Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ОСОБЕННОСТЕЙ РЕБЕНКА-ДОШКОЛЬНИКА 3 часть
— отсутствие местоимения «Я», т. е. о себе ребенок говорит во втором и третьем лице; — речь для себя (ребенок получает удовольствие от манипулирования словами, их повторения), в отдельных случаях речь может отсутствовать полностью. У многих детей с РДА отмечается страх перед обыч-. ными предметами домашнего обихода, например пылесосом, кофемолкой и т. д. Такие дети во всем стремятся соблюдать определенно установленную последовательность, принимающую форму ритуалов. В настоящее время наиболее распространена классификация, выделенная группой ученых под руководством О. С. Никольской1. Основой для систематизации групп аутичных детей являются способы взаимодействия с окружающим миром и способы защиты, вырабатываемые детьми с РДА(табл. 14). Дети, относящиеся к 1-й и 2-й группе, к контакту не способны, они закрыты для продуктивного взаимодействия. Синдром РДАне относится к широко распространенным, гораздо чаще встречаются дети с отдельными аути-стическими чертами. По статистике, РДА чаще встречается у мальчиков. В связи с размытостью осознания границ своего тела и отсутствием восприятия своего «Я» дети с РДА испы- 1 Никольская О. С, Баенская Е. Р., Либлинг М. М. Аутичный ребенок: пути помощи. М., 1997. тывают значительные трудности при формировании навыков самообслуживания. Описанные выше нарушения личности и поведения составляют симптомокомплекс РДА у детей дошкольного возраста. Диагностика РДА Своевременное диагностическое обследование ребенка с РДА является условием для постановки благоприятного прогноза его развития. Однако именно диагностика РДА — одно из малоразработанных направлений деятельности практического психолога. Необходимо помнить, что «аутизм» — это медицинский диагноз, и первичная диагностика должна проводиться медицинскими работниками, цель которых — дифференцировать РДА от других нарушений развития (например, олигофрении, алалии, шизофрении и т. д.). Одним из основных методов диагностики РДА в дошкольном возрасте в арсенале практического психолога является структурированное наблюдение. Предварительно необходимо провести сбор анамнестических сведений об особенностях развития ребенка. Особое внимание необходимо обратить на следующие моменты: 1. Младенчество: — полярность реакций на сенсорные стимулы (с одной стороны, двигательное возбуждение, с другой — полная индифферентность к ним); — легкость возникновения реакции испуга и страха на привычные раздражители; — невыраженность «комплекса оживления» по отношению к близким взрослым и его проявление по отношению к неодушевленным предметам; — нарастание эмоциональной холодности, проявляющееся в отсутствии желания тактильного контакта; — отсутствие интереса к новым игрушкам; — вялость, пассивность; — стереотипные движения рук, пальцев; — раннее появление первых слов (к 7—8 месяцам). 2. Раннее детство: — преобладание интереса к манипулированию пред _ появление негативных реакций на новизну (разви- _ наличие многоречивости наедине с собой и отсут- _ называние себя местоимениями «ты» или «он/она», а других — «я». 3. Дошкольное детство: _ - наличие «странных» интересов (к номерам телефо- нов, дорожным знакам и т. д.); — появление неадекватных страхов по отношению к обычным предметам (лестницам, меху, цветам и т. д.); — наличие речевых штампов, своеобразных акцентов, ударений и т. д.; — фантазирование, полностью поглощающее жизнь ребенка, часто агрессивного характера; — безразличие к оценкам взрослых, отсутствие желания общаться с другими детьми; — наличие чрезмерной жестокости к близким и маленьким детям; — отсутствие интереса к жизни взрослых, потребности участвовать в жизни семьи. Схема, представленная в табл. 15, увеличивает вероятность достоверности диагностики РДА1. Психологическая помощь детям с РДА Одна из главных задач психолога — помочь ребенку с РДА адаптироваться к коллективу с перспективой дальнейшей социализации. Мероприятия в этом направлении должны реализовываться комплексно (с активным участием дефектологов, педагогов) на фоне медикаментозного лечения, назначенного психиатром. Работа всех специалистов должна быть взаимосвязана и определена в индивидуальной программе развития ребенка. В связи с симптоматикой РДА педагогам и психологам необходимо вовлечь ребенка в совместную деятельность, «Школьный психолог» №21, 1999 г.
чему будет способствовать использование разнообразных форм взаимодействия с ребенком-аутистом через обогащение его эмоционального и интеллектуального опыта. Большую трудность будет представлять налаживание кон -такта с таким ребенком. Этому может помочь следование: - если ребенок будет категорически отказываться входить в комнату, не стоит настаивать, достижением будет уже то, что он останется стоять на пороге, _ необходимо предоставить ребенку возможность обследовать помещение комнаты для занятий; - убрать все яркие, крупные, звучащие игрушки; - насколько это возможно, звукоизолировать комнату; - избегать зрительных и тактильных контактов на первых этапах, резких движений; - интонация голоса должна быть тихой, речь – спокойной; - не настаивать на продолжительности выполнения задания в случае отказа. Залог успеха в работе с аутичными детьми - гибкость поведения, умение вовремя сориентироваться и перестроить занятие. Поэтому на первых этапах нецелесообразно четко структурировать их ход. Основное внимание должно быть уделено созданию эмоционально комфортной обстановки. Важно учитывать и такие моменты, как постоянство во времени занятии и одежде специалиста, это поможет ребенку привыкнуть. Анализ поведения ребенка в повседневной жизни позволит выявить стимулы, на которые необходимо опираться в ходе коррекционной работы. Например, если ему нравится манипулировать с кубиками, то в дальнейшем его можно переориентировать на постройку дома, а дальше - и на сюжетную игру в семью. Это поможет также выделить основное ведущее направление развития, которое будет зависеть от актуальных потребностей конкретного ребенка. Это может быть: снятие стра- хов, снижение тревожности, развитие навыков взаимодействия, развитие активного словаря и т. д. Если необходимо способствовать развитию навыков самообслуживания, можно использовать карточки с описанием последовательности действий. Вообще, аутичным детям наиболее доступны схемы, именно на них и необходимо опираться в работе. Такой прием предлагают Е. К. Лютова и Г. Б. Монина1. Для развития ориентировки в своем теле эти авторы предлагают также развесить несколько зеркал на уровне глаз ребенка, кроме того, можно на листе большого формата обвести контур его тела и вместе закрашивать части, проговаривая их название. Для развития тактильных ощущений можно использовать игры типа «Узнай предмет» или «На ощупь», в которых ребенку предлагается угадать на ощупь, что спрятано внутри. Важный момент: каждую игру или упражнение необходимо провести множество раз для закрепления результата. Для снятия тревожности и развития моторной ловкости детям с РДА будут полезны релаксационные упражнения и пальчиковые игры. Хороший терапевтический эффект оказывают также игры с песком и водой. Рекомендации родителям Преодолеть проявления аутизма возможно только с участием в коррекционном процессе родителей. Типичным началом работы будет просветительская деятельность психолога, задача которого — объяснить родителям особенности мировосприятия их ребенка. Их же задача — создать комфортную обстановку ребенку, обеспечить чувство защищенности и уверенности. Не следует принуждать ребенка к выполнению чего-либо, так как настойчивость будет лишь стимулировать сопротивление. Важно 1 Лютова Е. К., Монина Г. Б. Шпаргалка для родителей. СПб., 2001. придерживаться четкого режима, чтобы предупредить возникновение страхов. Особенно это касается гигиенических процедур, поэтому необходимо стараться избегать возникновения неприятных ощущений. Главное — последовательность, систематичность и постепенность. Таким детям жизненно необходима поддержка близких, похвала должна следовать за каждым, даже минимальным, успехом. Необходимо привлекать детей к помощи по дому: уборке, мытью посуды, приготовлению еды. Полезно держать в доме какое-нибудь животное, о котором ребенок будет заботиться. Такие привычные для большинства людей вещи помогают решить несколько проблем: учат детей взаимодействовать, заботиться о других и о себе, развивают моторику и т. д. Необходимую поддержку надо оказывать и родителям: они должны верить в успех своих действий и усилий, прикладываемых специалистами. В общем виде рекомендации родителям аутичного ребенка могут носить следующий характер: 1. Соблюдать четкий режим жизни ребенка и семьи в целом. 2. Поддерживать эмоционально теплые отношения. 3. При обучении ребенка использовать схемы и модели. 4. Научиться анализировать поведение ребенка с целью определения вербальных и невербальных сигналов об испытываемом им дискомфорте. 5. Повсеместно использовать тактильный контакт, но не настаивать на нем в случае отказа. Не оставлять свои попытки. 6. Опираться на возможности и способности ребенка, использовать их для его развития. 7. Искоренять причину страхов ребенка, продумывать вместе с ним способы победы над страхом. 8. Все новое в жизнь ребенка вводить постепенно, дозирование 9. В моменты вспышек агрессии держать себя в руках. 10. Принимать особенности своего ребенка, искоре- Последнее — одно из важнейших условий, так как принятие — это понимание, открывающее путь к выздоровлению ребенка. § 9. ЗАДЕРЖКА ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ (ЗПР) Особенности детей с ЗПР В русле специальной дошкольной педагогики и психологии задержкой психического развития определяют наиболее распространенное отклонение в психофизическом развитии. Задержка психического развития представляет собой полиморфное нарушение, так как у одной группы детей может страдать работоспособность, у другой — мотивация к познавательной деятельности. Многообразие проявлений ЗПР определяется также глубиной повреждений и/или различной степенью незрелости мозговых структур. Таким образом, по мнению Е. А. Стребелевой1, в определении «задержка психического развития» «...отражаются как биологические, так и социальные факторы возникновения и развертывания такого состояния, при котором затруднено полноценное развитие здорового организма, задерживается становление личности развитого индивидуума и неоднозначно складывается формирование социально зрелой личности». Н. Ю. Максимова и Е. Л. Милютина2 предлагают рассматривать ЗПР как «...замедление развития психи-си ребенка, которое выражается в недостаточности общего запаса знаний, незрелости мышления, преоблада- Стребелева Е, А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001. Максимова Н. Ю., Милютина Е. Л. Курс лекций по детской патопсихологии. Ростов-на-Дону, 2000. нии игровых интересов, быстрой пресыщаемости в интеллектуальной деятельности». Систематизация исследований отечественных психологов и дефектологов, касающихся закономерностей развития психики детей раннего и дошкольного возраста, позволила У.В. Ульяновой1 выделить основные группы причин, обусловливающих ее нарушения: 1. Причины, обусловленные органическими нарушениями, которые задерживают нормальное функционирование мозга и препятствуют его своевременному развитию. 2. Причины, обусловленные дефицитом общения, стимулирующего задержку усвоения общественного опыта. 3. Причины, обусловленные дефицитом соответствующей возрасту деятельности, что лишает ребенка возможности полноценного освоения общественного опыта и, как следствие, затрудняет реализацию возрастных возможностей психического развития.
4. Причины, обусловленные бедностью ближайшей среды развития. 5. Причины, обусловленные травмирующим воздействием микросреды. 6. Причины, обусловленные некомпетентностью окружающих ребенка взрослых. Необходимо учитывать, что неполноценное развитие психики ребенка может обусловливаться как действием одной группы причин, так и их сочетанием. Поэтому при изучении индивидуального пути развития ребенка обычно выявляется присутствие суммарного негативного воздействия как биологических, так и социальных факторов. Среди классификаций задержки психического развития наиболее разработанной можно считать классификацию К. С. Лебединской2 (табл. 16). Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред. К. С. Лебединской. М., 1982. Н. А. Цыпина др.1, с изучением особенностей развития детей с ЗПР, выявили их специфические особенности. Общий запас знаний и представлений об окружающем у детей с ЗПР узок и ограничен. Активный и пассивный словарный запас беден, дети испытывают трудности при звуковом анализе слов. Вслед- 1 Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т. А. Власовой, В. И. Лубовского, Н. А. Цыпиной. М., 1984. ствие высокой истощаемости отмечается низкая работоспособность. Внимание неустойчивое, присутствуют трудности сосредоточения. Гораздо легче выполняются задания, требующие включения наглядно-действенного мышления по сравнению со словесно-логическим. Нарушено развитие всех видов памяти. Дети с ЗПР не умеют использовать какие-либо дополнительные вспомогательные средства запоминания. При выполнении задания ребенок нуждается в помощи взрослого для усвоения способа действия и осуществления переноса усвоенного способа на другие предметы. Тем не менее, дети с ЗПР проявляют способность принимать помощь, усваивать принцип действия и его перенос. Выявлены особенности нравственной сферы личности детей с ЗПР. Они слабо ориентируются в нравственно-этических нормах поведения, социальные эмоции формируются с трудом. В отношениях со сверстниками, как и с близкими взрослыми, эмоционально «теплых» отношений часто не бывает, эмоции поверхностны и неустойчивы. Свои особенности имеет и двигательная сфера. Дети с ЗПР обнаруживают отставание в физическом развитии, техника основных видов движений нарушена, особенно в таких характеристиках, как точность, координация, сила и т.-д. Основные нарушения касаются мелкой моторики, зрительно-моторной координации. Одной из основных особенностей ЗПР является неравномерность нарушения психических функций. Например, мышление может быть сохранено по сравнению со вниманием, памятью или умственной работоспособностью. Выявленные отклонения у детей с ЗПР отличаются изменчивостью и неустойчивостью. Мотивация учебной деятельности у них формируется трудно, в связи с чем неуспехи в школе либо просто не замечаются ими, либо вызывают стойкое негативное отношение к учебе в частности и к любой деятельности, требующей определенных усилий, в общем. Лонгитюдный анализ результатов диагностического обследования детей-дошкольников позволил исследователям во главе с У. В. Ульяновой1 выделить качественные характеристики мыслительной деятельности детей с ЗПР. Прежде всего, отмечается индифферентное отношение к мыслительной деятельности на всех ее этапах, как к самому процессу, так и к результату. Как правило, ими выделяются лишь внешние, несущественные признаки предметов или явлений, а обобщения ситуативны и изменчивы. Узкий круг представлений об окружающем и несистематичность знаний, а также отсутствие саморегуляции умственной деятельности приводят к тому, что мыслительный акт характеризуется отсутствием целостности, разорванностью. Дети с ЗПР выраженно склонны к стереотипным действиям и способам решения задач. Индифферентное отношение к умственной деятельности проявляется и в некритичном отношении к результатам выполнения задания, даже если таковой достигнут не был. Такая некритичность свойственна и для их поведения в целом. Несмотря на то, что специальные исследования проблемы задержки психического развития начались еще в конце 60-х гг. XX в., они более детально рассматривают ее в контексте младшего школьного возраста. Хотя многие ученые сходятся во мнении, что период раннего и дошкольного возраста имеет достаточный потенциал для коррекции ЗПР. Тем не менее, в настоящее время все большее распространение получают специализированные группы в дошкольных учреждениях для детей старшего дошкольного возраста с ЗПР. Это, естественно, не решает проблемы, но оставляет широкое поле деятельности для ученых-теоретиков. Диагностика ЗПР Одним из основных условий эффективности работы с детьми с ЗПР является грамотно построенная система дифференциальной комплексной диагностики. Психоло- 1 Ульянова У. В., Лебедева О. В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии. М., 2002. гическое обследование ребенка проводится наряду с дефектологическим и медицинским. В дошкольном возрасте диагностика должна проводиться особенно тщательно. Ее целью служит дифференциация ЗПР от других нарушений, в частности: — грубого речевого недоразвития; — моторной алалии; — умственной отсталости; — легкой степени органической деменции; — раннего детского аутизма и т. д. Перед непосредственной процедурой обследования важно продумать ее этапы, подготовить и расположить в нужном порядке необходимый стимульный материал. В кабинете, где будет проходить обследование, не должно находиться пугающих или интенсивно привлекающих внимание предметов, стол и стулья для ребенка и взрослого лучше подобрать одного размера, это позволит снизить напряжение и обеспечит ребенку психологический комфорт в процессе обследования. Непосредственным началом диагностической работы должно стать ознакомление психолога с материалами других специалистов, которые должны включать описание специфики поведения ребенка, его личностных особенностей, особенностей общения со сверстниками и другими взрослыми. Также необходимо выяснить особенности внутрисемейных отношений и специфику раннего развития ребенка, отраженную в анамнезе. Саму процедуру обследования можно начинать только после установления контакта психолога с ребенком. Традиционной и широко используемой специалистами является диагностическая программа Г. Д. Забрам-ной1. В ней представлен весь спектр методик, необходимых для выявления ЗПР у детей дошкольного возраста, кроме того, приводится четкий критериальный анализ дифференциации ЗПР от нормы и умственной отсталости. С. Д. Забрамная выделяет диагностические показа- Забрамная С. Д. От диагностики к развитию. М., 1998. тел и, требующие учета при анализе результатов обследования: 1. Эмоциональная реакция ребенка на факт обследования (адекватность поведения): в случае обследования ребенка-дошкольника адекватным можно считать волнение, проходящее после установления контакта с психологом, неадекватным же являются такие проявления, как безразличие, фамильярность, гипервозбудимость. 2. Понимание сути инструкции: ее характер (вербальная, невербальная); способность удерживать инструкцию на протяжении выполнения задания. 3. Характер деятельности ребенка:
— наличие и стойкость интереса к заданию; — активность ребенка и целенаправленность его действий; — способы деятельности (метод проб и ошибок, метод зрительного соотнесения, действия на основе пред-, ставления); — наличие навыков самоконтроля и проявление волевых усилий; — использование помощи (виды и мера).
4. Способность переноса показанного способа действия на аналогичные задания. 5. Критичность отношения к результатам своей работы. 6. Состояние моторики. 7. Уровень речевого развития. Анализ данных параметров поможет специалисту понять качественное своеобразие дефекта. Диагностический материал, предлагаемый С. Д. За-брамной, направлен на выявление особенностей психического развития детей 3-5 лет. М. М. Семаго1 предлагает подробную схему анализа результатов психологического обследования ребенка-дошкольника, позволяющую сделать вывод о качественном Психолого-медико-педагогическое обследование ребенка / Под ред. М. М. Семаго. М., 2001. содержании дефектов в развитии. В табл. 17 отражены основные моменты, на которые необходимо обратить внимание в процессе обследования. В заключении по результатам диагностического обследования должны быть отражены наиболее важные моменты, характеризующие особенности развития высших психических функций, эмоционально-личностные особенности. Необходимо проанализировать соответствие актуального уровня развития ребенка возрастной норме. В случае выявленных нарушений специалист должен предположить причины их появления с учетом социальной ситуации развития ребенка и данных анамнеза. При необходимости указывается вероятностный прогноз развития. Психологическая помощь детям с ЗПР Коррекционно-развивающая работа с детьми с ЗПР определяется в соответствии с их образовательными потребностями, обусловленными возрастом, степенью и многообразием нарушений, а также социально-культурными условиями жизни и воспитания. Е. А. Стребелева1 выделяет специфические образовательно-воспитательные потребности детей с ЗПР. Прежде всего, необходимо учитывать, что такие дети особо нуждаются в постоянно поддерживаемой взрослыми ситуации успеха. Она должна относиться как к предметно-практической деятельности, в которой ребенок смог бы усваивать и переносить способы и навыки в новые ситуации, так и к межличностному взаимодействию. Неразвитость и специфичность коммуникативных потребностей детей с ЗПР требует параллельного ведения индивидуальной и коллективной работы. Наравне с познавательным должно идти эмоциональное развитие детей с ЗПР, что обусловлено незрелостью эмоционально-нравственной сферы личности этих детей. Учет таких специфических потребностей будет способствовать безболезненной социализации детей. Работа психолога строится с учетом специфики учреждения. Если в нем есть учитель-дефектолог, психолог акцентирует свое внимание на коррекции и развитии эмоциональной сферы и поведения детей, на развитии потребности в общении. В другом случае в индивидуальную работу включаются и занятия по коррекции познавательной сферы в соответствии с результатами диагностики. Одно из основных мест в коррекционной работе должно отводиться всем формам ручной деятельности, включая рисование, лепку, аппликацию, конструирование, работу с мозаикой, пальчиковую гимнастику, шитье и т. д. В рисовании можно использовать следующие игры-упражнения: — срисовывание с образца; — работа с трафаретами; — обведение контура, обведение по внешнему и внутреннему контуру; — раскрашивание и штриховка. 1 Стребелева Е. А., Венгер А. Л., Екжанова Е. А. Специальная дошкольная педагогика. М., 2001. В аппликации можно использовать как метод отрыва (без использования ножниц), так и метод вырезывания. Развитие навыков работы с ножницами может выступать как самостоятельный вид деятельности. Обосновывая взаимосвязь развития движений пальцев и интеллекта детей, А. Л. Сиротюк1 предлагает использовать пальчиковую гимнастику как метод коррекции интеллекта детей. Цель занятий — синхронизация работы полушарий головного мозга, развитие потенциальных способностей, памяти, внимания, речи, мышления. Кроме того, методика А. Л. Сиротюк включает дыхательные упражнения и упражнения, развивающие мышцы языка. Автор также предлагает программу развития интеллекта старших дошкольников методами ки-незиологии. Детям с ЗПР полезны игры-упражнения, направленные на развитие тактильной чувствительности: — в емкости с крупой (например пшеном или рисом) прячется какая-нибудь мелкая игрушка, задача ребенка — найти ее и описать, не доставая; — сортировка смешанных круп по отдельным коробочкам; — выкладывание фигурок из круп; — игры с кусочками различных материалов и тканей и т. д. Кроме того, можно играть с различными видами конструктора, палочками, пазлами, мозаикой и т. д. Особого внимания требует развитие речевого опосредования действий детей. Можно использовать следующие приемы: — поощрение и поддержка правильных ответов на этапе ориентировки в задании; — проговаривание вместе с ребенком того, что он будет делать, а также последовательности действий; — повторение ребенком задания вслух; 1 Сиротюк А. Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. М., 2001. — вспомнить и повторить задание после того, как оно выполнено; — привлечение ребенка в качестве помощника другим детям. В работе с детьми с ЗПР широко должны применяться дидактические игры, которые способствуют формированию самоконтроля, освоение сенсорных эталонов и навыков учебной деятельности. В книге А. А. Катаевой и Е. А. Стребелевой1 представлены дидактические игры, с помощью которых специалисты могут решать различные коррекционные задачи: — формирование сотрудничества ребенка со взрослым и овладение способами усвоения общественного опыта; — развитие ручной моторики; — сенсорное воспитание; — развитие мышления; — развитие речи. Ценность дидактической игры состоит в том, что сам процесс обучения она делает эмоциональным, при достаточно большом количестве повторений сохраняет интерес ребенка к заданию. Это особенно важно в работе с детьми с ЗПР. Необходимо отметить, что выбор коррекционных методов зависит, прежде всего, от возраста и степени нарушения, выявленных в ходе диагностического обследования ребенка. Но не менее важным аспектом выбора являются уровень квалификации и опыт профессиональной деятельности самого специалиста. Рекомендации родителям Значимость налаживания тесного взаимодействия с семьей определяется тем, что именно она, как важнейший институт, обуславливает особенности социального развития ребенка. Катаева А. А., Стребелева Е. А. Дидактические игры в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М., 2001. Формирование и зоны ближайшего развития, и социальной ситуации развития определяется сложившейся в семье системой отношений ребенка с близкими взрослыми, системой ценностей, норм и правил. Поэтому родители должны стать необходимым звеном в системе кор-рекционно-развивающей работы с ребенком. Основными задачами работы психолога с родителями можно считать: — помощь в осознании и принятии особенностей развития ребенка; — обучить способам и приемам эффективного взаимодействия и коррекции познавательной сферы в соответствии с культурным уровнем родителей;
|