Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Сценическое общение следует определить как воздействие партнеров друг на друга при неразрывной внутренней связи между ними, когда малейшее изменение в поведении 4 часть
Итак, под сценическим, действием мы будем подразумевать процесс приспособления актера к той или иной цели, к тем обстоятельствам, которые перед ним заранее поставлены. Но как же вызвать в себе эти хотения, как воспроизвести эти внутренние побудители, которые вызовут соответствующие сценические внешние действия? По заданию упражнения я должен хотеть убедить приятеля идти играть в воображаемый теннис или волейбол и стаскивать его с кровати, а на самом деле мне вообще не хочется Стр. 44 утруждать себя никакими желаниями и поступками. Конечно, воспроизвести заданное сценическое действие мы можем только при помощи известного волевого напряжения. Вообще следует сказать, что в основе сценического действия, как и в основе всей нашей работы на сцене, лежит волевой акт. Мы внутренне заставляем себя собрать наше внимание, переменить отношение к условному объекту и искать оправдание. Все это делается при помощи известного усилия воли; не следует понимать это «заставляем» так, будто мы стегаем кнутом, как клячу, свой внутренний творческий аппарат, но толчок к сценическому действию, и иной раз не один, обязателен и является толчком волевым. Возвращаясь к примеру с окном и прищемленным пальцем, посмотрим, что нужно сделать, чтобы повторить все эти действия, сохранив правдоподобие жизни. Можно ли запомнить все, что происходило со стороны внешней? В основном можно, но если мы пропустим хоть одну деталь, мелочь (а многие мелочи мы не могли запомнить), нить правдоподобия будет прервана, поведение станет немотивированным, неубедительным, фальшивым. Верным наше поведение будет тогда, когда мы воспроизведем весь внутренний ход событий в его непрерывности — наши желания и наши реакции на неожиданные для нас события. Здесь мы должны вспомнить обо всем, что мы изучали до сих пор: о сценических отношениях, связанных с оправданием, с непосредственным умением поверить в данные обстоятельства, но мы не должны терять одновременно и того внутреннего контроля, который можно назвать чувством сценической правды. Если мы дадим задание воспроизвести этот эпизод с прищемленным пальцем, то первой трудностью, с которой вы столкнетесь, будет именно то, что вы наперед знаете, что будете делать дальше. Преодолено это будет лишь тогда, когда в каждой части этого этюда (так мы будем называть упражнения на выполнение сценической задачи) вы со всем серьезом, с органическим вниманием к окружающей обстановке, с наиболее подробным оправданием будете выполнять именно данную, стоящую перед вами в этой части этюда ближайшую цель. Вам нужно заниматься, перед окном стоит стол. Приготовляйте предметы для занятий (бумага, чернила, перо), вот ваша первая цель. Заранее решите, чем будете заниматься, Стр. 45 — это определит степень вашей сосредоточенности. Затем, начав заниматься, вы услышали что-то или показалось, что услышали, прислушались — действительно, гром. Вот новая часть этюда — отношение к тому, что видите и слышите за окном, как к надвигающейся грозе и ливню. Обстоятельство это начнет вам мешать, беспокоить, отвлекать от работы, к которой вы вновь вернетесь. Беспокойство будет нарастать вместе с грозой, и в этом будет заключаться постепенный переход ко второй части этюда. Так как вы хотели заниматься, то возникает новое действие, с новой ближайшей целью — обезопасить себя от грозы. И для этого вам нужно будет закрыть окно. Вот тут наверняка можно сказать, что наступит очень трудный момент: делающий упражнение знает, что палец будет прищемлен, а в жизни вы этого не знаете. Как же сохранить правдоподобие? Здесь это труднее, чем в части с наступавшей грозой, так как смена второго события (с пальцем) резче, быстрей, неожиданней. Однако поступить нужно так же, как и в первой смене событий, ибо закон один, хотя случай проявления более трудный. Чем серьезнее вы сосредоточитесь на предшествующем действии, тем легче будет вам найти отношение к следующему предложенному вам событию, как к неожиданному. Например, займитесь как следует закрыванием окна Оправдайте — рама плотно не закрывается, надо как-то вздернуть ее за ручку кверху, а другой рукой придержать вторую створку или одновременно пригнать две створки и потом резким движением захлопнуть. В этот момент и следует прищемить палец (конечно, и речи не может быть о том, чтобы вам было действительно больно; нужно вспомнить, как болит прищемленный палец, и чем лучше вы вспомните, чем лучше оправдаете, чем вернее отнесетесь к этому сценическому событию, как к правде, тем больше заставите и нас поверить в это). Или, наоборот, продолжаете сосредоточивать внимание на своей работе за столом и между прочит, не глядя в окно, находите ручку створки окна и захлопываете, прищемляя палец. Неожиданность события тем более станет возможна, мотивирована, чем правдивей, серьезней будет сосредоточено ваше внимание на предшествующем действии. Одновременно с такими сменами частей в этюде (упражнении), где все подчинено одной основной задаче «заниматься» и в котором самое трудное будет заключаться именно в сменах частей и задач, вы должны будете Стр. 46 приспособиться к окружающей (условной) обстановке в целом, найти сценическое отношение ко всему, что вокруг вас, и реагировать на всякого рода случайности и неожиданности (действительные для вас неожиданности). Тогда и условная неожиданность (гроза, палец) встанет в их ряд и будет естественной. Поймите хорошенько, что это значит. Вот вы сели заниматься. Вам заранее уже известно, что надо будет установить отношение к грозе. Отстраните это сознание временно, но не тем, чтобы уговаривать себя — «не думай, не думай» (так не отделаешься, а, наоборот, привяжешься к мысли), а, как уже сказано, серьезно занявшись первой частью — приготовлением к занятиям. Живите этой частью упражнения, как целым, как будто дальше нет никакой грозы; реагируйте на все, что будет возникать вокруг вас случайного, как бы это было в жизни: устройтесь удобно, покойно и, если, скажем, к вам пристают мухи, прогоните их (ведь вы же не стали бы в жизни терпеть муху у себя на носу), если стол качается — подоприте его, установите прочно, так как вы не стали бы писать на качающемся столе, и, если в чернилах плавает или на перо попалась какая-нибудь дрянь, снимите ее, потому что таким пером нельзя писать. Словом, всякая действительная случайность пусть вызывает вашу действительную реакцию. Пусть на время как бы совершенно сотрется грань между упражнением и действительностью. Вводите сознательно в действие новые воображаемые обстоятельства — порыв ветра, гром и т. д. Переходите к следующей части, где главная задача— оборониться от грозы: может быть, заземлить антенну радио, закрыть окно и т. д.; но и здесь наряду с этим отношением к условному объекту (так сказать, отсутствующей грозе), оживленному вашей фантазией, сохраняйте реакцию и по отношению к действительным объектам. Скажем, действие, заданное заранее,— закрыть окно; но если по пути к окну вам под ноги попадется действительная кошка (живущая там, где вы делаете упражнение, и случайно забредшая на сцену), это не значит, что вы, одержимый желанием как можно скорее захлопнуть окно, можете наступить на нее ногой и сделать вид, что раз кошка не предусмотрена в упражнении, значит ее здесь нет. Это неверно. Она есть, и вы должны поступить так, как вы сделали бы в жизни в данных обстоятельствах. Наряду с такими совершенно жизненными реакциями, т. е. реакциями на Стр. 47 действительно возникшие вне вас обстоятельства, вы реагируете и на воображаемые (условные) обстоятельства. В результате этого все упражнение должно будет состоять из ряда ваших сценических действий (реакций), где не будет отличия между действительными или условными объектами, вызвавшими их, где будет подлинно воспроизведено жизненное правдоподобие. Важность предстоящих нам упражнений на выполнение сценической задачи (сценического действия) именно в том и заключается, что, оговаривая основные задачи и смену их, мы во всем остальном предлагаем ученику приспособиться ко всем неожиданностям событий и обстановки, возникающим по ходу упражнения. В этих этюдах должны быть настоящие предметы или их заменяющие, но не противоречащие по форме настоящим (как в упражнении на отношение к предметам), и мы уже воспримем как фальшь и прервем упражнение, если ученик будет разыгрывать сюжет и для этого обойдет законы органического внимания: например, увидел предмет, а представился, что не увидел, Мы скажем ему: «Ведь вы же увидели, стало быть, не обманывайте нас и себя, сделайте еще раз, вернее». Возьмем, например, такое упражнение: пришел человек к себе в комнату, у него на столе письмо (неожиданно), он его замечает. Это письмо в сознании делающего упражнение уже заранее будет сидеть занозой. Кто попроще сразу пойдет к столу (хотя про письмо заранее якобы не знает), кто похитрее, тот будет ходить вокруг да около, стараясь как можно дольше не заметить этого письма, но по поведению и того и другого будет видно, что именно письмо не позволяет им быть простыми. Одного мысль о письме будет притягивать, другого, наоборот, отталкивать от предмета, но и то и другое будет результатом неверного понимания упражнения, разыгрывания сюжета, идущего от желания показать, сыграть сцену, обмануть зрителя. Как мы уже сказали, отстраните от себя мысль о письме не тем, чтобы говорить себе: «Не буду думать, не буду замечать», а увлеките свое внимание каким-либо другим объектом до письма. Представьте себе, что, войдя на сцену, в комнату, вы будете думать о чем-нибудь очень грустном для вас и очень важном. Вы можете настолько уйти в свои мысли, что подойдете прямо к столу, сядете, возьмете конверт с письмом и будете машинально держать в руках, не сразу даже сообразив, что это письмо Стр. 48 адресовано вам и что нужно его прочесть. Но это, конечно, крайность — так сделать трудно и сложно. Это предлагается для того, чтобы пояснить вам, что дело не во внешнем показе, не в длительности и «интересности» сцены, а в убедительности оправданий. Вообще же лучше разрешить задание коротко, но просто и правдиво. Если, уже войдя в комнату, вы увидели письмо, то и займитесь им, не обманывайте ни себя, ни зрителя. Сценическая задача Перейдем теперь к ряду самых несложных упражнений, но предварительно уясним себе, каковы основные составные части (элементы) сценической задачи. Их три: 1) действие — что я делаю, 2) хотение — для чего я делаю, и 3) приспособление — как я делаю (форма, характер действия). Первые два элемента (действие и хотение) определяются актером сознательно, и в результате непроизвольно возникает третий элемент — приспособление. В стоящей перед актером сценической задаче, в роли или в упражнении заранее определены действия (что делать) и цели, к которым эти действия направлены (для чего делать). Осуществляется эта задача в процессе нахождения приспособлений (характера, формы действия), соответствующих поставленным целям. Здесь следует оговориться, что впоследствии, в работе над ролью, так называемый путь нахождения приспособления будет в значительной степени сложнее указываемого, так как будет зависеть от замысла образа, от формы спектакля и т. п. Здесь идет речь об упражнениях, в которых вы тренируете свой внутренний аппарат в условиях сцены, овладеваете умением непосредственно реагировать на возникающие обстоятельства, не предвидя, в какой именно форме должна эта реакция проявиться, а, так сказать, импровизационно. Мы знаем, что именно нам придется сделать, но как мы это делаем, мы не придумываем — это вытекает органически в результате действенно разрешаемой сценической цели (для чего действую). Собственно говоря, в этой непроизвольности возникновения приспособлений и кроется самое существо воспроизведения на сцене жизненного поведения. Возьмите любое простое действие и посмотрите, как будет намечаться его характер (форма) в зависимости от Стр. 49 цели, к которой одно и то же действие будет направлено. Скажем, закрываете дверь три раза по-разному: в первом случае — чтобы заглушить шум в соседней комнате, во втором — чтобы проверить, хорошо ли пригнана и навешена новая дверь, и в третьем — чтобы скрыть свое присутствие, спрятаться и затем в шутку испугать вошедшего. В непосредственной зависимости от изменения второго элемента задачи — хотения (для чего делаю) — будет меняться и третий элемент (как делаю). Одно и то же действие — закрываю дверь — каждый раз будет осуществлено по-разному, в зависимости от того, какое хотение (цель) положено в его основу. Переходим к более сложным упражнениям и к выяснению условий, при которых они должны будут складываться. Каждый этюд начинайте, подробно оговорив обстановку (место действия) и обставив сцену так, чтобы она не противоречила обусловленному (как мы это делали в упражнениях на публичное одиночество). Вот этюд: у себя дома хочу почитать что-нибудь, ищу книгу. Вы знаете, что вы делаете и для чего. Этюд не сложный и не заключающий в себе смены событий и задач: все попутно возникающие обстоятельства будут вызывать соответствующие реакции, но в основном сохраняйте условленное действие, увлекайте себя на него: выбирайте интересную книгу для чтения. Во втором варианте этого этюда изменяйте хотение, оставив то же действие: ищу книгу, чтобы взять спрятанный в ней паспорт. Третий вариант: ищу книгу, чтобы вернуть ее владельцу, который спешит к поезду и дожидается у себя дома или на станции. Во всех трех случаях вы будете производить одно и то же действие, но по-разному. Приспособления, форма, характер действия будут различными, как мы уже знаем, во-первых, оттого, что различные внутренние побудители (хотения) руководят людьми, действующими в этих этюдах. Во-вторых, приспособления зависят от заранее условленных основных обстоятельств, в которых происходит действие (где, когда, в какой обстановке). Одно дело-—искать книгу, чтобы поразвлечься, почитать, когда нечего делать, другое дело — искать книгу, чтобы отдать владельцу перед отходом поезда, и т. д. Но во всей своей полноте этюд будет складываться Стр. 50 каждый раз по-новому в силу целого ряда причин. Например: если один и тот же вариант эпода выполняется двумя учениками, то в основном действии они могут быть похожи друг на друга, в деталях же и характере выполнения будут непременно разниться из-за отличия друг от друга людей, выполняющих этюд. Ведь каждый человек имеет свою индивидуальность, свой характер: один быстрый, другой медленный, один веселый, горячий, другой хладнокровней, скучней, один злее, жестче, другой мягче, добродушнее и т. д. и т. п. Все эти качества непременно наложат свой отпечаток на выполнение сценического действия. Даже если один и тот же человек дважды повторит один и тот же этюд, то в обоих случаях он будет' поступать несколько по-разному. Это будет зависеть от того, что при верной органической жизни на сцене все возникающие вовне обстоятельства должны вызывать в нас соответствующие реакции (ответные действия). И несомненно, что каждое, хотя бы и незначительное изменение, возникающее при повторении этюдов, так или иначе, но повернет (изменит) ход наших поступков по сравнению с предыдущим поведением в первом упражнении. И, наконец, когда мы сказали, что разница в этюдах будет обусловлена заранее предложенными основными обстоятельствами, то это значит, что каждый этюд будет зависеть и от задачи и от оправданий, от их полноты и разнообразия. Например, у себя дома—стало быть, нужно оправдать отношения к своим вещам, как к своим, к другим — как к вещам брата, придумать (нафантазировать), какими предметами обставить дом, почему вы дома одни, какое время дня, почему вам нечего делать, может быть, в отпуску или нездоровится, и т. д. Во втором варианте этюда, тоже дома, надо решить, зачем понадобился паспорт. Ведь одно дело, если вы решите, что он вам нужен, чтобы идти в загс расписываться, а другое дело — если вызывают в милицию за то, что вы, скажем, без номера на велосипеде катались. Ведь характер действий несомненно будет различный в том или другом случае, так как различны оправдания или хотения. Как видите, эти оправдания нужны не вообще, чтобы вы один о них знали, а для того, чтобы быть выраженными в действии, сделать их осмысленными и убедительными. Это не значит, конечно, что в первом случае оправдания мы должны танцевать и хлопать в ладоши, а во втором — плакать Стр. 51 или страдать, вообще показывать что-то, как мы говорим— «наигрывать». И в первом и во втором случае вы, вероятно, будете волноваться, может быть, нервничать, но, конечно, по-разному, и чем подробнее оправдаете волнение, тем убедительнее получится этюд. Если вы собираетесь в .загс, то и одеты, вероятно, соответствующим образом (отношение к костюму), тогда уже под кровать за книжкой не полезешь,, или, вернее, полезешь, но с учетом нового торжественного костюма и т. д. Как видите,' основная цель повлечет за собой цепь оправданий, обусловливающих форму, характер действий, приспособления. Продолжайте ставить перед собой задачи, в которых изменяться будет только второй элемент — хотение (т. е. то, для чего я произвожу заданное действие), и следите за тем, насколько правдиво, убедительно и разнообразно в смысле - оправданий (вспомните о роли творческой фантазии) будет эта цель выражаться в возникающих приспособлениях. Предположим, что мы установили действие: играть на каком-нибудь музыкальном инструменте. В первом случае поставим целью, чтобы доставить удовольствие воображаемому слушателю или слушательнице. Найдите соответствующие оправдания: где находится человек, для которого вы играете какую-нибудь мелодию, — в соседней комнате или около окон дома,—на каком инструменте играете (на рояле, на гитаре или на гармонии) и т. д. Может быть, вы хотите напомнить о чем-нибудь этой мелодией — песней. Тогда нафантазируйте, о чем именно. Может быть, вы условились, что по знаку — с этой песней — к вам кто-то должен выйти: кто, когда, степень серьезности ваших отношений к человеку, которого вы ждете, и т. д. Вся эта цепь оправданий, так же, как и степень их выразительности и правдивости, зависит, как вы помните, от вашей творческой фантазии. Искать эти оправдания, придумывать их можно вместе с ведущим упражнение. Если обнаружится фальшь, наигрыш, отход от сценической правды, тогда надо остановить упражнение, но поначалу, впрочем, не слишком нервируйте ученика — пусть заблуждается, ищет, но по возможности доведет до конца начатое, после чего ведущий сделает свои замечания, указав на отрицательные и положительные стороны в проделанном упражнении. Во втором случае того же действия (игры на инструменте) Стр. 52 поставим перед собою иную цель — играть, чтобы оценить инструмент для покупки его. Соответственно поставленному хотению будут возникать иные приспособления. Как звучит инструмент, тембр его, внешний вид и т. п. вот что будет для вас важно в данном случае. Оправдывайте также, у кого, где, за сколько покупаете. В третьем случае поставьте цель — злить кого-нибудь, надоедать своей игрой. Кто-то вас просил: «Не играй, пожалуйста, я спать буду или заниматься», а вы почему-то на зло ему играете. Но вот кто просил, почему вам хочется помешать ему, где все это происходит, — это вы должны знать, это должно быть оправдано. Проделаем ряд таких упражнений, в которых мы нарочно сохраняем без изменения первый элемент задачи — действие (что делаю), и меняем второй—хотение (для чего делаю), чтобы явственней ощутить на этих примерах зависимость третьего элемента—приспособления, от, второго — хотения, и перейдем затем к ряду сценических действий, отличных друг от друга (сюжетов здесь безграничное количество). Например: 1. Одевайтесь и приведите себя в надлежащий вид, что бы отправиться на вечеринку или торжественное собрание (соответствующие оправдания: куда иду, какая вечеринка или собрание, что буду там делать, может быть, выступать, кого там встречу, что надеть и т. д.). В дальнейшем мы уже оправданий подыскивать не будем. Условимся, что термин «оправдайте» достаточно понятен и заставляет вашу фантазию работать в определенном направлении свидания картины живой действительности вокруг заданной в упражнении темы. 2. Ждете на платформе прихода поезда. Должен приехать человек, которого вы очень любите и с которым давно не видались. 3. Пришли куда-то, чтобы узнать очень важное для вас решение, могущее изменить весь ход вашей жизни. 4. Приходите на прием к доктору, чтобы вырвать больной зуб. 5. Пришли на аэродром, чтобы полетать в первый раз на самолете в качестве пассажира, рассматриваете машину и влезаете в нее (из стульев и стола; можно выгородить — будет похоже). 6. Достать из лужи ключ, который вы уронили и без которого не можете войти в дом (вспомните сценические Стр. 53 отношения: к полу, как к луже, величина лужи, дотянуться до середины трудно, может быть, поставить камень, в результате все-таки ногу промочили и пр.), 7. Ловите муху, которая мешает вам заниматься, она очень ловко увертывается" и опять начинает приставать. Помните, что в каждой задаче, сохраняя полную мотивированность, оправданность действия, простоту, настоящий серьез (а не подделку под простоту, о чем мы уже говорили и в дальнейшем еще поговорим), мы в то же время должны знать, что мы действуем на сцене, что активность, именно действенность наша должна возрастать в течение упражнения, что упражнение — это творческий акт, что из органического соединения в единое целое ряда таких упражнений будет составляться в результате сценическое воплощение того или иного создаваемого нами художественного образа. Перейдем к более сложным упражнениям, в которых будет происходить смена задач и заранее предложенных событий. Например, прибираете комнату к приходу приятных вам гостей. Звонок или стук (может быть воображаемый, а может быть настоящий) Выходите из комнаты. Оказывается, письмо или телеграмма с очень неприятным известием. Нужно срочно собраться в дорогу. Можно привести еще много примеров таких действий, пусть и руководитель подготовит к уроку некоторый запас таких упражнений, и ученики сами под контролем руководителя выдумывают для себя темы для этюдов. Заметьте, что в предшествовавших и в этих более сложных этюдах делающий упражнение находится на сцене один. Партнеров пока на сцене нет, — следовательно, нет никаких слов и разговоров. Самое большое, если в каком-нибудь этюде, в виде исключения, может сорваться то или иное восклицание, звук, безусловно вынужденные возникшими обстоятельствами, сугубо оправданные. При очень резкой неожиданности — испуге — можно вскрикнуть, если уж не выдержали. Но слов, т. е. «монологов», быть не может. Непонимание этого иногда встречается, потому и приходится от него предостерегать. Вот, например, трудное упражнение. Читаете газету, попадается таблица выигрышей. Находите свой номер (который записан у вас), а облигацию найти не можете; решаете, что потеряли, потом неожиданно вспоминаете, где вы ее спрятали, находите и с удовольствием идете получать Стр. 54 выигрыш. Было бы правильно в этом упражнении так оправдать обстоятельства: у вас нет денег, вы, например, студент, стипендия к концу месяца израсходована, и вдруг вы выиграли, причем выигрыш может быть значительный, но не слишком редкий, не стотысячный, потому что это очень трудно будет оправдать — сыграть. Но и средняя сумма, когда очень нужны деньги, должна в вас вызвать достаточно выразительную реакцию. Вообще избегайте сначала сложных и чересчур значительных обстоятельств в задании (например, смерть близких людей, встреча через двадцать лет и т, д.). Все должно быть просто и составлено из таких возможностей, которые с вами самими могли бы произойти, во что легко поверить самому. Затем при постепенном усложнении заданий мы должны будем столкнуться и с самыми трудными обстоятельствами, пока же повторяем: действуйте, исходя от себя и в наиболее возможных для себя обстоятельствах. Обратите внимание, что как в этих, так и в последующих упражнениях с партнером вы остаетесь «самим собой». Не надо себя представлять ни старше, ни моложе, ни толще, ни худее. Вы остаетесь таким, какой вы есть, со всеми вашими свойствами и навыками, но действуете в заданных обстоятельствах. Старайтесь не сразу, но постепенно усложнять сценические задачи и обстоятельства и имейте в виду, что при убедительных и разнообразно найденных оправданиях из самых несложных тем и сюжетов могут получиться этюды с хорошими результатами, и, наоборот, нередко заранее придуманные сложные темы, кажущиеся интересными, будучи недостаточно правдоподобно осуществлены, становятся неинтересными, малоубедительными и — что еще хуже — фальшивыми. Ставя перед собой выполнение упражнения, в котором происходит смена задач, а следовательно, и сценических чувств, как результата выполнения поставленных задач, обращайте особое внимание на переход от задачи к задаче, от одной части этюда к другой. Здесь от делающего упражнение требуется максимум правдивости, непосредственности и в то же время чувства меры. Для определения того, в какой форме следует давать задания, остановимся на таком примере. Собираетесь в театр, очень спешите, одеваетесь, несколько раз что-то забываете, возвращаетесь, наконец, все готово, последний раз проверяете, все ли на месте в сумке или в бумажнике, Стр. 55 и вдруг обнаруживаете, что билета нет. В театр очень хотелось пойти, время уходит, ищете билет, а найти не можете: время ушло, искать бесполезно, вам приходится постепенно раздеваться, и вдруг случайно, когда уже поиски прекращены, где-нибудь в пальце перчатки вы замечаете потерянный билет, вы летите, на ходу одеваясь, в театр. В описании этого упражнения (как, между прочим; и в других) есть некоторые подробности, которые по необходимости приходится вводить, чтобы заочно сделать это упражнение более понятным, но которые с точки зрения педагогической являются уклонением от правильною задания. На этом следует задержаться. Что должен установить ведущий с делающим упражнение? Место действия, задачи и смену событий — готовите себя, одеваетесь и т. д., чтобы пойти в театр на очень интересный для вас спектакль, обнаруживается отсутствие билета, и начинаются поиски Поиски ни к чему не приводят, решаете остаться дома, случайно находите билет, после чего идете в театр. Вот та схема этюда, которую получает ученик. А выполнение будет зависеть от того, как ученик решит этюд. В результате столкновения задачи с контрдействием (пропажей билета) может произойти непредвиденное, но вполне закономерное, иное разрешение этюда. Что же неправильного было в первом описании этюда? Предложение, подсказ приспособлений. Указание на то, что «забываете вещи», «последний раз проверяете, все ли на месте в сумке», «постепенно раздеваетесь», «в пальце перчатки замечаете билет», «на ходу одеваетесь», и даже слово «летите» есть известный подсказ приспособления. А приспособления, как мы помним, должны являться в результате выполнения первых двух элементов задачи и оправдания всех обстоятельств, в каких мы находимся. Вот почему предварительный разбор обстоятельств необходим. Мы указываем заранее — времени мало. Это определит ритм этюда, спешку. Все, что связано с таким вопросом, как: «А нельзя ли пойти без билета?», заранее должно быть оговорено и отпасть — идти можно, только имея билет на руках, и т. д. Дело ведущего сказать: «Очень хотите пойти в театр», а уж ученик пусть ищет подобное оправдание, что именно его так привлекает в данном спектакле — актеры ли, гастроль какого-нибудь замечательного певца, встреча ли с приятелем или приятельницей и т. д. и т. п. В результате предположенного в данном случае оправдания и основной Стр. 56 цели должно появиться и соответствующее отношение к событию (пропажа и находка билета); в результате столкновения действий с препятствием (противодействием) должны явиться соответствующие сценические чувства (огорчение, раздражение, злоба при пропаже, растущие вместе с активностью в поисках, и удовольствие, радость при нахождении билета). Допустим теперь, что пропал не билет в 'театр, а железнодорожный билет, ехать далеко и по очень важному делу. Представляете себе, насколько будет -разниться ваше отношение к событиям в данном случае от первого! Второй факт для вас во много раз важнее, серьезней, значительней по последствиям. Если в первом случае — неприятность, то во втором случае может быть несчастье. Если в первом случае события могут казаться хоть и неприятными, но в общем незначительными и даже смешными, то во втором, наоборот, они будут в результате очень печальными и тяжелыми. Эта оценка событий наложит свой отпечаток на форму, характер наших' сценических действий, направит их в ту или иную сторону. Действие и противодействие Если внимательно проследить, в каких случаях наиболее правильно выполняется сценическая задача, то мы увидим, что это происходит тогда, когда сценическое действие развивается, растет от начала к концу этюда. Развитие же и рост сценического действия в отличие от топтания на месте (с виду хотя бы и в «правдивой» форме) 1 возможно только тогда, когда оно направлено на ______________________________________________ 1 Сценическое упражнение наряду с выполнением основного условия — воспроизведением жизненной/ правды — остается одновременно сценическим. Это условие является также основным и не менее важным, чем первое. Это значит, что упражнение должно заключать в себе основные черты, отличающие творческое воспроизведение от самого воспроизведенного объекта. В упражнении должны быть заложены ощущение сценического времени, действенность, активность, волевое напряжение, толкающее на увлечение сценической задачей, и ощущение зрителя. Причем в данном случае речь идет не о первоначальном ощущении зрителя, выражающемся в смущении перед ним и потере творческих возможностей; наоборот, это есть новое ощущение зрителя как участника творческого акта, зрителя, который в конечном счете является главной силой, источником энергии, из которого актер черпает волевую зарядку во время своей работы.
|