Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 2 часть



Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запом­нит их. Лучше давать следующее задание после выполне­ния предыдущего. Предполагается обязательный конт­роль качества выполнения поставленной задачи.

Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов дол­жно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совме­стно с ними должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета.

Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «мож­но бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло.

Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включить­ся в новую деятельность, необходимо дать ему время на


подготовку, предупредить об изменениях. Можно исполь­зовать звуковой сигнал.

Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо по­мнить о том, что гиперактивные дети вследствие двига­тельной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бас­сейнов и т. д. В групповой комнате должно быть про­странство для активного отдыха детей.

При организации учебных занятий необходимо проду­мать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия дол­жны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсо­лютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие должно строить­ся так, чтобы оно включало различные методы (обыгры­вание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосред­ственном выполнении ребенком задания взрослому луч­ше находиться рядом с ним, поглаживая его, комменти­руя его действия спокойным голосом. Главное — сохра­нять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивно­сти лежат органические нарушения, и ребенок не вино­ват в этом.

Коррекционное воздействие на гиперактивного ребен­ка должно включать следующие приемы и технологии:

1. Обучение приемам саморегуляции через использо­вание релаксаций, визуализаций.

2. Обучение самомассажу.

3. Игры для развития быстроты реакции, координа­ции движений.

4. Игры для развития тактильного взаимодействия.

5. Пальчиковые игры.

6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов.


7. Психогимнастические этюды для обучения понима-
нию и выражению эмоционального состояния.

8. Работу с глиной, водой и песком.
Коррекционную работу более эффективно строить по­этапно:

— индивидуальная;

— парная;

— подгрупповая.

Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как толь­ко выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть ус­пешными.

Родителям и педагогам можно порекомендовать следу­ющее:

1. Введите знаковую систему оценивания действий ре­бенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обя­зательно давайте ему понять, что вы видите его успехи.

2. Устраивайте минутки активного отдыха на заняти­ях. Помните, что эти дети способны удерживать свое вни­мание очень кратковременно.

3. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться пе­ред глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя.

4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в сво­бодной деятельности мотивируйте его на спокойные дей­ствия.

5. На первых этапах избегайте монотонной деятельно­сти, занятия должны быть интересными и увлекательны­ми, с прослеживаемым результатом.

6. В совместной деятельности учите ребенка прогова­ривать свои действия, выстраивать логику и последова­тельность их выполнения.

7. Используйте элементы игры во всех моментах жиз-недеятельности.

8. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит.


9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог
бы проявить свои сильные стороны.

10. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к ос­тальным детям.

11. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие.

§ 6. АГРЕССИВНОСТЬ

Основные проявления агрессивности в дошкольном возрасте

Агрессивное поведение — одно из самых распростра­ненных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ до­стижения цели.

Проблема агрессии и агрессивности в теоретичес­ком плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психологу-практику необходимо знать три главных мо­мента:

1. Что такое агрессия/агрессивность;

2. Каковы возможные причины ее появления;

3. Как ее корректировать.

Прежде всего отмечается, что психологически грамот­ным является разведение понятий «агрессия» и «агрес­сивность».

Агрессия — это мотивированное деструктивное пове­дение, противоречащее нормам и правилам существова­ния людей в обществе, наносящее вред объектам нападе­ния (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызываю­щее у них психологический дискомфорт.

Агрессивность — это свойство личности, выражающее­ся, по мнению А. А. Реан1, в готовности к агрессии.

1 Реан. /4. А. Психология и.тучения личности. СПб.. 1999.


Выделяют множество факторов, влияющих на ее по­явление:

а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека);

б) повсеместная демонстрация сцен насилия;

в) нестабильная социально-экономическая обстановка;

г) индивидуальные особенности человека (сниженная
произвольность, низкий уровень активного торможения

и т. д.);

д) социально-культурный статус семьи и т. д.

Можно с большой уверенностью предполагать, что ре­шающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведе­ния, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физичес­кие наказания или не препятствуют проявлениям агрес­сии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера.

Агрессивность ребенка может быть физически и пси­хически обусловленной:

1) агрессивные реакции характерны для детей мла­денческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произ­вольности, из-за незнания нравственных правил и норм);

2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно от­рицательно, так как она играет еще и защитную функ­цию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального.

Часто неожиданные агрессивные реакции могут появ­ляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нужда­ется в помощи окружающих (табл. 11).


Одной из причин появления агрессивных реакций мо­жет быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему прису­ще стремление к лидерству. Для детей статус определя­ется целым рядом факторов:


 

— внешняя привлекательность, аккуратность, высо­кий уровень развития гигиенических навыков, опрятность;

— обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться;

— организаторские способности;

— широта кругозора;

— позитивная оценка взрослого и т. д.

И если сверстники по той или иной причине не при­знают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессив­ность, простимулированная обидой, ущемленным само­любием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может прикле­иванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого.

Еще одной причиной появления агрессивности у до­школьника может быть ощущение тревоги и страха на­падения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, уни­жениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им воз­можные причины и следствия такого поведения. В край­нем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно со­вместно с администрацией ДОУ обратиться в органы ох­раны прав ребенка с жалобой на действия родителей.

Иногда агрессивность является способом привлече­ния внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви.

Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движе­нии, в активной деятельности. Педагоги, которые не зна­ют или не хотят по какой-либо причине учитывать есте­ственную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестествен-


но погасить активность детей, заставить их сидеть и сто­ять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребе­нок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого.

Таким образом, первым шагом психолога в работе с аг­рессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребен­ка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы (табл. 12).

Данная вариативная диагностическая программа с боль­шой вероятностью позволит психологу разобраться в при­чинах агрессивного поведения ребенка и наметить даль­нейшую работу с ним.

Психологическая помощь агрессивным детям и их родителям

Коррекционная работа с ребенком должна вестись па­раллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколь­ко акцентов:

— изменение негативной установки по отношению к ре­бенку на позитивную;

— изменение стиля взаимодействия с детьми;

— расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений.

Независимо от причины агрессивного поведения ре­бенка существует общая стратегия действий окружаю­щих людей по отношению к нему:

1. Если это возможно, сдерживать агрессивные поры­вы ребенка непосредственно перед их проявлением, ост новить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.


2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного по­ведения, физической или вербальной агрессии по отно­шению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгод-


ности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.

3. Установить четкий запрет на агрессивное поведе­ние, систематически напоминать о нем.

4. Предоставить детям альтернативные способы взаи­модействия на основе развития у них эмпатии, сопережи­вания.

5. Обучать конструктивным способам выражения гне­ва как естественной, присущей человеку эмоции.

Задачами психокоррекционной работы с агрессивны­ми детьми могут быть:

а) развитие умения понимать состояния другого чело­
века;

б) развитие умения выражать свои эмоции в социаль­
но приемлемой форме;

в) обучение ауторелаксации;

г) обучение способам снятия напряжения;

д) развитие навыков общения;

е) формирование позитивного самовосприятия на ос­
нове личностных достижений.

Детям важно давать выход своей агрессивности. Мож­но им предложить:

— подраться с подушкой;

— использовать физические силовые упражнения;

— рвать бумагу;

— нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком;

— использовать «мешочек для криков»;

— поколотить стол надувным молотком и т. д.

Р. В. Овчарова1 предлагает использовать в целях кор­рекции агрессивного поведения детей:

— занятия психогимнастикой;

— этюды и игры на развитие навыка регуляции пове­дения в коллективе;

— этюды и игры релаксационной направленности;

1 Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.


 

— игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера;

— игры и упражнения на развитие позитивной моде­ли поведения.

В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми показы­вает использование элементов изотерапии. Детям-нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями.

С целью отреагирования агрессии можно ставить с деть­ми спектакли, в которых проблемным агрессивным де­тям необходимо давать роли с позитивной силовой ха­рактеристикой (богатыри, рыцари и т. д.).

Е. К. Лютова и Г. Б. Монина1 предлагают использо­вать в работе подвижные игры, способствующие отреаги-рованию агрессии, снятию накопившегося напря.жения, обучению эффективным способам общения и т. д.

Развитию контроля над собственными импульсивны­ми действиями способствуют занятия пальчиковой гим­настикой. Их могут проводить и родители, и педагоги.

Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и на­вешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на нега­тивные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно со­здавать «ситуации успеха», развивающие у них позитив­ную самооценку, уверенность в своих силах.

После некоторого периода индивидуальной работы аг­рессивных детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бес­конфликтно взаимодействовать с окружающими.

Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимо­действия с детьми. СПб.. 2000.


ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И ТРЕВОЖНОСТЬ

Особенности застенчивых итревожных детей-дошкольников

Эффективность помощи психолога определяется пра­вильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно по­нять, что именно мешает человеку жить, взаимодей­ствовать, так как внешние проявления различных про­блем могут иметь сходство. Например, застенчивостьи замкнутость.Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и но­вой обстановкой. Тем не менее, это различные пробле­мы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания.

Застенчивых детей не видно в группах, они послуш­ны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, под­вержены их влиянию. Многие взрослые считают их хо­рошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает диском­форт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказыва­ется от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блоки­руют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной


сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к другому, попро­сить игрушку, договориться о совместной игре.

Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негатив­ную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, по­щипывания, навязчивые движения и т. д.).

Застенчивость опасна тем, что в более старшем возра­сте она препятствует налаживанию контактов, достиже­нию успехов в личностной и профессиональной сфере.

Можно предположить, что мнение о заниженной са­мооценке у застенчивых детей является ошибочным. Эк- -спериментальные исследования свидетельствуют, что за­стенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие отно­сятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей сте­пени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Зо­лушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагога­ми) способствуют выработке у него психологической за­щиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя».


Застенчивость часто встречается у единственных в се­мье детей, у которых по той или иной причине был огра­ничен круг общения.

Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно конт­ролировать своих детей, способствует тому, что дети по­степенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехо­роших и злых. Такая установка, в зависимости от лич­ностных особенностей ребенка, развивает либо агрессив­ность, либо застенчивость. Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дош­кольного возраста является неадекватный стиль воспи­тания в семье.

Тревожность входит в симптомокомплекс застенчиво­сти. По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной1, тре­вожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой сис­темы требований* наличием тревожности у самих взрос­лых. Механизм тревожности заключается в том, что ре­бенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих.

Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям

Работа психолога непосредственно с застенчивыми деть­ми должна вестись в нескольких направлениях:

— развитие позитивного самовосприятия;

— повышение уверенности в себе и своих силах;

— развитие доверия к другим;

1 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимо­действия с детьми. СПб., 2000.


 

— отреагирование страхов;

— снятие телесного напряжения;

— развитие умения выражать свои эмоции;

— развитие навыков коллективной работы;

— развитие навыков самоконтроля.

Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами (табл. 13).

Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спе­шить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу.

Первое время специалист должен систематически при­ходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с пе­дагогом, проводить игры и участвовать в них.

Когда ребенок сможет более или менее свободно кон­тактировать с психологом, можно начинать индивиду­альную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захо­чет выполнять задания. Тогда можно предложить поиг­рать, порисовать, т. е. заняться тем, чем он захочет, и по-


стараться включить задания в контекст игры или, в край­нем случае, отложить их.

В этот период целесообразно использовать проектив­ные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы куклотерапии.

Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу — через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять вни­мание на малыше, так как это только смутит его. Поэто­му помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться.

Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослы­ми. Этот момент можно также использовать для разви­тия уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия.

Просьба, обращенная к застенчивому ребенку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содер­жать конкретные задания. Важно, чтобы она была выс­казана спокойным, мягким голосом, содержала обраще­ние по имени и сопровождалась ласковым прикосновени­ем. В общении с застенчивыми детьми необходимо ис­ключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное — это тактичность и терпение.

Эффективный способ расширения поведенческого ре­пертуара застенчивого ребенка — это привлечение ассис­тента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вов­лечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятель­ность. Но его тоже необходимо подготовить: провести бе­седу, проиграть типичные ситуации.


Рекомендации родителям

Особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семей­ных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями.

Рекомендации родителям застенчивого ребенка и пе­дагогам должны включать следующие моменты:

1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным.

2. Необходимо свести до минимума критику и нега­тивные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы.

3. Главный козырь взрослых — это терпение и так­тичность.

4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность.

5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разно­стороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — теле­графистке и т. д.). На первых этапах присутствие и учас­тие знакомого взрослого обязательно.

В непосредственной работе с детьми можно использо­вать следующие приемы и методы:

а) обучение способам расслабления;

б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся
травмирующими для застенчивого ребенка (публичное
выступление, ситуация знакомства и т. д.);

в) подвижные игры для развития коммуникативных
навыков;

г) постановка спектаклей;

д) рисование для выявления и отработки страхов;

е) использование элементов сказкотерапии, художе-
ственных произведений с ярко прорисованными харак-­
терологическими чертами героев и явным разрешением
проблем;


ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-роле-вых играх.

Психологу важно помочь родителям и педагогам вы­работать единую стратегию в общении с застенчивым ре­бенком, научить их навыкам конструктивного общения.

Помочь в работе с застенчивыми детьми и их родите­лями могут следующие книги:

1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрос­лых. СПб. — М., 2002.

2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.

3. Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997.

4. Клюева Я. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль, 2001.

5. Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М., 2001.

§ 8. РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА)

Особенности детей с РДА

До настоящего времени детский аутизм является од­ним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного фено­мена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен еще в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением пре­имущественно социального межличностного восприятия и функции общения»1.

И в отечественной, и в зарубежной клинической пси­хологии отсутствует единство мнений по поводу причин возникновения и развития раннего детского аутизма (да­лее — РДА). Наиболее распространены следующие:

Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детс­кой патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000.


_ генетическая обусловленность;

_ органическое поражение мозга;

_ нарушение общения матери с ребенком, ее отчуж­-
денность и эмоциональная холодность, недостаток мате­-
ринской ласки.

Такое разнообразие мнений ученых тормозит решение вопросов своевременной диагностики и дальнейшей кор­рекции РДА.

Тем не менее, достаточно хорошо в специальной лите­ратуре описана симптоматика РДА. К типичным прояв­лениям детского аутизма относят:

— постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками;

— категорическое желание сохранения постоянства ок­ружающей обстановки;

— необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым;

— отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью;

— стереотипизация действий;

— патологическое фантазирование;

— манипулирование руками;

— погруженность в мир собственных переживаний;

— эмоциональная холодность по отношению к близ­ким, избегание тактильных контактов и контактов глаз.

Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и актив­но сопротивляются попыткам нарушить свое простран­ство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная дви- гательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с пери­одами заторможенности, застывания в одной позе. Нео­жиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чаш­ки в чашку, включать и выключать светильник, откры­вать и закрывать крышку коробки и т. д.).



Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности:

— нарушения модуляции голоса, как крайняя бед­-
ность, так и гротескность, но главное — неадекватная
смыслу речи;

— своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы;

— содержание штампов и стереотипных фраз, высоко­парность речи;



Просмотров 684

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!