Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Две игрушки — поменяемся местами



(О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие моторной ловкости, внимания, коор­динации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 5 и более.


Необходимые приспособления: две игрушки.

Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами.

Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточ­но трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами).

Услышь свое имя

Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­
вожность, ЗПР. ^

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 5—15.

Необходимые приспособления: мяч.

Описание игры: играющие становятся в круг, спина­ми внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, броса­ет его в круг, называя при этом имя. Названный ребе­нок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других.

Комментарий: часто в порыве игры первый участ­ник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребе­нок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафк, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотво­рения, и прыжки на одной ноге по кругу — все зависит от участников.

Замок

Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА.

Возраст: 3-4 года. Количество играющих: любое.


Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определенные движения, разученные заранее.

На двери висит замок. Движения типа «буравчик».

Кто открыть его бы мог? Дети быстро соединяют пальцы в «замок», это дви­жение повторяется несколько раз.

Потянули... Руки, соединенные «замком», вытягивают вправо, за­тем влево.

Покрутили... Руки, соединенные «замком», вытягивают вперед, за­тем к себе.

Постучали...

Пальцы в «замке», ладошками «аплодируют» не­сколько раз.

И — открыли!

Пальцы разъединяют, ладони держат на весу парал­лельно друг другу.

Комментарий: такие имитационные игры, в основе которых лежат детские стихи, потешки, сопровождае­мые движениями, можно придумывать самостоятельно, так как почти любое детское стихотворение имеет в своей основе ритмический рисунок, легко перекладываемый на движения.

Слепые фотографы (М. Сигимова)

Цель: развитие внимания, памяти, тактильной чув­ствительности .

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: трое или. более.


Описание игры: детям предлагают запомнить («сфо­тографировать») несколько предметов и их расположе­ние, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить пред­меты и расставить их так же, как они лежали. Если игра проводится в группе, то можно обратить внимание дру­гих детей на то, как «спорят» руки «фотографов».

Комментарий: эта игра направлена на развитие мел­кой моторики или, другими словами, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая на уровне мозго­вых структур непосредственно связана с интеллектом. По­этому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с дошкольниками.

Третий лишний

Цель: развитие внимания, ловкости и быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: четное, не менее 10-ти.

Описание игры: играющие разбиваются на пары и становятся по кругу на расстоянии 1-2 м друг от друга. В парах игроки становятся один за другим. Затем выби­рают водящих, один из них за кругом убегает от другого. Когда первый водящий пробегает два полных круга или видит, что ему не уйти от погони, он становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится водящим и убегает от второго водящего. Если водящий осалил убе­гающего, то они меняются ролями. Водящим нельзя пе­ребегать через круг, в этом случае он становится догоня­ющим.

Комментарий: игра требует сосредоточенности и со­образительности. Необходимость четкого соблюдения пра­вил и высокий темп делают игру интересной.

Игра характеризуется высокой эмоциональной интен­сивностью, поэтому не рекомендуется проводить ее меж­ду занятиями или незадолго до сна.


Кенгуру

Цель: развитие координации движений.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мячи.

Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который ус­тановлен на расстоянии 20—30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение.

Комментарий: эта игра-эстафета подходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых. На первый взгляд, игра проста и не требует усилий. Но несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки.


Кто больше?

Цель: развитие ловкости и координации.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: мяч, веревка, мелкие

предметы.

Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привя­зывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладывают мелкие предметы (10—15).Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным пред­метам. Его задача — собрать как можно больше предме­тов и вернуться в исходное положение, не будучи заде­тым мячом.

Комментарий: чтобы дети собирали предметы какможно быстрее, предлагается ввести дополнительное пра­вило: игрок может собирать предметы, пока мяч не оста­новится.


 




 


Двойственность игровой задачи (собирать предметы и одновременно следить за тем, чтобы не задел мяч) ус­ложняет игру, но и делает ее более интересной. Ведь ре­бенку необходимо произвольно распределить внимание между разнонаправленными по сути действиями.

Гонка мячей

Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-16.

Необходимые приспособления: два мяча разных цве­тов.

Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начина­ют бросать мячик членам своей команды, а игроки пере­дают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше.

Игру можно немного усложнить, если предлояшть та­кие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает ко­манда, игроки которой первыми закончат бегать.

Комментарий: в этой игре дети на практике осваива­ют навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника.

Крокодил в болоте (Л. Названова)

Цель: развитие двигательной активности и воспита­ние умения сдерживаться.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 4—6 лет.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: различные геометрические фигуры, вырезанные из картона — «кочки» на болоте.


Описание игры: по ковру раскладывают «кочки». Дети — «охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. В роли крокодила лучше всего выступить взрослому, так как он ловит незадачли­вых «охотников», которые сильно шумят («крокодил» на­зывает имя, и «охотник» должен подойти к нему).

Комментарий: число «крокодилов» может увеличи­ваться по мере развития игры. Также будет интересно расширить сюжет, ввести какие-то дополнительные ог­раничения. Например, можно договориться, что когда наступает ночь, прыгать можно только по квадратным «кочкам», а когда день — по круглым. Команды «День!», «Ночь!» взрослый может подавать голосом, а может ис­пользовать какой-нибудь звуковой сигнал, что также бу­дет способствовать развитию навыков регуляции своего поведения.

Вулкан(Л. Названова)

Цель: развивать воображение и способность к пере­воплощению, развивать кругозор.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: много.

Описание игры: ведущий становится в центре площад­ки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («ла­ва»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся во­круг «вулкана».

«Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работа­ют: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая пере­числение, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гу­дит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрыва-


ется, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану».

Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30—40 минут (если детям будет инте­ресно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может пре­вратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей.

Тропинка

Цель: развитие умения действовать сообща, в команде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума».

Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выпол­няют задания, которые дает ведущий:

«Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз;

«Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга;

«Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову.

Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми спра­вились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков.

Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в со­ответствии с правилами. Она будет полезна как конф­ликтным детям, так и замкнутым.


Видящие пальцы (М. Сигимова)

Цель: развитие тактильной чувствительности, актив­ного словаря.

Нарушение: СДВГ, ЗПР, РДА.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый предлагает детям провести эксперимент: закрыть глаза и провести легонько кончи­ками пальцев по ткани одежды, а затем повторить движения, открыв глаза. Потом снова закрыть глаза и представить себе одежду, вспоминая, как она выглядит. А теперь можно попробовать сравнить ткань, которую уже ощупали и рассмотрели, с какой-нибудь другой — напри­мер с обивкой стула.

Комментарий: необходимо стимулировать детей к раз­вернутому рассказу о своих ощущениях, о чувствах, воз­никших в процессе экспериментирования с той или иной тканью. Можно помочь детям вопросами: «На что это похоже?», «Что ты видишь сейчас?», «Тебе приятно (не­приятно)?».

Если«да» — похлопай, если«нет» — потопай (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие коммуникативных навыков детей, раз­витие слухового внимания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: двое или более.

Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похло­пав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно.

«Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее».

«Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним».

«Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила».


«Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадова­лась».

«Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, оби­делся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Макси­мом».

Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разго­варивать или играть.

Ситуации можно подбирать из непосредственной жиз­ни детей. Наверняка их будет немало.

Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и мно­гофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи.

Раздувайся, пузырь (Р. Калинина)

Цель: развитие чувства сплоченности, развитие вни­мания.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих: группа.

Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в ку­лачки, поставленные один на другой, как в.дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увели­чивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:

Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся!

Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдул­ся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки).

Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игро-


вые действия. В частности, на каждый вдох делали один Такие игры-развлечения любят дети любого возра­ста так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке.

Интервью (О. Хухлаева, О. Хухлаев)

Цель: развитие коммуникативных навыков, активно­го словаря, умения вступать в диалог.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревож­ность, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: стул.

Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди ста­новятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д.

Комментарий: на первых этапах игры дети часто за­трудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необхо­димо помнить, что разговор должен быть «взрослым».

Давайте познакомимся! (Р. Калинина)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: любой.

Количество играющих. любое.

Необходимые приспособления: надувной мяч.

Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок дол­жен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д.


Комментарий: эта игра помогает познакомиться с деть­ми, которые только что пришли в группу, а также вов­лечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего иг­рока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, кото­рому будет кидать мяч.

Магнит и шарики(Л. Названова)

Цель: развитие воображения и способности к перевоп­лощению, расширение кругозора детей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность," застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 4—6 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: выбирают «магнит», он садится в сто­роне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я про­изношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и пре­вращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, стал­киваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не об­ращают внимания на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шари­ки!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, гово­рят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «маг­нит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все уст­ремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним. Веду­щий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бу­мажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей».

Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, чтобы им было легче передать их в движении. Чтобы предотвратить силь­ные столкновения, можно предупредить детей, что тогда


«шарики» «лопаются» или «раскалываются» — выхо­дят из игры.

Лови-лови! (Р. Калинина)

Цель: снятие эмоционального напряжения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте.

Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему па­лочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколь­ко участников.

Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэто­му ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активи­зировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло.

«Мирные» и «воинственные»

Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способно­сти различать звуки; высвобождение энергии.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 6-10.

Необходимые приспособления: музыкальный инстру­мент для каждого играющего.

Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные

инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся

к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат гром-

- к племени «воинственных». По легенде, племена

живут на разных берегах, поэтому общаться могут толь­ко посредством звуков, по очереди играя на музыкаль­ных инструментах. Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке — спокойными или энер­гичными.

Комментарий: важно оговорить с детьми, что гром­кость звучания инструмента — это отражение его харак­тера, который можно показать движением, танцем, ми­микой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. И после того, как одни дети «навоюются» вдоволь, а другим надоест быть «мирными», можно пред­ложить попытаться изменить характер. Это хорошая воз­можность для детей попробовать разные стили поведе­ния, найти для себя наиболее подходящий.

Как пройти? (Р. Калинина)

Цель: расширение знаний детей об окружающем, раз­витие коммуникативных навыков детей.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки. Что он должен сделать?» — «Пойти к врачу». — «А как его найти?» — «В больнице». — «Где найти больницу?» — и т. д. Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д. Если игра проводится в условиях детского сада, то молено предложить детям самим проводить больного к кабине­ту медсестры и т. д.

Комментарий: в процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации. С детьми стар­шего дошкольного возраста таким образом можно изу­чать свой город, поселок, микрорайон. Также в игре мож­но уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни.


Найди игрушку (Р. Калинина)

Цель: снижение чувства страха, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: не менее трех.

Необходимые приспособления: небольшая игрушка.

Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой веду­щего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, опи­сав функцию помещения («моет посуду» или ее дей ^твия («лежит, закрыв глаза»).

Комментарий: эта игра поможет детям лучше ориен­тироваться в помещениях и комнатах. Поэтому она мо­жет использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малы­шей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке.

Мышка

Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контак­ту с другими людьми.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 3-6.

Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок.

Описание игры: двое детей садятся на стулья друг на­против друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу пер­вого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается


в соответствии с темпом звучания музыки. Первый учас­тник игры сидит спокойно, он не должен пытаться пой­мать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях.

Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д.

Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плав­но и медленно, а под другие хочется попрыгать.

После игры с первым участником нужно поговорить оего ощущениях, что ему понравилось, когда было при­ятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ре­бенком его чувств и переживаний.

Час тишины и час «можно» (Н. Кряжева)

Цель: развитие произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 2—3 года.

Количество играющих: любое.

Описание игры: взрослый договаривается с детьми отом, что у них теперь будет час тишины и час «мож­но». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисова­нием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, оби­жать кого-либо и т. д.

Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрос­лому будет проще контролировать поведение детей в лю­бой момент. Например, когда нужно, чтобы разгорячен-


ные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно».

Зеваки (М. Чистякова)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 3-4 года.

Количество играющих: взрослый и группа детей.

Необходимые приспособления: колокольчик или по­гремушка.

Описание игры: дети становятся в ряд или в круги идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому коло­кольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хло­пают в ладоши четыре раза и идут в обратном направле­нии. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предло­жить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1—3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру.

Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей.

Говори! (Е. Лютова, Г. Монина)

Цель: развитие внимания и произвольности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: взрослый + один ребенок (груп­па детей).

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отве­чать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например:

«Какие времена годы вы знаете?» ... «Говори!»


«Какое сейчас время года?» ... «Говори!»

«Какой сегодня день недели?» ... «Говори!»

«Какой сейчас месяц?» ... «Говори!»

«Сколько дней в неделе?» ... «Говори!»

«Сколько дней в году?» ... «Говори!»

«Какого цвета платье у Маши?» ... «Говори!»

«Какого цвета столы в группе?» ... «Говори!» — и т. д.

Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошколь­ников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу.

Слушай хлопки (М. Чистякова)

Цель: развитие внимания, произвольности поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети свободно передвигаются по ком­нате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в сторо­ны), на два хлопка они должны отреагировать превра­щением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова дви­гаться свободно.

Комментарий: игра помогает в развитии произволь­ного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой.

Обзывалки (Н. Кряжева)

Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: не менее двух.

Необходимые приспособления: мячик.

Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом


обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редис­ка», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя оби­жаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хо­рошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д.

Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго заду­мываться.

Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться.

Гусеница (Е. Коротаева)

Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чув­ствительности .

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: трое и более.

Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих.

Описание игры: детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики меж-


ду своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться рука­ми до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусе­ница» должна пройти по определенному маршруту, ко­торый указывает взрослый или первый ребенок.

Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей.

Охота на тигров (Е. Карпова, Е. Лютова)

Цель: развитие коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: не менее 4-х.

Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр).

Описание игры: дети встают в круг, водящий отвора­чивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водя­щий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого ока­залась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытяги­вает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водя­щим становится тот, у кого была игрушка.

Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сна­чала присмотреться к тому, как играют другие дети.

Можно потренировать детей в умении сдерживать эмо­ции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (см. игры, подобные «Море волнуется...», «Ца­ревна-Несмеяна »).

Давай поговорим

Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: два или больше.


Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает пред­положение и завязывается беседа. В конце можно спро­сить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оце­нок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться.

Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и за­стенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступ­ления в контакт.

На начальных этапах дети могут отказываться зада­вать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый.

Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него.

Слалом-гигант (Ю. и М. Шевченко)

Цель: развитие координации движений, произвольно­сти поведения.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: две команды.

Необходимые приспособления: стулья.

Описание игры: стулья расставляют в два ряда парал­лельно. Игроки каждой команды должны пройти «трас­су» спиной. Если ребенок заденет стул, он должен вер­нуться на старт и повторить попытку. Побеждает коман­да, игроки которой пройдут трассу без ошибок.

Комментарий: в своей основе игра имеет соревнова­тельное начало, что повышает ее эмоциональную насы­щенность. Поэтому ведущему взрослому необходимо сле­дить за тем, чтобы дети, у которых что-то не получает­ся, не испытывали сильных отрицательных эмоций. Тем более поддержка необходима проигравшей команде.


Менялки

Цель: развитие внимания, быстроты реакции.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: не менее 4-х, лучше — больше.

Необходимые приспособления: стулья, которых долж­но быть на один меньше, чем играющих.

Описание игры: участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула — ведущий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поме­няться местами: «Меняются местами те, у кого... (ру­башка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т. д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поме­няться местами. Цель ведущего — занять освободив­шееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим.

Комментарий: высокая эмоциональная насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут проявлять двигательную неловкость, сталки­ваясь друг с другом. В связи с этим взрослый может вве- . сти в игру систему штрафов, которая поможет детям ре­гулировать свое поведение.

Живая картина (Ю. и М. Шевченко)

Цель: развитие выразительности движений, произволь­ности, коммуникативных навыков.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Описание игры: дети создают сюжетную сценку и за­мирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины».

Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим


трудности в общении (конфликтным, агрессивным, за­стенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать по­зицию наблюдателя. Его вмешательство требуется толь­ко в случае ссор детей.

Запретный номер

Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия.

Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: двое и более.

Описание игры: оговаривается, что какое-то одно чис­ло — например, два — нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать

«два».

Комментарий: игра особенно полезна для детей, ис­пытывающих трудности при необходимости сосредоточе­ния, гиперактивных.

С помощью этой игры можно потренировать детей в счете, так как часто развитие навыков счета происхо­дит автоматически, «на слух». Другими словами, ребе­нок может посчитать, допустим, от 1 до 10, но не может сказать, какая цифра стоит между 4 и 6.

Ладонь в ладонь (Н. Клюева, Ю. Касаткина)

Цель: развитие коммуникативных навыков, получе­ние опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА.

Возраст: любой.

Количество играющих: двое или больше.

Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д.

Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия:



стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной

дороги) и т. д.

Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрос­лый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать зада­ние передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжи­мать нельзя.

Игра будет полезна детям, испытывающим трудности

в процессе общения.

Ассоциации (Н. Клюева, Ю. Филиппова)

Цель: получение обратной связи, развитие рефлексив­ных способностей.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: группа детей.

Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные дети в это время договариваются, кого из детей они задумают. Затем водящий возвращает­ся и задает вопросы о загаданном: каким деревом, цвет­ком, птицей или животным мог бы быть этот ребенок. Водящий по ассоциациям должен угадать, кого загадали дети.

Комментарий: в роли загаданного должен побывать каждый ребенок. С помощью этой игры дети могут луч­ше узнать сами себя, а также узнают о том, что о них думают другие. Но необходимо договориться с детьми о том, что ассоциации не должны быть обидными.

Падающая башня (Н. Кряжева)

Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие целеустремленности, снятие агрессивности.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: два и более, до 5-ти. Необходимые приспособления: подушки.


Описание игры: дети из подушек строят высокую баш­ню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель — тот, кто первым взберется на башню, не разрушив ее.

Комментарий: важно обезопасить детей от травм, за­ранее убрать опасные предметы.

Строительство башни доставляет детям не меньшее удовольствие, чем ее покорение. Тем более, что это будет оказывать еще и терапевтический эффект, даст возмож­ность ощутить не только радость освобождения от нега­тивных эмоций, но и радость созидания.


Высвобождение гнева (К. Рудестам)

Цель: отреагирование негативных эмоций. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: любой.

Количество играющих: один или более.

Необходимые приспособления: мягкий стул или куча

подушек.

Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен силь­но ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бад­минтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чув­ство гнева.

Комментарий: при ударе из подушки обычно ле­тит пыль, поэтому лучше "делать это на улице, а ре­бенку объяснить, что, выместив свой гнев на подуш­ке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли.

Игру полезно проводить систематически, так как не­гативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучите, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих.

Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям.

Колдун(С. Чижова)

Цель: развитие невербальных средств общения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-6.

Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает заколдованного ребенка способности говорить. Заколдованный должен с помощью жестов и мимики рас­сказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощуще­ния в момент пленения. Все его движения и выражение


лица другие дети описывают словами. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описа­нию — правильно ли его поняли друзья.

Комментарий: все дети должны побывать в роли за­колдованного и в роли «колдуна».

Чтобы разнообразить мимические этюды, можно зада­вать детям вопросы, касающиеся их эмоционального со­стояния, самочувствия и т. д.

Пожалуйста

Цель: развитие произвольности, слухового внимания.

Нарушение: СДВГ, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: группа.

Описание игры: вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнооб­разные движения, а остальные дети должны их повто­рить, но только если ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры.

Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движе­ния, а остальные дети должны их повторить, когда веду­щий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошиб­шийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание — любое придуманное ведущим.

Комментарий: первый вариант игры может использо­ваться в работе и с детьми 4—5 лет.

Второй вариант — эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся ребенок имеет возможность исправиться.

Придумай слова(И. Климина)

Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки с изображени­ем сказочных персонажей.


Описание игры: дети рассматривают рисунок, а потом они должны придумать как можно больше слов для ха­рактеристики того, кто изображен на картинке.

Комментарий: взрослый должен помнить, что в зави­симости от рисунка и личностных особенностей детей ха­рактер героев может кардинально меняться. Это нужно принимать во внимание.

Оживлялки(И. Климина)

Цель: развитие умения выражать свои эмоции невер­бально.

Нарушение: РДА, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки детей.

Описание игры: дети рассматривают рисунки друг дру­га, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети долж­ны угадать, какую картину он показывает.

Комментарий: интересно, если вариантов будет не­сколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вы­зывать различные чувства, но каждый человек имеет пра­во на свое мнение.

Расставить посты

Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 6-8 человек.

Описание игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент коман­дир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Коман­дир расставляет детей в тех местах, где считает нужным


(по кругу, по периметру комнаты и т. д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами.

Комментарий: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно мол­чать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребенок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно. В случае участия в игре детей с ЗПР или СДВГ акцент будет смещен на развитие у них чувства ответственности по отношению к другим людям.

Радость и грусть (И. Климина)

Цель: развитие эмоциональной сферы, умения диффе­ренцировать эмоции и чувства других людей.

Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: любое.

Необходимые приспособления: рисунки.

Описание игры: дети внимательно рассматривают ри­сунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы.

Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным.

Музыкальная загадка (И. Климина)

Цель: развитие воображения, эмпатийных способностей.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: аудиозапись музыкаль­ных произведений.

Описание игры: дети слушают кассету с записью како­го-то музыкального произведения, а потом они должны сказать, какую картину задумал взрослый.


Комментарий: игру можно немного видоизменить, если предложить детям сначала нарисовать возникшую в про­цессе прослушивания картину, а потом уже рассказать о том, почему у них возникли именно такие образы.

Волшебные превращения

Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться.

Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: 3-6.

Описание игры: детям предлагают «Превратиться» в яго­ды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза чтобы дети сконцентрировались) сад... (па­уза — каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети при­нимают вид задуманного фрукта.

Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) дол­жен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с уча­стием детей. Но для начала он должен, конечно, дога­даться, кто в кого превратился.

Сиамские близнецы (К. Фопель)

Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических на­выков.

Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: кратное двум.

Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки.

Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кис­ти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут догово­риться между собой, что они будут рисовать. Время на


рисование — 5—6 минут. Чтобы усложнить задание, од­ному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего».

Комментарий: на первых этапах игры временные ог­раничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости до­говора в паре для достижения лучшего результата. Пос­ле игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфорт­но, что им мешало, а что помогало.

Картонные башни (К. Фопель)

Цель: развитие навыков невербального общения, уме­ния согласовывать свои действия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: любое, не менее 6 человек.

Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы.

Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 че­ловек. Их задача — за 10 минут построить башню. При


строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое вре­мя игру можно повторить, но уже разрешив вербальное

общение.

Комментарий: игра развивает навыки конструирова­ния, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства.

С первого раза дети, скорее всего, с заданием не спра­вятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут.

Небоскреб (К. Фопель)

Цель: развитие умения договариваться, работать в ко­манде.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 6—7 лет.

Количество играющих: 5—6.

Необходимые приспособления: складной метр; 2—3 де­ревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка.

Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, стро­ительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки.

Комментарий: взрослый в данной игре занимает мес­то стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. ^Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устой­чивую.


В конце игры взрослый может провести аналогию меж­ду башней и командной работой, поясняя детям, что друж­ба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала.

Растущие цветы

Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: группа.

Необходимые приспособления: музыкальные инстру­менты, 2—3 больших бумажных цветка.

Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрос­лый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начи­нает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он рас­тет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увя­дание. Если одновременно играет два инструмента, мож­но использовать два цветка.

Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок.

После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие — нет. У ребенка-музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему.

В процессе игры взрослый должен пытаться коммен­тировать темп роста цветка, предлагать те или иные вер­сии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на зву­ки, а затем на то, что, вероятно, ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти.


Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости.

Головомяч (К. Фопель)

Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или

тройках.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: любое четное. .

Необходимые приспособления: мяч для каждой пары

детей.

Описание игры: дети ложатся на живот на пол пара­ми, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками!

Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: како­во самое большое число детей, при котором можно под­нять мяч?

Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольни­ков, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исход­ное положение, из которого начинается игра, можно ме­нять в зависимости от уровня развития навыков детей.

Дотронься...

Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 4-5 лет.

Количество играющих: 6-8 человек. Необходимые приспособления: игрушки. писание игры: дети становятся в круг, в центр скла­дывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до...


(глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не на­шел необходимого предмета — водит.

Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом про­ведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и по­добных игр, дети научатся делиться, находить общий язык.

Пес Барбос

Цель: развитие произвольности, самоконтроля.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 4—5 лет.

Количество играющих: 6—8 человек.

Необходимые приспособления: платок.

Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, свора­чивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожидан­но «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный становится «собакой».


Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрос­лому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях.

Улитка (Н. Кряжева)

Цель: развитие выдержки и самоконтроля.

Нарушение: СДВГ, агрессивность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 4-5.

Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее ого­воренному месту, причем нельзя останавливаться и раз­ворачиваться. Побеждает пришедший к финишу послед­ним.

Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало уси­лий, так как они активны и подвижны.

Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции.

Динозаврики (Н. Кряжева)

Цель: снятие негативных переживаний, снятие телес­ных зажимов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 3—4 года.

Количество играющих: 6-7.

Описание игры: дети, представляя себя «динозаврика-ми», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики.

Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возмож­ность дать выход накопившимся страхам, противоречи­ям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется.


Тюлени (Н. Кряжева)

Цель: развитие воображения, сообразительности, уме­ния преодолевать препятствия.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, ЗПР.

Возраст: 6-7 лет.

Количество играющих: 5-6.

Необходимые приспособления: воздушный шарик, шарфики, корзина.


Описание игры: дети ложатся на пол, им связывают ноги под коленями шарфиком — они теперь «тюлени». Взрослый бросает воздушный шарик, который «тюлени» пытаются поймать или отобрать у других и забросить в корзину, стоящую на полу. Победителем становится самый меткий и самый «вежливый» «тюлень».

Комментарий: ограничение подвижности стимулиру­ет детей к поиску новых способов передвижения, спосо­бов достижения желаемой цели — мячика.

Взрослому важно помнить, что тактика поведения де­тей в такой ситуации различна: одни пасуют, прекраща­ют игру, их необходимо приободрить, а другие хитрят, нарушают правила — таких детей нужно сдерживать.

Крокодил (Н. Кряжева)

Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5—6 лет.

Количество играющих: 8—10человек.

Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть кроко­дила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кла­дут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом».

Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувство­вать на себе смену ролевых ощущений.

Осьминог (Н. Кряжева)

Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: 8-10.


Необходимые приспособления: теннисные мячики.

Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу в центре, соединяясь друг с другом ногами. Это «ось­миног», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыб­ки» «плавают» между щупальцами «осьминога» и собира­ют «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икри­нок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыб­ку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры.

Комментарий: игра требует от детей высокой концен­трации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэто­му часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру.

Спонтанное рисование

Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 6—8 лет.

Количество играющих: 1—3, не более.

Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материа­лы для аппликации.

Описание игры: в помещении включается приглушен­ный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20— 45 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией...

Комментарий: спонтанное рисование помогает выйти из депрессии, снимает психологическое напряжение, ак­туализирует чувство меры — ребенок останавливается, когда понимает, что экспериментировать больше не сто­ит. Чувства отражаются на бумаге.

Задача взрослого — дать ребенку полную свободу, раз­решить действовать по полю листа так, как ему хочется.


Интересное наблюдение: редко кто из детей сразу по-нимает суть задания, им неясно, что рисовать и как это сделать. Это горький ответ взрослым на их постоянные запреты и ограничения...

Сотворение чуда

Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатий-ных способностей.

Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре­вожность, РДА, ЗПР.

Возраст: 5-6 лет.

Количество играющих: любое четное.

Необходимые приспособления: «волшебные палочки» —-карандаши, веточки или любой другой предмет.

Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (стан­цуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакал­ке)», _ или предлагает что-нибудь хорошее сделать поз­же (оговаривается время и место).

Комментарий: эгоцентризм — одна из характероло­гических особенностей детей-дошкольников. Им не свой­ственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения по­нять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.



Просмотров 646

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!