Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Радость любви вытесняет грусть



Все это происходило в Берлине, когда мне было двадцать четыре года. Начиная с того дня


я черпаю энергию и силы у Моцарта. Теперь я — вечное дитя Моцарта и не устаю восхищать­ся сверхчеловеческой любовью, звучащей в его музыке. Она дает ответы на самые насущные во­просы о рождении и смерти, о счастье и одиноче­стве, о всепоглощающей грусти. Чувство грусти у Моцарта выражается не только в миноре, но и в мажоре, так как и жизнь, и смерть человека — неотъемлемые свойства его природы, и их неиз­бежность ясно просматривается в его музыке.

Всепроникающей грустью наполнены мажор­ные мотивы квинтета для кларнета. Позвольте привести вам начало его второй фразы:

Однако Моцарт не просто признается в том, что жизнь грустна и из этого состояния нет удо­влетворительного выхода. Тут в его музыку вступает тема великой любви. Моцарт прекрасно осознает негативные стороны жизни, но отвеча­ет на них любовью. Только так можно спастись от отчаяния и изменить ситуацию, придав ей ра­достную и жизнеутверждающую ноту.

Когда я слушаю Моцарта, его музыка окуты­вает меня большой любовью. Любовь Моцарта к



Взращенные с любовью

Взращенные с любовью


 


 


человечеству не носит религиозного подтекста, который дает надежду на счастье где-то в ином мире. Он как бы говорит: «Да, жизнь — это груст­ная штука. Но в ней есть любовь, и взгляните, ка­кой красивой становится жизнь, окрашенная лю­бовью. Давайте вместе пройдем через эту жизнь, делая ее более приятной для каждого из нас».

Эти слова Моцарта, обращенные к нам, я воспринимаю всем сердцем.

Недавно я перечитывал стихи японского по­эта Иссы* и еще лучше понял мысль Моцарта. Хайку, которые Исса написал, когда ему было уже за пятьдесят, — это Моцарт чистейшей воды:

Пусть будет, как будет,

вся моя жизнь в твоих руках.

Стою на пороге нового года. О да, я знаю, это по мне колокол вечерний звонит,

но в тишине прохладой дышу**.

«В твоих руках». В этих словах, как мне ка­жется, раскрывается вся сущность буддизма. Я не имею в виду, что в будущей жизни уже не на что надеяться. Речь идет о том, что ни один че-

* Кобаяси Исса (1763-1827), японский поэт, писавший в жанре хай-

ку — традиционных японских трехстиший. — Прим, перев. ** Перевод Т.Л. Соколовой-Делюсиной.


ловек не знает, какой будет эта будущая жизнь. Это значит, что, несмотря на грусть, любовь мо­жет сделать счастливой и нынешнюю жизнь.

Люди, полные оптимизма, счастья и радо­сти, всегда осознают, насколько эфемерна эта жизнь и насколько бесконечно коротко их суще­ствование по сравнению со Вселенной. Но если их спросить, в чем смысл жизни, они, вероятно, ответят словами Моцарта: «Я живу в любви -со всеми. Лишь такая жизнь достойна того, чтобы прожить ее».

Матерью-природой задумано так, что мы рождаемся и в конечном итоге умираем. М? можем повлиять на эти события. Но каждь,"" ловек ответствен за то, как он живет. Таковс , кредо. И я молюсь за то, чтобы прожить (, жизнь в любви и радости. Дети — это вы} /г ние жизни в ее самой чистой форме, потому <\ они искренне стремятся жить в любви и радо­сти. Я не могу жить без детей. Однако я люблю и взрослых людей, потому что испытываю к ним огромное сочувствие — ведь все они тоже долж­ны будут умереть. Цель жизни людей должна со­стоять в том, чтобы любить и утешать ближнего. Этому учит Моцарт, и я верю в это.

В наших силах воспитать всех детей мира так, чтобы они стали немного лучше, немного счастливее. Для этого надо только приложить


Взращенные с любовью


Взращенные с любовью


 


 


усилия. Я прошу немногого — всего лишь люб­ви и счастья для человечества, и я верю, что это­го хотят все остальные люди.

Любовь дается только тому, кто сам любит. Жизнь стоит того, чтобы ее прожить, только в том случае, если мы любим и заботимся друг о друге. Я искал смысл искусства в музыке и именно через музыку нашел дело и цель своей жизни. Когда-то искусство было для меня чем-то далеким и недоступным. Я пытался раскрыть его секрет. Но, проведя восемь лет в Германии, я понял, что искусство — это совсем не то, что я себе воображал.

Подлинная суть искусства оказалась вовсе не чем-то далеким и недостижимым. Она живет в человеке, в его обычных повседневных делах, хотя бы в том, как он здоровается и беседует с людьми. Если человек хочет добиться высот в искусстве, он должен прежде всего усовершен­ствовать себя как личность, и тогда проявится его общечеловеческая ценность. Она будет про­являться во всем, что он делает, в том числе и в искусстве. Искусство — это выражение всей личности человека.

Как я уже говорил, с одной стороны, я посто­янно слушал игру лучших исполнителей, раство­ряясь в Моцарте, а с другой — на меня оказывали влияние скромность, высокий интеллект и гума-


низм Эйнштейна и его друзей. Именно с их по­мощью я в конце концов добрался до цели своих поисков и понял суть искусства. Далее все зависе­ло только от меня. Мне оставалось только усовер­шенствовать себя самого. Но почему же человека так трогает музыка? Я попытаюсь объяснить это.

У звука есть жизнь и душа

Какую ценность имеет знание само по себе?

Однажды в 1953 году мне утром позвонил знакомый журналист и сообщил, что умер Жак Тибо*. Самолет, на котором он летел, разбился в Альпах. Я был в таком шоке, что не смог связ­но изложить журналисту свои воспоминания об этом великом человеке. Я просто стоял молча с трубкой в руках. Мне казалось, что я потерял что-то очень дорогое и ценное для себя. После первого шока на меня нахлынули мысли, а на глаза навернулись слезы. Я никогда не был лич­но знаком с Тибо, но он жил в моем сердце. Мне нравилась его игра, я восхищался им как лич­ностью. Слушая его записи в 20-е годы, я сквозь звуки музыки чувствовал его человеческую сущ­ность. Тибо поселился в моей душе и заставил ее любить и чувствовать. Музыка... звук... Ка-

* Жак Тибо (1880-1953) — выдающийся французский скрипач. — Прим. перев.


Взращенные с любовью

Взращенные с любовью



 


 


кие это все же странные вещи. Человек может жить в них, а не только в разуме. Именно тогда я впервые пришел к мысли, что звук живет своей жизнью и имеет свою душу.

Пятьдесят лет назад моим кредо стали слова Толстого: «Голос совести — это голос Бога», и я старался жить по совести. Теперь понятие «со­весть» трансформировалось для меня в «жизнь».

Музыка как язык жизни

Человек вынужден подчиняться жизненным обстоятельствам. Но что такое жизнь? Это всегда поиски счастья. Лишь очень немногие люди жи­вут в поисках знаний и мудрости. Детская жизнь основана на любви. Дети живут, пытаясь понять, что такое «правильно», «хорошо», «красиво». В этом, на мой взгляд, и состоит подлинная чело­веческая сущность, как ее описывал Будда Гау-тама. Моцарт, чья музыка научила меня просто любить и радоваться жизни, наверняка тоже ве­рил в это. А Тибо научил меня, что наша жиз­ненная сила — это главное, что у нас есть.

Когда человечество создало речь и письмен­ность, вместе с ними возникла и возвышенная культура музыки. Это тот же язык, но стоящий выше слов и букв. Это живое и мистическое ис­кусство. Здесь вступают в силу эмоции. Бах, Мо­царт, Бетховен — все они совершенно ощутимо


живут в своей музыке и общаются с нами, очи­щая и усовершенствуя нас, вызывая в нас радость и возвышенные эмоции.

Он молод, как мальчик, и мудр, как старик. Он не входит в моду и не выходит из нее. Он похоронен, но полон бодрости и жизни. Его добрая улыбка ежечасно освещает и очищает нас...

Эти слова из поэмы пианиста Бузони посвя­щены Моцарту, его личности и философии, его грусти, любви и благородству натуры, выражен­ным в музыке.



Просмотров 431

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!