Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Вопрос Особ-ти логопед. р-ты с д. с ОНР
Фор-ние речи основ-ся на след. полож-ниях: 1) распознавание ранних приз-ков ОНР и его влияние на общее псих. раз-тие; 2) своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на осн-ве анализа стр-ры реч. нед-ти , соотношения дефектных и сохранных звеньев речев. деят-ти; 3) учёт социально-обусловленных последствий дефицита реч. общения; 4) учёт закономерностей раз-тия детской речи в норме; 5) взаимосвязанное фор-ние фенетико-фонемат. и лексико-граммат. компонентов языка; 6) дифференц. подход в логопед-кой раб-те с д. , имеющими ОНР различного происхождения; 7) единство фор-ния речевых процессов , мышления и познав-ной активности.; 8) одновременное кооррекц-воспит. воздействие на сенсорную, интеллект, афферентно-волевую сферу. Д. с ОНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь раз-тия речи, свойственный норме. Коррекция речи для них длительный процесс, направл-ный на фор-ние речевых средств. Эта задача реал-ся различно в зав-ти от возраста д., условий их обуч-ния и восп-ния, уровня реч. раз-тия. На 1 ур. реч. раз-тия : осн. задачи : раз-тие понимания речи ( поним. слов подкр. наглядн., усв. действия, кот. сами соверш.. Использ. музыка, ИЗО, экскурсия); раз-тие самост. речи на осн-ве подражат деят-ти; фор-ние двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Не став. з-ча пров. фонет оформления,но использ. артик. упр., закрепл. прав. произнош., послог. прогов., отхлоп. ритма договар. слогов,глаг. повел. наклон., краткий ответ на вопрос. На 2 уровне – интенсивная р-та по раз-тию понимания речи (разл. знач. приставок, оконч. глаголов, измен. форм), направленная на различение форм слова; - раз-тие элемент. форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых граммат-их категорий; (практ. употр. предлож., практ. усвоен. грамм. форм – ответы на вопросы, сост. предлож. по демонстр. действиям) - овладение правильным произношением и различением зв. , фор-ние ритмико-слоговой стр-ры слова. (упр. на разв. арикулл., вызыв. звуков) На 3 уровне – практическое усвоение лексических и граммат-их средств языка; - фор-ние полноценной звуковой стороны речи ( вос-ние артик-ых навыков, проавильного звукопроизношения, слоговой стр-ры и фонемат. восприятия).; - подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты; - дальнейшее раз-тие связной речи; Занятия 2 типов: фор. лексико-грам. ср-в языка и св. речи, фор-ние звук. стороны. 4 ур. – раз-тие у д. умения дифференцировать на слух оппозиционные зв. речи ( свистящие-шипящие, зв. –гл, мягк. – тв ; р-л) , а затем отработка их в произношении ; - закрепление произношения многосложных слов с разл. вариантами стечения согл. зв., при этом акцент делается на дифференциацию , исп-ние в самост. речи сложн. слоговой стр-ры и звуконаполняемости; - закрепление навыков звук. анализа и синтеза; - обучение грамоте. 1. Охарактерезуйте особ. Речи УО детей При несложных формах олигофрении формирование речи идет путями, близкими к формированию речи в норме, но отстает по срокам. Картина речевого нарушения зависит от степени умственной отсталости, с одной стороны, и от наличия, помимо общего недоразвития всех мозговых систем, более грубой локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речевому акту (речеслуховая и речедвигательная). Тесная зависимость речи и мышления еще ярче обнаруживается в случаях патологии: при глубоких степенях умственной отсталости (идиотии) у детей обычно наблюдается полное отсутствие речи; у детей с более легкими степенями умственной отсталости (дебилов) наблюдается позднее, чем в норме, развитие речи; многие из них начинают пользоваться речью только после 3 и даже 5 лет. С другой стороны, глубокие нарушения речи у детей ведут к задержкам их умственного развития. Наиболее характерными чертами детей-олигофренов являются: а) инертность, обнаруживающаяся в особой устойчивости старых, ранее выработанных связей, в их стереотипном, персеверативном проявлении; б) слабость активного торможения, с чем связана импульсивность одних детей и вялость, тормозимость других; в) общее недоразвитие всей психики. Следствие этих свойств — неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа. Пассивный словарь оказывается больше активного, последний с трудом актуализируется; иногда для произнесения слова требуется наводящий вопрос. Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение характеризуется нечеткостью и диффузностью, причем простые слова произносятся достаточно ясно и правильно, но чем сложнее слово, тем более искаженно и неясно оно произносится
|