Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость скелета



Т. Н. Галкина

 

Рабочая тетрадь по частной антропологии

 

 

Методические рекомендации студентам и преподавателям
к практическим занятиям по медицинской антропологии
для специальности «Лечебное дело»

 

Пенза 2013


 

УДК 572 (078)

Г …

Рецензент:

Доктор медицинских наук, профессор
профессор кафедры анатомии человека
Саратовского государственного медицинского
университета им. В. И. Разумовского
Л. В. Музурова

 

Галкина Т.Н.

Г … Рабочая тетрадь по частной антропологии: методические рекомендации для аудиторной и внеаудиторной самостоятельной работы студентов и подготовки к практическим занятиям по медицинской антропологии / Т. Н. Галкина – Пенза: Изд-во ПГУ, 2014. – 54 с.

 

Методические рекомендации к практическим занятиям составлены в соответствии с ФГОС ВПО по специальности «Лечебное дело», утвержденным приказом Министерства образования и науки Российской Федерации № 1118 от 08.11.2010.

Рекомендации содержат методическую разработку практических занятий по медицинской антропологии. По каждой теме приводятся актуальность и цели занятия, перечень оснащения, конкретные задачи и этапы занятия, список литературы и контрольные вопросы.

Предназначены для преподавателей и студентов специальности «Лечебное дело» для работы на практических занятиях и внеаудиторной самостоятельной подготовки.

УДК 572 (078)

 

 

Одобрены и рекомендованы к изданию методической комиссией медицинского института Пензенского государственного университета.

 

 

© Пензенский государственныйуниверситет, 2013


Методические указания к самостоятельной работе студента(участие в реализации ОК-5; ОК-8; ПК-31).

Самостоятельная работа студента при изучении каждой темы складывается из трех этапов: 1. Самостоятельная подготовка к занятию; она включает задания А), Б), В). 2. Самостоятельная работа на занятии после обсуждения темы с преподавателем; рекомендуются задания Г), Д) и Ж) в устной или письменной форме. 3. Самостоятельная работа по пройденной теме в рамках подготовки к опросу по контрольным практическим и теоретическим вопросам включает в себя все задания (от А) и далее). Задания, отмеченные знаками «*» и «**», являются заданиями повышенной сложности и рекомендуются к выполнению для повышения рейтинговой оценки.

Самостоятельная подготовка к занятию дома, в библиотеке и в комнатах для самоподготовки на кафедре анатомии (внеаудиторная работа).

При подготовке к занятию необходимо ознакомиться с темой по предлагаемой литературе. Напишите краткий конспект по данной теме, используя материалы учебного пособия, лекции и другой предлагаемой литературы. Конспект может быть построен как краткое изложение темы, при этом в конспекте должны быть отражены краткие грамотные ответы на каждый из контрольных вопросов, включать схемы структуры антропологической науки, определения основных терминов и понятий по теме занятия. В более кратком варианте предлагается только выписать из источников информацию, содержащую ответы на вопросы. Обязательно используйте ссылки на источники информации.


Занятие № 13.

Современные представления о наследственности и изменчивости. Анатомическая изменчивость.

Задания для самоподготовки

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Современные представления о наследственности и изменчивости. Анатомическая изменчивость». Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными. Найдите в тексте информацию о теориях расообразования.

Б) Дайте определения следующим терминам.

Раса  
Популяционная генетика  
Закон Харди—Вайнберга  
Адаптивная изменчивость  
Эволюционная теория  
Фенетика    
Фенотипические особенности  
Евгеника    
Фенетический признак  
Механизмы расообразования  
Расово-диагностические признаки  
Протоморфная раса  
Дриопитеки    
Рамапитеки    

В) Соберите в семье сведения о наследовании какого либо антропологического признака (заболевания) в трех и более поколениях. Предпочтительно выбирать дискретно варьирующие признаки, имеющие простую структуру наследования. Составьте графическое изображение родословной с демонстрацией наследования выбранного признака. Сделайте заключение о характере наследования.

Г) Заполните таблицу согласно обозначениям на рисунке.

Графическое изображение родословной.

П  
I 1  
I 2  
II 1  
II 2  
II 3  
II 4  
III 1  
III 2  
III 3  
III 4  
III 5  

 

Д) Поделившись на группы по 3-5 человек, составьте и задайте 1-2 вопроса соседней группе по пройденной теме. В ходе дискуссии предложите другие возможные факторы, затем обсудите ответы, выявите чаще встречаемые ошибки.

Ж)* Напишите краткий конспект по материалам учебника и дополнительной литературы, включающий лаконичные ответы на вопросы самоподготовки. Выделите факторы, упорядочивающие анатомическую изменчивость.

З)** Подготовьте краткий доклад – сообщение на одну из предложенных тем либо на свободную тему по любому вопросу в рамках тематики занятия.


Вопросы для самоподготовки

1. Основные проблемы генетики человека.

2. Роль генетики в познании закономерностей жизни и решения практических задач медицины и сельского хозяйства.

3. «Евгеника», ее связь с генетикой человека?

4. Роль фенетики в изучении генетического состава популяций.

5. Наиболее значимые фены человека. Асимметрия как фенетический признак.

6.Методы изучения генетики человека.

7.Расово-диагностические и конституциональные признаки.

8.Перечислите принципы анатомической изменчивости.

9.Что дает изучение популяционной генетики?

10. Что известно о генетических механизмах расообразования?

11. Раскрыть понятие «популяционная концепция расы».

12. Описать различия между расами на генетическом уровне.

13. Какие факторы расообразования воздействовали в древности и на современном этапе?

14. Что способствует нивелировке расовых признаков?

15. Описать признаки протоморфной расы, расовый тип человека будущего.

Темы докладов и рефератов

  1. Генетические механизмы эволюции человека и методы их изучения.
  2. Евгеника и расовые теории.
  3. Человек будущего
  4. Фенетика.
  5. Генетический полиморфизм и патология.

 

Занятие № 14.

Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость скелета.

Задания для самоподготовки

А) Прочтите в учебнике и конспектах лекций данную тему: «Развитие, индивидуальная и возрастная изменчивость посткраниального скелета». Найдите в тексте информацию о принципах и методах оценки скелетной системы. Составьте план ответа на каждый из вопросов для самоподготовки. Выделите вопросы, оставшиеся непонятными.

Б) Дайте определения следующим терминам.

Позвоночная формула  
Долихохиерия  
Мезо(cубплати)хиерия  
Платихиерия  
Метакарпальная формула  
Платипельвия  
Мезопельвия  
Долихопельвия  
Кондилодиафизарный угол (угол инклинации)  
Ретроверсия  
Фаланговая формула  
Тибиализация  
Сводчатость стопы  
Брахимезофалангия  
Осанка  
Лордический тип осанки  
Кифотический тип осанки  
Сколиотический тип осанки  
Плантография  
Подометрия  

 

В) Заполните таблицу.



Просмотров 1414

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!