Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
I. Исходные данные для оценки напряженности труда
Форму таблицы для общей оценки напряженности труда выписать из данного примера или взять из интернета, для поиска необходимо набрать полное наименование Руководства Р 2.2.2006-05 (№ 3 в списке литературы). Из Приложения1 для варианта 31 находим установленный аттестационной комиссией класс условий труда по каждому показателю и делаем соответствующие пометки в табл.3. Например, для п.1.1 «содержание работы» из Приложения 1 имеем класс 1, оптимальные условия труда. В табл.3 в соответствующей графе ставим +, и аналогично для всех 23 показателей напряженности труда.
Таблица3. Общая оценка напряженности труда для рабочего места по варианту 31.
Из раздела 3.2.2 имеем, что если 6 показателей отнесены к классу 3.1 и имеются от 1 до 5 показателей класса 3.2, то общая оценка V вредные условия труда, класс 3.2. Профессия работника в задании не указана. В учебных целях ставится задача определить, какой профессии может соответствовать заданное рабочее место. Для этого необходимо рассмотреть особенности и характеристику напряженности труда на заданном рабочем месте. II. Характеристика напряженности труда по варианту 31. Для характеристики воспользуемся данными табл.3, в соответствии с которым аттестационная комиссия и определила классы условий труда на рабочем месте 31. Интеллектуальные нагрузки(далее идут пункты из табл. 3). 1.1. Содержание работы (класс 1) - отсутствует необходимость принятия решения и работа не связана с творческой деятельностью. 1.2. Восприятие сигналов (класс 1) - не требует коррекции действий. 1.3. Распределение функций (класс 1) - при выполнении задания отсутствует необходимость проверки, контроля и выдачи задания другим лицам. 1.4. Характер работы (класс 1) - работа по индивидуальному плану без его коррекции и - нет дефицита времени и повышенной ответственности за результат работы. Сенсорные нагрузки. 2.1. Длительность сосредоточенного наблюдения (класс 2) составляет 26- 50% от времени смены. 2.4. Размер объекта различения (класс 2) составляет 5.0 – 1.1 мм при длительности зрительной работы менее 50% времени смены, что может быть связано с буквенно-цифровой и графической информацией. 2.6. Длительность наблюдения за экраном видеотерминала (класс 3.2) составляет более 4 ч при буквенно-цифровом и более 6 ч за смену при графическом отображении информации 2.7. Нагрузка на слуховой анализатор (класс 2), соответствует разборчивости слов и сигналов от 90 до 70 %. Имеются помехи, на фоне которых речь слышна на расстоянии до 3,5 м. Можно допустить, что нагрузки по п.2.2, 2.3, 2.5 и 2.8 – отсутствуют, так как имеют класс 1. Эмоциональные нагрузки. 3.1. Степень ответственности (класс 1), влечет за собой дополнительные усилия в работе. Работник несет ответственность за выполнение отдельных элементов заданий. 3.2. Степень риска для собственной жизни (класс 2) – допустимый риск. 3.3. Ответственность за безопасность других лиц (класс 3.1.) возможна у руководителей работ и у лиц, управляющих опасными производственными объектами, техническими средствами, транспортом. 3.4. Количество конфликтных ситуаций (класс 1) – отсутствуют. Монотонность нагрузок. 4.1. Число элементов многократно повторяющихся операций (класс 3.1) – от 5 до 3. 4.2. Продолжительность выполнения повторяющихся операций (класс 3.2) – менее 10 с. 4.3. Время активных действий (класс 3.1) – от 9 до 5 % от продолжительности смены, остальное время – наблюдение за производственным процессом. 4.4. Монотонность производственной обстановки (класс 3.2) – время пассивного наблюдения за ходом производственного процесса составляет более 90% от продолжительности смены. Режим работы. 5.1. Фактическая продолжительность рабочего дня (класс 3.1) составляет 10 – 12 ч. 5.2. Сменность работы (класс 2) двухсменная работа без ночной смены. 5.3. Наличие регламентированных перерывов (класс 3.1.) - перерывы не регламентированы и недостаточной продолжительности: менее 3 % рабочего времени. По показателям интеллектуальной нагрузки речь идет скорее всего не о руководителе работ, а об исполнителе (матрос, моторист, крановщик, водитель автомобиля, автопогрузчика, слесарь, токарь, лаборант и др.). Большое время работы с видеоэкранами может быть связана с наблюдением за технологическим процессом, диспетчерской деятельностью или оборудованием, имеющем программное управление. Повышенная ответственность за безопасность других лиц может быть у руководителей работ, при работе водителей автотранспорта, крановщиков. Работа связана с монотонностью из-за кратковременности повторяющихся операций и большим временем пассивного наблюдения. III. Оценка возможных последствий при напряженности труда по варианту 31. Из табл.3 следует, что общая оценка условий труда – класс 3.2., такая напряженность труда может вызывать стойкие функциональные изменения, приводящие в большинстве случаев к увеличению профессионально обусловленной заболеваемости, появлению начальных признаков или легких форм профессиональных заболеваний (без потери профессиональной трудоспособности), возникающих после продолжительной работы ( после 15 и более лет). Повышенная напряженность трудового процесса может быть одной из причин различных ошибок, которые приводят к авариям, травмам, материальным потерям.
|