

 

15. Даждьбог [д]

Ключевые слова: Добро; Дар; Плодородие

Руна светлого Даждьбога, символизирующая благо во всех смыслах этого слова: от материального богатства до радости, сопутствующей истинной любви. Важнейший атрибут этого бога, которого скандинавы почитали под именем Фрейра, а кельты — под именем Дагды, — это рог изобилия или, в более древней форме, котел неисчерпаемых благ. Поток даров, истекающих из этого священного котла неиссякающей рекой, и представляет руна Даждьбога.

Ближе всего руна Даждьбога примыкает к Старшим рунам Фе и Йер; кроме того, некоторые аспекты ее значения соответствуют рунам Ингуз, Гебо и Дагаз.

 

16. Перун[п]

Ключевые слова: Покрытие; Мощь

Руна Перуна — нордического бога-громовержца, защищаю­щего миры богов и людей и сохраняющего Правду и Порядок от наступления сил Хаоса. Символизирует мощь, могущество, муж­скую прямолинейность и жизненную силу.

Символизирует также личное могущество, но в некоторых негативных ситуациях — могущество, не отягощенное мудростью. Но это также и подаваемая богами прямая защита от сил Хаоса, от разрушительного воздействия психических, материальных или любых иных разрушительных сил.

В Старшем Футарке более других приближается к значению руны Перуна руна Турисаз, хотя между ними нет полного соот­ветствия.

 

17. Есть[е]

Ключевые слова: Естество; Жизнь; Движение

Руна Жизни, или Живы, подвижности и естественной измен­чивости бытия, ибо неподвижность мертва. Эта руна представляет те божественные силы, что заставляют траву расти, соки земли — течь по стволам деревьев, а кровь — быстрее бежать по весне в человеческих жилах. Это — руна легкой и светлой жизненной силы и естественного для всего живого стремления к движению.

В Старшем Футарке этой руне соответствуют руны Эваз и Беркана.

 

18. Исток[и]

Ключевые слова: Лёд; He-движение; Первооснова

Для верного понимания этой руны следует вспомнить, что в нордической Традиции лёд суть одна из творческих изначальных стихий, символизирующая силу-в-покое, потенциальность, дви­жение в неподвижности. По некоторым вариантам северных легенд Мир возник из одной-единственной градины — ледяного зерна. Следует помнить, что состояние замороженности, не-движения заключает в себе потенциальную силу движения и развития (означаемую руной Есть) — так же, впрочем, как и дви­жение заключает в себе потенциальный застой и замерзание...

В скандинавских рунических рядах руна Истока соответствует Старшей руне Иса и отчасти Младшей руне Хагал.


Глава 7

 

РуныАрманов

Гвидо фон Лист

А

рманический Футарк», созданный австрийцем Гвидо фон Листом в самом начале XX столетия, не имеет прямого отношения к исторической традиции — в том смысле, что этот рунический ряд был именно соз­дан. Тем не менее, он имеет сегодня большое распро­странение — и не только в Германии и Австрии, и, несомненно, заслуживает внимания. «Тайна рун» — основной труд Гвидо фон Листа по руническому искусству — переведен к настоящему времени на большинство европейских языков[93]. С этого труда и с трудов последователей фон Листа берет начало целая школа рунической магии; огромное число людей по всему миру используют руны Арманического строя наравне со Старшим Футарком.

Для того чтобы разобраться в арманических рунах, недостаточно просто прочитать их описания (впрочем, это верно в отношении любого рунического строя). Необходимо понять атмосферу, в которой они родились, проникнуть в их идеологический контекст. И, разумеется, познакомиться с создателем этой системы и его философией.

* * *

Как отмечают многие авторы, которым довелось писать о фон Листе, удивительно, что о человеке, который считается сей­час «легендой своего времени», известно так мало. Объясняют это по-разному. С.Е. Флоуэрс, например, прямо говорит[94], что причина этого — в том, что фон Лист, как и всякий настоящий маг, имел возможность контролировать сведения, касающиеся обстоятельств его жизни и самой его личности, и даже манипу­лировать ими...

Гвидо Карл Густав Антон фон Лист родился 5 октября 1848 года в Вене. Отказав­шись от карьеры коммерсан­та, обеспеченной социальным положением родителей, он пробовал свои силы в драма­тургии, в прозе, в необычном литературном жанре, опреде­ляемом иногда как «мистиче­ская журналистика». В семидесятых-восьмидесятых годах фон Лист познакомился с учением набиравшего силу теософского движения, с публикациями по индийско­му оккультизму, с работами Блаватской и Ницше, произ­ведшими на него большое впечатление.

Их идеи вкупе с герман­скими мифологией и фольклором, «поднятыми на поверхность» волной немецкого неоро­мантизма, и стали, пожалуй, основными источниками вдохнове­ния и творчества фон Листа.

Кроме того, в числе этих источников следует, конечно же, упомянуть творчество Вагнера, вообще ока­зывавшее тогда огромное влияние как на интеллектуальную, так и на социальную, политическую и религиозную жизнь Европы. И Вагнер, и Ницше воспринимались тогда — на волне обществен­ного интереса к мистике — настоящими «магами своего века», да таковыми, по существу, и были.

Мировоззрение фон Листа сформировалось под воздействием доминирующих мыслей и веяний его времени; он был продуктом своей эпохи и во многом повлиял на формирование мировоззре­ния будущих поколений. Так, не избегли внимания фон Листа и распространявшаяся тогда в германоязычном мире пангерманская политическая идеология, и формирующиеся в Европе националистические и ариософские теории. В свою очередь рабо­ты самого фон Листа, немедленно после выхода в свет ставшие классикой исследований в области арийской магии и мистики, широко использовались практически всеми исследователями и мыслителями, шедшими вслед за ним, — в том числе и идеологами национал-социалистического движения в Германии.

Действительно, несомненно, что германские исследователи, работавшие в первой половине текущего столетия в таких органи­зациях, как «Аненербе» и «Общество Туле»[95], пользовались труда­ми фон Листа. И вместе с тем сами последователи фон Листа (умершего в Берлине в 1919 году) не поддерживали связей с национал-социалистическим движением. Более того, многие из них подверглись гонениям после прихода в 1933 году к власти национал-социалистов. Так, выдающийся исследователь руниче­ской традиции, автор целой серии трудов о практических аспек­тах работы с рунами Фридрих Марби уже в 1936 году был аресто­ван и девять лет провел в концлагерях.

* * *

Если говорить по сути, то фон Листа можно назвать одним из первых неоязычников Европы. Мистические озарения сопрово­ждали его всю жизнь, начиная с самого детства, когда в возрасте четырнадцати лет он дал обет выстроить храм, посвященный Одину[96]. Под знаком этого бога-Князя, бога-Мага прошла его жизнь.

Одним из важнейших источников формирования мировоззре­ния фон Листа — мировоззрения языческого — была древняя мифология германских народов, причем он равно уделял внима­ние как мифологии «высшей», связанной со старыми богами и эпическими героями, так и мифологии «низшей», народной — сказкам, преданиям, народным легендам.

Второй источник — индийская философия и теософия, влия­ние которых прослеживается во всех его работах. В магические воззрения фон Листа прочно и естественно вошли идеи и понятия индийской теологии, учение о мистической эволюции рас, идея существования «скрытых Учителей», техники проникновения в отдаленное прошлое.

Наконец, нельзя отрицать и того, что фон Лист усвоил и доста­точное количество христианских чувств и настроений, что вообще характерно для ариософского движения того времени, большин­ство представителей которого не желали или не могли полностью отказаться от христианских мифов, предпочитая «ариаризовывать» последние. И все же работы Листа показывают, что он отнюдь не принадлежал к лагерю «ариохристиан» и значительно меньше апеллировал к христианской идеологии, чем, например, Ланц фон Либенфельс. Хотя фон Лист и использовал иногда библейские цитаты, чтобы пояснить или проиллюстрировать свою точку зрения, он все же никогда не постулировал исходного един­ства христианства и того неоязычества, провозвестником которого являлся. Более того, как отмечает, например, Николас Гудрик-Кларк в своей известной работе «Оккультные корни нацизма», в своих реконструкциях мифологического прошлого Германии фон Лист нередко рассматривал католическую церковь в качестве основного противника.



Просмотров 659

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!