Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников имладших школьников
1. Нетребовательность — требовательность. 2. Мягкость — строгость. 3. Автономность — контроль.
4. Эмоциональная дистанция — близость. 5. Отвержение — принятие. 6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество. 7. Тревожность за ребенка. 8. Непоследовательность — последовательность. 9. Воспитательная конфронтация в семье. 10. Удовлетворенность отношениями с ребенком. Методика «День рождения» Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители— методика «День рождения» М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика достаточно информативна, легка в обработке и интересна для детей. Панфилова М. А. Тест для родителей // Журнал «Обруч». 2000, № з. Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в качестве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но лучше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы сможете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предложить нарисовать еще стол — для взрослых (если за предыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыдущим столом располагались только игрушки, предметы, животные. Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рождения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. Поэтому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним. Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка) — Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Большой круг будет у нас столом, на котором стоит праздничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбери стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отметим звездочкой или снежинкой. Выбор ребенка Позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звездочку, девочки — снежинку. ___ Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с другой стороны? Имена людей, названия игрушек, животных записываются около кружка, а номер выбора — внутри. После четвертого выбора можно время от времени предлагать повторяющийся вопрос: — Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачеркнем) стульчики? Ответ ребенка дает возможность оценить его потребность в общении. Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков»1, его спрашивают, не нужно ли добавить их? _ Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы мо Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализрезультатов 1. Потребность в общении: а) используются все «стульчики» или добавляются но б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает в) выбираются игрушки, предметы, животные — не- 2. Эмоциональные предпочтения в общении: люди располагаются рядом с ребенком — близкие, доверительные, приятные отношения. 3. Значимость социального окружения: а) количественное преобладание взрослых или детей, б) половое преобладание в общении — наличие маль в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад, Методика «Интервью с ребенком» Вкачестве одного из основных методов можно использовать интервью с ребенком (автор А. И. Захаров1), впроцессе которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье. Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью сдетьми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим основным вопросам:
|