Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 2 часть
Гиперактивным детям должны даваться инструкции, содержащие не более 10-ти слов. Нельзя просить сделать сразу несколько поручений (убрать игрушки, почистить зубы, умыться и т. д.), так как ребенок просто не запомнит их. Лучше давать следующее задание после выполнения предыдущего. Предполагается обязательный контроль качества выполнения поставленной задачи. Система ограничений и запретов должна быть четкой и неукоснительно выполняемой, количество запретов должно быть сведено до минимума (они должны касаться исключительно безопасности и здоровья ребенка). Совместно с ними должны быть разработаны санкции, которые последуют в случае нарушения запрета. Важно обратить внимание родителей на построение фраз в общении с гиперактивным ребенком. Более эффективно давать малышу позитивную альтернативу его негативному поведению, перепроектировать его. Лучше сказать «можно бегать на улице», чем «прекрати беготню!». Но еще более эффективно включиться в игру ребенка, направить его неконтролируемую энергию в нужное русло. Чтобы ребенок смог услышать взрослого и включиться в новую деятельность, необходимо дать ему время на подготовку, предупредить об изменениях. Можно использовать звуковой сигнал. Гиперактивных детей необходимо приучать к режиму, к четкому распорядку дня. Нежелательно изменять его даже в исключительных ситуациях. При организации предметно-пространственной среды ДОУ необходимо помнить о том, что гиперактивные дети вследствие двигательной расторможенности и отсутствия произвольного внимания характеризуются повышенным травматизмом. Поэтому желательно наличие мягких модулей, сухих бассейнов и т. д. В групповой комнате должно быть пространство для активного отдыха детей. При организации учебных занятий необходимо продумать предлагаемый материал так, чтобы один и тот же алгоритм варьировался в различных видах. Занятия должны проводиться в игровой форме с включением физминуток. Нельзя требовать от гиперактивных детей абсолютной дисциплины, это лишь снизит работоспособность и уровень усвоения материала. Занятие должно строиться так, чтобы оно включало различные методы (обыгрывание, рассказ, демонстрацию и т. д.). При непосредственном выполнении ребенком задания взрослому лучше находиться рядом с ним, поглаживая его, комментируя его действия спокойным голосом. Главное — сохранять спокойствие и помнить, что в основе гиперактивности лежат органические нарушения, и ребенок не виноват в этом. Коррекционное воздействие на гиперактивного ребенка должно включать следующие приемы и технологии: 1. Обучение приемам саморегуляции через использование релаксаций, визуализаций. 2. Обучение самомассажу. 3. Игры для развития быстроты реакции, координации движений. 4. Игры для развития тактильного взаимодействия. 5. Пальчиковые игры. 6. Подвижные игры с использованием сдерживающих моментов. 7. Психогимнастические этюды для обучения понима- 8. Работу с глиной, водой и песком. — индивидуальная; — парная; — подгрупповая. Дети, страдающие СДВГ, как никакие другие требуют со стороны взрослых терпения и участия. Работа с ними должна быть кропотливой и комплексной, так как только выработка единой системы требований в ДОУ и семье может помочь адаптироваться таким детям и быть успешными. Родителям и педагогам можно порекомендовать следующее: 1. Введите знаковую систему оценивания действий ребенка. Старайтесь замечать каждый успех малыша и обязательно давайте ему понять, что вы видите его успехи. 2. Устраивайте минутки активного отдыха на занятиях. Помните, что эти дети способны удерживать свое внимание очень кратковременно. 3. Гиперактивный ребенок всегда должен находиться перед глазами. На занятиях его лучше сажать напротив себя. 4. Направляйте энергию ребенка в полезное русло. На занятиях давайте поручения раздать что-нибудь, в свободной деятельности мотивируйте его на спокойные действия. 5. На первых этапах избегайте монотонной деятельности, занятия должны быть интересными и увлекательными, с прослеживаемым результатом. 6. В совместной деятельности учите ребенка проговаривать свои действия, выстраивать логику и последовательность их выполнения. 7. Используйте элементы игры во всех моментах жиз-недеятельности. 8. Не давайте многословных инструкций, после 10-ти слов ребенок вас просто не услышит. 9. Создавайте ситуации успеха, в которых ребенок смог 10. При всем неусыпном внимании к гиперактивному ребенку внешне относитесь к нему так же, как и к остальным детям. 11. Учите его общаться с другими детьми, поощряйте позитивное взаимодействие. § 6. АГРЕССИВНОСТЬ Основные проявления агрессивности в дошкольном возрасте Агрессивное поведение — одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста, так как это наиболее быстрый и эффективный способ достижения цели. Проблема агрессии и агрессивности в теоретическом плане изучена достаточно глубоко и многогранно. Психологу-практику необходимо знать три главных момента: 1. Что такое агрессия/агрессивность; 2. Каковы возможные причины ее появления; 3. Как ее корректировать. Прежде всего отмечается, что психологически грамотным является разведение понятий «агрессия» и «агрессивность». Агрессия — это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический и моральный ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Агрессивность — это свойство личности, выражающееся, по мнению А. А. Реан1, в готовности к агрессии. 1 Реан. /4. А. Психология и.тучения личности. СПб.. 1999. Выделяют множество факторов, влияющих на ее появление: а) стиль воспитания в семье (гипер- и гипоопека); б) повсеместная демонстрация сцен насилия; в) нестабильная социально-экономическая обстановка; г) индивидуальные особенности человека (сниженная и т. д.); д) социально-культурный статус семьи и т. д. Можно с большой уверенностью предполагать, что решающее значение в становлении агрессивного поведения ребенка играет семейная среда и воспитание. Характер эмоциональных отношений, одобряемые формы поведения, широта границ дозволенного, типичные реакции на те или иные поступки и действия — вот те параметры, которые психолог должен выяснить в процессе работы с агрессивным ребенком. Если его родители ведут себя агрессивно (вербально, физически), применяют физические наказания или не препятствуют проявлениям агрессии у ребенка, то наверняка у него эти проявления будут повсеместными и станут чертой характера. Агрессивность ребенка может быть физически и психически обусловленной: 1) агрессивные реакции характерны для детей младенческого и раннего возраста (у младенцев как реакция на физический дискомфорт, у детей раннего возраста из-за несформированности функций самоконтроля и произвольности, из-за незнания нравственных правил и норм); 2) агрессивность нельзя воспринимать однозначно отрицательно, так как она играет еще и защитную функцию — функцию самосохранения как физического, так и эмоционального. Часто неожиданные агрессивные реакции могут появляться в период возрастного кризиса. Если это поведение нетипично для ребенка и взрослых, тогда оно означает, что у него возникли определенные трудности и он нуждается в помощи окружающих (табл. 11). Одной из причин появления агрессивных реакций может быть внутренняя неудовлетворенность ребенка его статусом в группе сверстников, особенно если ему присуще стремление к лидерству. Для детей статус определяется целым рядом факторов:
— внешняя привлекательность, аккуратность, высокий уровень развития гигиенических навыков, опрятность; — обладание красивыми и популярными игрушками, готовность ими делиться; — организаторские способности; — широта кругозора; — позитивная оценка взрослого и т. д. И если сверстники по той или иной причине не признают ребенка, а еще хуже — отвергают его, то агрессивность, простимулированная обидой, ущемленным самолюбием, будет направляться на обидчика, на того или тех, кого ребенок считает причиной своего бедственного положения. Усугубляться такая ситуация может приклеиванием ярлыка «плохой, драчун, грубиян» и т. д. со стороны взрослого. Еще одной причиной появления агрессивности у дошкольника может быть ощущение тревоги и страха нападения. Стимулируется она тем, что ребенок, скорее всего, неоднократно подвергался физическим наказаниям, унижениям, оскорблениям. В этом случае в первую очередь необходимо поговорить с родителями, объяснить им возможные причины и следствия такого поведения. В крайнем случае, заботясь о благополучии ребенка, можно совместно с администрацией ДОУ обратиться в органы охраны прав ребенка с жалобой на действия родителей. Иногда агрессивность является способом привлечения внимания окружающих, причина использования которого — неудовлетворенная потребность в общении и любви. Агрессивность может выступать и в форме протеста против ограничения каких-нибудь естественных желаний и потребностей ребенка, например потребности в движении, в активной деятельности. Педагоги, которые не знают или не хотят по какой-либо причине учитывать естественную потребность ребенка в движении, не знают, что дети-дошкольники не могут длительно заниматься одним делом, что активность в них заложена физиологически, стараются искусственно и совершенно противоестествен- но погасить активность детей, заставить их сидеть и стоять против их воли. Такие действия взрослого подобны скручиванию пружины: чем сильнее на нее давить, тем больше скорость ее возврата в прежнее состояние. Они часто вызывают если не прямую, то косвенную агрессию: порчу и разрывание книг, поломку игрушек, т. е. ребенок по-своему «отыгрывается» на безобидных предметах за недальновидность и неграмотность взрослого. Таким образом, первым шагом психолога в работе с агрессивным ребенком должно стать выяснение возможных причин такого поведения. Необходимо попытаться собрать как можно более полную информацию о поведении ребенка в группе ДОУ, дома, в общественных местах. С этой целью можно использовать следующие диагностические методы (табл. 12). Данная вариативная диагностическая программа с большой вероятностью позволит психологу разобраться в причинах агрессивного поведения ребенка и наметить дальнейшую работу с ним. Психологическая помощь агрессивным детям и их родителям Коррекционная работа с ребенком должна вестись параллельно с работой со взрослыми, его окружающими, родителями и педагогами. В зависимости от выявленных причин в работе со взрослыми необходимо делать несколько акцентов: — изменение негативной установки по отношению к ребенку на позитивную; — изменение стиля взаимодействия с детьми; — расширение поведенческого репертуара родителей и педагогов через развитие их коммуникативных умений. Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия действий окружающих людей по отношению к нему: 1. Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, ост новить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка. 2. Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более — к людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгод- ности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно. 3. Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем. 4. Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания. 5. Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной, присущей человеку эмоции. Задачами психокоррекционной работы с агрессивными детьми могут быть: а) развитие умения понимать состояния другого чело б) развитие умения выражать свои эмоции в социаль в) обучение ауторелаксации; г) обучение способам снятия напряжения; д) развитие навыков общения; е) формирование позитивного самовосприятия на ос Детям важно давать выход своей агрессивности. Можно им предложить: — подраться с подушкой; — использовать физические силовые упражнения; — рвать бумагу; — нарисовать того, кого хочется побить и что-нибудь сделать с этим рисунком; — использовать «мешочек для криков»; — поколотить стол надувным молотком и т. д. Р. В. Овчарова1 предлагает использовать в целях коррекции агрессивного поведения детей: — занятия психогимнастикой; — этюды и игры на развитие навыка регуляции поведения в коллективе; — этюды и игры релаксационной направленности; 1 Овчарова Р. В. Справочная книга школьного психолога. М., 1996.
— игры и упражнения на развитие осознания детьми отрицательных черт характера; — игры и упражнения на развитие позитивной модели поведения. В работе с детьми дошкольного возраста, а особенно высокую эффективность с агрессивными детьми показывает использование элементов изотерапии. Детям-нравится играть с водой, с глиной. С ними необходимо применять различные способы рисования: пальцами, ладошками, ступнями. С целью отреагирования агрессии можно ставить с детьми спектакли, в которых проблемным агрессивным детям необходимо давать роли с позитивной силовой характеристикой (богатыри, рыцари и т. д.). Е. К. Лютова и Г. Б. Монина1 предлагают использовать в работе подвижные игры, способствующие отреаги-рованию агрессии, снятию накопившегося напря.жения, обучению эффективным способам общения и т. д. Развитию контроля над собственными импульсивными действиями способствуют занятия пальчиковой гимнастикой. Их могут проводить и родители, и педагоги. Взрослым, окружающим агрессивного ребенка, важно помнить, что их страх перед его выпадами способствует повышению агрессивности. Этому же способствует и навешивание ярлыков («Ах, раз я такой плохой, я вам покажу!»). Часто взрослые обращают внимание на негативные действия детей и воспринимают как само собой разумеющееся хорошее поведение. Для детей важно создавать «ситуации успеха», развивающие у них позитивную самооценку, уверенность в своих силах. После некоторого периода индивидуальной работы агрессивных детей необходимо включать в коллективную для того, чтобы ребенок (под контролем специалиста) получил позитивную обратную связь, смог научиться бесконфликтно взаимодействовать с окружающими. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб.. 2000. ЗАСТЕНЧИВОСТЬ И ТРЕВОЖНОСТЬ Особенности застенчивых итревожных детей-дошкольников Эффективность помощи психолога определяется правильным вычленением причин той или иной проблемы. В процессе первичного сбора информации важно понять, что именно мешает человеку жить, взаимодействовать, так как внешние проявления различных проблем могут иметь сходство. Например, застенчивостьи замкнутость.Дети, имеющие такие проблемы, очень болезненно реагируют на какие-либо изменения в их жизни, испытывают страх перед чужими людьми и новой обстановкой. Тем не менее, это различные проблемы. Замкнутый ребенок чаще всего не знает, что надо делать, и не хочет общаться, у него нет потребности в окружающих людях. А застенчивый малыш знает, что надо делать, хочет этого, но не может применить свои знания. Застенчивых детей не видно в группах, они послушны и выполняют просьбу знакомого взрослого. Такие дети часто ведомы более активными сверстниками, подвержены их влиянию. Многие взрослые считают их хорошо воспитанными и послушными, в то время как внутренне ребенок очень скован и испытывает дискомфорт в общении с незнакомыми людьми. Чаще всего взрослые обращаются к специалисту лишь тогда, когда застенчивость очевидно начинает мешать им и самому ребенку: он боится всего, что ему незнакомо, отказывается от общения со сверстниками, постоянно краснеет, когда к нему обращаются. Не отвечает, даже если знает ответ на вопрос, ничего не может делать в присутствии посторонних, старается найти какой-нибудь укромный уголок, начинает сильно заикаться или безостановочно болтать и нести чепуху. Проблема состоит в том, что страх нового, боязнь обратить на себя внимание блокируют развитие и эмоциональной, и интеллектуальной сфер личности ребенка. У таких детей скудная игровая деятельность, так как для них неразрешима даже самая простая житейская задача — подойти к другому, попросить игрушку, договориться о совместной игре. Несмотря на внешнюю бесчувственность, застенчивые дети испытывают такую же бурю эмоций, как и другие дети, не имеющие проблем в развитии. Но они не могут их проявить, отреагировать внешне. Это способствует тому, что дети «кипят» внутри и часто обращают эту негативную энергию на самих себя, что стимулирует развитие аутоагрессивных и невротических проявлений (тики, пощипывания, навязчивые движения и т. д.). Застенчивость опасна тем, что в более старшем возрасте она препятствует налаживанию контактов, достижению успехов в личностной и профессиональной сфере. Можно предположить, что мнение о заниженной самооценке у застенчивых детей является ошибочным. Эк- -спериментальные исследования свидетельствуют, что застенчивые дети оценивают себя достаточно высоко. Проблема в их склонности считать, что другие относятся к ним плохо, гораздо хуже, чем они сами. В этом заключается личностная особенность застенчивых детей: каждое свое действие ребенок проверяет через мнение других, его внимание сосредоточивается в большей степени на том, как его действия оценят взрослые. Тем не менее, часто встречаются застенчивые дети, имеющие авторитарных родителей, возлагающих неоправданно большие надежды на своего ребенка. Таким образом, у ребенка развивается комплекс несоответствия, и он все больше убеждается в своей несостоятельности. Отсюда и отказ от деятельности. Воспитание детей в стиле «Золушки», нарушение личностного взаимодействия между детьми и взрослыми (как родителями, так и педагогами) способствуют выработке у него психологической защиты, заключающейся в том, что ребенок перестает проявлять инициативу в общении и деятельности, ведет себя тихо и незаметно, не делает лишних движений, чтобы не «вызвать огонь на себя». Застенчивость часто встречается у единственных в семье детей, у которых по той или иной причине был ограничен круг общения. Застенчивость встречается и у детей, воспитывающихся в неполных семьях одинокими матерями. Повышенная тревожность таких мам, старающихся постоянно контролировать своих детей, способствует тому, что дети постепенно теряют доверие к миру и окружающим людям. Мать, пережившая обиду и желающая оградить от этого ребенка, представляет малышу окружающих как нехороших и злых. Такая установка, в зависимости от личностных особенностей ребенка, развивает либо агрессивность, либо застенчивость. Поэтому можно считать, что основной причиной болезненной застенчивости детей дошкольного возраста является неадекватный стиль воспитания в семье. Тревожность входит в симптомокомплекс застенчивости. По мнению Е. К. Лютовой и Г. Б. Мониной1, тревожность развивается у детей тогда, когда у них имеется внутренний конфликт, провоцируемый завышенными требованиями взрослых, их желанием поставить ребенка в зависимое от себя положение, отсутствием единой системы требований* наличием тревожности у самих взрослых. Механизм тревожности заключается в том, что ребенок находится в постоянном ожидании неприятностей, проблем и конфликтов, он не ждет ничего хорошего от окружающих. Психологическая помощь застенчивым и тревожным детям Работа психолога непосредственно с застенчивыми детьми должна вестись в нескольких направлениях: — развитие позитивного самовосприятия; — повышение уверенности в себе и своих силах; — развитие доверия к другим; 1 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000.
— отреагирование страхов; — снятие телесного напряжения; — развитие умения выражать свои эмоции; — развитие навыков коллективной работы; — развитие навыков самоконтроля. Первый диагностический этап, как и все остальные, должен включать работу и с родителями, и с ребенком, и с педагогами (табл. 13). Основная трудность в работе с застенчивыми детьми заключается в налаживании с ними контакта, развитии доверительных отношений. В этом случае не надо спешить, необходимо, чтобы ребенок привык к психологу. Первое время специалист должен систематически приходить в группу, проводить наблюдения, беседовать с педагогом, проводить игры и участвовать в них. Когда ребенок сможет более или менее свободно контактировать с психологом, можно начинать индивидуальную работу в кабинете. Скорее всего, ребенок не захочет выполнять задания. Тогда можно предложить поиграть, порисовать, т. е. заняться тем, чем он захочет, и по- стараться включить задания в контекст игры или, в крайнем случае, отложить их. В этот период целесообразно использовать проективные методики, включающие беседы по рисункам. Также в индивидуальной работе можно использовать элементы куклотерапии. Постепенно можно включать ребенка в подгрупповую работу — через организацию совместной деятельности, совместных игр. Необходимо выбирать такие поручения или задания, с которыми ребенок наверняка справится. Создание ситуаций успеха будет способствовать развитию уверенности в себе. Необходимо обязательно отметить его успехи, сказав об этом вслух. Но не стоит заострять внимание на малыше, так как это только смутит его. Поэтому помощь ему лучше оказывать косвенно, без нажима. Поручение или свою просьбу можно мотивировать тем, что без его помощи взрослому не справиться. Застенчивые дети гораздо легче вступают в контакт с младшими детьми, чем со сверстниками или взрослыми. Этот момент можно также использовать для развития уверенности ребенка в своих силах, для развития позитивного самовосприятия. Просьба, обращенная к застенчивому ребенку (как и вообще к детям дошкольного возраста), должна содержать конкретные задания. Важно, чтобы она была высказана спокойным, мягким голосом, содержала обращение по имени и сопровождалась ласковым прикосновением. В общении с застенчивыми детьми необходимо исключить громкие резкие интонации, обращения в виде приказов, унизительные или критические высказывания. Главное — это тактичность и терпение. Эффективный способ расширения поведенческого репертуара застенчивого ребенка — это привлечение ассистента из сверстников, который характеризуется высокой коммуникабельностью, доброжелательностью и сумеет вовлечь застенчивого ребенка в игру, в совместную деятельность. Но его тоже необходимо подготовить: провести беседу, проиграть типичные ситуации. Рекомендации родителям Особое внимание нужно уделять консультированию родителей и педагогов. Им важно объяснить особенности ребенка, рассказать о его потенциальных возможностях. Если причина нарушения кроется в дисгармонии семейных отношений, необходимо тактично поговорить об этом с родителями. Рекомендации родителям застенчивого ребенка и педагогам должны включать следующие моменты: 1. Фон общения с ребенком должен быть спокойным и доброжелательным. 2. Необходимо свести до минимума критику и негативные оценки поведения ребенка, а в отношении его личности такие оценки вообще недопустимы. 3. Главный козырь взрослых — это терпение и тактичность. 4. Необходимо развивать у ребенка инициативность и самостоятельность. 5. В быту необходимо стимулировать ребенка к разностороннему общению: обратиться к кому-то с просьбой, отдать что-либо (деньги — продавцу, телеграмму — телеграфистке и т. д.). На первых этапах присутствие и участие знакомого взрослого обязательно. В непосредственной работе с детьми можно использовать следующие приемы и методы: а) обучение способам расслабления; б) проигрывание проблемных ситуаций, являющихся в) подвижные игры для развития коммуникативных г) постановка спектаклей; д) рисование для выявления и отработки страхов; е) использование элементов сказкотерапии, художе- ж) обучение диалоговому общению в сюжетно-роле-вых играх. Психологу важно помочь родителям и педагогам выработать единую стратегию в общении с застенчивым ребенком, научить их навыкам конструктивного общения. Помочь в работе с застенчивыми детьми и их родителями могут следующие книги: 1. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для взрослых. СПб. — М., 2002. 2. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. СПб., 2000. 3. Шишова Т. Застенчивый невидимка. М., 1997. 4. Клюева Я. В., Филиппова Ю. В. Общение: дети 5-7 лет. Ярославль, 2001. 5. Луговская А. Если малышу трудно подружиться. М., 2001. § 8. РАННИЙ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (РДА) Особенности детей с РДА До настоящего времени детский аутизм является одним из наиболее спорных вопросов детской психиатрии, несмотря на многочисленные исследования данного феномена. Впервые синдром «раннего детского аутизма» был выделен еще в 1943 г. Л. Каннером. По клиническим признакам аутизм относят к искаженному развитию. Само понятие «ранний детский аутизм» можно рассматривать как «неравномерное развитие психики с нарушением преимущественно социального межличностного восприятия и функции общения»1. И в отечественной, и в зарубежной клинической психологии отсутствует единство мнений по поводу причин возникновения и развития раннего детского аутизма (далее — РДА). Наиболее распространены следующие: Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000. _ генетическая обусловленность; _ органическое поражение мозга; _ нарушение общения матери с ребенком, ее отчуж- Такое разнообразие мнений ученых тормозит решение вопросов своевременной диагностики и дальнейшей коррекции РДА. Тем не менее, достаточно хорошо в специальной литературе описана симптоматика РДА. К типичным проявлениям детского аутизма относят: — постоянный уход ребенка от любых контактов, как со взрослыми, так и со сверстниками; — категорическое желание сохранения постоянства окружающей обстановки; — необоснованный страх перед любыми изменениями или чем-то новым; — отказ от использования речи или своеобразная речь с нарушенной коммуникативной направленностью; — стереотипизация действий; — патологическое фантазирование; — манипулирование руками; — погруженность в мир собственных переживаний; — эмоциональная холодность по отношению к близким, избегание тактильных контактов и контактов глаз. Дети с РДА стремятся оградить свое одиночество и активно сопротивляются попыткам нарушить свое пространство, вплоть до вспышек агрессивности. Для таких детей характерна однообразная внешне, нецелесообразная дви- гательная активность, которая может проявляться в беге по кругу, ритмично повторяющихся прыжках и т. д. Периоды двигательного беспокойства сочетаются с периодами заторможенности, застывания в одной позе. Неожиданно и очень надолго внимание детей с РДА может быть привлечено к какому-либо предмету, с которым дети могут манипулировать часами (переливать воду из чашки в чашку, включать и выключать светильник, открывать и закрывать крышку коробки и т. д.). Уровень развития речи детей разнообразен, но у всех отмечаются ее особенности: — нарушения модуляции голоса, как крайняя бед- — своеобразие тембра голоса: высокий, с нарастанием к концу фразы; — содержание штампов и стереотипных фраз, высокопарность речи;
|