Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Тема 6. Государственная структурно-инвестиционная политика в условиях модернизации российской экономики



Экономическая политика – система целенаправленных мер государства в области управления экономикой.

Направления экономической политики: структурная, инвестиционная, в сфере реального сектора экономики, денежно-кредитная, финансовая, внешнеэкономическая, региональная.

Иногда как отдельные направления выделяют инновационную, антимонопольную, научно-техническую, институциональную политики и др.

Государственная структурная политика (ГСП).

Структура экономики – взаимосвязи и взаимозависимости между элементами экономики, характеризующими ее качественный уровень.

Так как элементы в экономике могут выделяться по разным признакам, выделяются и разные виды структуры экономики.

Отраслевая структура отражает деление на отрасли, а также деление экономики на:

I. 1) Производственную и 2) непроизводственную сферы.

1. Промышленность; сельское; лесное; рыбное хозяйство; транспорт и связь; строительство; торговля и общепит; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки; информационно-вычислительное обслуживание; операции с недвижимостью; геология и др.

2. ЖКХ; бытовое обслуживание населения; здравоохрание, физкультура и соцобеспечение; образование; культура и искусство; наука; финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение; управление и др.

II. 1) сельское и пр. хозяйство, 2) индустрия, 3) услуги.

Также характеризуют доли ТЭК, машиностроительного комплекса и других отраслевых образований.

Технологическая – отражает деление экономики:

I. По стадиям технологического цикла на: 1) первичный (добывающий) сектор: добывающая промышленность, сельское и т.д. хозяйство, геологоразведка, 2) вторичный (обрабатывающий) сектор: остальная промышленность, 3) третичный сектор (сфера услуг): все остальные отрасли.

II. По уровням технологий: 1) низко-, 2) средне- 3) высокотехнологичный сектора.

Организационно-функциональная – отражает деление экономики на следующие элементы: 1) производящий сектор (1-й и 2-й сектора из технологической структуры, но без электроэнергетики), 2) инфраструктурный сектор: транспорт и связь, электроэнергетика, ЖКХ, бытовое обслуживание, 3) распределительный сектор: торговля и общепит; материально-техническое снабжение и сбыт; заготовки, финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение, операции с недвижимостью, 4) социально-управленческий сектор: здравоохранение, физкультура и соцобеспечение; образование; культура и искусство; наука; управление и др.

Она также характеризует доли: АПК, инновационного сектора, НИОКР и др.

Воспроизводственная структура отражает соотношение между: 1) производством средств производства и производством потребительских благ, 2) потреблением и накоплением, 3) возмещением потребленных средств производства (амортизацией), промежуточным потреблением и чистым продуктом.

Региональная (территориальная) – отражает деление экономики на территориальные хозяйства (федеральных округов, субъектов РФ и пр.).

Ресурсная – отражает деление экономики на основные виды ресурсов (труд, земля, капитал).

Внешнеторговая – отражает соотношение между экспортом и импортом, их доли в ВВП, долю различных групп товаров в экспорте и импорте.

И др.

В широком смысле ГСП – это целенаправленная разработка и осуществление государством мероприятий, направленных на развитие крупных элементов экономики (сфер, секторов и т.д.), которые обеспечивают экономический рост и повышение качества жизни населения. В таком случае другие виды экономической политики выступают частями или инструментами ГСП.

Перед ГСП России в широком смысле стоят серьезные вызовы – по ряду видов структуры экономики в стране сложилась крайне неблагоприятная ситуация, например, низкая доля машиностроительного комплекса и инновационного сектора, высокая доля нефтегазового комплекса.

Концепция 2020 ставил некоторые ориентиры по улучшению структуры экономики: доля машиностроительного комплекса должна возрасти с 14,9 % от ВВП в 2007 г. до 23 % в 2020 г., инновационного сектора – с 10,9 до 18 %, нефтегазового сектора – упасть с 18,7 до 11 %.

В узком смысле ГСП – это воздействия государства на отдельные отрасли и производства, как правило, производственной сферы. В таком виде ГСП выступает частью политики в области реального сектора экономики (промышленной, а области АПК). Иногда в понятие ГСП включают поддержку малого бизнеса.

Прямые меры ГСП (в узком смысле): государственные заказы, создание государственных предприятий, запрещения производств и технологий.

Косвенные меры ГСП: налоги и налоговые льготы, ускоренная амортизация, льготные кредиты, субсидии, переподготовка уволенных работников.

Государственная инвестиционная политика (ГИП).

Инвестиции – долгосрочные вложения средств с целью получения прибыли, в т.ч.:

1. Инвестиции в нефинансовые активы:

а) в основной капитал: новое строительство, реконструкция и техническое перевооружение предприятий, приобретение машин, оборудования и т.д., проектно-изыскательские работы, формирование основного стада, многолетних насаждений и т.д.;

б) в капремонт основных средств;

в) в прирост запасов материальных оборотных средств: производственных запасов, незавершенного производства, готовой продукции;

г) в нематериальные активы: покупка патентов, лицензий, прав пользования природными объектами, авторских прав, торговых марок и т.д.

д) в другие нефинансовые активы: покупка земельных участков и т.д.

2. Финансовые инвестиции: приобретение акций и облигаций, долей в уставном капитале, выдача кредитов и др.

Инвестиционный климат в стране – совокупность политических, финансово-экономических, организационно-правовых и пр. факторов, влияющих на инвестиционную деятельность и определяющих степень инвестиционных рисков.

Основные негативные факторы: возможность вмешательства чиновников, судебных и правоохранительных органов в экономическую. деятельность хозяйствующих субъектов и отсутствие механизмов гражданского контроля за их деятельностью, зависимость национальной экономики от конъюнктуры мирового рынка, высокая доля нерыночного сектора, низкий уровень конкуренции, непрозрачность деятельности естественных монополий.

Основные позитивные факторы: стабильность политической системы, невысокая стоимость достаточно квалифицированной рабочей силы, значительный научно-технический потенциал, положительное сальдо торгового баланса, снижение внешнего долга, значительные золотовалютные резервы.

ГИП – деятельность государства, направленная на формирование благоприятного инвестиционного климата, стимулирование инвестиционной активности и повышение эффективности использования инвестиций в стране.

Главные вызовы, стоящие перед ГИП – низкий объем инвестиций и низкая эффективность инвестиций, особенно государственных.

Косвенные меры ГИП:

1. Ликвидация бюрократических барьеров (сокращение лицензируемых видов деятельности, упрощение процедур лицензирования, введение принципа «одного окна» при регистрации предприятий, сокращение числа необходимых для этого документов и др.).

2. Либерализация валютного регулирования (отмена ограничений по валютным операциям движения капитала, снижение тарифов на ввоз инвестиционных товаров и др.).

3. Общее уменьшение налогового бремени.

4. Информационное обеспечение.

5. Ускоренная амортизация, проведение переоценок основных фондов в соответствии с темпами инфляции.

6. Налоговые льготы («налоговые каникулы»; инвестиционный налоговый кредит – отсрочка платежей сроком до 5 лет по налогу на прибыль; включение в состав амортизации до 10 % первоначальной стоимости основных; льготы по НИОКР, освобождение от НДС операций по передаче прав на изобретения, программы для ЭВМ, базы данных и др.).

7. Специальные налоговые таможенные режимы (особые экономические зоны, льготный налоговый режим по соглашениям о разделе продукции, освобождение от уплаты НДС при закупке непроизводимого в РФ оборудования).

8. Развитие финансового лизинга.

9. Законодательные меры по защите интересов инвесторов.

10. Создание институтов развития (финансовых – Инвестиционный фонд РФ, ОАО «Российская венчурная компания», ОАО «Агентство по ипотечному жилищному кредитованию», ОАО «Росагролизинг», госкорпорация «Российская корпорация нанотехнологий» и т.д., нефинансовых – центры трансфера технологий, центры содействия энергоэффективности, технопарки, промышленные парки, бизнес-инкубаторы и др.).

11. Проведение экспертиз инвестиционных проектов.

12. Предоставление гарантий по инвестиционным проектам.

13. Размещение на конкурсной основе средств бюджета для инвестиционных проектов на конкурсной основе.

Прямые меры ГИП:

1. Бюджетные инвестиции в объекты государственной и муниципальной собственности социального, производственного и специального назначения (космическая программа, Мировой океан и др.), как правило, на основе программ адресной поддержки и целевых государственных программ.

2. Использование бюджетных средств для совместного финансирования инвестиционных проектов в порядке государственно-частного партнерства.

3. Инвестиции госкорпораций.

Концепция 2020 предусматривает в 2008–2020 гг. среднегодовой прирост инвестиций в основной капитал в размере 11 %, увеличение их общего объема в 4 раза.

Новые способы мобилизации инвестиционного капитала:

1. Финансовый лизинг – приобретение имущества в собственность специально для его последующей сдачи в аренду на срок, приближающийся к сроку его амортизации. При этом лизингодатель за счет лизинговых платежей возвращает всю стоимость имущества и получает прибыль. Фактически лизинг – форма долгосрочного кредитования.

2. Венчурное финансирование – вложение средств в проект с высоким уровнем риска на начальной стадии его реализации в обмен на пакет акций создаваемого предприятия с целью его продажи после реализации проекта. Для данного вида инвестирования характерны: 1) особые требования инвестора к менеджменту проекта – фактически деньги выделяются под конкретных людей, 2) участие инвестора в управлении проектом, оказание консультационной поддержки венчурному предприятию, 3) отсутствие у инвестора промежуточных доходов от вложений, 4) высокая доходность – 25–30 % годовых.

3. Франчайзинг – смешанная форма крупного и малого предпринимательства, при которой мелкая фирма заключают с крупной компанией договор на право действовать от ее имени. При этом мелкая фирма (франчайзи) обязана осуществлять соответствующую деятельность в форме, предписанной ей крупной фирмой (франчайзером), в течение определенного времени и в определенном месте, а франчайзер обязуется снабжать франчайзи товарами, технологиями и оказывать всяческое содействие в бизнесе. Пример франчайзинга – Макдональдс. Франчайзер получает доход от первоначального взноса (продажи франшизы) и от текущих платежей. Последние составляют 6–7 % от общего объема продаж франчайзи.

 



Просмотров 749

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!