Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Укрепление обороноспособности страны. Репрессии в армии



В создавшихся условиях советское государство стремилось использовать возможности, предоставленные внешнеполитическими соглашениями 1939 г. с Германией, с одной стороны, для соблюдения максимальной осторожности, а с другой - для принятия всех необходимых мер по укреплению обороноспособности страны.

Нарастание военной угрозы поставило СССР перед необхо­димостью ускорения экономического развития, всемерного наращивания военно-промышленного потенциала. С 1939 г. по июнь 1941 г. доля военных расходов в бюджете страны увеличилась с 26 до 43%. Выпуск военной продукции в это время более чем в 3 раза опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны строились оборонные заводы, предприятия-дублеры. К лету 1941 г. там уже находилось почти 1/5 всех военных заводов. Осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики ИЛ-2) превосходили все зарубежные аналоги. 1 сентября 1939 г. был принят закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооруженных сил с августа 1939 г. по. июнь 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн.человек.

В 1939 г. была расширена сеть военно-учебных заведений, открыто

более 40 новых сухопутных и авиационных училищ. К началу войны офицерские кадры для армии и флота готовились в 19 академиях, на 10 военных факультетах при гражданских вузах, в 7 высших военно-морских училищах, 203 военных училищах. В первой половине 1941 г. в войска было направлено из училищ и академий около 79 тыс.человек.

Однако огромные усилия, предпринимавшиеся для форсированного наращивания военно-промышленного потенциала, во многом сводила на нет обстановка физического и морального террора, установившаяся в стране в 30-е годы. В результате СССР запоздал с переводом экономики на военные рельсы и реорганизацией армии, кроме того, сама эта работа сопровождалась крупнейшими ошибками и просчетами. Затягивалось производство новых образцов военной техники. Многие конструкторы и инженеры были арестованы, некоторые из них работали в дальнейшем в специальных конструкторских бюро, созданных из заключенных. Из-за репрессий лихорадило целые отрасли оборонной промышленности.

В результате в 1939-1941 гг. СССР производил больше самолетов, чем Германия, но преобладающая их часть была устаревшего образца. Примерно такая же ситуация наблюдалась и с танками. Волюнтаристскими решениями Сталина перед Великой Отечественной войной были сняты с вооружения 76- и 45-мм орудия, выпуск которых пришлось затем срочно восстанавливать. Задерживалось освоение минометов и автоматов. Их считали “оружием полиции”. Замену в армии лошадей на машины нарком обороны К.Е. Ворошилов назвал “вредительской теорией”. В результате сталинских репрессий была уничтожена подавляющая часть высшего командного состава - почти все наиболее подготовленные полководцы и военные теоретики. Из 85 высших военачальников - членов Военного совета при Наркомате обороны было репрессировано 76 человек. Репрессии выбили и значительную часть среднего и младшего комсостава. Только в 1937-1938 гг. было репрессировано 43 тыс. командиров. При этом следует иметь в виду, что чистки командного состава начались с середины 20-х годов и до середины 30-х из армии было уволено 47 тыс. человек, многие из них были уничтожены или оказались в лагерях. Репрессии продолжались в 1939- 1941 гг. и даже в период Великой Отечественной войны, хотя и в меньших размерах. В результате к 1941 г. только в сухопутных войсках не хватало 66,9 тыс. командиров, а некомплект летно-технического состава ВВС достигал 32,3%. Резко ухудшился качественный состав военных кадров. Лишь 7,1% комсостава имели высшее военное образование. К началу Великой Отечественной войны 3/4 командиров находились на своих должностях менее года.

Таким образом, армия накануне войны была практически обезглавлена. Потери высшего командного состава (наиболее ценного и труднозаменимого) в результате сталинских репрессий намного превысили последующие потери в войне с Германией. Развернувшаяся после советско-финляндской войны реорганизация армии, включавшая в себя смену наркома обороны (им стал С. К. Тимошенко), перестройку системы обучения войск и другие меры, не могла радикально изменить ситуацию. Этому препятствовали не только нехватка времени, но и сохранявшаяся обстановка нервозности, связанная с беспрестанным поиском “врагов народа” и поощрявшая слепое подчинение.

Последнее особенно ярко проявилось при решении принципиального вопроса о возможности и сроках нападения фашистской Германии на Советский Союз. Уже с ноября 1940 г. советские разведчики докладывать о готовящемся нападении Германии на СССР, в том числе блестящий разведчик Рихард Зорге сообщал из Японии точную дату нападения Германии на Советский Союз, а также сведения о том, что Япония не выступит на стороне Германии в войне с СССР. Количество донесений, составленных на основании самых разных военных и дипломатических источников, исчислялось десятками. Однако Сталин с порогa отметал все аргументы разведчиков, дипломатов и тем более иностранных государственных деятелей, считая их дезинформацией. 14 июня 1941 г. было опубликовано сообщение ТАСС, в котором “разоблачались” заявления иностранной и особенно английской печати о скором нападении Германии на СССР. В соответствии с указаниями Сталина не допускать никаких действий, могущих быть расцененными как подготовка СССР к войне с Германией (Сталин панически боялся спровоцировать этот конфликт), строго пресекались попытки повысить боеготовность войск приграничных округов. За 10 дней до начала войны “во избежание провокаций” были запрещены полеты советской авиации в 10-километровой пограничной полосе.

Причины такого поведения состояли в том, что Сталин понимал неготовность Красной Армии к столкновению с лучшей в то время военной машиной в мире. Армия должна была быть готова к конфликту с Германией в 1942 г. Сталин боялся этой войны и всячески хотел ее оттянуть. Он полагал, что Гитлер не рискнет повторить печальный для Германии опыт борьбы на два фронта в Первую мировую войну и не нападет на СССР, имея за спиной непокоренную Англию. С этих позиций многочисленные предупреждения о готовящемся нападении Гитлера выглядели результатом широчайшей кампании по дезинформации, запла­нированной английским руководством (известным своим антисоветизмом) с целью поссорить СССР и Германию. Они лишь в очередной раз убеждали Сталина в собственной прозорливости.

Истоки трагических просчетов советского руководства в 1939-1941 гг. коренились в самой тоталитарной системе, существовавшей в стране. Будучи предельно централизованной, она не допускала демократического механизма формирования решений, обсуждения альтернативных вариантов (в случае нежелания харизматического вождя) и уж тем более возможности его поправить. Эта система не позволила эффективно распорядиться с таким трудом накопленным военно-экономическим потенциалом и стала причиной новых трагических ошибок уже в военные годы.



Просмотров 782

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!