Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
КАК ФАКТОР, ОБУСЛОВЛИВАЮЩИЙ РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА Дошкольный возраст является предметом пристального внимания ученых и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребенка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений. Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. Поэтому на климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множества других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздралсительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Многие родители, находясь под прессом возникающих проблем, считают возможным выплеснуть свои негативные эмоции на маленького ребенка, который не может противостоять психологической, а часто и физической агрессии, казалось бы, самых близких ему людей. Именно таким образом дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на их психическом здоровье, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же, психологи и социологи характеризуют современные дет-ско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте. В ходе исследования детско-родительских отношений специалистами различных областей науки был выявлен ряд аспектов, позволяющий «нарисовать» наиболее полную картину отношений между детьми и родителями. Это: —. реальное взаимодействие родителя с ребенком; — отношение к ребенку, основанное на неосознанной мотивации родителя; — отношение к ребенку, сформированное в ходе рефлексии. Данное триединство находится под влиянием ряда факторов: 1. Особенности личности родителей и форм их поведения. 2. Психолого-педагогическая компетентность родителей, уровень их образования. 3. Эмоционально-нравственная атмосфера в семье. 4. Диапазон средств воспитательного воздействия. 5. Степень включенности ребенка в жизнедеятельность семьи. 6. Учет актуальных потребностей ребенка и степень их удовлетворения. В своем многолетнем исследовании М. Ю. Синягина1 выделила группы семей по типу родительского отношения (табл. 1). Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби2 на характерные особенности 1 Синягина М. Ю. Психолого-педагогическая коррекция дет 2 Там же. патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребенка являются следующие ситуации: — когда родители не удовлетворяют потребности ребенка в любви и полностью отвергают его; — когда ребенок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами; — когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу «разлюбить» ребенка или уйти из семьи; — когда родители открыто или косвенно заявляют ребенку о том, что он является причиной их неприятностей; — когда в окружении ребенка отсутствует человек, способный понять переживания ребенка. В одном из своих исследований А. С. Спиваковская1 выделила несколько типов неблагополучных семей, использующих необдуманные воспитательные воздействия: «Семья — санаторий».Мелочная опека, жесткий контроль и чрезмерная защита от мнимых опасностей. В результате — чрезмерные перегрузки нервной системы ребенка, при которых возникают нервные срывы, формируются эмоциональные особенности по типу повышенной чувствительности, раздражительности. При повышенном контроле и опеке у детей усиливаются реакции протеста, повышается агрессивность ипоявляется желание решительного изменения ситуации. «Семья — крепость».Родители стараются поступать подчеркнуто правильно, излишне принципиально. Это ведет к повышенной неуверенности ребенка в себе, безынициативности. Во многих случаях фиксируется концентрация внимания ребенка на собственных внутренних переживаниях, что приводит к его психологической изоляции, вызывает трудности общения со сверстниками. «Семья — крепость» обычно приводит ребенка к постоянному внутриличностному конфликту, следовательно, 1 Спиваковская А. С. Профилактика детских неврозов. М., 1988. к перенапряжению нервной системы и повышенному риску невротических заболеваний. «Семья — третий лишний». Втакой семье эмоционально преувеличенно значимыми являются супружеские отношения, а ребенку родители склонны внушать чувство неполноценности, фиксируя внимание на недостатках и несовершенствах, что, опять же, порождает у ребенка чувство неуверенности в себе, безынициативность, мучительные переживания собственной неполноценности при усиленной зависимости, подчиненности родителям. У таких детей часто возникают опасения за жизнь и здоровье родителей, они тяжело переносят разлуку с ними и с трудом находят контакт с окружающими. Именно в таких семьях получил распространение синдром опасного обращения с детьми (СООД), включающий в себя диапазон поступков от физического насилия до недостаточно продуманных педагогических воздействий. Другими словами, СООД — это «поведение родителей по отношению к ребенку, сопровождающееся нанесением физической, психической и нравственной травмы». Вышеперечисленные проблемы часто усугубляются при посещении ребенком детского сада истановятся предметом внимания педагогов и психологов. Одним из важнейших направлений психологической помощи является консультативная работа. Работа психолога-практика в этом направлении имеет своей целью выявление ошибок и пробелов в воспитании ребенка и оказание непосредственной помощи родителям и воспитателям. В течение пяти лет (с 1999 по 2004 гг.) нами изучались запросы родителей при обращении к психологу. Основными декларируемыми родителями на консультативных встречах, были проблемы, связанные, в основном, с трудностями в обучении, умственным недоразвитием, с точки зрения родителей, детей-дошкольников. Другую группу консультативных запросов составили жалобы родителей на упрямство, негативизм, капризы и непослу- шание детей. Анализ показал, что большая часть данных претензий является необоснованной и свидетельствует 0 психологической некомпетентности родителей. Многие Работая с родителями, психолог должен составить для себя как можно более полное представление о субъективных условиях жизнедеятельности семьи. К этим условиям относят ценностные ориентации, установки и ожидания супругов. Кроме того, В. В. Юстицкий и Э. Г. Эйде-миллер1 выделили три группы семейно-необходимых качеств. Во-первых, это потребности, обусловливающие желание человека жить в семье, преодолевать трудности и решать в ней возникающие проблемы. К ним относят: потребности в материнстве и отцовстве; потребности, удовлетворяемые в ходе супружеских взаимоотношений (любовь, сексуально-эротические потребности, хозяйственно-бытовые и т. д.). Во-вторых, это совокупность способностей, навыков и умений, необходимых для поддержания супружеских отношений и воспитания детей (например, способность понять другого). В-третьих, это качества, необходимые для регуляции своих эмоциональных состояний, умение подчинять желания данного мо- 1 Эйдемиллер Э. Г., Юстицкий В. В. Психология и психотера- пия семьи. СПб., 1999. мента целям будущего. Авторы считают, что совокупное наличие вышеперечисленных качеств у супругов помогают ребенку решать возникающие в ходе семейной жизни проблемы. В исследовании Э. К. Гульянц и Т. П. Скрипкиной1, изучавших в 1990-е гг. возможности организации работы с родителями в рамках психологической службы, отмечалось, что это — один из основных и наиболее сложных аспектов деятельности психолога в дошкольном образовательном учреждении. Особенности положения в общей иерархии педагогических работников не позволяют психологу постоянно взаимодействовать с родителями воспитанников. Сами же родители часто проявляют интерес к работе психолога лишь в тех случаях, когда поведение ребенка становится неконтролируемым, а от педагогов группы начинают поступать постоянные жалобы. Чтобы предупредить данную ситуацию, психологу необходимо выстроить четкую систему взаимодействия с родителями. Начинать нужно с момента поступления ребенка в детский сад. В процессе первых консультаций и сбора информации о ребенке психолог имеет хорошую возможность для налаживания перспективных контактов с родителями. Ему необходимо раскрыть аспекты своей работы и рассказать о случаях, в которых родители могут обратиться за помощью. Построение позитивного взаимодействия с воспитателями групп также будет способствовать повышению количества обращений к психологу. В непосредственных беседах в случае возникновения затруднений педагоги могут посоветовать родителям обратиться за профессиональной помощью к психологу. Также необходимо использовать возможности «уголков для родителей», имеющихся в каждой группе. В них Скрипкина Т. П., Гульянц Э. К. Психологическая служба в детских дошкольных учреждениях разных типов. Ростов-на-Дону, 1993. психолог может помещать информацию о возможности ознакомления родителей с результатами диагностики развития их детей. Именно такие объявления часто помогают родителям найти время для консультации с психологом и осознать необходимость дальнейших встреч с ним. Во многих дошкольных образовательных учреждениях существует такая форма связи с родителями, как «почта надежды». С ее помощью родители могут выразить свои сомнения, пожелания, задать вопросы. Письма родителей рассматриваются по мере поступления. Ответы на свои вопросы родители получают в виде информации в «уголках для родителей». При осуществлении непосредственного консультативного приема психолог должен собрать и проанализировать информацию об особенностях взаимоотношений родителей и детей. Для этого в его арсенале должны быть различные диагностические средства. В настоящее время в зарубежной и отечественной психологии имеется значительный опыт диагностики детско-родительских отношений. Однако, как справедливо указывают А. Г. Лидере, О. А. Карабанова, А. С. Спиваков-ская и многие другие психологи, занимающиеся изучением психологической службы семьи, и на сегодняшний день сохраняется определенная потребность в методах диагностики детско-родительских отношений и со стороны родителей, и со стороны детей. Очень удачной, по мнению многих психологов, является методика «Родительское сочинение» (автор В. В. Сто-лин, адаптация А. И. Тащевой). Данная методика используется в качестве как основного, так и вспомогательного инструментария для изучения характера детско-родительских отношений, для изучения особенностей личности описываемого объекта (ребенка) и субъекта (самого автора). С ее помощью констатируются возможные психолого-педагогические рекомендации по психологической коррекции и дальнейшему воспитанию ребенка. Родительское сочинение (автор — В. В. Столиц, адаптация — А. И. Тащевой) Инструкция «Уважаемый родитель, Вам необходимо максимально полно, в свободной форме, рассказать о Вашем ребенке. Сообщите о нем, пожалуйста, самое главное, поделитесь своими тревогами: только в этом случае психологи смогут оказать Вам действенную помощь. Объем Вашего рассказа о ребенке не ограничивается». Сочинение обрабатывается методом контент-анализа. При этом следует обращать внимание на следующие обстоятельства: 1. Облегчающим моментом для анализа является тот факт, что многие данные о ребенке известны заранее и достоверно, например: его пол, возраст, национальность, место проживания, социальное происхождение и т. д. 2. Объем сочинения обычно не превышает 30 предложений, а ценность проекционной продукции возрастает с увеличением объема информации. Если объем рассказа очень мал, значит не ребенок, не его проблемы являются истинным мотивом обращения. 3. Все сочинение в целом связано с мотивом .обращения за консультацией. Существенным показателем актуальности проблемы является временная перспектива, в которой излагается информация: если автор использует в основном прошедшее время, то, скорее всего, данная проблема в прошлом и не является значимой в данный момент. 4. Содержание сочинения, особенно характер изложения данных, может определяться характером взаимоотношений, сложившихся между психологом и родителем. Так, при сухом (формальном) отношении психолога текст может преподноситься холодно; если психолог в предварительной беседе упрекнул родителя в проблемах ребенка, то сочинение может принять форму оправдания. Кон- тент-анализ родительских сочинений осуществляется по следующим категориям: симпатия — антипатия, близость — отдаленность, уважение — неуважение. Индикаторы названных категорий в тексте: Симпатия — Любование, умиление ребенком, одобрение его поступков, благожелательность, удовлетворение сделанным ребенком; — употребление имени ребенка, эмоционально окрашенных слов, ласкательных, уменьшительных суффиксов, его любимых словечек; — смягчение или оправдание негативных черт, социальных параметров в характеристике ребенка. Антипатия — Негативное отношение к внешности ребенка, негативная оценка черт, даже социально одобряемых, утрирование его отрицательных черт; — неблагожелательное отношение к личности, мыслям, чувствам, увлечениям ребенка; — раздраженность по поводу динамических черт его поведения, неадекватная раздраженность к мелочам; — негодование, укор, злая ирония по поводу учебы ребенка, его отношение к взрослым и сверстникам; — неодобрение его стрижки, манеры одеваться и пр. — Высокая оценка интеллекта, признание достоинств, уважение к занятиям и увлечениям ребенка; — указание в личности ребенка социально одобряемых черт; — отношение к ребенку как к равному; — уважение ребенка как врага, ощущение конкуренции со стороны ребенка. Неуважение — Отрицание способностей, наличия интеллекта, его перспектив; — отрицание прав ребенка, занижение его возраста, доминирование, властвование над ним; — указание на личностные качества, которые выдают его как неадаптивного (слабый, неответственный, несамостоятельный и пр.); — указание на социально неодобряемые черты ребенка. Близость _ Ощущение родственности, единства (выражения типа «мы», «наш» и т. д.); - хорошее знание ребенка (развернутое описание свойств личности ребенка, его мыслей, чувств, мелочей, любимых книг, фильмов, музыки и пр.); — употребление прямой речи; — беспокойство за настоящее и будущее ребенка; — оправдание ребенка, скрывание его недостатков; — взгляд на ребенка изнутри, без сравнения с «нормой», без безоговорочной ориентации на отзывы о нем учителей, воспитателей и других взрослых. Отдаленность — Отстранение, итерирование, незнание родителями друзей ребенка, его увлечений, забот, проблем, привязанностей; — взгляд на ребенка с ориентацией на «норму»; — описание ребенка по описаниям другими людьми: учителями, соседями, знакомыми; — противопоставление «он» — «мы»; — формальное описание ребенка, перечисление по пунктам его свойств, сухость в описании интимной жизни ребенка; — постоянное неупотребление имени ребенка. о ребенке, об авторе сочинения, о характере взаимодействия между ними, о социальной ситуации в семье. В «Журнале практического психолога» (№ 3, 1998 г.) был опубликован опросник для изучения взаимодействия родителей с детьми (ВРР) И. И. Марковской. Автор предлагает три формы: взрослый вариант для родителей дошкольников и младших школьников, вариант для подростков. В опроснике «Взаимодействие родитель — ребенок» (ВРР) для подростков и их родителей представлены следующие 10 шкал. 1-я шкала: нетребовательность — требовательность родителя. Данные этой шкалы показывают тот уровень требовательности родителя, который проявляется во взаимодействии родителя с ребенком. Чем выше показания по этой шкале, тем более требователен родитель, тем больше ожидает он высокого уровня ответственности от ребенка. 2-я шкала: мягкость — строгость родителя. По результатам этой шкалы можно судить о суровости, строгости мер, применяемых к ребенку, о жесткости правил, устанавливаемых во взаимоотношениях между родителями и детьми, о степени принуждения детей к чему-либо. 3-я шкала: автономность — контроль по отношению к ребенку. Чем выше показатели по этой шкале, тем выраженнее контролирующее поведение по отношению к ребенку. Высокий контроль может проявляться в мелочной опеке, навязчивости, ограничительности; низкий контроль может приводить к полной автономии ребенка, к вседозволенности, которая может быть следствием либо безразличного отношения к ребенку либо следствием любования. Возможно также, что низкий контроль связан с проявлением доверия к ребенку или стремлением родителя привить ему самостоятельность. 4-я шкала: эмоциональная дистанция — эмоциональная близость ребенка к родителю. Следует обратить особое внимание на то, что эта шкала отражает представление родителя о близости к нему ребенка. Такая трактовка этой шкалы вызвана зеркальной формой опросника, по которой дети оценивают свою близость к родителям, свое желание делиться самым сокровенным и важным с родителем. Сравнивая данные родителя и данные ребенка, можно судить о точности представлений родителей, о переоценке или недооценке близости к нему ребенка. 5-я шкала: отвержение — приятие ребенка родителем. Эта шкала отражает базовое отношение родителя к ребенку, его принятие или отвержение личностных качеств и поведенческих проявлений ребенка. Принятие ребенка как личности является важным условием благоприятного развития ребенка, его самооценки. Поведение родителей может восприниматься ребенком как принимающее или отвергающее. 6-я шкала: отсутствие сотрудничества — сотрудничество. Наличие сотрудничества между родителями и детьми как нельзя лучше отражает характер взаимодействия. Сотрудничество является следствием включенности ребенка во взаимодействие, признание его прав и достоинств. Оно отражает равенство и партнерство в отношениях родителей и детей. Отсутствие такового может быть результатом нарушений отношений, авторитарного, безразличного или попустительского стиля воспитания. 7-я шкала: несогласие — согласие между ребенком и родителем. Эта шкала тоже описывает характер взаимодействия между родителем и ребенком и отражает частоту и степень согласия между ними в различных жизненных ситуациях. Используют две формы опросника: детскую и взрослую, можно оценить степень согласия не только по этой шкале, но и по всем остальным шкалам, так как расхождение между ними тоже позволяет судить о различиях во взглядах ребенка и родителей, оценить воспитательную ситуацию в семье. 8-я шкала: непоследовательность — последовательность родителя. Последовательность родителя является важным параметром взаимодействия. В этой шкале отражается, насколько последователен и постоянен родитель в своих требованиях, в своем отношении к ребенку и применении наказаний и поощрений и т. д. Непоследовательность родителя может быть следствием эмоциональной неуравновешенности, воспитательной неуверенности, отвергающего отношения. 9-я шкала: авторитетность родителя. Результаты этой шкалы отражают самооценку родителя в сфере его влияния на ребенка, насколько его мнения, поступки, действия являются авторитетными для ребенка, какова сила влияния. Сравнение с данными ребенка позволяют судить о степени расхождения оценок родительского авторитета. Когда дети дают высокую оценку авторитетности родителя, это чаще всего означает выраженное положительное отношение к родителю в целом. Показатели по этой шкале очень важны для диагностики позитивности — негативности отношений ребенка к родителю, как и показатели по следующей 10-й шкале. 10-я шкала: удовлетворенность отношениями ребенка с родителем. По данным 10-й шкалы можно судить об общей степени удовлетворенности отношениями между родителями и детьми — как с той, так и с другой стороны. Низкая степень удовлетворенности может свидетельствовать о нарушениях в структуре родительско-детских отношений, возможных конфликтах или об обеспокоенности сложившейся семейной ситуацией. Вариант опросника для родителей подростков послужил основой для составления другой формы опросника — для родителей дошкольников и младших школьников. Были изменены некоторые вопросы, оказавшиеся неадекватными для детей этого возраста р заменены две шкалы опросника. Вместо шкал «несогласие — согласие» и «авторитетность родителя» (7-я и 9-я шкалы) авторы ввели две новых шкалы: 7-я шкала: «тревожность за ребенка»; 9-я шкала: «воспитательная конфронтация в семье». Такая замена объясняется тем, что показатели этих шкал могут дать цепную информацию для психолога-консультанта, к которому родители обращаются за помощью и которому необходимо иметь более полную информацию о характере воспитания в семье. Кроме того, замена 7-й и 9-й шкал вызвана отсутствием параллельной формы для детей, так как в этом возрасте детям достаточно трудно отвечать на вопросы, связанные с их отношениями к родителям, а без сравнения с детскими данными шкалы согласия и авторитетности утрачивают свою диагностическую ценность. Таким образом, опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) имеет три формы: одну детскую и две взрослые, по 60 вопросов в каждой. Опросник «Взаимодействие родителя с ребенком» (ВРР) Вариант для родителей дошкольников и младших школьников. Иинструкции. Отметьте степень согласия со следующими утверждениями по 5-балльной системе. Оцените утверждения отдельно для каждого ребенка в бланке ответов: 5 — несомненно, да (очень сильное согласие); 4 — в общем, да; 3 — и да, и нет; 2 — скорее нет, чем да; 1 — нет (абсолютное несогласие). 1. Если уж я чего-то требую от него (от нее), то обязательно добьюсь этого. 2. Я всегда наказываю его (ее) за плохие поступки. 3. Он(а) сам(а) обычно решает, какую одежду надеть. 4. Моего ребенка смело можно оставлять без присмотра 5. Сын (дочь) может рассказать мне обо всем, что с ним (ней) происходит. 6. Думаю, что он(а) ничего не добьется в жизли. 7. Я чаще говорю ему (ей) о том, что мне в нем (ней) не нравится, чем нравится. 8. Часто мы совместно справляемся с домашней работой. 9. Я постоянно беспокоюсь о здоровье ребенка.
10. Я чувствую, что непоследователен(ьна) в своих требованиях. 11. В нашей семье часто бывают конфликты. 12. Я бы хотел(а), чтобы он(а) воспитывал(а) своих детей так же, как я его (ее). 13. Он(а) редко делает с первого раза то, о чем я прощу. 15. Я стараюсь контролировать действия своего ребенка. 16. Считаю, что для него (нее) главное — это слушаться меня. 17. Если у него (нее) случается несчастье, в первую очередь он(а) делится со мной. 18. Я не разделяю его (ее) увлечений. 19. Я не считаю его (ее) таким умным и способным, как мне хотелось бы. 20. Могу признать свою неправоту и извиниться перед ним (ней). 21. Я часто думаю, что с моим ребенком может случиться что-то ужасное. 22. Мне трудно бывает предсказать свое поведение по отношению к нему (к ней). 23. Воспитание моего ребенка было бы гораздо лучше, если бы другие члены семьи не мешали. 24. Мне нравятся наши с ней (с ним) отношения. 25. Дома у него (у нее) больше обязанностей, чему большинства его (ее) друзей. 26. Приходится применять к нему (к ней) физические наказания. 27. Ему (ей) приходится поступать так, как я говорю, даже если он(а) не хочет. 28. Думаю, я лучше его (ее) знаю, что ему (ей) нужно. 29. Я всегда сочувствую своему ребенку. 30. Мне кажется, я его (ее) понимаю. 31. Я бы хоте л (а) в нем (ней) многое изменить.
32. При принятии семейных решений всегда учитываю его (ее) мнение. 33. Думаю, что я тревожная мама (тревожный папа). 34. Мое поведение часто бывает для него (нее) неожиданным. 35. Бывает, что когда я наказываю ребенка, мои муж (жена, бабушка и т. п.) начинают упрекать меня в излишней строгости. 36. Считаю, что в целом правильно воспитываю своего сына (дочь).
37. Я предъявляю к нему (ней) много требований. 38. По характеру я мягкий человек. 39. Я позволяю ему (ей) гулять одному во дворе дома. 40. Я стремлюсь оградить его (ее) от трудностей и неприятностей в жизни. 41. Я не допускаю, чтобы он(а) подмечал(а) мои слабости и недостатки. 42. Мне нравится его (ее) характер. 43. Я часто критикую его (ее) по мелочам. 44. Всегда с готовностью его (ее) выслушиваю. 45. Считаю, что мой долг оградить его (ее) от всяких опасностей. 46. Я наказываю его (ее) за такие поступки, которые совершаю сам(а). 47. Бывает, я невольно настраиваю ребенка против цругих членов семьи. 48. Я устаю от повседневного общения с ним (ней). 49. Мне приходится заставлять его (ее) делать то, что он (она) не хочет. 50. Я прощаю ему (ей) то, за что другие наказали бы. 51. Мне бы хотелось знать о нем (ней): о чем он(а) думает, как относится к своим друзьям и т. д. 52. Он(а) сам(а) выбирает, чем заниматься дома и в свободное время. 53. Думаю, что для него (нее) я самый близкий человек. 54. Я приветствую его (ее) поведение. 55. Я часто высказываю свое недовольство им (ею). 56. Принимаю участие в делах, которые придумывает он(а). 57. Я часто думаю, что кто-то может обидеть его (ее). 58. Бывает, что упрекаю и хвалю его (ее), в сущности, за одно и то же. 59. Случается, что если я говорю ему (ей) одно, а муж [жена, бабушка и т. д.) специально говорит наоборот. 60. Мне кажется, мои отношения с ребенком лучше, чем в семьях большинства моих знакомых. Регистрационный бланк Ф.И. О.________________________________________ возраст ________ образование______________________ Ф. И. ребенка_________________ его возраст_________ •
|