Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Принципы и методы лого возд-я



Принципы и методы логопед. воздействия.

Логопед. воз-вие - пед. процесс , в котором реализ-ся задачи корригирующего обучения и воспитания. В процессе организации корригирующего обучения большое значение придаётся общедидактическим и специфическим принципам. Принципы: общкдидактические Специф.: 1. системности; (учет стру-ры дефекта, опред. вед. наруш., соотнош. первичного и вторичного) 2. комплексности( ДЦП – дизартрия); 3.этиопатогенетич. (учет этиологии и механизма РН); 4. пр-п дифференциров. подхода;( учет этиологии, механизмов, стру-ры дефекта, возр. и индив. ос-тей) 5.поэтапности развития; 6. онтогенетический; 7.учет личност. ос-тей, 8. деятельн. подход, 9. обходной путь, 10. формир. реч. навыков в условиях естеств. реч. общения. Логоп. воз-вие осущ-ся различными методами.Метод обучения в педагогике рассм-ся как способ совместной деятельности педагога и детей , напрвленный на освоение детьми знаний , навыков и умений, на фор-ние умственных способностей, воспитание чувств , поведения и личностных качеств. В лог. раб-те исп-ют различные методы : 1.практические : упражнения, игры, моделирование; 2. наглядные : наблюдения, рассматривание рисунков, картин, просморт профилей артикуляций, диафильмов,прослушивание пластинок, и т. д. ;3. словесные : рассказ, беседа, чтение.

Упражнения – многократное повторение реб-ком практических и умственных заданий. Подразделяются на подражательно-исполнительные( выполняются в соответствии с образцом) , конструктивные( учат конструировать буквы из элементов, создавать из одной буквы другую) и творческие( использование усвоенных способов в новых условиях, на новом речевом материале).

Игровой метод- использование различных компонентов игровой деят-ти в сочетании с др. приёмами: показ, пояснение, указания, вопросы.

Моделирование- процесс создания моделей и их использование в целях формирования представлений и структуре объектов , об отношениях и связях м/у элементами этих объектов.

Рассказ – форма обучения при которой изложение носит описательный характер.Рассказ предполагает воздействие на мышлениереб-ка, его воображение, чувтсва, побуждает к речевому общению . Можно сопровождать серией демонстрацией сюжетных картин.

По хар-ру направленности методы логопед. воз-вия подразделяют на методы прямого воз-вия( нап-р, воз-вие на артикуляторную моторику при устранении дислалии) ; и методы обходных путей ( напр-р : создание новых функцион-ых связей в обход нарушенных звеньев речевой функциональной сис-мы при афазии).

Подберите комплекс упражнений для дифференциации звуков( 111в)

Узоры
Упражнение направлено на дифференциацию звуков [з]-[ж]. Понадобится игровое поле, разделенное пополам по горизонтали: верх – владения жука, низ – комара.
Ребенок должен жужжать, залетая к жуку, и звенеть – к комару. Фишка (палец) по ходу узора движется только при правильном произнесении звуков.

ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ЗВУКОВ С - Ш - 3 - Ж:1. ПРОИЗНОСИТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЯ:ИГРОВОЙ МОМЕНТ: «ВНИМАТЕЛЬНО СЛУШАЙ ИПОВТОРЯЙ...»ПЕС ЛЕЖАЛ И ЛИЗАЛ ЛАПУ.

ЗЕЛЕНЫЙ МОТЫЛЕК СИДИТ НА СТЕБЕЛЬКЕ.НОЖИ ЛЕЖАТ В МИСКЕ.ЛЕТЯТ, ЛЕТЯТ СНЕЖИНКИ.

ВЫШЛИ ГУЛЯТЬ ЖЕНЯ, ЛИЗА, ЗОЯ САША, ЖЕНЯ, ЛИЗА СПЯТ.ЗА ДВУМЯ ЗАЙЦАМИ ПОГОНИШЬСЯ НИОДНОГОНЕПОЙМАЕШЬЗИМНЯЯСТУЖА СКОВЫВАЕТ СУШУ.МИША И ЖЕНЯ ВЗЯЛИ САНКИ.В ЛЕСУ НА ЗЕМЛЕЛЕЖАТШИШКИ.СПИТМАШЕНЬКА В ПОСТЕЛЬКЕ И ВИДИТ СНЫ. НА ЖИВОМ ВСЕ ЗАЖИВЕТ.

ЗИМОЙ НА ЗЕМЛЕ ЛЕЖИТ, ВЕСНОЙ ВОДОЙ БЕЖИТ. (СНЕГ)МЫ ЖИВЕМ У ЗАВОДА.НАЗОВИТЕ ЗИМНЮЮ ОДЕЖДУ.У ЖЕНИ НОВЫЙ ЗОНТИК.ЗИМОЙ СНЕЖИНКИ ПАДАЮТ НА ЗЕМЛЮ.В ГНЕЗДЕ ЛЕЖИТ ПУХ.У ЗИНЫ ЖИВЕТ ЕЖИК.ЧТО СЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ. ЖУЖЖИТ МУХА, ДОЖДЕТСЯ ПАУКА.

 

36 вопрос Профилактика речевых нар-ний.Актуальность проблемы проф-ки реч-вых нар-ний детей и под-ков принимает глобальный хар-тер. Решение этих задач связано с проф-кой и своеврем-ным выявлением отклонений в физ-ком, нервно-псих-ком и реч-вом раз-тии детей. Путём спец. возд-вий на д. во многих случаях удаётся предотвротить или затормозить появление у них различных отклонений от норм. раз-тия, в частности в реч-вой пат-гии. Спец-ты детских поликлиник постоянно поводят проф-кие осмотры д. с 0 до 14 лет, не только в пол-ке, но и в ДУ, школах. Совместная раб-та врачей и пед-гов ДУ позволяет рано выявить отклонения от нормы в состоянии здоровья детей, врождённые и приобретённые заб-ния, котор сказывавются на раз-тии речи или способствуют возникновению реч-вой пат-гии. Большое значение имеет изучение факторов , обеспечив-щих норм. раз-тие речи д. Эти знания имеют огромное отношение к гигиене реч-вого раз-тия, явл-ся показателем нервно-психич. раз-тия детей. Это изучение возрастных этапов реч-вого онтогенеза и выявление условий ( внешних и социальных) положительно или отриц-но влияющих на реч-вое раз-тие. Перед спец. отраслью Л стоят след задачи: 1) предупреждение реч-вых нар-ний – первичная проф-ка , основ-ся на мерах социального , пед-кого и психол-кого предупреждения расстройств псих. функций. Нач-ся ещё до рождения реб-ка . Это генетическое консультирование будущих родителей, раб-та с детьми имеющими фактор риска реч-вых нар-ний. Целью ранней корррекц-нно-развив-щей раб-ты с этими д. явл-ся максимальное раскрытие потенциальных возможностей реб-ка. Она помогает детям овдадеть теми навыками и умениями , которые обычно форм-ся в процессе норм-ного раз-тия. В сод-ние ранней кор-раз-щей раб-ты начиная с периода новорожденности входит одновременное фор-ние умений, относ-ся к разным сферам разв-тия: общей моторике, тонкой моторике, к восприятию, к восприятию речи, к умению выражать свои чувства и т. д. 2) предупреждение перехода реч-вых расст-в в хронические формы, предупреждение последствий реч-вой патологии – вторичная проф-ка; В коррекц. раб-ту должны максимально вовлечены родители. 3) социально- трудовая алаптация лиц, страдающих реч-вой пат-гией – третичная проф-ка. Некоторые деф-ты речи ограничивают возмож-ти выбора профессии поэтому осн. направ-нием этого этапа явл-ся глубокий учёт личностных возможностей и интересов каждого ученика, страд-го ТНР. У таких д. должна быть возможность выбора с помощью педагога, психолога, врача такого пути обучения , котор. позволит конкретно этой лич-ти достичь наилучших рез-тов.

Подберите перечень игр, речевых приёмов для автоматизации звука в слогах, словах, предложениях(120в)

«Строим заборчик»:

са – са – са
су – су – со и т. д.

«Отбираем плохие доски» (убрать лишний слог):

са – су – ба
сы – ка –сы

«Возводим стену»: ас – эс – ос – ус – ыс

«Забиваем гвозди в забор»:

ас – са – ос
ус – сы – ыс

«Строим дом»: уложим три кирпича са; теперь четыре кирпича сы, теперь пять кирпичей со, теперь шесть кирпичей ус и т.д. Можно сопроводить эту игру рисованием домика.

Мы построили для звука [с] чудесный дом. Давай в нем отдохнем и немного поиграем в веселые игры.

«Пузыри». Ты когда – нибудь надувал мыльные пузыри? Они получаются такими большими, блестящими, радужными, но, к сожалению, они быстро лопаются. А сегодня мы с тобой надуем такие пузыри, которые никогда не лопнут. Смотри, это делается очень легко. Я набираю побольше воздуха в грудь и выдыхаю с-с-с-с-с-с-са-а-а-а-а-а. Вот такие красивые, крепкие и большие пузыри у нас с тобой получились.

«Я рисую». Сегодня мы с тобой нарисуем чудесную картину, но только не листе бумаги, и рисовать будем не красками, а волшебными звуковыми чернилами. Ребенок произносит несколько раз различные слоги со звуком [с] и после этого появляется часть картинки. Чтобы нарисовать всю картину, необходимо правильно назвать сказать все слоги. (Аналогичная игра может отрабатываться на материале слов или словосочетаний)

Теперь наш звук [с] в безопасности, и в благодарность за свое спасение этот звук всегда будет жить в нашем ротике и играть с нами в разные игры.

Автоматизация в словах:

«Подбери слово»

В предложении потерялись слова. Я буду начинать предложение, а ты закончи, только твое слово должно быть со звуком [с].

Например: Мама купила … (самовар, санки, сосну и т.д.)

Грузовик привез … (посуду, постели, косынки и т.д.)

«Бабочки»

Бабочки очень любят летать, но особенно они любят летать над «Свистящей поляной». Вот она. Бабочка должна опылить как можно больше цветком на этой поляне. Для этого она должна сесть на цветок, и назвать его.

«Свистляндия»

Сегодня мы с тобой отправляемся в необычную страну – «Свистляндию». Чтобы чувствовать себя там комфортно, мы должны выучить её язык. Он очень похож на наш, только в нем в начале (или конце) слова добавляется «свист». Смотри: слово стекло у них звучит как «свистстекло». Давай поучимся их языку.

После можно закрыть глаза, произнести волшебное слово «Сусапус», и произойдет чудо: мы окажемся в «Свистляндии». Можно назвать то, что мы увидим в их стране.

«Слова друзья»

Перед ребенком картинки со звуком [с]. Ребенок должен будет собрать друзей, причем дружить могут только те слова, в которых совпадает число слогов.

«Отличия»

Ребёнку предлагаются картинки из серии «Найди отличия». Ребёнок их находит (это способствует развитию наблюдательности), считает, сколько отличий он нашёл, и на полученное число отличий он называет слова, в которых содержится звук [с], т.е., например, 5 отличий – 5 слов.

«Лабиринт»

Для этой игры используется обычный лабиринт. Путешествуя по нему, ребёнок находит слова на тот звук, который автоматизируется. После прохождения лабиринта, дается задание вспомнить как можно больше слов, встретившихся на пути.

«Вагоновожатый»

Ты знаешь, как называется человек, проверяющий билеты пассажиров в вагоне поезда? Он называется вагоновожатый. Сегодня и ты им будешь.

На столе разложены картинки, в названии которых есть, либо нет звука [с].

Сейчас ты будешь рассаживать пассажиров в зависимости от их билетов. В первый вагон сядут те, в названии которых есть звук [с]. Остальные должны быть во втором вагоне (В этой игре к автоматизации звука добавляется и развитие фонематического слуха).

В дальнейшем число вагонов может увеличиваться за счёт добавления новых звуков, либо усложнения задания: в 1-ом вагоне звук [с] в начале, во 2-ом – в середине, в 3-ем – в конце.

Автоматизация в словосочетаниях:

«Что с чем»

Назвать по картинке, что с чем, при этом второе слово в словосочетании тоже должно содержать звук [с].

Например: стул со спинкой, стол со скатертью, сосна со стволом и т.д.

«Назови, кто это или что это?»

Сейчас мы с тобой будем дружить слова. Но не просто так. Если они подружатся, то мы получаем приз (фишка). Я буду называть одно слово (признак), а ты другое (слово, отвечающее на вопрос кто? или что?). Но учти, при этом должно соблюдаться следующее условие, в твоём слове должен быть звук [с]. После ты повторишь мое и свое слово – проверим, подружились ли слова.

Например: Высокая – скала, быстроногий – страус, стильная – сумка и т.д.

«Подбери друга»

Игра аналогична предыдущей, но теперь я называю существительное, а ребенок – прилагательное.

Например: Носок – полосатый, сосиски – вкусные и т.д.

Автоматизация в предложениях:

«Чего не бывает»

Перед ребенком лежат картинки. Каждый выбирает любую картинку, называет её. А после придумывает с ней предложение, в котором объясняется, без чего не бывает слово на этой картинке, но в слове должен быть звук [с].

Например: Не бывает самолета без хвоста. Не бывает сосны без ствола и т.д.

«Что рисуют дети»

Смотри, вот две юные художницы – Света и Соня. Они нарисовали много красивых картин, давай назовем, что нарисовала Соня, а что нарисовала Света.

Например: Света нарисовала сварщика, а Соня нарисовала садовника.

«Из чего сделан предмет?»

Детям предлагаются картинки, которые разложены на две половины. Нужно взять любую картинку из первой стопки, выбрать подходящую ей из второй стопки, а после составить предложение.

Например: Скамейка сделана из досок. Снеговик сделан из снега и т.д.

«Вместе с …»

Перед ребенком лежат картинки на звук [с] по три в каждой строке. Необходимо указать, что вместе с чем изображено, начиная называть с картинки в центре. Причем необходимо объяснить, почему три картинки оказались вместе (способствует развитию знаний об окружающем).

Например: Вместе с салатом сыр и сосиски. И т.д.

«Скороговорки»

Перед ребенком несколько картинок, изображающие различные скороговорки на звук [с]. Необходимо, постепенно увеличивая темп произнесения, проговорить все скороговорки, не ошибившись в звуках.

Переферический отдел речевого аппарата, его строениен( 67 вопрос)

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего).

В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей.

Произнесение речи тесно связано с дыханием. Речь образуется в фазе выдоха. В процессе выдоха воздушная струя осуществляет одновременно голосообразующую и артикуляционную функции (помимо еще одной, основной — газообмена). Дыхание в момент речи существенно отличается от обычного, когда человек молчит. Выдох намного длиннее вдоха (в то время как вне речи продолжительность вдоха и выдоха примерно одинакова). Кроме того, в момент речи число дыхательных движений вдвое меньше, чем при обычном (без речи) дыхании.

Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Гортань представляет собой широкую короткую трубку, состоящую из хрящей и мягких тканей. Она расположена в переднем отделе шеи и может быть спереди и с боков прощупана через кожу, особенно у худых людей.

Сверху гортань переходит в глотку. Снизу она переходит в дыхательное горло (трахею).

На границе гортани и глотки находится надгортанник. Он состоит из хрящевой ткани, имеющей форму язычка или лепестка. Передняя поверхность его обращена к языку, а задняя — к гортани. Надгортанник служит как бы клапаном: опускаясь при глотательном движении, он закрывает вход в гортань и предохраняет ее полость от попадания пищи и слюны.

У мужчин гортань крупнее, а голосовые складки длиннее и толще, чем у женщин. Длина голосовых складок у женщин равна в среднем 18 — 20 мм, у мужчин она колеблется от 20 до 24 мм.

У детей до начала пубертатного периода (т. е. периода полового созревания) различий в величине и строении гортани между мальчиками и девочками не отмечается.

Вообще у детей гортань мала и растет в разные периоды неравномерно. Заметный рост ее происходит в возрасте 5 — 7 лет, а затем — в пубертатный период: у девочек в 12 — 13 лет, у мальчиков в 13 — 15 лет. В это время размеры гортани увеличиваются у девочек на одну треть, а у мальчиков на две трети, голосовые складки удлиняются; у мальчиков начинает обозначаться кадык.

У детей раннего возраста форма гортани воронкообразная. По мере роста ребенка форма гортани постепенно приближается к цилиндрической.

Голосовые складки своей массой почти совсем застилают просвет гортани, оставляя сравнительно узкую голосовую щель.

В результате колебаний голосовых складок движение струи выдыхаемого воздуха превращается над голосовыми складками в колебание частиц воздуха. Эти колебания передаются в окружающую среду и воспринимаются нами как звуки голоса.

При шепоте голосовые складки смыкаются не на всем своем протяжении: в задней части между ними остается щель в форме маленького равностороннего треугольника, через которую проходит выдыхаемая струя воздуха. Голосовые складки при этом не колеблются, но трение струи воздуха о края маленькой треугольной щели вызывает шум, который и воспринимается нами в виде шепота.

Голос обладает силой, высотой и тембром.

Сила голоса зависит в основном от амплитуды (размаха) колебаний голосовых складок, которая определяется величиной воздушного давления, т. е. силой выдоха. Значительное влияние на силу голоса оказывают также резонаторные полости надставной трубы (глотка, полость рта, носовая полость), которые являются усилителями звука.

Величина и форма резонаторных полостей, а также особенности строения гортани влияют на индивидуальную «окраску» голоса, илитембр. Именно благодаря тембру мы различаем людей по голосу.

Высота голоса зависит от частоты колебаний голосовых складок, а она в свою очередь зависит от их длины, толщины и степени напряжения. Чем длиннее голосовые складки, чем они толще и чем меньше напряжены, тем ниже звук голоса.

Кроме того, высота голоса зависит от давления воздушной струи на голосовые складки, от степени их натяжения.

Артикуляционный отдел. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными (рис. 3).

Главным органом артикуляции является язык. Язык — массивный мышечный орган. При сомкнутых челюстях он заполняет почти всю ротовую полость. Передняя часть языка подвижна, задняя фиксированна и носит название корня языка. В подвижной части языка различают кончик, передний край (лезвие), боковые края и спинку. Сложно переплетенная система мышц языка, разнообразие точек их прикрепления обеспечивают возможность в больших пределах изменять форму, .положение и степень напряжения языка. Это имеет очень большое значение, так как язык участвует в образовании всех гласных и почти всех согласных звуков (кроме губных). Важная роль в образовании звуков речи принадлежит также нижней челюсти, губам, зубам, твердому и мягкому нёбу, альвеолам. Артикуляция и состоит в том, что перечисленные органы образуют щели, или смычки, возникающие при приближении или прикосновении языка к нёбу, альвеолам, зубам, а также при сжатии губ или прижатии их к зубам.

 

Громкость и отчетливость речевых звуков создаются благодарярезонаторам. Резонаторы расположены во всей надставной трубе.

Надставная труба — это все то, что расположено выше гортани: глотка, ротовая полость и носовая полость.

У человека рот и глотка имеют одну полость. Это создает возможность произнесения разнообразных звуков. У животных (например, у обезьяны) полости глотки и рта связаны очень узкой щелью. У человека же глотка и рот образуют общую трубку — надставную трубу. Она и выполняет важную функцию речевого резонатора. Надставная труба у человека сформировалась в результате эволюции.

Надставная труба благодаря своему строению может меняться по объему и по форме. Например, глотка может быть вытянутой и сжатой и, наоборот, очень растянутой. Изменения формы и объема надставной трубы имеют большое значение для образования звуков речи. Эти изменения формы и объема надставной трубы и создают явление резонанса. В результате резонанса одни обертоны речевых звуков усиливаются, другие — заглушаются. Таким образом, возникает специфический речевой тембр звуков. Например, при произнесении звука а ротовая полость расширяется, а глотка сужается и вытягивается. А при произнесении звука и, наоборот, ротовая полость сжимается, а глотка расширяется.

Одна гортань не создает специфического речевого звука, он образуется не только в гортани, но и в резонаторах (глоточном, ротовом и носовом).

Надставная труба при образовании звуков речи выполняет двоякую функцию: резонатора и шумового вибратора (функцию звукового вибратора выполняют голосовые складки, которые находятся в гортани).

Шумовым вибратором являются щели между губами, между языком и зубами, между языком и твердым нёбом, между языком и альвеолами, между губами и зубами, а также прорываемые струей воздуха смычки между этими органами.

При помощи шумового вибратора образуются глухие согласные. При одновременном включении тонового вибратора (колебании голосовых складок) образуются звонкие и сонорные согласные.

Ротовая полость и глотка принимают участие в произнесении всех звуков русского языка. Если у человека правильное произношение, то носовой резонатор участвует только в произнесении звуков м и н и их мягких вариантов. При произнесении остальных звуков нёбная занавеска, образуемая мягким нёбом и маленьким язычком, закрывает вход в полость носа.

Итак, первый отдел периферического речевого аппарата служит для подачи воздуха, второй — для образования голоса, третий является резонатором, который дает звуку силу и окраску и таким образом образует характерные звуки нашей речи, возникающие в результате деятельности отдельных активных органов артикуляционного аппарата.

Понятие нарушение речи(65в)Нарушение речи определяется как отклонение в речи говорящего от языковой нормы, принятой в данной языковой среде, обусловленное расстройством нормального 20 принципы анализа речевых нарушений



Просмотров 744

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!