Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Прин-пы и методы логопед.обследования



Логоп. обсл-ние д. с нар-ниями речи имеет важн. знач. для выбора наиболее рацион. путей преодоления РН. Осн. целью обсл-ния явл-ся опред-ние струк-ры РН, психофизических особен-тей реб-ка и социальных условий раз-тия лич-ти. Заключения и о сост-нии речи реб-ка , его психол-ких особ-тей будет считаться правильным и обоснованным лишь в том случае, если в процессе изучения реб-ка будут соблюдены осн. прин-пы обследования :

- комплесность и всесторонность,( реб-к д\б обследован разными спец-тами: врачами, педагогами, психологами)

- целостность и конкретность, ( исслед-ние речи как сложно функционал-ной сис-мы, структурные ком-ты котор. нах-ся в тесном взаимодействии , т. е. выяс-ся не только какой компонент реч-вой деят-ти нарушен, но и какова их взаимосвязь с др. ком-тами речи. Конкр-ть - обс-ние д. б. индивидуализировано, с выборочным , в зав-ти от хар-ра и тяжести реч. нар-ния , использованием заданий. – индивид. подход в установлении контакта, пред-ет учёт всех личностных особ-тей реб-ка, помогает раскрыть хар-тер динамики нар-ния , своебразие фор-ния псих-ких особ-тей, выяснить, какую роль играют нар-ния речи в судьбе реб-ка и т. д. - динамичности (изучение в процессе обучения),пред-ет выявление компенсаторных возможностей реб-ка, опред-ние зоны ближайшего раз-тия.

- выявление положительных возможностей, обращение внимания не только на недостатки реб-ка, а прежде всего на положит. стороны его деят-ти, поведения.

- онтогенетический, пред-ет учёт законом-стей фор-ния псих-ких функций на ранних этапах онтогенеза. Для прав-го логоп. заключения, для отграничения разл-ных форм реч-вых нар-ний от сходных сост-ний, для выбора рациональных путей устранения реч. нар-ний необходим дифференц. подход к обсл-нию д. с разл. реч. расст-ми. В лог. обсл-нии также как и в лого-кой раб-те исп-ют следующие методы : 1.практические : упражнения, игры, моделирование; 2. наглядные : наблюдения, рассматривание рисунков, картин, просморт профилей артикуляций, диафильмов,прослушивание пластинок, и т. д. ;3. словесные : рассказ, беседа, чтение.

При формулир. логоп. заключ. след. учитывать: время возникн. РН, причины возникн., хар-р нарушения анализат. дея-ти, ос-ти слуха, анатом. строение органов артикул., артикул. моторику (статику, динамику, объем, точность, переключ.), струк-ра речи (опред. какой компонент речи пострадал), наличие дефекта в письм. речи, динамика разв. и прогноз. Виды обследов.: первичное, повторное (после какого-то периода времени, или если не успели все посмотреть), динамичное (поэтапное), отборочное (если из группы выбрать детей с РН), полное (установ. стру-ры дефекта и формулир. лог. заключ.) Требования: в отдел. логоп. каб., обяз. присутствие родит., дошкольника – 30 мин, взрослого – макс.40 мин., обс-ние 1-го реб д.б. многократным и разностор., сбор анамнеза без отсутствия реб., обс-ние обяз. протоколир., записи внос. в реч. карту.

Принцип (от лат. рппаршт — начало, основа) — основное, исходное положение какой-либо теории, учения, науки; внутренние убеждения человека.

Принципы анализа речевых нарушений являются основой классификации речевых нарушений.

По данным современной психолого-педагогической литературы направление и содержание исследований нарушений речи у детей определяются принципами анализа нарушений:

принципом развития;

принципом системного подхода;

принципом рассмотрения речевых нарушений во взаимосвязи речи с другими сторонами психического развития.

Принцип развития предполагает анализ процесса возникновения дефекта. Знание особенностей и закономерностей речевого развития на каждом возрастном этапе, предпосылок и условий, обеспечивающих его развитие, позволяет определить причины возникновения нарушения и наметить адекватные пути коррекци-онного воздействия.

Принцип системности — подход к анализу речевых нарушений, определяющий речь как систему. Речевая патология может проявляться в нарушениях различных компонентов речевой деятельности: звукопроизношения, фонематических процессов, лексики, грамматики. Речевые нарушения многообразны. От того, какие компоненты речевой системы нарушены, зависит характер дефекта, например у одних детей могут наблюдаются дефекты звукопроизношения, у других наряду с фонетическими дефектами наблюдаются и фонематические нарушения, у третьих можно увидеть как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую недостаточность. На этом принципе базируются педагогическая классификация речевых нарушений и комплектование специальных учреждений для детей с расстройствами речи.

 

функционирования психофизиологических механизмов речевой деятельности. С точки зрения коммуникативной теории расстройство речи есть нарушение вербальной коммуникации. Расстроенными оказываются взаимоотношения, объективно существующие между индивидуумом и обществом и проявляющиеся в речевом общении. Для обозначения нарушений речи используются также термины «расстройства речи», «дефекты речи», «недостатки речи», «речевая патология», «речевые отклонения». Нарушение речи представляет собой расстройство, отклонение от нормы в процессе функционирования механизмов речевой деятельности. Например, при недоразвитии грамматического строя речи наблюдается более низкий уровень усвоения морфологической системы языка, синтаксической структуры предложения. Нарушение грамматического строя речи характеризуется его аномальным формированием, наличием аграмматизмов



Просмотров 599

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!