Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Шкалы опросника ВРР для родителей дошкольников имладших школьников



1. Нетребовательность — требовательность.

2. Мягкость — строгость.

3. Автономность — контроль.


 

4. Эмоциональная дистанция — близость.

5. Отвержение — принятие.

6. Отсутствие сотрудничества — сотрудничество.

7. Тревожность за ребенка.

8. Непоследовательность — последовательность.

9. Воспитательная конфронтация в семье.

10. Удовлетворенность отношениями с ребенком.

Методика «День рождения»

Одна из новых методик, которую могут использовать и психологи, и родители— методика «День рождения» М. Панфиловой1. Автор предлагает включать данный тест-игру в качестве вспомогательного средства. Тем не менее, практика показывает, что данная методика дос­таточно информативна, легка в обработке и интересна для детей.

Панфилова М. А. Тест для родителей // Журнал «Обруч». 2000, № з.


Начать необходимо с беседы о дне рождения, его дате, подарках, ярких впечатлениях. Ребенку предлагается нарисовать «атрибуты» дня рождения, в том числе стол со стульями, за который он будет рассаживать гостей. Этот стол и послужит основой для самого тестирования. Можно использовать и заготовку (большой круг в каче­стве стола и десять кружочков-стульев вокруг). Но луч­ше создавать образ праздничного стола вместе с детьми. И если «стулья» окажутся разной величины, то вы смо­жете проанализировать выбор ребенком собственного места: претензии на лидерство (крупный «стул») или неуверенность (маленький «стул»). Если информации будет недостаточно, то можно повторить игру: предло­жить нарисовать еще стол — для взрослых (если за пре­дыдущим располагались только дети) или для детей (если за предыдущим столом располагались только взрослые). А может быть, стол вообще для людей, если за предыду­щим столом располагались только игрушки, предметы, животные.

Помните, что, предлагая ребенку тест-игру «День рож­дения», вы прикасаетесь к личному миру малыша. По­этому необходимо обеспечить доверительный, безопасный контакт с ним.

Инструкция (вариант с использованием заранее заготовленного рисунка)

— Давай поиграем с тобой в твой день рождения. Боль­шой круг будет у нас столом, на котором стоит празд­ничный пирог со свечками. Свечек столько, сколько тебе будет лет. Мы их нарисуем. Вокруг стола расположены маленькие кружочки — это что? Конечно, стулья! Выбе­ри стул, на который ты сядешь. Давай твой стул отме­тим звездочкой или снежинкой.

Выбор ребенка Позволяет оценить сформированность половой идентификации: мальчики чаще выбирают звез­дочку, девочки — снежинку.


___ Кого ты хочешь посадить рядом с собой? А с дру­гой стороны?

Имена людей, названия игрушек, животных записы­ваются около кружка, а номер выбора — внутри.

После четвертого выбора можно время от времени пред­лагать повторяющийся вопрос:

— Ты будешь еще кого-то сажать или уберем (зачерк­нем) стульчики?

Ответ ребенка дает возможность оценить его потреб­ность в общении.

Когда «именинник» заполнит все десять «стульчиков»1, его спрашивают, не нужно ли добавить их?

_ Если ты хочешь еще кого-то посадить, то мы мо­
жем дорисовать «стульчики».

Есть дети, которые имеют потребность дорисовывать «стульчики», иногда даже заполняют ими второй ряд. Анализрезультатов

1. Потребность в общении:

а) используются все «стульчики» или добавляются но­
вые — желает общаться вшироком кругу;

б) «стульчики» убираются (зачеркиваются) — желает
общаться, но только с близкими людьми, в ограничен­
ном кругу;

в) выбираются игрушки, предметы, животные — не-
сформированная потребность в общении.

2. Эмоциональные предпочтения в общении: люди рас­полагаются рядом с ребенком — близкие, доверитель­ные, приятные отношения.

3. Значимость социального окружения:

а) количественное преобладание взрослых или детей,
или предметов — наличие опыта общения с ними;

б) половое преобладание в общении — наличие маль­
чиков или девочек, мужчин или женщин;

в) преобладание какой-то группы (семья, детский сад,
школа, двор, дача) — значимость соответствующей сре­
ды в общении.


Методика «Интервью с ребенком»

Вкачестве одного из основных методов можно использо­вать интервью с ребенком (автор А. И. Захаров1), впро­цессе которого выясняются подробности внутрисемейных отношений и роли ребенка в семье.

Чтобы получить биографическую информацию, можно рекомендовать использование методики интервью сдеть­ми, разработанной А. И. Захаровым, по следующим ос­новным вопросам:



Просмотров 832

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!