Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Акмеологическая модель мышления



Акмеологическая модель мышления раскрывает порождающие, процессуальные и содержательные закономерности зрелого мышления.

Проблемы (неизвестные, непонимаемые отношения объектов) как источники мыслительной деятельности могут иметь разные формы. Глубине проникновения в проблему препятствуют дефициты способности осознавать и формулировать проблему. Мышление взрослого человека активно работает с проблемами следующих типов: перенос знания, нахождение ошибки в мысли, преодоление непонимания, обнаружение заблуждения, преодоление общего незнания, восполнение недостатка знания, понимание скрытого значения символов, понимание противоречий, преодоление устоявшегося знания.

Трудно сознаваемую, имплицитную (скрытую) структуру мыслительной активности образуют операции различения, объединения в целое, абстрагирование, сравнения, нахождения сходства, нахождение отличий, выделение противоположностей, конкретизация символизация. В реальном процессе мышления названные операции организованы в “логические матрицы” и “общие логические порядки”.

 

Формы мышления

Основные формы мышления - понятие, суждение, умозаключение.

Понятие- это выраженная в слове мысль об общих и существенных признаках предметов и явлений действительности. Этим оно отличается от представлений, которые только показывают их образы. Понятия формируются в процессе исторического развития человечества. Поэтому содержание их приобретает характер всеобщности. Это значит, что при различном обозначении одного и того же понятия словами в различных языках сущность остается одной и той же.

Усваиваются понятия в процессе индивидуальной жизни человека по мере обогащения его знаниями. Умение мыслить - всегда связано с умением оперировать понятиями, оперировать знаниями. Понятие выступает единицей анализа зрелого мышения. Оно является основным целевым ориентиром проблемного мыслительного процесса. Синтез понятий в крупные структуры, собирающие всю полноту данных об исходном объекте символически обозначается как “пирамида, “веер”, “расширяющаяся спираль”.

Продуктивность мышления выявляется при анализе понятий и их видов на интуитивном уровне в виде быстрых, свернутых, слитых операций и на “внешнем” (дискурсивном) уровне в виде развернутой речевой формы, осознанности, результативности подготовительных и завершающих шагов.

Суждение - форма мышления, в которой высказывается утверждение или отрицание тех или иных связей и отношений между предметами, явлениями и событиями. Суждения могут быть общими (например, "все растения имеют корни"), частными, одиночными.

Умозаключение - форма мышления, в которой из одного или нескольких суждений выводится новое суждение, так или иначе завершающее мыслительный процесс. Различают два основных вида умозаключений: индуктивное (индукция) и дедуктивное (дедукция). Индуктивным называется умозаключение от частных случаев, от частных суждений к общему. Например: "когда Ивановой исполнилось 14 лет, она получила паспорт гражданки России", "когда Рыбникову исполнилось 14 лет, он получил паспорт гражданина России" и т. д. Следовательно, "все россияне, достигшие 14-летнего возраста, получают паспорт гражданина России".

Существует еще умозаключение по аналогии. Оно обычно используется для построения гипотез, т. е. предположений о возможности тех или иных событий, явлений. Процесс умозаключения, таким образом, представляет собой оперирование понятиями и суждениями, приводящее к тому или иному умозаключению.

Мышление, как известно, - обобщенное отражение действительности. Процесс же выделения общих существенных признаков требует отвлечения, следовательно, в процесс анализа и синтеза включена и абстракция. Мышление может быть образным - на уровне образов, восприятий и представлений. Оно в какой-то мере существует и у высших животных. Человеческое же высшее мышление-мышление речевое. Язык, речь - материальная оболочка мысли. Только в речевой - устной или письменной форме мысль человека становится доступной другим.

Индивидуальные особенности мышления проявляются в различных свойствах умственной деятельности. Они складываются в процессе жизни и деятельности и в значительной мере определяются условиями обучения и воспитания. Имеют значение и типологические особенности высшей нервной деятельности.

К числу особенностей мышления относятся широта и глубина ума, последовательность, гибкость, самостоятельность и критичность мышления.

Широта ума характеризуется разносторонностью знаний, умением творчески мыслить, способностью к широким обобщениям, умением связывать теорию с практикой. Глубина ума - это умение выделить сложный вопрос, вникнуть в его сущность, отделить главное от второстепенного, предвидеть пути и следствия его решения, рассмотреть явление всесторонне, понять его во всех связях и отношениях.

Последовательность мышления выражается в умении устанавливать логический порядок в решении различных вопросов.

Гибкость мышления - это умение быстро оценивать ситуацию, быстро обдумывать и принимать необходимые решения, легко переключаться с одного способа действия на другой.

Самостоятельность мышления выражается в умении поставить новый вопрос, найти ответ на него, принимать решения и действовать не шаблонно, не поддаваясь внушающему постороннему влиянию.

Критичность мышления характеризуется умением не считать верной первую пришедшую в голову мысль, подвергать критическому рассмотрению предложения и суждения других, принимать необходимые решения, только взвесив все "за" и "против". Перечисленные особенности мышления у разных людей сочетаются по-разному и выражены в различной степени. Это и характеризует индивидуальные особенности их мышления.

К установкам, пределяющим целостную мыслительную деятельность в ее типичном протекании, относят: установку на понимание, установку на интерпретацию. Установку на коммуникацию, рефлексивную установку, творческую установку, установку на остроумие.

М.А. Хододная разработала наиболее полную модель структуры интеллекта. Она включает четыре наиболее общих компонента: конвергентную способность, креативность, обучаемость познавательный стиль. Типологии мыслителей разрабатываются исследователями на основании следующих показателей:

- по предпочитаемым объектам мышления;

- по преобладающим содержаниям – процессам - продуктам мышления;

- по доминирующим источникам знания;

- по уровню творчества;

- по масштабу общезначимых интеллектуальных достижений;

- по характеру интеллектуальных влияний на других

Взаимосвязь видов мышления характеризуется также их взаимопереходами. Они зависят от задач деятельности, требующих то одного, то другого, а то и совместного проявления видов мышления.

Задание для самостоятельной работы №1

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1. Сознание поднимается до уровня мышления, в процессе которого обобщение осуществляется как осознание и выделение ... связей вещей.

2. Мышление дает знания о ... свойствах, связях и отношениях ... реальности, осуществляет в процессе познания переход "от явления к ...".

3. Опосредствованный и ... характер мышления обеспечивает познание человеком не только явлений, но и их ... .

4. Мыслящее созерцание есть осознание единичного в форме ... .

5. Мысль обретает в ... необходимую материальную оболочку, в которой она только и становится доступной для других людей и для нас самих.

6. Сущность мышления состоит в установлении ...-... связей и отношений между предметами и явлениями.

7. Теоретическое мышление - это оперирование знаниями, выраженными в ... , ... и ... .

8. Отличительная особенность ...-... мышления - непосредственная связь

с восприятием мыслящим человеком ... ... .

9. Деятельность практического мышления направлена на разрешение ... задач, а функционирование теоретического мышления связано с поиском ... ... .

10. Интуитивное мышление носит свернутый, в основном ... характер и означает акт одномоментного "..." структуры ситуации или задачи.

Задание для самостоятельной работы №2

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : ЧУВСТВЕННЫЙ ОБРАЗ

Понятие : ... (обобщенное отражение, информация, психика, мысль)

2. Образец: ОЩУЩЕНИЕ : ЖИВОЕ СОЗЕРЦАНИЕ

Понятие : ... (вторичное, идеальное, опосредованное отражение, условный рефлекс)

3. Образец: ПРЕДСТАВЛЕНИЕ : АКТИВНОЕ ОТРАЖЕНИЕ

Мышление :... (абстрактный образ, рефлекс, опережающее отражение)

Задание для самостоятельной работы№3

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Сознание, понятие, отражение, абстрактное мышление, познание.

2. Психика, суждение, логическое познание, отражение, сознание.

Задание для самостоятельной работы №4

Наиболее распространенное деление стилей мышления - деление на "теоретиков" (или, в близкой типологии В. Оствальда, "классиков") и "эмпириков" ("романтиков"). Ниже приведены характеристики тех и других. Определите, где речь идет о "теоретиках", а где - об "эмпириках".

1. Их отличают большая наблюдательность, любознательность, виртуозное использование сравнительного анализа.

2. Они считают, что открытия определяются яркими вспышками воображения.

3. С их точки зрения, то, что не наблюдаемо в опыте, нельзя использовать в научном рассуждении.

4. Ценность их в том, что сделанные ими открытия служат исходной информацией для научного прорыва, реализуемого другими.

5. Их сильная сторона - аналитичность, рациональность мышления, невысокая эмоциональность.

6. Они признают наукой только установление связей между непосредственно измеряемыми величинами.

7. Они устремляются в прорыв, обозначенный усилиями других, и делают результат доказательным и убедительным для других.

8. Когда в материале есть "белое пятно", они восполняют недостающие детали гипотезой, опирающейся на интуицию.

9. Слабость их - в излишней, часто необоснованной доверчивости к найденным закономерностям.

10. Они менее наблюдательны, чем другие, но и не столь доверчивы.

Задание для самостоятельной работы №5

Какие из перечисленных слов характеризуют индивидуально-типологические особенности мышления?

Самостоятельность, критичность, умеренность, вязкость, дивергентность, подвижность, зрелость, эмоциональность, инертность, креативность, стереотипность, темпераментность, отчетливость, образность, практичность, интровертированность, глубина мысли, гибкость, пытливость ума, быстрота мысли, системность, операциональность, дополнительность, достоверность, логичность, интуитивность, инструментальность, обязательность, механистичность, уверенность, смелость, оригинальность.

 

Задание для самостоятельной работы №6

Определите, о каких видах мышления идет речь в следующих фрагментах, укажите на их особенности.

1. Видя идущий из трубы дым, мы можем сказать, что в доме топится печь, хотя этой печи не видим. Видя покореженную машину, мы можем сделать вывод, что она попала в аварию, хотя не были свидетелями этой аварии. Более того, мы можем многое сказать о том, что и как произошло во время аварии, хотя всего этого тоже не видели. Воспринимая одно (дым, покореженную машину), мы через посредство имеющихся у нас знаний делаем выводы о другом (о топке печи, об аварии).

2. Удивление перед тайной является само по себе плодотворным актом познания, источником дальнейшего исследования и, быть может, целью всего нашего познания, а именно - посредством наибольшего знания достигнуть подлинного незнания, вместо того чтобы позволить бытию исчезнуть в абсолютизации замкнутого в себе предмета познания. (К. Ясперс)

Задание для самостоятельной работы №7

Прокомментируйте приведенные определения мышления и выберите, на ваш взгляд, наиболее правильные.

1. Мышление - процесс, всегда опирающийся на данные чувственного опыта.

2. Мышление - это простая цепь ассоциаций, протекающих в сознании.

3. Мышление - это опосредованное и обобщенное отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними.

4. Мышление - это процесс переработки созерцания и представлений в понятия.

5. Мышление - это процесс переработки информации.

6. Мысль - это биотоки мозга.

7.История мысли = история языка.

Задание для самостоятельной работы №8

Проанализируйте приведенные высказывания. С какими из них вы согласны, с какими - нет и почему?

1. Мышление есть процесс чистой активности сознания.

2. Мышление есть проявление особой духовной способности человека.

3. Все мысли и действия нашей души вытекают из ее собственной сущности и не могут ей быть сообщены чувствами. (Г. В. Лейбниц)

4. Разум и постигаемое разумом - одно и то же. (Гегель)

5. С помощью мышления мы познаем то общее в предметах и явлениях, те закономерные, существенные связи между ними, которые недоступны непосредственно ощущению и восприятию и которые составляют сущность, закономерность объективной действительности. (В. С. Кузин)

Задание для самостоятельной работы №9

Одинаковы ли по значению и употреблению перечисленные ниже термины?

Интеллект, мышление, разум, рассудок, менталитет, знание, ум, мудрость, образованность, информация, интеллигентность, понимание, осведомленность, эрудиция.

Задание для самостоятельной работы №10

Сравните приведенные точки зрения. Какие стороны мышления они характеризуют?

1. Мыслить - значит изобретать, конструировать "в уме" идеализированный (соответствующий цели деятельности, ее идее) проект того реального предмета, который должен явиться результатом предполагаемого трудового процесса. (А. А. Арсеньев, В. С. Библер, Б. М. Кедров)

2. Мышление - это "комбинирование, воспроизведение, репродуцирование, "перебирание" и сочетание в разных пропорциях одних и тех же готовых "атомов" (представлений), чисто внешне связанных друг с другом". (А. В. Брушлинский)

3. Шаблонно мыслящие люди избирают с их точки зрения самую разумную позицию, а затем, развивая ее логически, пытаются разрешить проблему. Что же касается тех, кто мыслит нешаблонно, то они предпочитают по-новому взглянуть на проблему и исследовать ее с разных точек зрения, вместо того чтобы придерживаться раз избранной позиции...

Шаблонное мышление оперирует высокими вероятностями; без этого повседневная жизнь была бы невозможной... Нешаблонное мышление оперирует малыми вероятностями... Когда маловероятностное направление мысли приводит к новой, более действенной идее, наступает эвристический момент, в результате которого маловероятностный подход к решению задачи мгновенно приобретает наивысшую вероятность... При шаблонном мышлении логика управляет разумом, тогда как при нешаблонном она его обслуживает. (Э. де Бона)

Задание для самостоятельной работы №11

Попытайтесь продолжить следующие мысли.

1. Умный - значит хорошо...

2. Мысль реальна. Но это не объективная, а...

3. Мышление начинается там, где оказывается уже недостаточным или даже бессильным...

4. Мышление служит мощным средством преодоления границ восприятия...

5. Преодолевая ограниченность представлений личным опытом, понятие дает человеку возможность...

6. Благодаря обобщениям человек получает возможность познать то, что...

7. Мышление как высшая форма познания позволяет человеку отражать окружающую действительность обобщенно, опосредованно. Обобщенности способствует...

8. Л. Н. Толстой говорил, что всегда непонятно не само слово, а...

9. Единство мышления и речи особенно проявляется в онтогенезе в процессе...

10. Для ориентации человека в природном и социальном мире недостаточно одной чувственной ступени, потому что...

 



Просмотров 5842

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!