Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
В Определение логопедии как науки. История развития учения о нар.речи (ист.справака)
Древняя Греция и Рим. Наибольший рассвет греческой культуры относится к 5 веку до нашей эры. Первоначальные знания у древних греков объединялись общим понятием философии. Материализм (представитель Демокрит) вел борьбу с идеализмом (мнение Платона). Демокрит (5 – 4 век до н.э.) – математик, физик, анатом, медик, историк. В основе мира лежит не бог, не дух, а материал. Демокрит одним из первых выдвинул вопрос о природосообразности воспитания. «Хорошими люди становятся больше от упражнения, чем от природы». Заслуга – большое значение в процессе воспитания принадлежит упражнениям, важность примеров окружающих ребенка людей. Роль правильного воспитания в предупреждении речевых нарушений. Платон (5 – 4 в. до н.э.) – идеалист. Причины болезни он видел в наказании, ниспосланном с неба. У Платона также находим отражение проблем общего воспитания детей. Большое значение в воспитании придавал игре. Ян Амос Каменский (1592 – 1670) – славянский педагог – демократ и гуманист. Им заложена развернутая система воспитания от рождения до зрелости. В трактате «Великая дидактика» он ставит своей задачей разработать теорию «учить всех всему». Касается и вопроса формирования правильной речи. Конкретные задачи обучения сводятся не только к хорошему знанию природы и общественных отношений, но и свои знания и умения. Риторика – один из элементов знаний Этапы в России 1этап. Основная роль К.Д.Ушинского в развитии логопедии состоит в: 1. всестороннем изучении человека как предмета воспитания 2. основным средством воспитания ребенка в духе народности является родной язык 3. язык не только средство общения, но и великий педагог 4. предложена оригинальная система обучения чтению и письму 5. соблюдение в процессе работы определенных принципов 6. единство задач обучения и воспитания 7. всестороннее гармоничное развитие личности. Таким образом, на первом этапе развития логопедии очертился круг проблем: 1. значение человеческого языка для развития общества (Каменский, Руссо, Ломоносов, Радищев, Ушинский) 2. развитие языка (Ушинский) 3. речь детей как объект воспитания и обучения (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Радищев, Одоевский, Ушинский) 4. роль речи в развитии ребенка, речь как составная часть воспитания ребенка (Каменский, Руссо, Радищев, Песталоцци, Ушинский) 5. последовательность формирования детской речи (Каменский, Руссо, Ушинский, Песталоцци) 6. предпосылки образования устной речи – это слуховое внимание, речевой слух, произносительные возможности (Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Одоевский, Ушинский) 7. указание на составные элементы устной речи: звуки речи, слова, фразы, выразительность 8. роль упражнений в воспитании правильной речи (Каменский, Руссо, Ушинский) 9. проблема правильности речи детей и возможные ее недостатки (Каменский, Песталоцци, Руссо, Ломоносов, Ушинский). Речь должна быть ясной, отчетливой, правильное звукопроизношение, верное использование слов по смыслу и грамматическая правильность. 2этап .Работы отечественных авторов не уступают работам зарубежных ни в количественном, ни в качественном плане. Работы Олтушевского (1899), Хмелевского (1897),Остроградсткого (1898) и др. дают возможность судить о приоритете отечественной науки перед зарубежной в открытии ряда явлений, относящихся к нарушениям речи. 1. механистический – выполнение упражнений без учета структуры дефекта 2. функциональный В работах Олтушевского, Хмелевского, Сикорского, Андруса и др. широко используется принцип системности. Часто во взаимосвязи анализируется этиология, механизм, симптоматика, динамика и методы преодоления и предупреждения расстройств речи, используется принцип развития. Патология речи анализируется как процесс, характер которого зависит от разнообразных факторов. III этап развития логопедии (3-я четверть 19 – 50 г.г. 20 в) Расцвет логопедии приходится на начало 20-го века. Открываются правительственные учреждения, в которых оказывается помощь аномальным детям – только для глухих (училища, дома презрения).положение других детей было еще хуже. IV этап развития логопедии (50 годы – до настоящего времени) В работах Выготского, Босхис, Левиной расширился предмет логопедии новым педагогическим и теоретическим содержанием. Успешно используется метод системного психологического анализа, направленный на раскрытие психологической природы речевых, познавательных и эмоционально-волевых нарушений у неговорящих детей (алаликов) в процессе преодоления этих нарушений.
Охарактерезуйте задачи логопедии(66в) Исходя из определения логопедии как науки, можно выделить следующие ее задачи: 1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений. 2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи. 3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения. 4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата). 5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений. 6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств. 7. Систематизация речевых расстройств. 8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений. 9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств. 10. Разработка вопросов организации логопедической помощи. В указанных задачах логопедии определяется как теоретическая, так и практическая ее направленность. Теоретический ее аспект — изучение речевых расстройств и разработка научно обоснованных методов их профилактики, выявления и преодоления. Практический аспект — профилактика, выявление и устранение речевых нарушений. Теоретические и практические задачи логопедии тесно связаны. Для решения поставленных задач необходимо: • использование межпредметных связей и привлечение к сотрудничеству многих специалистов, изучающих речь и ее нарушения (психологов, нейропсихологов, нейрофизиологов, лингвистов, педагогов, врачей различных специальностей и др.); • обеспечение взаимосвязи теории и практики, связь научных и практических учреждений для более быстрого внедрения в практику новейших достижений науки; • осуществление принципа раннего выявления и преодоления речевых нарушений; • распространение логопедических знаний среди населения для профилактики нарушений речи. Решение данных задач определяет ход логопедического воздействия. Основным направлением логопедического воздействия является развитие речи, коррекция и профилактика ее нарушений. В процессе логопедической работы предусматривается развитие сенсорных функций; развитие моторики, особенно речевой моторики; развитие познавательной деятельности, прежде всего мышления, процессов памяти, внимания; формирование личности ребенка с одновременной регуляцией, а также коррекцией социальных отношений; воздействие на социальное окружение. Организация логопедического процесса позволяет устранить или смягчить как речевые, так и психологические нарушения, способствуя достижению главной цели педагогического воздействия — воспитанию человека. Логопедическое воздействие должно быть направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Оно представляет собой сложный педагогический процесс, направленный прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевойдеятельности.
|