Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Торговая интеграция (Trade integration) - установление свободы торговли между несколькими странами с целью получения выгод от международной специализации. 2 часть



8. Почему различным странам бывает выгодно торговать друг с другом?

Темы рефератов

1. Основные этапы развития мирового хозяйства.

2. Международная конкуренция и монополизм.

3. Мировой рынок: эволюция и современная структура.

4. НТР и интернационализация хозяйственной жизни.

5. Международная специализация и кооперирование производства.

6. Роль ТНК в мировой экономике.

7. Интеграционные процессы в мировом хозяйстве.

8. ЕС: итоги и перспективы развития.

9. Рыночный механизм в международных экономических отношениях.

10. Специфика интеграционных процессов в развивающихся странах.

11. Социально-экономическая неоднородность мирового хозяйства.

12. Проблемы интеграции России в мировое хозяйство.

13. Проблемы реинтеграции бывших республик СССР.

14. Глобальные экономические проблемы и пути их решения.

Основная рекомендуемая литература:
1. Ethier, Wilfred J. Modern International Economics - 3rd ed., 1995.

2. Авдокушин Е. Международные экономические отношения. М., 1996.

3. Бабин Э. и Градобитова Л. Новые тенденции в современных международных экономических отношениях развитых стран. М., 1992.

4. Герчикова И. Международные производственные и научно-технические связи капиталистических фирм. М., 1982.

5. Иголкин А., Мотылев В. Международное разделение труда: модели, тенденции, прогнозы. М., 1988.

6. Краткий внешнеэкономический словарь-справочник. М., 1996.

7. Киреев А. Международная экономика. М., 1997.

8. Левшин Д.М. Мировой рынок: конъюнктура, цены и маркетинг. М., 1993.

9. Линдерт П. X. Экономика мирохозяйственных связей. М.: Прогресс, 1992. Гл. 1.

10. Ломакин В. К. Мировая экономика. Учебник. М.: ЮНИТИ, 2000 г., 727 с. Гл. 1-3, 6, 11.

11. Международные экономические отношения / Под ред. Б. Супруновича. М., 1995.

12. Международные экономические отношения. / Под ред. Р. Хасбулатова М., 1991.

13. Международные экономические отношения: проблемы и тенденции развития. / Под ред. Н. Черкасова Л.,1990.

14.Менеджмент в России и за рубежом №3 / 2001.

15. Михайлушкин А.И., Шимко П.Д. Международная экономика. М: Высш. шк., 2002.
16. Мировая экономика. Экономика зарубежных стран / Под ред. В. П. Колосова, М. Н. Осьмовой. М., 2000. 438 с.
17. МЭО / Под ред. Б. П. Супруновича. М., 1995. Гл. 1.
18. Нухович Э. С, Смитиенко Б. М., Эскиндаров М. А.. Мировая экономика на рубеже XX-XXI вв. М., 1995. Гл. 1.
19. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского. М.: Международные отношения, 1994, гл. 1, 2, 3.

20. Пебро М. Международные экономические, валютные и финансовые отношения. М., 1994.

21. Семенов К.А. Международные экономические отношения. М., 1998.

22. Сергеев П. В. Мировая экономика / Учебное пособие. М.: Юриспруденция, 1999. Гл. 1-2.
23. Спиридонов И. А. Мировая экономика / Учебное пособие: М.: ИНФРА-М, 1997. Гл. 1.

24. Щербанин Ю.А. и др. Международные экономические отношения. Интеграция. М., 1997.

Дополнительная литература:
1. Аттали Ж. На пороге нового тысячелетия. М., 1993.
2. Бюллетень иностранной коммерческой информации. 2000. № 60; 73-74; 80; 81; 84; 88; 89; 91; 93; 96.
3. Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1998. № 23;45.
4. Бюллетень иностранной коммерческой информации. 1999. №6; 10; 25; 28; 41.
5. Внешняя торговля. 1999. № 3. С. 2, 18; № 4. С. 32-35.
6. Мировая экономика и международные отношения. 1996. № 2; 3.
7. Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 3. С. 32, 64; № 8. С. 3, 9; № 10. С. 99.
8. Мировая экономика и международные отношения. 2000. № 2. С. 104; № 5. С. 120.

9. Портер М. Международная конкуренция. М.: Международные отношения, 1993, гл. 1.
10. Проблемы теории и практики управления. 2000. № 1. С. 70; № 3. С. 12.

11. США * Канада: экономика-политика-культура. 2000. № 2. С. 86.
12. Экономист. 2000. № 6. С. 80.

 

ТЕМА 3. МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ

Традиционной и наиболее развитой формой международных экономических отношений является мировая торговля. На ее долю приходится около 80% всего объема международных экономических отношений. В данной теме будут рассмотрены теоретические объяснения причин существования и развития мировой торговли и два принципиальных подхода к выработке и реализации внешнеторговой политики: свободная торговля и протекционизм. Развитие экономики любой страны сегодня невозможно без ее участия в мировом обмене товарами и услугами. Особенности функционирования мировых рынков и тенденции развития мировой торговли дают возможность проследить влияние, которое она может оказать на развитие национальных экономик.

 

3.1. ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНОЙ ТОРГОВЛИ

Попытки разработки теории, объясняющей причины внешней торговли, начали предприниматься при ликвидации феодальной раздробленности европейских стран.

Потребности в денежном металле, в золоте и серебре, определили направленность теоретических разработок меркантилизма – господствовавшего экономического учения (ХV-ХVIII вв.). Сторонники учения считали, что богатство нации зависит от накопления денег в стране (золота и серебра), добивались преобладания вывоза товаров за границу над ввозом их в страну, т.е. активного торгового баланса.

Внешняя торговля, считали меркантилисты, должна быть ориентирована на получение золота, поскольку в случае простого товарообмена (например, сукно на вино) оба товара, будучи использованными, перестают существовать. Торговля при этом рассматривалась как игра с нулевой суммой, когда выигрыш одного участника автоматически означает проигрыш другого и наоборот. Для получения максимальной выгоды предлагалось разнообразное вмешательство государства во внешнюю торговлю, установление жесткого контроля над этой сферой.

Меркантилисты сделали серьезный вклад в теорию мировой торговли, потому что впервые отметили ее значение для роста благосостояния и разработали одну из возможных моделей развития внешней торговли. Они впервые описали то, что сегодня называют платежным балансом.

Ограниченность меркантилистов заключается в том, что они считали, что обогащение одной страны не может происходить без обнищания других, с которыми она торгует. Меркантилисты придерживались статического взгляда на мир, не понимали, что международная экономика развивается, а поэтому развитие стран возможно не только за счет передела уже существующего богатства, но и за счет его роста.

Меркантилизм господствовал в экономике в течение полутора столетий. В результате этого к началу ХVIII в. международная торговля оказалась опутана сетью всевозможных, часто совершенно искусственных, ограничений. Правила торговли, разработанные государствами, часто противоречили друг другу и шли вразрез с потребностями нарождающегося капитализма, ориентировавшегося на всестороннее расширение мировой торговли, передел мирового рынка. Меркантилистский подход в этой ситуации потерял свои позиции, уступив место теориям, основанным на принципе свободы торговли. Но и в наше время появляются неомеркантилистские варианты во внешнеторговой политике отдельных стран, которые, применяя протекционистские меры, ориентируются на активный торговый баланс, форсируют экспорт и сдерживают импорт по некоторым видам товаров и услуг.

В начале ХVIII века появилась идея “свободы торговли” классиков английской политэкономии А. Смита и Д. Рикардо.

А. Смит в своей работе “Исследование о природе и причинах богатства народов” четко сформулировал идею о том, что основой богатства наций является не столько накопленное золото, сколько способность производить конечные товары и услуги.Поэтому основной задачей является не приобретение золота, а развитие производства. В основе жепроизводства лежит разделение труда.

Классики считали, что благоприятные условия для осуществления труда определяются естественными, природными факторами. Преимущества в этих факторах и обусловливают ведение того или иного производства, в том числе и для вывоза товаров за границу. Принцип свободы торговли позволяет стране, по мнению А. Смита, сосредоточить свои усилия на производстве тех продуктов, которые она может делать лучше и наиболее дешево. В его примере вино во Франции и Португалии дешевле, чем в Шотландии. В этих условиях было бы нецелесообразно изготовлять вино в Шотландии, выращивая виноград в оранжереях, когда дешевле его привезти из Франции и Португалии.

Международное разделение труда, утверждал А. Смит, должно осуществляться с учетом тех абсолютных преимуществ, которыми обладает та или иная страна. Каждая страна должна специализироваться на производстве того товара, где она обладает абсолютным преимуществом.

Абсолютные преимуществавыгоды, вытекающие из разной величины затрат на производство в странах-участницах мировой торговли.

Отказ от производства товаров, по которым страны не обладают абсолютными преимуществами, и концентрация ресурсов на производстве других товаров приводят к увеличению общих объемов производства, росту обмена между странами результатами труда. А. Смит допускает известную условность в “теории абсолютных преимуществ”: в мировой торговле участвуют только две страны, используется единственный фактор – труд, торговля осуществляется только двумя товарами, транспортные расходы равны нулю, издержки производства остаются постоянными, внешняя торговля свободна от ограничений. Но введение этих реалий не отменяет главных выводов.

Рассмотрим положения теории абсолютных преимуществна условном примере I (табл.3):

Таблица 3. Модель абсолютного преимущества

Продукция Производство на единицу затрат
Страна А Страна Б
Кинокамеры (штук) 10 16
Обувь (пар) 20 8

Из табл. 3 видно, что Страна А имеет абсолютное преимущество в производстве обуви, так как в ней труд в этой отрасли более производительный, чем в стране Б. Страна Б имеет абсолютное преимущество в производстве кинокамер, так как в ней труд в этой отрасли более производительный, чем в стране А.

Предположим, что каждая страна располагает 1000 работниками и поровну распределяет их между двумя отраслями, тогда:

в стране Апроизводится 5000 кинокамер (10х500) и 10000 пар обуви (20х500);

в стране Б производится 8000 кинокамер (16х500) и 4000 пар обуви (8х500).

Общий объем выпуска в мире (при условии, что в мире только две страны) кинокамер– 13000 (5000+8000), обуви – 14000 (10000+4000).

Теперь предположим, что страны, начав специализацию на основе абсолютных преимуществ, стали торговать друг с другом. Каждая страна направляет всех своих работников в ту отрасль, где она специализируется.

- Страна Апроизводит только обувь в объеме 20000 пар (20х1000).

- Страна Б производит только кинокамеры в объеме 16000 (16х1000).

Производство в мире обуви выросло на 6000 пар (20000-14000). Производство кинокамер выросло на 3000(16000-13000).

Д. Рикардо развил теорию абсолютных преимуществ, показав, что это частный случай общего правила. Д. Рикардо доказал целесообразность международной торговли и для тех случаев, когда страна не обладает абсолютным преимуществом в производстве каких-либо товаров. Он показал, что всегда, когда в отсутствие торговли сохраняются различия между странами в соотношении издержек производства разных товаров, каждая страна будет располагать сравнительным преимуществом (относительным преимуществом): у нее всегда найдется товар, производство которого будет более эффективно, чем производство остальных при существующем соотношении издержек в разных странах. Другими словами, в данной стране разница между издержками производства этого товара и более высокими издержками производства других товаров больше, чем в других странах.

Приведем пример.(Табл. 4).Пусть при имеющихся ресурсах страна А может произвести за год 60 ед. товара Y или 30 ед. товара Х или любую комбинацию этих товаров в пределах, заданных кривой производственных возможностей АВ на графике Для простоты предположим, что кривые производственных возможностей этих стран имеют линейный вид (рис. 4).

Таблица 4.

  Товар Х Альтернативная стоимость единицы товара Х (в количестве единиц товара Y) Товар Y Альтернативная стоимость единицы товара Y (в количестве единиц товара X)
Страна А    
Страна В    

Страна В с помощью имеющихся ресурсов может произвести 80 ед. товара Y, или 100 ед. товара Х, или любую комбинацию в пределах, заданных кривой производственных возможностей КF (рис.4.1.).

 

 

Y

 

(единиц) Страна А

 

B

60

 
 


30 E 1

Е2

20 Е

0 А C

10 20 30 40 50 60 70 X (единиц)

 

Рис. 4. Модель производственных возможностей страны А.

 

Y

100 D

Страна В

 

 

80 F

 

(единиц)

30 L 1

28 L

 

0 K

65 70 100 X

(единиц)

 

Рис. 4.1. Модель производственных возможностей страны В.

 

Очевидно, что страна В обладает абсолютным преимуществом в производстве обоих товаров, а страна А не имеет абсолютного преимущества ни по одному из товаров. (Вместо количества произведенных товаров можно рассматривать рабочее время, необходимое для производства заданного количества товаров, что не изменит смысла рассуждений.). Однако соотношения издержек производства товаров Х и Y в этих странах различны (о чем говорит разный угол наклона AB и KF). Мы будем исходить из предположения о постоянстве издержек производства товаров Х и Y в странах, а значит, постоянстве альтернативных издержек, что отражено на графиках прямыми линиями кривых производственных возможностей.

Для страны А это соотношение издержек составит 60Y=30Х, или 2Y=1Х, а в стране В соответственно 0,8Y=1Х (для единицы товара У эти же соотношения будут: 1Y=0,5Х в стране А и 1Y=1,25Х в стране В). Относительные цены товаров на конкурентных рынках определяются относительными издержками их производства и стремятся к указанным выше соотношениям.

В закрытой экономике (отсутствие внешней торговли) товаров потребляется столько, сколько производится. Максимальные объемы потребления заданы точками на кривых производственных возможностей. Предположим, что страна А производит и потребляет 20 ед. товара Y и 20 ед. товара Х (точка Е) (рис. 4), а страна В, соответственно, 65Х и 28Y (точка L) (рис. 4.1.). При сопоставлении условий торговли в двух странах обнаруживается, что товар Y можно купить в стране А за 0,5Х, а продать в старне В за 1,25Х. Товар Х можно купить в стране В за 0,8Y, а продать в стране А за 2Y, получая значительную выгоду (при условии, что транспортные издержки не учитываются). Значит, если страны будут торговать друг с другом, то страна А будет экспортировать товар Y в страну В и закупать у нее более дешевый товар Х. Страна В, наоборот, будет вывозить товар Х в страну А в обмен на более дешевый товар Y.

Развитие международной торговли приведет к выравниванию относительных цен в обеих странах. Мировая цена ( в данном случае цена, по которой страны А и В будут торговать друг с другом) установится где-то между относительными ценами, существовавшими в странах до начала торговли. В нашем примере мировая цена будет находится в пределах 0,8Y < 1Х < 2Y или для товара У: 0,5Х < 1Y < < 1,25Х. Если предположить, что цена мирового рынка выйдет за эти пределы и установится, например, на уровне 1Y=2Х, то взаимной торговли не будет, так как обеим странам станет выгоднее экспортировать товар Y, а товар Х продавать у себя.

Предположим, что цена на мировом рынке установилась на уровне 1Х=1Y. Как и в случае абсолютного преимущества, для получения наибольшей выгоды странам необходимо полностью специализироваться на производстве одного товара: товара Y в стране А и товара Х в стране В. При новом соотношении цен 1Х=1Y страны смогут расширить границы своего потребления (линии ВС и DК) (рис. 4, 4.1.).

Теперь, наоборот, страна А может либо производить 60Y и обменивать их на 60Х, либо производить 60Y, частично потреблять товары У, а частично обменивать их на Х. Если потребление товаров Y останется на прежнем уровне (20Y в точке Е), то из произведенных 60Y оставшиеся 40Y страна может обменять на 40Х на мировом рынке, расширив в 2 раза потребление товара Х (точка Е2). Можно выбрать и другое сочетание товаров Х и Y, например 30Х и 30Y (точка Е1).

Аналогичные рассуждения можно провести и для страны В, специализирующейся полностью на производстве товара Х (потребление может возрасти до уровня, соответствующего точке L).

В целом потребление в двух странах в результате установления торговых отношений и специализации производства существенно расширится.

Линии ВС и DК - линии торговых возможностей, показывающие варианты выбора, которые имеет страна при специализации на одном товаре и его экспорте для получения другого товара. Суммарное производство товаров Х и Y в двух странах также увеличится и составит 100Х и 60Y, тогда как до специализации оно равнялось, соответственно, 85Х(20+65) и 48Y(20+28). Внешняя торговля, таким образом, оказывается выгодной как отдельным странам, так и всему мировому хозяйству в целом.

При применении теории сравнительных преимуществ необходимо принимать во внимание, что она не учитывает транспортных издержек; исходит из применения только одного фактора производства – труда; исходит из предпосылки, что рабочие, покидая одну отрасль (производство товара Y), находят сразу же рабочие места в другой (производство товара Х), не превращаясь в безработных; не учитываются изменения в издержках производства товаров, вызванные внедрением новых технологий.

Теория сравнительных преимуществ справедлива по отношению к любому количеству товаров и любому количеству стран, а также для анализа торговли между отдельными районами одного государства.

В результате мировой торговли на основе сравнительных преимуществ каждая страна получает положительный экономический эффект, называемый выигрышем от торговли. Можно посмотреть на выигрыш от торговли с двух сторон: со стороны экономии затрат труда и со стороны увеличения потребления.

После установления соотношения между ценами на экспортируемые и импортируемые товары можно определить коэффициент обмена или “условия торговли”. Для определения условий вводится индекс экспортных цен.

Индекс экспортных цен

Индекс условий торговли = ---------------------------------- х 100

Индекс импортных цен

Рост величины индекса, например со 100 до 110, говорит об улучшении условий торговля для данной страны, так как меньшее количество экспорта потребуется для того, чтобы оплатить данное количество импорта.

Многие экономисты считают, что существует тенденция к ухудшению условий торговли для стран менее развитых, специализирующихся на экспорте сырьевых товаров первичной обработки, и, наоборот, улучшение условий торговли для стран, вывозящих готовые изделия.

Для расчета условий торговли для определенной страны сравниваются индексы ее экспортных и импортных цен, которые публикуются в сопоставимой для всех стран форме в ежемесячном издании МВФ.

Например, в июле1995 г. индекс экспортных цен США составил 109,7 по сравнению с 1990 г., который принят за 100, то есть совокупная стоимость американского экспорта увеличилась на 9,7%. В том же месяце индекс импортных цен составил 106,6, то есть импортные цены возросли только на 6,6% за тот же период. Тем самым, условия торговли США составили 109,7/106,6х100=102,9. Это означает, что каждая единица американского экспорта в июле 1995 г. обменивалась на 2,9% больше импортных товаров, чем в базовом 1990 г.

Индекс условий торговли дает информацию о положении страны в мировой торговле, но он имеет ряд недостатков. Главный из них в том, что, свидетельствуя об общем улучшении условий, этот показатель не учитывает количества проданного товара. Иными словами, наряду с улучшением условий торговли может сокращаться объем экспортируемых товаров или увеличение размеров импорта.

Значение теории сравнительных преимуществ очень трудно переоценить. Она заложила теоретическую основу для большинства последующих концепций международной торговли.

Главным фактором, влиявшим на производство товаров, считали А. Смит и Д. Рикардо, был труд. В действительности следует исходить из существования нескольких факторов.

В 30-е гг. прошлого столетия шведские ученые Э. Хекшер и Б. Олин развили теорию Давида Рикардо, обосновав необходимость определять сравнительные преимущества при внешней торговле, исходя из оценки факторов производства, их соотношений и взаимосвязи.

Основные положения теории соотношения факторов производства сводились к следующему:

1. В странах наблюдается тенденция вывозить те товары и услуги, для изготовления которых используются преимущественно факторы производства, имеющиеся в избытке, и наоборот, ввозить те товары, для производства которых имеется дефицит каких-либо факторов.

Факторонасыщенность –это показатель, определяющий относительную обеспеченность страны факторами производства.

Факторонасыщенность может быть определена двумя способами: через относительные цены каждого из факторов производства и через абсолютные размеры факторов производства. Страна А считается относительно более обеспеченной капиталом, чем страна Б, если соотношение цены капитала и цены труда в стране А ниже, чем это же соотношение в стране Б, то есть капитал относительно дешевле в стране А, чем в стране Б:

Рк / Ртр < Рк*/ Ртр*

где Рк – цена капитала в стране А; Ртр – цена труда в стране А; Рк* – цена капитала в стране Б; Ртр* – цена труда в стране Б.

Обычно ценой капитала считается процентная ставка, а ценой труда – зарплата.

Если определять факторонасыщенность через абсолютные размеры факторов производства, то страна А считается более богатой капиталом, чем страна Б, если отношение общего объема капитала (Тк) к общему объему рабочей силы(Ттр), имеющейся в стране А, выше, чем то же отношение в стране Б:

Тк / Ттр > Тк*/ Ттр*,

где Тк - объема капитала в стране А; Ттр - общий объем рабочей силы в стране А; Тк* - объема капитала в стране Б; Ттр* - общий объем рабочей силы в стране Б.

Фактороинтенсивность это показатель, определяющий относительные затраты факторов производства на создание определенного товара.

Товар Х является относительно более капиталоемким, чем товар Y, если соотношение затрат труда и капитала на производство товара Х больше, чем соотношение этих же затрат на производство товара Y:

К /Ттр > К*/ Ттр*,

где К – стоимость капитала, затраченного на производство товара Х; Ттр – стоимость труда, затраченного на производство товара Х; К* – стоимость капитала, затраченного на производство товара Y; Тр* – стоимость труда, затраченного на производство товара Y.

2. Развитие международной торговли приводит к выравниванию “факторных цен”, т.е. доходов, получаемых владельцами факторов, при этом предполагается одинаковая структура потребления, вкусы, привычки населения, все производители находятся в равных условиях, транспортные затраты практически не изменяются.

3. Cуществует возможность при достаточной международной мобильности факторов производства заменить экспорт товаров перемещением самих факторов производства. Например, Германия вместо расширения экспорта товаров в Польшу может перевести туда свой капитал и построить завод, начав на месте производство товаров.

Развитие торговли между странами эффективно, по мнению авторов теории соотношения факторов производства, в том случае, если это стимулирует отдельные страны и регионы отказаться от производства однородных товаров и усиливает межотраслевую специализацию производства в выпуске и экспорте готовых изделий.

Многочисленные исследования, посвященные практической проверке положений теории Хекшера-Олина, в ряде случаев выявили несоответствие неоклассической концепции практике развития международных торговых связей отдельных стран. Известен так называемый “парадокс В. Леонтьева”, когда общие положения о преимуществах использования избыточных факторов не согласовывались с американской практикой преобладания в экспорте трудоемкой продукции, а в импорте капиталоемкой. Попытки объяснить это спецификой послевоенной экономики страны и импортными тарифами были малоубедительными. Большая детализация факторов в рамках теории сравнительных преимуществ позволяет объяснить подобные парадоксы. В экспорте развитых в экономическом отношении стран отражается более высокая доля квалифицированного труда (инженеров, ученых, рабочих высокой квалификации), что означает использование избыточных факторов производства. Товары, вывозимые из менее развитых стран, отличаются высокой трудоемкостью малоквалифицированной рабочей силы. Убедительным по отношению к выводам В. Леонтьева может быть возражение о том, что немалая часть импортированных в США товаров требует для своего изготовления значительного количества дешевых природных ресурсов, не имеющихся в Америке. Импорт капиталоемких товаров может быть объяснен следующим образом: США импортируют сырьевые товары, производство которых крайне капиталоемкое.



Просмотров 758

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!