Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Вопрос Особ-ти логопед. р-ты с д. с ОНР



Фор-ние речи основ-ся на след. полож-ниях: 1) распознавание ранних приз-ков ОНР и его влияние на общее псих. раз-тие; 2) своевременное предупреждение потенциально возможных отклонений на осн-ве анализа стр-ры реч. нед-ти , соотношения дефектных и сохранных звеньев речев. деят-ти; 3) учёт социально-обусловленных последствий дефицита реч. общения; 4) учёт закономерностей раз-тия детской речи в норме; 5) взаимосвязанное фор-ние фенетико-фонемат. и лексико-граммат. компонентов языка; 6) дифференц. подход в логопед-кой раб-те с д. , имеющими ОНР различного происхождения; 7) единство фор-ния речевых процессов , мышления и познав-ной активности.; 8) одновременное кооррекц-воспит. воздействие на сенсорную, интеллект, афферентно-волевую сферу. Д. с ОНР не могут спонтанно встать на онтогенетический путь раз-тия речи, свойственный норме. Коррекция речи для них длительный процесс, направл-ный на фор-ние речевых средств. Эта задача реал-ся различно в зав-ти от возраста д., условий их обуч-ния и восп-ния, уровня реч. раз-тия.

На 1 ур. реч. раз-тия : осн. задачи : раз-тие понимания речи ( поним. слов подкр. наглядн., усв. действия, кот. сами соверш.. Использ. музыка, ИЗО, экскурсия); раз-тие самост. речи на осн-ве подражат деят-ти; фор-ние двусоставного простого предложения на основе усвоения элементарных словообразований. Не став. з-ча пров. фонет оформления,но использ. артик. упр., закрепл. прав. произнош., послог. прогов., отхлоп. ритма договар. слогов,глаг. повел. наклон., краткий ответ на вопрос.

На 2 уровне – интенсивная р-та по раз-тию понимания речи (разл. знач. приставок, оконч. глаголов, измен. форм), направленная на различение форм слова; - раз-тие элемент. форм устной речи на базе уточнения и расширения словарного запаса, практического усвоения простых граммат-их категорий; (практ. употр. предлож., практ. усвоен. грамм. форм – ответы на вопросы, сост. предлож. по демонстр. действиям) - овладение правильным произношением и различением зв. , фор-ние ритмико-слоговой стр-ры слова. (упр. на разв. арикулл., вызыв. звуков)

На 3 уровне – практическое усвоение лексических и граммат-их средств языка; - фор-ние полноценной звуковой стороны речи ( вос-ние артик-ых навыков, проавильного звукопроизношения, слоговой стр-ры и фонемат. восприятия).; - подготовка к грамоте; овладение элементами грамоты; - дальнейшее раз-тие связной речи; Занятия 2 типов: фор. лексико-грам. ср-в языка и св. речи, фор-ние звук. стороны.

4 ур. – раз-тие у д. умения дифференцировать на слух оппозиционные зв. речи ( свистящие-шипящие, зв. –гл, мягк. – тв ; р-л) , а затем отработка их в произношении ; - закрепление произношения многосложных слов с разл. вариантами стечения согл. зв., при этом акцент делается на дифференциацию , исп-ние в самост. речи сложн. слоговой стр-ры и звуконаполняемости; - закрепление навыков звук. анализа и синтеза; - обучение грамоте.

1. Охарактерезуйте особ. Речи УО детей
Для умственно отсталых детей характерным является: позднее развитие речи,отдельные слова появляются в 2-3 года,фразовой речью дети начинают овладевать лишь после 4-5 лет.
В связи с медленно развивающимися дифференцировочными условными связями в области речеслухового анализатора умственно отсталый ребенок : долго не различает звуки речи, не дифференцирует слова, произносимые окружающими, в связи с чем недостаточно точно и четко воспринимает чужую речь.
У детей-олигофренов имеется недоразвитие и лексико-грамматического строя речи. Наблюдается большая разница между объемом пассивного и активного словаря - активный словарь гораздо меньше по объему.
многие номинативные слова употребляются в активном словаре неточно.отмечается неточность употребления самых простых слов,отсутствие дифференциации в обозначении сходных предметов.
пальто, шубу, плащ некоторые дети называют словом пальто.
В речи умственно отсталых наблюдаются вербальные замены. В основном дети заменяют слова, близкие семантически, обозначающие предметы одной группы. При этом названия нескольких сходных предметов заменяются одним наиболее употребительным словом. Причинами неточности в употреблении слов у умственно отсталых детей являются трудности дифференциации, различения самих предметов.
У многих детей отсутствуют слова обобщающего характера (мебель, посуда, обувь, одежда, овощи, фрукты).Дети неправильно обозначают детенышей животных (ще­нок - "собачоночек", "собачонок", "шененок"; жеребенок - "лошаденок").используют лишь незначительное количество слов, обозначающих признаки предмета, цвета (красный, синий, зеле­ный), величины предметов (большой - маленький), вкус (сладкий - горький).
Недоразвитие грамматического строя речи проявляется в большом количестве аграмматизмов,трудности выполнения многих заданий, требующих грамматических обобщений.
Даже у учащихся старших классов вспомогательной школы беден запас слов, наблюдаются неточности в их употреблении и понимании, часто происходит лишь механическое накопление слов, но не растет уровень их обобщения, имеют место ассоциативные речевые потоки*
не связанные с реальной ситуацией, обнаруживается резкое расхождение между активным и пассивным словарем.
Грамматический строй речи учащихся вспомогательной школы недостаточно развит и развернут. Употреб­ляются простые предложения, реже — сложноподчинен­ные и сложносочиненные. В предложениях нарушена связь между словами, опускаются предлоги, не учитываются падежные окончания имен существительных, редко вводятся определения, обстоятельства, дополне­ния. Учащиеся старших классов вспомогательной школы успешно овладевают умением строить простые и распространенные предложения.
Характерной особенностью устной речи умственно отсталых школьников является недоразвитие ее мотивационной стороны.
Они затрудняются вступать в речевое общение по собственной инициативе. Отдельные умственно отсталые школьники не испытывают внутреннего побуждения рассказать о событиях личной жизни учителю или ученикам. Поэтому учитель постоянно стремится активизировать их общение, побудить к рассказу.
По мере развития умственно отсталого ребенка его устная речь (фонетика, словарный состав, грамматический строй) значительно совершенствуются.
Из основных видов речи для умственно отсталого ребенка наиболее доступна речь диалогическая, разговорно-бытовая, ситуативная. Переход от диалогической к монологической речи дается умственно отсталым с большим трудом.
Письменные сочинения учащихся младших классов вспомогательной школы скупы, невыразительны. Но уже в 4-м классе письменная речь становится более развернутой.
Овладение письменной речью умственно отсталыми школьниками очень своеобразно. Написать слово труднее, чем его прочесть. Это связано с необходимостью соотнести звук с буквой, знать графическое изображение букв и писать их в определенной последовательности.
Умственно отсталые дети долго не понимают соотно­шение между буквой и словом, списывают слова как простой набор букв. Сложен для них переход к письму по правилам. Трудны такие формы работы, как изложение, сочинение, составление деловых бумаг. Наиболее легким оказывается списывание.
V ряда детей встречается расстройство письменной речи — дисграфия, что является следствием нарушения фонематического слуха, ограниченности пространствен­ных представлений, недоразвития моторики.

При несложных формах олигофрении формирование речи идет путями, близкими к формированию речи в норме, но отстает по срокам.

Картина речевого нарушения зависит от степени умственной отсталости, с одной стороны, и от наличия, помимо общего недоразвития всех мозговых систем, более грубой локальной патологии со стороны систем, имеющих непосредственное отношение к речевому акту (речеслуховая и речедвигательная).

Тесная зависимость речи и мышления еще ярче обнаруживается в случаях патологии: при глубоких степенях умственной отсталости (идиотии) у детей обычно наблюдается полное отсутствие речи; у детей с более легкими степенями умственной отсталости (дебилов) наблюдается позднее, чем в норме, развитие речи; многие из них начинают пользоваться речью только после 3 и даже 5 лет. С другой стороны, глубокие нарушения речи у детей ведут к задержкам их умственного развития.

Наиболее характерными чертами детей-олигофренов являются: а) инертность, обнаруживающаяся в особой устойчивости старых, ранее выработанных связей, в их стереотипном, персеверативном проявлении; б) слабость активного торможения, с чем связана импульсивность одних детей и вялость, тормозимость других; в) общее недоразвитие всей психики.

Следствие этих свойств — неустойчивость, отвлекаемость внимания, недостаточность процессов синтеза и анализа.

Пассивный словарь оказывается больше активного, последний с трудом актуализируется; иногда для произнесения слова требуется наводящий вопрос. Речь маловыразительна, монотонна, звукопроизношение характеризуется нечеткостью и диффузностью, причем простые слова произносятся достаточно ясно и правильно, но чем сложнее слово, тем более искаженно и неясно оно произносится



Просмотров 813

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!