Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Глава 14. Результативность общественного производства и национальный доход. 261
§ 40. Результаты общественного производства и его эффективность . 261 § 41. Источники национального дохода, его распределение и перераспределение . 267 § 42. Потребление и накопление национального дохода . 271 Основные категории и термин . 273 Вопросы и задания для самоконтроля. 274 Глава 15. Финансы в системе экономических отношений . 274 § 43. Бюджетная и налоговая системы . 274 § 44. Государственные расходы и дефицит бюджета. 281 Основные категории и термины. 283 Вопросы и задания для самоконтроля. 283 Глава 16. Кредитно-банковская система . 283 § 45. Банки и банковская система . 284 § 46. Кредит и кредитная система. 287 Основные категории и термины. 290 Вопросы и задания для самоконтроля. 290 Глава 17. Государственное регулирование экономики. 291 § 47. Сущность и методы государственного регулирования экономики . 291 § 48. Национальный рынок и механизм установления равновесия между спросом и предложением . 299 § 49. Основные модели государственного регулирования экономики и их эволюция . 306 Основные категории и термины. 309 Вопросы и задания для самоконтроля. 309 Глава 18. Циклические колебания и кризисы в экономике . 310 § 50. Причины и механизм циклических колебаний . 310 § 51. Финансовые и структурные кризисы в экономике . 315 Основные категории и термины. 322 Вопросы и задания для самоконтроля. 32 Глава 19. Народонаселение, занятость и социальная защита населения . 322 § 52. Народонаселение и общественное развитие. 323 § 53. Занятость и безработица . 324 § 54. Социальная защита населения . 329 Основные категории и термины. 333 Вопросы и задания для самоконтроля. 334 Глава 20. Современная экономическая система и тенденции ее развития в начале третьего тысячелетия § 55. Радикальные изменения в технологическом способе производства . 334 § 56. Новые тенденции в эволюции собственности . 338 § 57. Основные закономерности развития экономической системы в конце XX — начале XXI в. 342 Основные категории и термины . 348 Вопросы и задания для самоконтроля. 348 РАЗДЕЛ V. МИРОВОЕ ХОЗЯЙСТВО. 349 Глава 21. Законы развития мирового хозяйства . 349 § 58. Сущность экономических законов мирового хозяйства . 349 § 59. Интернациональные формы закона стоимости и неравномерности экономического развития . 354 Основные категории и термины. 357 Вопросы и задания для самоконтроля. 358 Глава 22. Международные экономические отношения и их структура . 358 § 60. Международная торговля и особенности ее развития в современных условиях . 358 § 61. Международное движение капитала . 363 § 62. Международная миграция рабочей силы и миграционная политика. 367 § 63. Международная экономическая интеграция . 371 Основные категории и термины. 373 Вопросы и задания для самоконтроля. 374 Глава 23. Международные валютные отношения. 374 § 64. Эволюция международной валютной системы . 374 § 65. Валютный рынок и валютное регулирование.. 380 § 66. Формы конвертируемости валют и условия их формирования . 387 Основные категории и термины.:.. 389 Вопросы и задания для самоконтроля. 390 Глава 24. Экономические аспекты глобальных проблем. 390 § 67. Причины возникновения и сущность глобальных проблем 390 § 68. Разоружение — ключ к решению глобальных проблем. 394 § 69. Основные пути разрешения других глобальных проблем. 398 § 70. Концепция ноосферы В. И. Вернадского и формирование глобальной экономики. 402' Основные категории и термины. 405 Вопросы и задания для самоконтроля. 405 СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ. 406
Предисловие В условиях сложно протекающего процесса становления рыночной системы хозяйства, радикального изменения экономических отношений в обществе значительно возрастает роль экономической теории, реализуемая в следующих ее функциях: — критическо-аналитической (селективная) и позитивно-информативной (объясняющая); — мировоззренческо-ориентирующей (методологическая); — инновационно-поисковой (эвристическая); — системно-формирующей (концептуальная); — инструментально-методической (исследовательская); — псрспективно-экстраполяционной (прогнозная); — сценарно-вариантной (прагматическая). На фоне болезненно проявляющегося разрыва экономической теории с реалиями хозяйственной практики и тенденциями осуществляемых реформ все более явно видна неприменимость как оторванных от нынешней действительности догматов традиционной отечественной политической экономики дореформенного периода, так и абстрактных схем взращенного в иных условиях и заимствованного без необходимой адаптации к национальной специфике транзитивной экономики западного опыта. В то же время в попытке создания реально применимой экономической теории нельзя отказываться от методологической ценности, концептуальной системности и традиционной фундаментальности отечественной экономической школы и конструктивного использования инструментарного аппарата и прагматических установок, присущих западной экономической традиции. В условиях открытости национальных экономик и информационно-образовательного пространства важно также давать трактовку ключевых, базовых категорий экономической науки с позиций различных школ, мировоззренческих подходов, сравнивая их исходные теоретические положения (посылки) и логику доказательств, акцентируя внимание на возможностях концептуальной совместимости позиций (например, при оценке количества общественно необходимого труда и качества — потребительских — свойств товара в его стоимости через диалектику взаимодействия качественной и количественной определенности труда в границах меры этого экономического явления). Исходя из этих предметно-содержательных и общих дидактико-методических установок при подготовке данного учебного пособия авторы свою задачу видели в том, чтобы оно способствовало формированию системных знаний в области экономической теории, востребованных в их инструментарных, прогностических и прагматических функциях. Это учебное пособие рассчитано на самую массовую, первую ступень экономического образования студентов высших учебных заведений. В ее рамках будущие специалисты должны получить прочные знания об экономических системах, их эволюциях и современном состоянии, механизмах развития и функционирования, что и предопределило логику построения, содержание и концептуальный аппарат учебного пособия. Члены международного авторского коллектива, представленного научно-педагогическими работниками, профессорами вузов России и Украины, выражают надежду, что найдут в лице студентов, аспирантов и преподавателей заинтересованных читателей и будут признательны за присланные замечания и пожелания.
|