Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



В Определение логопедии как науки. История развития учения о нар.речи (ист.справака)



 

Древняя Греция и Рим. Наибольший рассвет греческой культуры относится к 5 веку до нашей эры. Первоначальные знания у древних греков объединялись общим понятием философии. Материализм (представитель Демокрит) вел борьбу с идеализмом (мнение Платона).

Демокрит (5 – 4 век до н.э.) – математик, физик, анатом, медик, историк. В основе мира лежит не бог, не дух, а материал. Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Заслуга – большое значение в процессе воспитания принадлежит упражнениям, важность примеров окружающих ребенка людей. Роль правильного воспитания в предупреждении речевых нарушений.

Платон (5 – 4 в. до н.э.) – идеалист. Причины болезни он видел в наказании, ниспосланном с неба. У Платона также находим отражение проблем общего воспитания детей. Большое значение в воспитании придавал игре. Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика – один из элементов знаний

Этапы в России 1этап. Основная роль К.Д.Ушинского в развитии логопедии состоит в:

1. всестороннем изучении человека как предмета воспитания

2. основным средством воспитания ребенка в духе народности является родной язык

3. язык не только средство общения, но и великий педагог

4. предложена оригинальная система обучения чтению и письму

5. соблюдение в процессе работы определенных принципов

6. единство задач обучения и воспитания

7. всестороннее гармоничное развитие личности.

Таким образом, на первом этапе развития логопедии очертился круг проблем:

1. значение человеческого языка для развития общества (Каменский, Руссо, Ломоносов, Радищев, Ушинский)

2. развитие языка (Ушинский)

3. речь детей как объект воспитания и обучения (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Радищев, Одоевский, Ушинский)

4. роль речи в развитии ребенка, речь как составная часть воспитания ребенка (Каменский, Руссо, Радищев, Песталоцци, Ушинский)

5. последовательность формирования детской речи (Каменский, Руссо, Ушинский, Песталоцци)

6. предпосылки образования устной речи – это слуховое внимание, речевой слух, произносительные возможности (Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Одоевский, Ушинский)

7. указание на составные элементы устной речи: звуки речи, слова, фразы, выразительность

8. роль упражнений в воспитании правильной речи (Каменский, Руссо, Ушинский)

9. проблема правильности речи детей и возможные ее недостатки (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Ушинский). Речь должна быть ясной, отчетливой, правильное звукопроизношение, верное использование слов по смыслу и грамматическая правильность.

2этап .Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном плане. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897),Остроградсткого (1898) и др. дают возможность судить о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии ряда явлений, относящихся к нарушениям речи.
Намечается 2 основных подхода к исследованию расстройств речи:

1. механистический – выполнение упражнений без учета структуры дефекта

2. функциональный

В работах Олтушевского, Хмелевского, Сикорского, Андруса и др. широко используется принцип системности. Часто во взаимосвязи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и методы преодоления и предупреждения расстройств речи, используется принцип развития. Патология речи анализируется как процесс, характер которого зависит от разнообразных факторов.
Анализируются расстройства речи у детей.
Учение выделилось в отдельную область знаний – логопатологию. Используются различные методы исследования: эмпирический, организационный (сравнительный анализ). Преодоление речевых расстройств постепенно выделяется в специальный раздел учения об этих расстройствах. Продолжает использоваться симптомалогический подход (проявление нарушения без учета его механизма).
В недрах логопатологии постепенно зарождается логопедия, как педагогическая наука. Разрабатываются новые методы устранения, принимаются во внимание анатомо-физиологические и другие факторы, учитывается роль личности и микросоциальной среды.
Произошло образование самостоятельной области знаний – логопатологии, на которой стала формироваться логопедия (логопатия – нарушения речи имеют первичный характер).

III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в)

Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).положение других детей было еще хуже.
Большое внимание уделялось нейрофизиологическим механизмам речевого акта. Бехтерев (1916 — 1918) анализировал поражение и недоразвитие речеобразовательного аппарата и возникающие на этой основе различные нарушения речи.
Основополагающими для развития логопедии были декреты советского правительства о включении всех частных школ в общую систему Министерства народного просвещения.
В первые годы советской власти закладываются основы подготовки дефектологов с высшим образованием. В 1920 г. а Петрограде при институте дошкольного образования открывается институт детской дефективности. Его руководитель — Фельдберг.
В 1924 г. на педагогическом факультете второго московского государственного университета организуется логопедическое отделение. Первый декан – Д.И. Азбукин. Первым заведующим кафедры сурдопедагогики и логопедии стал Ф.А. Рау. Курс логопедии был введен как самостоятельный.
В 1924 г. Выготский рассматривал проблему детской дефективности как проблему социальную.
Данишевский создал специальную консультацию по дефектам речи, а затем и клинику нарушений речи. С ним сотрудничали Выготский, Рау, Лурия, Кащенко, Левина, Боскис.
Позже организован сектор логопедии и специальная школа для детей с нарушениями речи и слуха. Первый заведующий – Р.Е. Левина.
Конференции того времени под руководством Л.С. Выготского сыграли большую роль в практике и теории в развитии логопедии. На них происходи публичеый разбор наиболее тяжелых случаев.
В 40-е годы начинают вырисовываться важные принципы дифференциальной диагностики: отграничение речевых расстройств от других форм нарушений речи (например, нарушении речи при снижении слуха).
В 1931 г. Наркомпрос издает указ о введении всеобщего обязательного начального обучения физически дефективных, умственно отсталых, страдающих нарушениями речи (логопатов) детей и подростков. Этот приказ – основной по линии организации специальной помощи. Наметились тенденции к совместной работе врачей, педагогов и психологов. Организованы учреждения и в просвещении и в здравоохранении. Увеличивается количество логопедических кабинетов в детских поликлиниках, открываются первые школы для детей с нарушениями речи. Выдвинуто профилактическое направление логопедической работы.
В 1930 г. Мингорздрав организовал новый тип учреждения – детская психоортопедическая площадка. Начато лечение заикающихся дошкольников в условиях детского сада. Руководила работой Н.А. Власова совместно с Т.А. Власовой.
В 1932 г. в доме ребенка открываются специальные слухоречевые ясли для детей с нарушениями слуха и речи. Руководитель Е.Ф. Рау.
В 1931 г. при ЭДИ создаются центральные постоянно действующие курсы для повышения квалификации учителей всех типов учреждений, которые существовали до Великой Отечественной войны. Большую помощь в подготовке дефектологов получали союзные республики.
В 1931 г. выходит первое издание «Логопедия» (Хватцев), которое переработано в 1959 г. на современном уровне, содержит много методических рекомендаций.
Для решения ряда неотложных вопросов дефектологии в апреле 1939 г. была созвана первая Всесоюзная дефектологическая конференция. Основная ее мысль – логопед должен заниматься не столько самой болезнью, сколько преодолением ее последствий для гармоничного развития личности. Подчеркивается важность совместной работы для диагностики и комплексной реабилитации лиц с нарушениями речи. По итогам конференции устанавливалась связь между различными специальными учреждениями.
Логопедическая помощь взрослым осуществлялась в условиях здравоохранения: Центральный институт нейропсихиатрии, психогигиены и психопрофилактики, в поликлинике для лиц с нарушениями слуха и речи (Тяпугин), в Ленинграде в отоларингологическом институте.
Большое значение для медицинской работы имели съезды невропатологов и психиатров, конференции и совещания.
В 1944 г. на Всесоюзном совещании обсуждались вопросы восстановления речи при травматической афазии и заикании у инвалидов Великой Отечественной войны (Лебединский, Флорентская, Ляпидевский, Бейн и др.). Широкую известность получили работы А.Р. Лурия «Травматическая афазия» (1947 г.).
После войны увеличилось количество специальных учреждений. Возникала необходимость в центральной межведомтсвенной комиссии для решения всех вопросов. В 1054 г. она была организована Минздравом СССР. В нее вошли дефектологи из НИИД, председателем выступала Н.А. Власова.
С 1956 г. каждые три года НИИД созывал всесоюзные педагогические (дефектологические) чтения. В их работе принимали участие дефектологи, психиатры, лингвисты и др.
В 1958 г. на совместной конференции НИИ психиатрии и Украинского научно-исследовательского психоневрологического института решались вопросы практической помощи детям с нарушениями речи.
Расширилась сеть дошкольных и школьных учреждений. Создаются сады с 5-дневным пребыванием.
В СССР создана широкая сеть школ для детей с ТНР в 2 отделениях: для детей с ТНР и для детей с тяжелым заиканием. Велась большая работа по обеспечению школ методическими пособиями и учебниками. Во всех детских поликлиниках открываются логопедические кабинеты, особое внимание обращено детям с ДЦП,

IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени)

В работах Выготского, Босхис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно используется метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений.
Внедряются новые методы по устранению нарушений устной и письменной речи, уточняются типы речевых аномалийдля школьной категории (60 – 70 гг.).
В 1959 г. возникла рабочая клиническая классификация О.В. Правдиной. Уточнена в 1969 г.Ляпидевским и Гриншпуном.
В 1951 г. создана психолого-педагогическая классификация, которая не удовлетворяла требованиям специальной педагогической практики.
Р.Е. Левина усовершенствовала психолого-педагогическую классификацию.
Разрабатываются положения о системном строении языка. Уточняется симптоматика, патогенез, клиника речевых нарушений.

 

Охарактерезуйте задачи логопедии(66в)

Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.

В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо:

• использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.);

• обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки; • осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений;

• распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи.

Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия.

Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение.

Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека.

Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевойдеятельности.



Просмотров 1415

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!