Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Федеральные целевые программы



Федеральные целевые программы и межгосударственные целевые программы, в осуществлении которых участвует Российская Федерация (далее - целевые программы), представляют собой увязанный по задачам, ресурсам и срокам осуществления комплекс научно-исследовательских, опытно-конструкторских, производственных, социально-экономических, организационно-хозяйственных и других мероприятий, обеспечивающих эффективное решение системных проблем в области государственного, экономического, экологического, социального и культурного развития Российской Федерации.

Целевые программы являются одним из важнейших средств реализации структурной политики государства, активного воздействия на его социально-экономическое развитие и должны быть сосредоточены на реализации крупномасштабных, наиболее важных для государства инвестиционных и научно-технических проектов, направленных на решение системных проблем, входящих в сферу компетенции федеральных органов исполнительной власти.

Целевая программа может включать в себя несколько подпрограмм, направленных на решение конкретных задач в рамках программы. Деление целевой программы на подпрограммы осуществляется исходя из масштабности и сложности решаемых проблем, а также необходимости рациональной организации их решения.

Целевая программа состоит из следующих разделов:
характеристика проблемы, на решение которой направлена целевая программа;
основные цели и задачи целевой программы с указанием сроков и этапов ее реализации, а также целевых индикаторов и показателей;
перечень программных мероприятий;
обоснование ресурсного обеспечения целевой программы;
механизм реализации целевой программы, включающий в себя механизм управления программой и механизм взаимодействия государственных заказчиков;
оценка социально-экономической и экологической эффективности целевой программы.

Целевая программа также содержит паспорт федеральной (межгосударственной) целевой программы.

К содержанию разделов целевой программы предъявляются следующие требования.

Первый раздел целевой программы должен содержать развернутую постановку проблемы, включая анализ причин ее возникновения, обоснование ее связи с национальными приоритетами социально-экономического развития, целесообразности программного решения проблемы на федеральном уровне. Раздел также должен содержать обоснование необходимости решения проблемы программно-целевым методом и анализ различных вариантов этого решения, а также описание основных рисков, связанных с программно-целевым методом решения проблемы.

Второй раздел целевой программы должен содержать развернутые формулировки целей и задач программы с указанием целевых индикаторов и показателей.

Требования, предъявляемые к целям программы:
специфичность (цели должны соответствовать компетенции государственных заказчиков целевой программы);
достижимость (цели должны быть потенциально достижимы);
измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения целей);
привязка к временному графику (должны быть установлены срок достижения цели и этапы реализации целевой программы с определением соответствующих целей).

Раздел должен содержать обоснование необходимости решения поставленных задач для достижения сформулированных целей программы и обоснование сроков решения задач и реализации программы с описанием основных этапов реализации и указанием прогнозируемых значений целевых индикаторов и показателей для каждого этапа, а также условия досрочного прекращения реализации целевой программы.

Третий раздел целевой программы должен содержать перечень мероприятий, которые предлагается реализовать для решения задач целевой программы и достижения поставленных целей, а также информацию о необходимых для реализации каждого мероприятия ресурсах (с указанием статей расходов и источников финансирования) и сроках. Программные мероприятия должны быть увязаны по срокам и ресурсам и обеспечивать решение задач целевой программы.

Программные мероприятия должны предусматривать комплекс мер по предотвращению негативных последствий, которые могут возникнуть при их реализации.

В отдельных случаях для достижения целей программы, внесения изменений в нормативные правовые акты целевая программа может содержать приложение с планом подготовки и принятия необходимых нормативных правовых актов.

В четвертом разделе целевой программы должно содержаться обоснование ресурсного обеспечения, необходимого для реализации программы, а также сроков и источников финансирования. Кроме того, раздел должен включать в себя обоснование возможности привлечения (помимо средств федерального бюджета) внебюджетных средств и средств бюджетов субъектов Российской Федерации для реализации программных мероприятий и описание механизмов привлечения этих средств.

Основные требования к пятому разделу целевой программы изложены в разделе VII ПОСТАНОВЛЕНИЯ Правительства РФ от 25.12.2004 N 842 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ПОРЯДОК РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ И МЕЖГОСУДАРСТВЕННЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ, В ОСУЩЕСТВЛЕНИИ КОТОРЫХ УЧАСТВУЕТ РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ".

Шестой раздел целевой программы должен содержать описание социальных, экономических и экологических последствий, которые могут возникнуть при реализации программы, общую оценку вклада целевой программы в экономическое развитие, а также оценку эффективности расходования бюджетных средств. Оценка эффективности осуществляется по годам или этапам в течение всего срока реализации целевой программы, а при необходимости и после ее реализации.

Методика оценки эффективности целевой программы разрабатывается государственными заказчиками (государственными заказчиками-координаторами) с учетом специфики программы и должна служить приложением к тексту программы.

 

Организация прогнозирования и планирования.

Организация прогнозирования и планирования охватывает систему органов планирования на всех уровнях управления на­родным хозяйством, определение их функций, установление

порядка разработки прогнозов и планов, доведение важнейших показателей до исполнителей и организацию обеспечения их выполнения.

Научными основами организации прогнозирования и плани­рования являются принципы, т.е. требования, основополагаю­щие правила.

В условиях директивного планирования главным был при­нцип демократического централизма. В централизованном по­рядке определялись основные направления экономического и социального развития страны в целом, ее отраслей и регионов. Важнейшие показатели устанавливались в виде заданий. Осу­ществлялась единая государственная политика в области раз­мещения производительных сил, оплаты труда, цен, финансов и т.д.Планы экономического и социального развития предприя­тий разрабатывались на основе доведенных сверху контроль­ных цифр.

При переходе к рыночным отношениям существенные из­менения претерпевают как система планирования, так и при­нципы его организации. В современных условиях важнейшими принципами организации планирования являются:

• децентрализация и демократизация;

• демонополизация;

• экономически выгодное для страны участие в интеграци­онных процессах;

• приоритетное решение социальных и экологических про­блем.

Практическое проведение в жизнь указанных принципов предполагает:

• концентрацию всех функций хозяйственного управления на уровне предприятий и организаций, включая выбор направ­лений и планирование их деятельности;

• четкое разграничение функций государственных республи­канских и местных органов управления и планирования, их прав и сфер деятельности при обеспечении наиболее благоприятных ус­ловий для самоуправления и самофинансирования администра­тивно-территориальных образований страны;

• формирование механизма взаимодействия макро- и мик­роуровней в процессе прогнозных и плановых расчетов;

• разработку альтернативных вариантов внешнеэкономи­ческих связей и выбор наиболее эффективных из них;

• планирование развития конкуренции и предпринима­тельства.

Органы государственного планирования и управления при­ званы создавать условия для эффективной деятельности всех предприятий и организаций независимо от формы собствен­ности, оказывать поддержку экспортерам и другим предприя­тиям приоритетных отраслей экономики. Никакой орган не вправе вмешиваться в хозяйственную деятельность предприя­тий и организаций.

Экономико-правовой основой взаимоотношений местных органов управления с хозяйствующими субъектами должен быть договор по ресурсо- и природопользованию, в котором закрепляются условия пользования региональными ресурса­ми, порядок возмещения затрат на их восполнение, а также воз­мещение потерь и ущерба, наносимых хозяйственной деятель­ностью окружающей среде и населению. В договоре могут быть оговорены поставка продукции и оказание услуг для местного рынка и других региональных потребностей, участие предпри­ятия в создании и сохранении инфраструктуры и т.д.

На всех уровнях управления и планирования особая значи­мость должна придаваться аналитической работе с целью выяв­ления тенденций, условий и факторов, оказывающих влияние на экономическое и социальное развитие. Структура органов прогнозирования и планирования, их функции должны быть адекватными существующим условиям социально-экономи­ческого развития.

На макроуровне государственные органы планирования должны заниматься анализом текущей экономической ситуа­ции, прогнозированием темпов и важнейших пропорций раз­вития экономики, обоснованием приоритетов, формировани­ем структуры экономики, обеспечением материальной и финансовой сбалансированности. Особое внимание должно уделяться разработке стратегии и тактики экономического и социального развития страны, определению для конкретных плановых горизонтов количественных значений основных регуляторов экономики (государственного заказа, цен, нало­гов и льгот, государственных инвестиций и ссуд, страховых и других резервов и т.д.).

Органы прогнозирования и планирования на мезоуровне должны проводить комплексное исследование рынка, осу­ществлять прогнозирование спроса и предложения, разраба­тывать прогнозы и планы по развитию соответствующих от­раслей и регионов во временном аспекте, целевые программы по решению важнейших проблем, разрабатывать методичес­кие рекомендации для подведомственных предприятий, при­нимать участие в формировании параметров экономических регуляторов и решать другие задачи.

На микроуровне плановые органы совместно с другими ор­ганами управления должны определять цели, разрабатывать прогнозы и планы (бизнес-планы) для их достижения, органи­зовывать выполнение последних.

Основой экономической системы страны в переходный пе­риод являются хозяйствующие субъекты в виде самостоятель­ных государственных, коллективных, совместных предприя­тий, организаций, фирм, а также индивидуальные (частные) производители и коммерсанты. Они действуют на принципах самоуправления, самоокупаемости, самофинансирования и со­циально-экономической целесообразности.

Предприятия и организации имеют право на непосред­ственное осуществление экспортно-импортных операций. Их деятельность осуществляется на принципах валютной само­окупаемости. Предприятия сами формируют планы экспорта и импорта, заключают договоры на поставку продукции и осу­ществляют торговые операции. Органы государственного уп­равления должны обеспечивать законодательную базу внешне­экономической деятельности, способствовать обеспечению интересов предприятий на мировом рынке и оказывать им раз­ностороннее содействие, прежде всего в экспортной деятель­ности. Кроме того, они могут заключать международные согла­шения, формировать в стране организационные структуры внешнеэкономических связей, создавать местные внешнеэко­номические органы, осуществлять контроль за реализацией международных соглашений.

 

 



Просмотров 787

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!