Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость скелета
Т. Н. Галкина
Рабочая тетрадь по частной антропологии
Методические рекомендации студентам и преподавателям
Пенза 2013
УДК 572 (078) Г … Рецензент: Доктор медицинских наук, профессор
Галкина Т.Н.
Методические рекомендации к практическим занятиям составлены в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1118 от 08.11.2010. Рекомендации содержат методическую разработку практических занятий по медицинской антропологии. По каждой теме приводятся актуальность и цели занятия, перечень оснащения, конкретные задачи и этапы занятия, список литературы и контрольные вопросы. Предназначены для преподавателей и студентов специальности «Лечебное дело» для работы на практических занятиях и внеаудиторной самостоятельной подготовки. УДК 572 (078)
Одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссией медицинского института Пензенского государственного университета.
© Пензенский государственныйуниверситет, 2013 Методические указания к самостоятельной работе студента(участие в реализации ОК-5; ОК-8; ПК-31). Самостоятельная работа студента при изучении каждой темы складывается из трех этапов: 1. Самостоятельная подготовка к занятию; она включает задания А), Б), В). 2. Самостоятельная работа на занятии после обсуждения темы с преподавателем; рекомендуются задания Г), Д) и Ж) в устной или письменной форме. 3. Самостоятельная работа по пройденной теме в рамках подготовки к опросу по контрольным практическим и теоретическим вопросам включает в себя все задания (от А) и далее). Задания, отмеченные знаками «*» и «**», являются заданиями повышенной сложности и рекомендуются к выполнению для повышения рейтинговой оценки. Самостоятельная подготовка к занятию дома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа). При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с темой по предлагаемой литературе. Напишите краткий конспект по данной теме, используя материалы учебного пособия, лекции и другой предлагаемой литературы. Конспект может быть построен как краткое изложение темы, при этом в конспекте должны быть отражены краткие грамотные ответы на каждый из контрольных вопросов, включать схемы структуры антропологической науки, определения основных терминов и понятий по теме занятия. В более кратком варианте предлагается только выписать из источников информацию, содержащую ответы на вопросы. Обязательно используйте ссылки на источники информации. Занятие № 13. Современные представления о наследственности и изменчивости. Анатомическая изменчивость. Задания для самоподготовки А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Современные представления о наследственности и изменчивости. Анатомическая изменчивость». Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными. Найдите в тексте информацию о теориях расообразования. Б) Дайте определения следующим терминам.
В) Соберите в семье сведения о наследовании какого либо антропологического признака (заболевания) в трех и более поколениях. Предпочтительно выбирать дискретно варьирующие признаки, имеющие простую структуру наследования. Составьте графическое изображение родословной с демонстрацией наследования выбранного признака. Сделайте заключение о характере наследования. Г) Заполните таблицу согласно обозначениям на рисунке.
Графическое изображение родословной.
Д) Поделившись на группы по 3-5 человек, составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии предложите другие возможные факторы, затем обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки. Ж)* Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки. Выделите факторы, упорядочивающие анатомическую изменчивость. З)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия. Вопросы для самоподготовки 1. Основные проблемы генетики человека. 2. Роль генетики в познании закономерностей жизни и решения практических задач медицины и сельского хозяйства. 3. «Евгеника», ее связь с генетикой человека? 4. Роль фенетики в изучении генетического состава популяций. 5. Наиболее значимые фены человека. Асимметрия как фенетический признак. 6.Методы изучения генетики человека. 7.Расово-диагностические и конституциональные признаки. 8.Перечислите принципы анатомической изменчивости. 9.Что дает изучение популяционной генетики? 10. Что известно о генетических механизмах расообразования? 11. Раскрыть понятие «популяционная концепция расы». 12. Описать различия между расами на генетическом уровне. 13. Какие факторы расообразования воздействовали в древности и на современном этапе? 14. Что способствует нивелировке расовых признаков? 15. Описать признаки протоморфной расы, расовый тип человека будущего. Темы докладов и рефератов
Занятие № 14. Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость скелета. Задания для самоподготовки А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость посткраниального скелета». Найдите в тексте информацию о принципах и методах оценки скелетной системы. Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными. Б) Дайте определения следующим терминам.
В) Заполните таблицу.
|