Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



МИФЫ И РЕВОЛЮЦИОННЫЕ ПРЕОБРАЗОВАНИЯ



Характерным для революционных преобразований является переключение с одной системы мифов на другую. В этом русле лежат и преобразования Петра 1, и перестройка. При Петре 1 произошел переход от системного к индивидуальному пути: царь отменил сословные привилегии, отдавая предпочтение личностным успехам. Практически то же сделала перестройка: разрушая партийный путь роста, она отдавала приоритет возможностям личного продвижения к успеху.

Помимо процесса переключения может иметь место подключение к тому или иному мифу. В существующую во времена Александра Македонского мифологическую систему с Богом во главе был «подключен» в качестве его «сына» И Александр Македонский. В предвыборной риторике 1996 года Б. Ельцин

был включен в мифологическую схему демократии в качестве ее защитника и опоры.

Переключение мифов имело место в 1985-1991 годах, когда произошла замена мифов коммунизма мифами капитализма. В принципе, эти мифологии не являются совершенно противоположными друг другу, поскольку в обеих экономических системах личный труд является благом. Однако вместо цивилизованной стадии капитализма россияне получили такую уродливую его форму, как олигархический капитализм с его чудовищным расслоением по уровню доходов, доступу к собственности, к национальным богатствам (природным ресурсам), к власти (подробно об этом - см, главу 11).

Понятно, что вопиющая несправедливость, отличающая смену экономической формации, препятствует принятию значительной частью населения мифологии капиталистического общества как общества равных возможностей.

Задача переключения ставится и в обычном представлении о психологических операциях. Например, с патриотического «война до победного конца» следует переключить противника на миф семейный - «самое главное для человека семья: его жена и дети». Сделать это можно с помощью дополнительной активации других мифов, например: «ваши правители погрязли в коррупции, они рассматривают вас как пушечное мясо».


Здесь особую роль играет разрушение старой системы, и возможность построения новой. Следовательно, более точно переход выглядит следующим образом:

 

Примером разрушения советской системы можно назвать перемещение Ленина и сопутствующих мифологем из почетного

списка в список обличительный. Однако бывают и варианты более «хитрого» разрушения предыдущей системы.

Так, во время Второй мировой войны пропаганда союзников, направленная на немцев, строилась на том, что объявленные цели (лозунги) национал-социалистов были правильными, но фашисты не те люди, с которыми можно достичь этих целей. То есть это более мягкое разрушение мифологии: она сохраняется в основных положениях, исключая действующих лиц. Это подключение к уже имеющемуся стереотипу, а не разрушение его, поскольку считается, что разрушение стереотипов является дорогостоящим, а часто и безрезультатным.


Любое кардинальное изменение социальной системы опирается на введение новой мифологии. Кстати, в этом плане очень сходны реформы Петра 1, революция 1917 года, перестройка и наступление олигархического капитализма. Во всех этих случаях происходит отказ от мифологии прошлого периода, базирующейся на старой социальной иерархии.

 

Когда социальная система замедляет развитие, это требует сбросить старую иерархию и оправдывающую ее старую мифологию.

При этом существует два пути введения новой мифологии. Оба они связаны с тем, что социальная система очень

инерционна и практически не способна к кардинальным изменениям. Поэтому введение новой мифологии оказывается возможным при серьезной внешней стимуляции, которая обеспечивается психологическими операциями. Внешняя стимуляция может идти либо сверху, либо извне.

И перестройка, и реформы Петра 1, и переход к капитализму были инициированы и поддержаны сверху.· Революция 1917 года меняла иерархию без поддержки верхов. Но во всех случаях модель воздействия является однотипной: создается социальная группа с новыми нормами, под которые затем подводится вся система. Именно так осуществляется конкуренция двух мифов, что можно изобразить следующим образом:

Группа с контрмифом может быть либо правящей, как это было в случае принятия христианства на Руси (но даже в том случае не обошлось без бунтов), либо диссидентской с точки зрения противопоставления себя основному мифу. Как ни странно это прозвучит, но с этой точки зрения В. Ленин первоначально выглядел как типичный диссидент. Его фраза «Мы пойдем другим путем» выражает попытку введения нового мифа.

Создание специфической украинской мифологии национального характера, активизация которой прошла в постперестроечный период, также носило характер психологической операции. Вспомним, в числе основных лозунгов того времени был риторический вопрос: «Кто съел мое мясо?», а также активно распространявшиеся листовки с выдуманными подсчетами немецкого банка о наилучших условиях для самодостаточного существования Украины. За экономическим мифом последовала серия национально-ориентированных мифов, без которых, по сути, невозможно становление государства. Группа с контрмифом постепенно распространила свой миф до уровня нормы. В результате произошло «переключение» массового сознания на новую мифологию [206].



Просмотров 539

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!