Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Две игрушки — поменяемся местами
(О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие моторной ловкости, внимания, координации движений. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 5 и более. Необходимые приспособления: две игрушки. Описание игры: дети становятся в круг, а ведущий одновременно бросает игрушки двум игрокам, которые должны быстро поменяться местами. Комментарий: игра проводится в достаточно высоком темпе, чтобы увеличить ее интенсивность и сложность. Тем более что детям дошкольного возраста еще достаточно трудно выполнять действия разной направленности (как в данной игре - поймать игрушку, увидеть того, кому досталась вторая и поменяться с ним местами). Услышь свое имя Цель: развитие скорости реакции, моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тре Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 5—15. Необходимые приспособления: мяч. Описание игры: играющие становятся в круг, спинами внутрь круга. Игрок, у которого в руках мяч, бросает его в круг, называя при этом имя. Названный ребенок должен повернуться лицом внутрь круга и поймать мяч. Победителем становится тот, кто ловил мяч чаще других. Комментарий: часто в порыве игры первый участник очень сильно забрасывает мяч, и названный ребенок не может его поймать. В таком случае с детьми оговариваются штрафк, которые будут накладываться на первых игроков. Это может быть и чтение стихотворения, и прыжки на одной ноге по кругу — все зависит от участников. Замок Цель: развитие мелкой моторики, самомассаж. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: любое. Описание игры: ведущий читает стихотворение, а дети выполняют определенные движения, разученные заранее. На двери висит замок. Движения типа «буравчик». Кто открыть его бы мог? Дети быстро соединяют пальцы в «замок», это движение повторяется несколько раз. Потянули... Руки, соединенные «замком», вытягивают вправо, затем влево. Покрутили... Руки, соединенные «замком», вытягивают вперед, затем к себе. Постучали... Пальцы в «замке», ладошками «аплодируют» — несколько раз. И — открыли! Пальцы разъединяют, ладони держат на весу параллельно друг другу. Комментарий: такие имитационные игры, в основе которых лежат детские стихи, потешки, сопровождаемые движениями, можно придумывать самостоятельно, так как почти любое детское стихотворение имеет в своей основе ритмический рисунок, легко перекладываемый на движения. Слепые фотографы (М. Сигимова) Цель: развитие внимания, памяти, тактильной чувствительности . Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: трое или. более. Описание игры: детям предлагают запомнить («сфотографировать») несколько предметов и их расположение, а после этого завязывают им глаза и перемешивают предметы. Играющие должны на ощупь определить предметы и расставить их так же, как они лежали. Если игра проводится в группе, то можно обратить внимание других детей на то, как «спорят» руки «фотографов». Комментарий: эта игра направлена на развитие мелкой моторики или, другими словами, чувствительности и умелости пальцев рук детей, которая на уровне мозговых структур непосредственно связана с интеллектом. Поэтому такие игры должны занимать одно из основных мест в работе с дошкольниками. Третий лишний Цель: развитие внимания, ловкости и быстроты реакции. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: четное, не менее 10-ти. Описание игры: играющие разбиваются на пары и становятся по кругу на расстоянии 1-2 м друг от друга. В парах игроки становятся один за другим. Затем выбирают водящих, один из них за кругом убегает от другого. Когда первый водящий пробегает два полных круга или видит, что ему не уйти от погони, он становится впереди любой пары. Тогда стоящий сзади становится водящим и убегает от второго водящего. Если водящий осалил убегающего, то они меняются ролями. Водящим нельзя перебегать через круг, в этом случае он становится догоняющим. Комментарий: игра требует сосредоточенности и сообразительности. Необходимость четкого соблюдения правил и высокий темп делают игру интересной. Игра характеризуется высокой эмоциональной интенсивностью, поэтому не рекомендуется проводить ее между занятиями или незадолго до сна. Кенгуру Цель: развитие координации движений. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: мячи. Описание игры: играющие выстраиваются на одной линии и зажимают мяч между ногами. По сигналу они начинают прыжками двигаться к финишу, который установлен на расстоянии 20—30 м. Если мяч выпадет, его поднимают и продолжают движение. Комментарий: эта игра-эстафета подходит для детей любого возраста, полезна она и для взрослых. На первый взгляд, игра проста и не требует усилий. Но несмотря на кажущуюся легкость, она достаточно трудна для детей-дошкольников, требует некоторой тренировки. Кто больше? Цель: развитие ловкости и координации. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: мяч, веревка, мелкие предметы. Описание игры: мяч закрепляют на веревке и привязывают к перекладине или суку дерева так, чтобы он почти касался земли, а под ним раскладывают мелкие предметы (10—15).Играющий поднимает мяч до уровня плеч, отпускает его и бежит следом к разложенным предметам. Его задача — собрать как можно больше предметов и вернуться в исходное положение, не будучи задетым мячом. Комментарий: чтобы дети собирали предметы какможно быстрее, предлагается ввести дополнительное правило: игрок может собирать предметы, пока мяч не остановится.
Двойственность игровой задачи (собирать предметы и одновременно следить за тем, чтобы не задел мяч) усложняет игру, но и делает ее более интересной. Ведь ребенку необходимо произвольно распределить внимание между разнонаправленными по сути действиями. Гонка мячей Цель: развитие умения действовать сообща, развитие моторной ловкости. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 6-16. Необходимые приспособления: два мяча разных цветов. Описание игры: дети становятся в круг, делятся на две команды и выбирают капитанов. Капитаны начинают бросать мячик членам своей команды, а игроки передают его дальше по кругу. Побеждает команда, капитан которой получит свой мяч раньше. Игру можно немного усложнить, если предлояшть такие условия: капитаны команд оббегают круг и лишь затем передают мяч следующему игроку. Побеждает команда, игроки которой первыми закончат бегать. Комментарий: в этой игре дети на практике осваивают навыки командного взаимодействия, основанного на осознании того, что победа команды зависит от каждого ее участника. Крокодил в болоте (Л. Названова) Цель: развитие двигательной активности и воспитание умения сдерживаться. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 4—6 лет. Количество играющих: 5-6. Необходимые приспособления: различные геометрические фигуры, вырезанные из картона — «кочки» на болоте. Описание игры: по ковру раскладывают «кочки». Дети — «охотники», они ловят крокодила, молча и как можно тише прыгая с кочки на кочку. В роли крокодила лучше всего выступить взрослому, так как он ловит незадачливых «охотников», которые сильно шумят («крокодил» называет имя, и «охотник» должен подойти к нему). Комментарий: число «крокодилов» может увеличиваться по мере развития игры. Также будет интересно расширить сюжет, ввести какие-то дополнительные ограничения. Например, можно договориться, что когда наступает ночь, прыгать можно только по квадратным «кочкам», а когда день — по круглым. Команды «День!», «Ночь!» взрослый может подавать голосом, а может использовать какой-нибудь звуковой сигнал, что также будет способствовать развитию навыков регуляции своего поведения. Вулкан(Л. Названова) Цель: развивать воображение и способность к перевоплощению, развивать кругозор. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: много. Описание игры: ведущий становится в центре площадки, это «вулкан», рядом с ним стоят 2-3 ребенка («лава»). Пока «вулкан» спокоен, «лава» находится рядом с ним, «вулкан» даже может обнять «лаву», чтобы она не убежала раньше времени. Остальные дети становятся вокруг «вулкана». «Вулкан» начинает игру: «Стоит высокая-превысокая гора — вулкан, а на ее склонах живут люди. Они работают: строят дома, стирают, танцуют и т. д. (слушая перечисление, дети, стоящие вокруг «вулкана», выполняют движения, показывая, что делают люди). Но вот вулкан просыпается, внутри него разогревается лава, вулкан гудит, но люди его не слышат, потому что заняты своими делами (дети показывают, какими). И вдруг вулкан взрыва- ется, падают камни, лава вырывается и нагоняет людей» — «вулкан» отпускает «лаву», и она начинает гоняться за другими детьми, пойманных приводят к «вулкану». Комментарий: чтобы дети хорошо смогли «войти» в роль, необходимо достаточно длительное время, игра может занять около 30—40 минут (если детям будет интересно, они могут играть еще дольше). Перед началом игры можно потренировать детей в имитации тех или иных действий людей, в отдельное упражнение может превратиться игра в «вулкан» и «лаву», что только усилит творческую способность детей. Тропинка Цель: развитие умения действовать сообща, в команде. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: четное. Необходимые приспособления: аудиозапись с русской народной песней «Кума». Описание игры: дети делятся на две команды, число игроков в которых равно. Дети каждой команды берутся за руки, образуя круги, и под музыку идут вправо. Как только музыка смолкнет, они останавливаются и выполняют задания, которые дает ведущий: «Тропинка!» — дети кладут руки на плечи впереди-стоящему, приседают и наклоняют головы вниз; «Копна!» — дети соединяют руки в центре своего круга; «Кочки!» — все приседают, обхватив руками голову. Ведущий дает команды в любом порядке — как ему захочется. Команда, все игроки которой первыми справились с заданием, получает очко. Выигрывает команда, у которой наберется наибольшее количество очков. Комментарий: игра направлена на развитие у детей способности действовать совместно друг с другом, умения добиваться результата, согласовывая свои действия в соответствии с правилами. Она будет полезна как конфликтным детям, так и замкнутым. Видящие пальцы (М. Сигимова) Цель: развитие тактильной чувствительности, активного словаря. Нарушение: СДВГ, ЗПР, РДА. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: взрослый предлагает детям провести эксперимент: закрыть глаза и провести легонько кончиками пальцев по ткани одежды, а затем повторить движения, открыв глаза. Потом снова закрыть глаза и представить себе одежду, вспоминая, как она выглядит. А теперь можно попробовать сравнить ткань, которую уже ощупали и рассмотрели, с какой-нибудь другой — например с обивкой стула. Комментарий: необходимо стимулировать детей к развернутому рассказу о своих ощущениях, о чувствах, возникших в процессе экспериментирования с той или иной тканью. Можно помочь детям вопросами: «На что это похоже?», «Что ты видишь сейчас?», «Тебе приятно (неприятно)?». Если«да» — похлопай, если«нет» — потопай (О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие коммуникативных навыков детей, развитие слухового внимания. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: двое или более. Описание игры: взрослый называет предложения, а дети должны оценить их и показать свое отношение, похлопав в ладоши, если они согласны, или потопав ногами, если утверждение неверно. «Рома навестил бабушку и так обрадовался, что обиделся на нее». «Саша отнял игрушку у Пети и побил его, Петя поссорился с ним». «Лене очень нравился Сережа, поэтому она его побила». «Максим подарил Даше конфеты, и она очень обрадовалась». «Сережа увидел, что Максим подарил Даше конфеты, обиделся, что сам не сделал этого и поэтому поссорился с Максимом». Комментарий: в конце игры взрослый говорит детям, что обида и злость дружат со ссорой, а ссоры делают человека одиноким, так как с ним никто не хочет разговаривать или играть. Ситуации можно подбирать из непосредственной жизни детей. Наверняка их будет немало. Эта игра наглядно демонстрирует эффективность и многофункциональность игровой деятельности вообще, так как в ней можно соединять, казалось бы, разные вещи. Раздувайся, пузырь (Р. Калинина) Цель: развитие чувства сплоченности, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: группа. Описание игры: дети стоят в кругу очень тесно — это «сдутый пузырь». Потом они его надувают: дуют в кулачки, поставленные один на другой, как в.дудочку. После каждого выдоха делают шаг назад — «пузырь» увеличивается, сделав несколько вдохов, все берутся за руки и идут по кругу, приговаривая: Раздувайся, пузырь, раздувайся большой, Оставайся такой, да не лопайся! Получается большой круг. Затем воспитатель (или кто-то из детей, выбранный ведущим) говорит: «Хлоп!» — «пузырь» лопается, все сбегаются к центру («пузырь» сдулся) или разбегаются по комнате (разлетелись пузырьки). Комментарий: взрослому необходимо внимательно следить за тем, чтобы дети правильно выполняли игро- вые действия. В частности, на каждый вдох делали один Такие игры-развлечения любят дети любого возраста так как правила в них предельно просты и легко выполнимы, а сама игра способствует эмоциональной разгрузке. Интервью (О. Хухлаева, О. Хухлаев) Цель: развитие коммуникативных навыков, активного словаря, умения вступать в диалог. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: трое и более. Необходимые приспособления: стул. Описание игры: дети выбирают ведущего, а затем, представляя, что они — взрослые люди, по очереди становятся на стульчик и отвечают на вопросы, которые им будет задавать ведущий. Ведущий просит ребенка представиться по имени-отчеству, рассказать о том, где и кем он работает, есть ли у него дети, какие имеет увлечения и т. д. Комментарий: на первых этапах игры дети часто затрудняются в подборе вопросов. В этом случае взрослый роль ведущего берет на себя, предлагая детям образец диалога. Вопросы могут касаться чего угодно, но необходимо помнить, что разговор должен быть «взрослым». Давайте познакомимся! (Р. Калинина) Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих. любое. Необходимые приспособления: надувной мяч. Описание игры: дети с воспитателем становятся в круг, воспитатель держит мяч, затем он называет свое имя и имя того, кому бросает мяч. Названный ребенок должен поймать мяч, назвать свое имя и имя того, кому он бросит мяч, и т. д. Комментарий: эта игра помогает познакомиться с детьми, которые только что пришли в группу, а также вовлечь в общение стеснительных детей. Если же дети еще совсем плохо знакомы, правило можно немного изменить: ребенок, поймавший мяч, называет имя предыдущего игрока, затем свое, а далее (если знает) имя ребенка, которому будет кидать мяч. Магнит и шарики(Л. Названова) Цель: развитие воображения и способности к перевоплощению, расширение кругозора детей. Нарушение: СДВГ, агрессивность," застенчивость/тревожность. Возраст: 4—6 лет. Количество играющих: группа. Описание игры: выбирают «магнит», он садится в стороне. Затем ведущий говорит остальным детям: «Я произношу волшебные слова — крибле-крабле-бумс — и превращаю вас в деревянные шарики, которые катаются по полу, прыгают, постукивают». Дети могут бегать, сталкиваясь, они должны сказать: «тук-тук-тук». Они не обращают внимания на «магнит». Затем ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в резиновые шарики!». Дети прыгают на носочках и, сталкиваясь, говорят: «Пум-пум-пум!» — и не обращают внимания на «магнит». Ведущий: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в железные шарики!» — дети бегают, при столкновении говоря: «Дон-дон-дон!». Увидев «магнит», они все устремляются к нему. «Магнит» медленно передвигается, а дети, взявшись за него руками, следуют за ним. Ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в бумажные шарики!». Дети бросают «магнит» и бегают с шипением: «Ш-ш-ш!». В конце игры ведущий говорит: «Крибле-крабле-бумс! Превращаю вас в детей». Комментарий: важно напомнить детям характерные особенности того или иного материала, чтобы им было легче передать их в движении. Чтобы предотвратить сильные столкновения, можно предупредить детей, что тогда «шарики» «лопаются» или «раскалываются» — выходят из игры. Лови-лови! (Р. Калинина) Цель: снятие эмоционального напряжения. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: палочка длиной 0,5 м с прикрепленным к ней легким мячиком на яркой ленте. Описание игры: выбирают ведущего, вручают ему палочку, затем становятся в круг, а ведущий — в центре круга. Ведущий подходит к детям со словами: «Лови-лови!». Задача играющих — поймать мяч, который все время подлетает вверх. Ловить мяч могут сразу несколько участников. Комментарий: игра сильно возбуждает детей, поэтому ее лучше всего проводить во время прогулки после сна. Ее хорошо использовать, когда необходимо активизировать детей, повысить тонус, снять эмоциональное напряжение, направить их двигательную активность в нужное русло. «Мирные» и «воинственные» Цель: развитие умения слушать и концентрировать внимание; стимулировать общение; развитие способности различать звуки; высвобождение энергии. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 6-10. Необходимые приспособления: музыкальный инструмент для каждого играющего. Описание игры: все дети выбирают себе музыкальные инструменты. Те, кто выбрал тихо звучащие, относятся к племени «мирных», а те, чьи инструменты звучат гром- - к племени «воинственных». По легенде, племена живут на разных берегах, поэтому общаться могут только посредством звуков, по очереди играя на музыкальных инструментах. Дети могут сопровождать исполнение танцами, соответственно музыке — спокойными или энергичными. Комментарий: важно оговорить с детьми, что громкость звучания инструмента — это отражение его характера, который можно показать движением, танцем, мимикой. Но даже характер можно изменить, если очень постараться. И после того, как одни дети «навоюются» вдоволь, а другим надоест быть «мирными», можно предложить попытаться изменить характер. Это хорошая возможность для детей попробовать разные стили поведения, найти для себя наиболее подходящий. Как пройти? (Р. Калинина) Цель: расширение знаний детей об окружающем, развитие коммуникативных навыков детей. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: любое. Описание игры: взрослый начинает игру: «У зайчика заболели ушки. Что он должен сделать?» — «Пойти к врачу». — «А как его найти?» — «В больнице». — «Где найти больницу?» — и т. д. Дети рассказывают, где находится больница, как туда добраться. Так же можно «ходить» в магазин, библиотеку и т. д. Если игра проводится в условиях детского сада, то молено предложить детям самим проводить больного к кабинету медсестры и т. д. Комментарий: в процессе игры с детьми младшего возраста такие ситуации можно упростить, оговаривая лишь действия в той или иной ситуации. С детьми старшего дошкольного возраста таким образом можно изучать свой город, поселок, микрорайон. Также в игре можно уточнять и расширять знания детей о тех или иных сторонах общественной жизни. Найди игрушку (Р. Калинина) Цель: снижение чувства страха, развитие внимания. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: не менее трех. Необходимые приспособления: небольшая игрушка. Описание игры: выбирают ведущего, который прячет игрушку в пределах оговоренного пространства, а потом остальные ее ищут, воспользовавшись подсказкой ведущего: «Игрушка лежит на подоконнике в комнате». За тем описание места расширяют: «Игрушка спрятана в спальне под подушкой». Ребенок, нашедший игрушку, должен рассказать, что она делала на том месте, где была найдена. Местоположение игрушки можно задавать, описав функцию помещения («моет посуду» или ее дей ^твия («лежит, закрыв глаза»). Комментарий: эта игра поможет детям лучше ориентироваться в помещениях и комнатах. Поэтому она может использоваться в процессе сопровождения адаптации ребенка к условиям детского сада, так как часто у малышей наблюдается боязнь всего незнакомого, им трудно сориентироваться в новой обстановке. Мышка Цель: развитие тактильных ощущений, формирование выдержки, терпимого отношения к физическому контакту с другими людьми. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 3-6. Необходимые приспособления: мышка, бубен, платок. Описание игры: двое детей садятся на стулья друг напротив друга. Одному завязывают глаза, а другому в руки дают бубен. Когда второй играющий начинает играть, третий человек принимается водить мышкой по телу первого ребенка. Мышка бегает, кувыркается, карабкается в соответствии с темпом звучания музыки. Первый участник игры сидит спокойно, он не должен пытаться поймать мышку руками, его задача — сконцентрироваться на своих ощущениях. Можно использовать несколько инструментов, под звуки которых мышка двигается по-разному: под гармошку она ползет, а под бой барабана — прыгает; или под звуки бубна она ходит по рукам, а под дудочку — взбирается на шею и т. д. Комментарий: с детьми можно провести беседу о том, что звуки тоже, как и люди, имеют свой характер, свое настроение. В зависимости от темпа музыки меняются движения, поэтому под одни звуки хочется двигаться плавно и медленно, а под другие хочется попрыгать. После игры с первым участником нужно поговорить оего ощущениях, что ему понравилось, когда было приятно, а когда нет. Это поможет лучшему осознанию ребенком его чувств и переживаний. Час тишины и час «можно» (Н. Кряжева) Цель: развитие произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 2—3 года. Количество играющих: любое. Описание игры: взрослый договаривается с детьми отом, что у них теперь будет час тишины и час «можно». Это значит, что в час тишины дети будут вести себя тихо и заниматься спокойными делами — рисованием, лепкой и т. д. Зато в час «можно» они смогут делать все, что захочется — бегать, прыгать, кричать, петь и т. д. При этом желательно заранее предупредить, что даже в час «можно» нельзя драться, ругаться, обижать кого-либо и т. д. Комментарий: эти часы можно чередовать в течение дня или играть в них в разные дни, но они должны стать привычными в группе детского сада или дома, тогда взрослому будет проще контролировать поведение детей в любой момент. Например, когда нужно, чтобы разгорячен- ные дети успокоились, им предлагается поиграть в час тишины, а во время прогулки можно предложить час «можно». Зеваки (М. Чистякова) Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 3-4 года. Количество играющих: взрослый и группа детей. Необходимые приспособления: колокольчик или погремушка. Описание игры: дети становятся в ряд или в круги идут в какую-нибудь сторону. По сигналу, подаваемому колокольчиком или погремушкой, они разворачиваются, хлопают в ладоши четыре раза и идут в обратном направлении. Запоздавший с выполнением инструкции выбывает из игры. У детей младшего возраста выполнение этого правила может вызвать плач. Поэтому можно предложить ребенку, чтобы не расстраивать его, лишь посидеть 1—3 минуты на лавочке в качестве штрафа, а затем снова включиться в игру. Комментарий: сигнал может подаваться через разные промежутки времени, что усложнит задачу для детей. Говори! (Е. Лютова, Г. Монина) Цель: развитие внимания и произвольности. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: взрослый + один ребенок (группа детей). Необходимые приспособления: мячик. Описание игры: взрослый предлагает детям сыграть в игру в вопросы и ответы, но предупреждает, что отвечать на вопросы можно только после слова «Говори!». После вопроса бросить мяч, обязательно сделать паузу и лишь потом сказать «Говори!». Вопросы могут быть любыми, например: «Какие времена годы вы знаете?» ... «Говори!» «Какое сейчас время года?» ... «Говори!» «Какой сегодня день недели?» ... «Говори!» «Какой сейчас месяц?» ... «Говори!» «Сколько дней в неделе?» ... «Говори!» «Сколько дней в году?» ... «Говори!» «Какого цвета платье у Маши?» ... «Говори!» «Какого цвета столы в группе?» ... «Говори!» — и т. д. Комментарий: включение в игру мячика усложняет ее, но и делает более интересной. В связи с тем, что импульсивность преобладает в поведении детей-дошкольников, им трудно, поймав мячик, не ответить сразу. Слушай хлопки (М. Чистякова) Цель: развитие внимания, произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: дети свободно передвигаются по комнате, но по хлопку ведущего они должны остановиться и превратиться в аиста: поднять одну ногу, руки в стороны), на два хлопка они должны отреагировать превращением в лягушку (присесть, пятки вместе, носки врозь, между носками руки). Три хлопка разрешают снова двигаться свободно. Комментарий: игра помогает в развитии произвольного внимания, умения быстро переключаться с одного вида действий на другой. Обзывалки (Н. Кряжева) Цель: развитие коммуникативных навыков, снятие отрицательных эмоций. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: не менее двух. Необходимые приспособления: мячик. Описание игры: детям предлагается, передавая друг другу мячик, обзывать друг друга необидными словами, например названиями овощей или фруктов, при этом обязательно называть имя того, кому передается мячик: «А ты, Лешка — картошка», «А ты, Иришка — редиска», «А ты, Вовка — морковка» и т. д. Обязательно предупредить детей, что на эти обзывалки нельзя обижаться, ведь это игра. Завершать игру обязательно хорошими словами: «А ты, Маринка — картинка», «А ты, Антошка — солнышко», — и т. д. Мячик передавать нужно быстро, нельзя долго задумываться. Комментарий: перед началом игры можно провести с детьми беседу об обидных словах, о том, после чего люди обычно обижаются и начинают обзываться. Гусеница (Е. Коротаева) Цель: развитие моторной ловкости, тактильной чувствительности . Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: трое и более. Необходимые приспособления: мячики по количеству играющих. Описание игры: детям предлагается стать, положив руки друг другу на плечи, первый ребенок держит мячик на вытянутых руках, остальные зажимают мячики меж- ду своим животом и спиной соседа. Дотрагиваться руками до мяча строго запрещается. Образовавшаяся «гусеница» должна пройти по определенному маршруту, который указывает взрослый или первый ребенок. Комментарий: взрослый должен регулировать скорость движения «гусенички», чтобы предотвратить падения детей. Охота на тигров (Е. Карпова, Е. Лютова) Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: не менее 4-х. Необходимые приспособления: маленькая игрушка (тигр). Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене и громко считает до 10-ти. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Комментарий: трудности могут возникнуть во время игры у аутичных детей, потому им можно разрешить сначала присмотреться к тому, как играют другие дети. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей-дошкольников. Но в игровой форме этому можно научить (см. игры, подобные «Море волнуется...», «Царевна-Несмеяна »). Давай поговорим Цель: развитие коммуникативных навыков. Нарушение: застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: любой. Количество играющих: два или больше. Описание игры: играют взрослый и ребенок (или дети). Взрослый начинает игру словами: «Давай поговорим. Я бы хотел стать... (волшебником, волком, маленьким). Как ты думаешь, почему?». Ребенок высказывает предположение и завязывается беседа. В конце можно спросить, кем бы хотел стать ребенок, но нельзя давать оценок его желанию и нельзя настаивать на ответе, если он не хочет по каким-либо причинам признаться. Комментарий: эта игра полезна для замкнутых и застенчивых, так как в игровой форме учит ребенка не бояться общения, ставит в ситуацию необходимости вступления в контакт. На начальных этапах дети могут отказываться задавать вопросы или вступать в игру. Тогда инициативу на себя должен взять взрослый. Важный момент! В игре взрослый должен находиться на одном уровне с ребенком, а в случае трудностей — ниже него. Слалом-гигант (Ю. и М. Шевченко) Цель: развитие координации движений, произвольности поведения. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: две команды. Необходимые приспособления: стулья. Описание игры: стулья расставляют в два ряда параллельно. Игроки каждой команды должны пройти «трассу» спиной. Если ребенок заденет стул, он должен вернуться на старт и повторить попытку. Побеждает команда, игроки которой пройдут трассу без ошибок. Комментарий: в своей основе игра имеет соревновательное начало, что повышает ее эмоциональную насыщенность. Поэтому ведущему взрослому необходимо следить за тем, чтобы дети, у которых что-то не получается, не испытывали сильных отрицательных эмоций. Тем более поддержка необходима проигравшей команде. Менялки Цель: развитие внимания, быстроты реакции. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: не менее 4-х, лучше — больше. Необходимые приспособления: стулья, которых должно быть на один меньше, чем играющих. Описание игры: участники садятся на стулья в круг. Оставшийся без стула — ведущий. Ведущий должен найти общий признак у детей и предложить им поменяться местами: «Меняются местами те, у кого... (рубашка в клеточку, бантики, короткая стрижка и т. д.)». Дети, имеющие такой признак, должны быстро поменяться местами. Цель ведущего — занять освободившееся место. Тот, кто остался без стула, становится ведущим. Комментарий: высокая эмоциональная насыщенность делает игру увлекательной и захватывающей. Поэтому дети могут проявлять двигательную неловкость, сталкиваясь друг с другом. В связи с этим взрослый может вве- . сти в игру систему штрафов, которая поможет детям регулировать свое поведение. Живая картина (Ю. и М. Шевченко) Цель: развитие выразительности движений, произвольности, коммуникативных навыков. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое. Описание игры: дети создают сюжетную сценку и замирают. Изменить позу они могут лишь после того, как водящий угадает название «картины». Комментарий: несмотря на то, что основная цель игры — создание «живой картины», акцент в ней делается на развитие умения договариваться, находить общий язык. Эта игра будет особенно полезна детям, испытывающим трудности в общении (конфликтным, агрессивным, застенчивым, замкнутым). Взрослому лучше занимать позицию наблюдателя. Его вмешательство требуется только в случае ссор детей. Запретный номер Цель: развитие произвольности, внимания, слухового восприятия. Нарушение: СДВГ, РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: двое и более. Описание игры: оговаривается, что какое-то одно число — например, два — нельзя произносить, вместо этого нужно хлопнуть в ладоши два раза. Дети по очереди вслух называют числа и хлопают, когда нужно сказать «два». Комментарий: игра особенно полезна для детей, испытывающих трудности при необходимости сосредоточения, гиперактивных. С помощью этой игры можно потренировать детей в счете, так как часто развитие навыков счета происходит автоматически, «на слух». Другими словами, ребенок может посчитать, допустим, от 1 до 10, но не может сказать, какая цифра стоит между 4 и 6. Ладонь в ладонь (Н. Клюева, Ю. Касаткина) Цель: развитие коммуникативных навыков, получение опыта взаимодействия в парах, преодоление боязни тактильного контакта. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА. Возраст: любой. Количество играющих: двое или больше. Необходимые приспособления: стол, стулья и т. д. Описание игры: дети становятся попарно, прижимая правую ладонь к левой ладони и левую ладонь к правой ладони друга. Соединенные таким образом, они должны передвигаться по комнате, обходя различные препятствия: стол, стулья, кровать, гору (в виде кучи подушек), реку (в виде разложенного полотенца или детской железной дороги) и т. д. Комментарий: в этой игре пару могут составлять взрослый и ребенок. Усложнить игру можно, если дать задание передвигаться прыжками, бегом, на корточках и т. д. Играющим необходимо напомнить, что ладони разжимать нельзя. Игра будет полезна детям, испытывающим трудности в процессе общения. Ассоциации (Н. Клюева, Ю. Филиппова) Цель: получение обратной связи, развитие рефлексивных способностей. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: группа детей. Описание игры: выбирают водящего, он выходит из комнаты, а остальные дети в это время договариваются, кого из детей они задумают. Затем водящий возвращается и задает вопросы о загаданном: каким деревом, цветком, птицей или животным мог бы быть этот ребенок. Водящий по ассоциациям должен угадать, кого загадали дети. Комментарий: в роли загаданного должен побывать каждый ребенок. С помощью этой игры дети могут лучше узнать сами себя, а также узнают о том, что о них думают другие. Но необходимо договориться с детьми о том, что ассоциации не должны быть обидными. Падающая башня (Н. Кряжева) Цель: отреагирование негативных эмоций, развитие целеустремленности, снятие агрессивности. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: два и более, до 5-ти. Необходимые приспособления: подушки. Описание игры: дети из подушек строят высокую башню, а затем пытаются взять ее штурмом, взбираясь на самый верх. Победитель — тот, кто первым взберется на башню, не разрушив ее. Комментарий: важно обезопасить детей от травм, заранее убрать опасные предметы. Строительство башни доставляет детям не меньшее удовольствие, чем ее покорение. Тем более, что это будет оказывать еще и терапевтический эффект, даст возможность ощутить не только радость освобождения от негативных эмоций, но и радость созидания. Высвобождение гнева (К. Рудестам) Цель: отреагирование негативных эмоций. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: любой. Количество играющих: один или более. Необходимые приспособления: мягкий стул или куча подушек. Описание игры: подушки, на которые будет вымещаться агрессия, складывают перед ребенком, а он должен сильно ударять по ним — пластмассовой выбивалкой, бадминтонной ракеткой, просто расслабленной рукой. При ударе можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева. Комментарий: при ударе из подушки обычно летит пыль, поэтому лучше "делать это на улице, а ребенку объяснить, что, выместив свой гнев на подушке, он еще и взрослым помог очистить помещение от пыли. Игру полезно проводить систематически, так как негативные эмоции постоянно требуют выхода, и лучите, если ребенок выплеснет свой гнев на подушках, чем на окружающих. Игра полезна взрослым не менее (а иногда и более), чем детям. Колдун(С. Чижова) Цель: развитие невербальных средств общения. Нарушение: СДВГ, агрессивность, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 4-6. Описание игры: дети выбирают «колдуна». «Колдун» придумывает какое-либо действие, с помощью которого он лишает заколдованного ребенка способности говорить. Заколдованный должен с помощью жестов и мимики рассказать, как его поймал в плен «колдун», свои ощущения в момент пленения. Все его движения и выражение лица другие дети описывают словами. Заколдованный старается жестами выразить свое отношение к их описанию — правильно ли его поняли друзья. Комментарий: все дети должны побывать в роли заколдованного и в роли «колдуна». Чтобы разнообразить мимические этюды, можно задавать детям вопросы, касающиеся их эмоционального состояния, самочувствия и т. д. Пожалуйста Цель: развитие произвольности, слухового внимания. Нарушение: СДВГ, ЗПР. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: группа. Описание игры: вариант 1. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, но только если ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибшийся выбывает из игры. Вариант 2. Все дети становятся в круг и выбирают ведущего. Ведущий показывает им разнообразные движения, а остальные дети должны их повторить, когда ведущий скажет волшебное слово — «Пожалуйста!». Ошибшийся выходит в центр круга и выполняет какое-нибудь задание — любое придуманное ведущим. Комментарий: первый вариант игры может использоваться в работе и с детьми 4—5 лет. Второй вариант — эмоционально щадящий чувства детей, так как ошибшийся ребенок имеет возможность исправиться. Придумай слова(И. Климина) Цель: развитие воображения, эмоциональной сферы. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки с изображением сказочных персонажей. Описание игры: дети рассматривают рисунок, а потом они должны придумать как можно больше слов для характеристики того, кто изображен на картинке. Комментарий: взрослый должен помнить, что в зависимости от рисунка и личностных особенностей детей характер героев может кардинально меняться. Это нужно принимать во внимание. Оживлялки(И. Климина) Цель: развитие умения выражать свои эмоции невербально. Нарушение: РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки детей. Описание игры: дети рассматривают рисунки друг друга, а потом один из них пытается изобразить любой из них с помощью мимики и жестов, остальные дети должны угадать, какую картину он показывает. Комментарий: интересно, если вариантов будет несколько. Тогда детям можно наглядно объяснить, что одно и то же явление или предмет у разных людей могут вызывать различные чувства, но каждый человек имеет право на свое мнение. Расставить посты Цель: развитие внимания, произвольного контроля поведения. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 6-8 человек. Описание игры: дети выстраиваются в ряд, выбирают командира, который становится во главе шеренги. Затем командир начинает движение. Все маршируют следом за ним, повторяя его движения. В какой-то момент командир хлопает в ладоши, тогда идущий последним должен остановиться, а все остальные продолжают идти. Командир расставляет детей в тех местах, где считает нужным (по кругу, по периметру комнаты и т. д.). Когда все дети будут стоять по местам, назначается новый командир. Игра продолжается, пока все дети не побывают командирами. Комментарий: в игру можно вводить дополнительные правила; оговаривается, что по ходу игры нужно молчать. В случае необходимости командира может выбрать взрослый. Например, если в игре участвует застенчивый ребенок, весь процесс игры будет направлен на то, чтобы дать ему возможность почувствовать себя уверенно. В случае участия в игре детей с ЗПР или СДВГ акцент будет смещен на развитие у них чувства ответственности по отношению к другим людям. Радость и грусть (И. Климина) Цель: развитие эмоциональной сферы, умения дифференцировать эмоции и чувства других людей. Нарушение: СДВГ, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: любое. Необходимые приспособления: рисунки. Описание игры: дети внимательно рассматривают рисунки, а потом раскладывают их в два ряда — радость и грусть — в зависимости от цветовой гаммы. Комментарий: основная задача взрослого — помочь детям рассказать о своих чувствах, возникших по поводу того или иного рисунка, объяснить, почему один рисунок они считают веселым, а другой — грустным. Музыкальная загадка (И. Климина) Цель: развитие воображения, эмпатийных способностей. Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: любое четное. Необходимые приспособления: аудиозапись музыкальных произведений. Описание игры: дети слушают кассету с записью какого-то музыкального произведения, а потом они должны сказать, какую картину задумал взрослый. Комментарий: игру можно немного видоизменить, если предложить детям сначала нарисовать возникшую в процессе прослушивания картину, а потом уже рассказать о том, почему у них возникли именно такие образы. Волшебные превращения Цель: развитие воображения, умения перевоплощаться. Нарушение: застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 3-6. Описание игры: детям предлагают «Превратиться» в ягоды, фрукты, пароходик, игрушку и т. д. Взрослый (или кто-то из детей) начинает игру словами: «Мы заходим в... (пауза — чтобы дети сконцентрировались) сад... (пауза — каждый ребенок должен решить, каким фруктом он будет). Раз, два, три!». После этой команды дети принимают вид задуманного фрукта. Комментарий: взрослый (или ведущий-ребенок) должен творчески подойти к дальнейшему продолжению игры. Ему нужно придумать какую-нибудь историю с участием детей. Но для начала он должен, конечно, догадаться, кто в кого превратился. Сиамские близнецы (К. Фопель) Цель: развитие коммуникативных навыков, умения согласовывать свои действия, развитие графических навыков. Нарушение: агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: кратное двум. Необходимые приспособления: перевязочный бинт, большой лист бумаги, восковые мелки. Описание игры: дети разбиваются на пары, садятся за стол очень близко друг к другу, затем связывают правую руку одного ребенка и левую — другого от локтя до кисти. Каждому в руку дают мелок. Мелки должны быть разного цвета. До начала рисования дети могут договориться между собой, что они будут рисовать. Время на рисование — 5—6 минут. Чтобы усложнить задание, одному из игроков можно завязать глаза, тогда «зрячий» игрок должен руководить движениями «незрячего». Комментарий: на первых этапах игры временные ограничения можно снять, чтобы игроки могли получить опыт взаимодействия в паре без посторонних помех. В процессе игры взрослый может сопровождать действия участников комментариями по поводу необходимости договора в паре для достижения лучшего результата. После игры с детьми проводится беседа об их ощущениях, возникших в процессе рисования, было ли им комфортно, что им мешало, а что помогало. Картонные башни (К. Фопель) Цель: развитие навыков невербального общения, умения согласовывать свои действия. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: любое, не менее 6 человек. Необходимые приспособления: 20 листочков цветного картона 6x10 см, скотч — для каждой группы. Описание игры: дети разбиваются на группы по 6 человек. Их задача — за 10 минут построить башню. При строительстве нельзя разговаривать. Через некоторое время игру можно повторить, но уже разрешив вербальное общение. Комментарий: игра развивает навыки конструирования, мышление, так как чтобы выполнить задание за определенное время, детям необходимо сначала наметить структуру башни, этапы ее строительства. С первого раза дети, скорее всего, с заданием не справятся. Можно снять временное ограничение и разрешить им разговаривать. И уже после такой тренировки можно вводить основные правила игры: строить башню молча в течение 10 минут. Небоскреб (К. Фопель) Цель: развитие умения договариваться, работать в команде. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6—7 лет. Количество играющих: 5—6. Необходимые приспособления: складной метр; 2—3 деревянных кубика (можно — разного размера) на каждого ребенка. Описание игры: дети садятся в круг, а в центре круга им необходимо построить небоскреб. Дети по очереди кладут свои кубики (по одному за ход). При этом они могут обсуждать, куда лучше положить кубик, чтобы небоскреб не упал. Если хотя бы один кубик упадет, строительство начинается сначала. Взрослый, наблюдающий за ходом строительства, периодически измеряет высоту постройки. Комментарий: взрослый в данной игре занимает место стороннего наблюдателя. Он может вмешаться в ход игры только в случае возникновения неконструктивного конфликта. ^Дети должны самостоятельно попытаться найти общий язык, преследуя игровую цель: построить как можно более высокую башню, более или менее устойчивую. В конце игры взрослый может провести аналогию между башней и командной работой, поясняя детям, что дружба и умение приходить к единому решению — это та основа, которая может удерживать башню от падения, а группу — от развала. Растущие цветы Цель: укрепление уверенности в себе, стимулирование стремления к лидерству, развитие наблюдательности. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: группа. Необходимые приспособления: музыкальные инструменты, 2—3 больших бумажных цветка. Описание игры: один ребенок играет на музыкальном инструменте, остальные слушают. Одновременно взрослый, спрятавшись за высоким предметом мебели, начинает поднимать цветок. Когда музыка стихает, цветок перестает расти, при быстрой и громкой музыке он растет быстрее. Если цветок не может уже расти дальше, все начинают танцевать вокруг него или изображать его увядание. Если одновременно играет два инструмента, можно использовать два цветка. Комментарий: когда детям станет ясна суть игры, взрослого может заменить ребенок. После игры с детьми проводится беседа. У ребенка-цветка можно спросить, под какие звуки ему хотелось расти, а под какие — нет. У ребенка-музыканта можно спросить, хотелось ли ему, чтобы цветок рос, если нет, то почему. В процессе игры взрослый должен пытаться комментировать темп роста цветка, предлагать те или иные версии поворота сюжета. Например: если цветок долго не растет, взрослый должен обратить внимание детей на звуки, а затем на то, что, вероятно, ему они не нравятся или что ему грустно. Можно попросить всех детей вместе с музыкантом помочь цветку подрасти. Игра стимулирует детей к пониманию чувств другого человека, развивает чувство эмпатии, желание помочь при необходимости. Головомяч (К. Фопель) Цель: развитие навыков сотрудничества в парах или тройках. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: любое четное. . Необходимые приспособления: мяч для каждой пары детей. Описание игры: дети ложатся на живот на пол парами, так, чтобы головы оказались рядом. Точно между головами нужно положить мяч. Цель игры — встать, не уронив мяч. Мяч нельзя трогать руками! Усложнить игру можно, предложив поднимать мяч втроем. После этого можно поставить эксперимент: каково самое большое число детей, при котором можно поднять мяч? Комментарий: игра достаточно трудна для дошкольников, еще не обладающих хорошо развитой координацией. Но тем не менее она интересна как возможность достичь определенного результата совместными усилиями. Исходное положение, из которого начинается игра, можно менять в зависимости от уровня развития навыков детей. Дотронься... Цель: развитие навыков общения, умения просить, снятие телесных зажимов. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 4-5 лет. Количество играющих: 6-8 человек. Необходимые приспособления: игрушки. писание игры: дети становятся в круг, в центр складывают игрушки. Ведущий произносит: «дотронься до... (глаза, колеса, правой ноги, хвоста и т д.)». Кто не нашел необходимого предмета — водит. Комментарий: игрушек должно быть меньше, чем детей. Если у детей коммуникативные навыки развиты плохо, на начальных этапах игры могут развиваться конфликты. Но в дальнейшем, при систематическом проведении бесед и обсуждении проблемных ситуаций с нравственным содержанием, с включением этой и подобных игр, дети научатся делиться, находить общий язык. Пес Барбос Цель: развитие произвольности, самоконтроля. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 4—5 лет. Количество играющих: 6—8 человек. Необходимые приспособления: платок. Описание игры: выбирается ребенок, который будет «собакой». Он завязывает глаза и уши платком, сворачивается в клубок и делает вид, что спит. Остальные дети должны тихонько проходить мимо него. Неожиданно «собака» просыпается и с лаем ловит побеспокоивших ее детей. Пойманный становится «собакой». Комментарий: игра проходит шумно и интересно. Взрослому не стоит сдерживать эмоциональные порывы детей, дайте им повеселиться вдоволь. Такой выплеск поможет детям через полчаса сосредоточиться на занятиях. Улитка (Н. Кряжева) Цель: развитие выдержки и самоконтроля. Нарушение: СДВГ, агрессивность. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 4-5. Описание игры: дети становятся в одну линию и по сигналу начинают медленно продвигаться к заранее оговоренному месту, причем нельзя останавливаться и разворачиваться. Побеждает пришедший к финишу последним. Комментарий: чтобы выполнить правила этой игры, детям-дошкольникам требуется приложить немало усилий, так как они активны и подвижны. Особенно полезно эту игру включать в работу групп, в которых участвуют конфликтные, агрессивные дети. Также ее можно использовать в работе с гиперактивными детьми, но лишь на последних этапах коррекции. Динозаврики (Н. Кряжева) Цель: снятие негативных переживаний, снятие телесных зажимов. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 3—4 года. Количество играющих: 6-7. Описание игры: дети, представляя себя «динозаврика-ми», делают страшные мордочки, высоко подпрыгивая, бегают по залу и издают душераздирающие крики. Комментарий: игра интересна предоставляемой детям свободой, благодаря которой у них появляется возможность дать выход накопившимся страхам, противоречиям и обидам. Ведь даже у детей сейчас редко появляется возможность делать то, что хочется. Тюлени (Н. Кряжева) Цель: развитие воображения, сообразительности, умения преодолевать препятствия. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, ЗПР. Возраст: 6-7 лет. Количество играющих: 5-6. Необходимые приспособления: воздушный шарик, шарфики, корзина. Описание игры: дети ложатся на пол, им связывают ноги под коленями шарфиком — они теперь «тюлени». Взрослый бросает воздушный шарик, который «тюлени» пытаются поймать или отобрать у других и забросить в корзину, стоящую на полу. Победителем становится самый меткий и самый «вежливый» «тюлень». Комментарий: ограничение подвижности стимулирует детей к поиску новых способов передвижения, способов достижения желаемой цели — мячика. Взрослому важно помнить, что тактика поведения детей в такой ситуации различна: одни пасуют, прекращают игру, их необходимо приободрить, а другие хитрят, нарушают правила — таких детей нужно сдерживать. Крокодил (Н. Кряжева) Цель: развитие ловкости, наблюдательности, снятие страхов. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5—6 лет. Количество играющих: 8—10человек. Описание игры: дети выбирают «крокодила». Выбранный вытягивает руки вперед одна над другой — это пасть крокодила — и ходит по комнате (площадке), напевая песенки, пританцовывая, подпрыгивая. Тем временем дети в пасть кладут руки. В какой-то момент «крокодил» смыкает пасть. Кто не успел выдернуть руку, становится «крокодилом». Комментарий: в роли «крокодила» должно побывать как можно большее количество детей, чтобы почувствовать на себе смену ролевых ощущений. Осьминог (Н. Кряжева) Цель: развитие навыка работы в команде, ловкости, сообразительности, целеустремленности. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: 8-10. Необходимые приспособления: теннисные мячики. Описание игры: четыре ребенка ложатся на полу по кругу в центре, соединяясь друг с другом ногами. Это «осьминог», между его щупальцами (руками детей) разложены «икринки» — мячики. Остальные дети — «рыбки». «Рыбки» «плавают» между щупальцами «осьминога» и собирают «икринки». «Осьминог» активно мешает «рыбкам». Побеждает «рыбка», которая собрала больше всех «икринок». Если «осьминог» сможет поймать какую-то «рыбку» и посадить ее в центр круга, она выбывает из игры. Комментарий: игра требует от детей высокой концентрации — как от «рыбок», так и от «осьминога». Поэтому часто наблюдается преобладание негативных эмоций. Взрослый должен вовремя это заметить и переключить детей. Иногда даже целесообразно остановить игру. Спонтанное рисование Цель: развитие фантазии, отреагирование негативных переживаний, снятие эмоционального напряжения. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 6—8 лет. Количество играющих: 1—3, не более. Необходимые приспособления: листы бумаги разной формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), ножницы, краски, карандаши, разнообразные материалы для аппликации. Описание игры: в помещении включается приглушенный свет, приятная негромкая музыка. В течение 20— 45 минут ребенок может рисовать все, что ему захочется, украшать рисунок аппликацией... Комментарий: спонтанное рисование помогает выйти из депрессии, снимает психологическое напряжение, актуализирует чувство меры — ребенок останавливается, когда понимает, что экспериментировать больше не стоит. Чувства отражаются на бумаге. Задача взрослого — дать ребенку полную свободу, разрешить действовать по полю листа так, как ему хочется. Интересное наблюдение: редко кто из детей сразу по-нимает суть задания, им неясно, что рисовать и как это сделать. Это горький ответ взрослым на их постоянные запреты и ограничения... Сотворение чуда Цель: развитие коммуникативных навыков, эмпатий-ных способностей. Нарушение: СДВГ, агрессивность, застенчивость/тревожность, РДА, ЗПР. Возраст: 5-6 лет. Количество играющих: любое четное. Необходимые приспособления: «волшебные палочки» —-карандаши, веточки или любой другой предмет. Описание игры: дети разбиваются на пары, у одного из них в руках «волшебная палочка». Дотрагиваясь до партнера, он спрашивает его: «Чем я могут тебе помочь? Что я могу для тебя сделать?». Тот отвечает: «Спой (станцуй, расскажи что-нибудь смешное, попрыгай на скакалке)», _ или предлагает что-нибудь хорошее сделать позже (оговаривается время и место). Комментарий: эгоцентризм — одна из характерологических особенностей детей-дошкольников. Им не свойственно сильно переживать по поводу чувств другого. Поэтому развитие эмпатии и децентрации, умения понять чувства другого, посочувствовать ему — одна из основных задач в воспитании дошкольников.
|