Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Индивидуальные особенности памяти



Существуют индивидуальные различия между людьми по объему, точности памяти, быстроте запоминания, длительности сохранения, готовности памяти.

Объем памяти - это количество материала, которое может быть правильно воспроизведено непосредственно после однократного его восприятия. В среднем объем памяти равен 6-8 объектам. Индивидуально он колеблется от 3 до 12.

Точность памяти определяется идентичностью воспроизводимого и запоминаемого. Отсутствие пропусков, искажений в воспроизведении, детальное воспроизведение - конкретные проявления точности памяти.

Быстрота запоминания - это время (или число повторений), необходимое для полного и правильного запоминания материала.

Длительность сохранения - время удержания в памяти материала. Выражение "короткая память" относится именно к этому ее качеству.

Готовность памяти - это способность быстро извлекать из памяти то, что необходимо человеку в данный конкретный момент. Отсутствие этого качества приводит к тому, что даже при наличии знаний человек не может ими пользоваться. Нередко учащиеся, получив неудовлетворительную оценку на экзамене и выйдя за дверь аудитории, вдруг начинают рассказывать товарищам то, чего две минуты назад не могли рассказать преподавателю. Готовность памяти определяет прикладность знаний. В сочетании с мышлением она определяет сообразительность и находчивость.

Сочетание перечисленных качеств позволяет по индивидуальным различиям памяти разделить людей на четыре группы:

а) быстро и прочно запоминающих, медленно забывающих;

б) быстро запоминающих, но скоро забывающих;

в) медленно запоминающих, но долго помнящих;

г) медленно запоминающих и быстро забывающих.

 

Приемы заучивания

Одним из главных условий учебной деятельности и многих видов труда является организация запоминания путем использования специальных приемов заучивания. Основные из них следующие:

Постановка цели запоминания. Можно несколько раз прочесть какой-либо текст и не суметь воспроизвести его достаточно полно и точно, пока установка "читаю-воспринимаю" не будет заменена установкой "читаю-запоминаю". Как только цель поставлена, продуктивность запоминания существенно возрастает.

Установка на длительность запоминания. Прочность сохранения материала зависит от того, какая принята установка: запомнить надолго или на короткий срок. Запоминаемый материал сохраняется значительно более прочно и длительно, если имелась установка запомнить на долгий срок, тем более навсегда.

Предварительная специальная обработка материала, подлежащего запоминанию. Предварительно запоминаемый материал должен быть внимательно изучен. В нем следует выделить наиболее существенное, найти смысловые опоры памяти, его можно перегруппировать в зависимости от задач запоминания. Тщательно изучаемый и анализируемый материал может переходить в творчество, что является высшей целью любого обучения.

Очень полезно для запоминания связывание его содержания с жизненным опытом человека, с основными целями и задачами деятельности.

Полная сосредоточенность внимания на процессе запоминания. Без напряженного внимания процесс заучивания не может быть продуктивным.

При заучивании необходимо соблюдать следующие правила повторения:

а) повторять материал нужно своевременно, так как наиболее интенсивно забывание идет в первые часы и дни после запоминания;

б) повторять материал лучше распределенно во времени, а не концентрированно. Например, заучив стихотворение, лучше прочитывать его дважды по два раза в день (утром и вечером) в течение четырех дней, чем сразу 16 раз подряд;

в) в процессе заучивания необходимо чередовать повторение текста в целом с повторением его по частям;

г) продуктивность заучивания следует проверять не узнаванием, а воспроизведением, не глядя в текст. Лишь после этого правильность воспроизведения можно проверить по тексту.

 

 

Задание для самостоятельной работы №1

Из данных понятий постройте логический ряд так, чтобы каждое предыдущее понятие было родовым (более общим) по отношению к последующим.

1. Психика, память, отражение, познавательный процесс, словесно-логическая память.

2. Представление, отражение, чувственный образ, психика, познавательный процесс, образная память.

Задание для самостоятельной работы №2

Какие из перечисленных явлений относятся к памяти, а какие - к представлениям?

Опыт, узнавание, мечта, забывание, припоминание, сохранение, цель, воспроизведение образа, следы воздействия раздражителя, предвидение, творчество, опережающее отражение, грезы, воссоздание образа, воспоминание, запечатление информации, обобщенный чувственный образ, запоминание, иллюзия, фантазия, модель будущего, рассказ о прошлом, рассказ о будущем, идеал, гипотеза, воображение, галлюцинация, реминисценция, словесный портрет.

 

Задание для самостоятельной работы №3

Проанализируйте следующие утверждения. Какие из них неверны и почему?

 

1. Механизм кратковременной памяти позволяет информации сохраняться меньше секунды.

2. В случае, если требуется на,короткое время сохранить информацию, состоящую более чем из 4 элементов, мозг автоматически осуществляет их перегруппировку.

3. Емкость долговременной памяти и длительность хранения в ней информации зависит от важности запоминаемого материала.

4. Информация всегда легче воспроизводится в том же самом контексте, в котором происходило ее запоминание.

5. Мы всегда дольше помним о работе, которую успели закончить.

6. Серьезная проработка материала в течение короткого времени приводит к более эффективному запоминанию, чем длительное его изучение.

7. Эпизодическая память состоит из всех структур, свойственных той или иной культуре и позволяющих организовать познание мира.

8. В отличие от пространственной и последовательной организации памяти ассоциативная и иерархическая организация ее обусловлена "внешними" факторами.

9. Всегда легче вспомнить какой-либо элемент прошлого опыта, чем узнать его среди других предъявляемых предметов.

10. Кратковременная память существенно улучшается в возрасте от 5 до 11 лет.

Задание для самостоятельной работы №4

В каких случаях перечисленные образы становятся образами памяти, а в каких - воображения?

Опосредованный образ, трансформированный образ, художественный образ, образ-представление, синтезированный образ, образы-копии, типичный образ, музыкальные образы-представления, акцентированный образ, фантастический образ, сознательно реконструированный образ, ассоциативный образ, последовательный образ, гиперболизированный образ, образы сновидений, галлюцинаторные образы.

Задание для самостоятельной работы №5

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

1.Различают три уровня памяти: сенсорную (или ...), ... и ... память.

2.... память функционирует в течение четверти секунды.

3.Емкость и длительность ... информации в долговременной памяти в принципе практически ... .

4.Чем более ... становится информация в результате многократного повторения, тем выше вероятность того, что она ... в памяти.

5.Процесс ... осуществляется уже на этапе сенсорной памяти, след консолидируется на стадии ... памяти и углубляется на стадии ... памяти.

6. ... память включает все те структуры, которые позволяют упорядочить познание мира.

Задание для самостоятельной работы №6

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Сенсорная память... а) действует на уровне рецепторов; б) сохраняет информацию в интервале меньше 1 с; в) лежит в основе зрительных образов; г) является генетически первичным видом памяти; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Кратковременная память... а) сохраняет информацию в пределах двух минут; б) обладает емкостью, не превышающей 11 элементов; в) позволяет долго помнить телефонный номер; г) короче оперативной; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Долговременная память... а) обладает ограниченной емкостью; б) обладает практически неограниченной длительностью; в) более развита у пожилых людей; г) обобщение образов и представлений; д) не связана с эмоциями; е) все ответы верны; ж) все ответы неверны.

4. Мы ориентируемся в днях недели или расположении слов в словаре благодаря... а) пространственной организации информации; б) последовательной организации информации; в) ассоциативной организации информации; г) иерархической организации информации; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Когда мы забываем о назначенном свидании, это обусловлено... а) торможением; б) активным забыванием; в) мотивированным забыванием; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

6. Память... а) всегда играет положительную роль в процессах мышления; б) может вызывать некоторую функциональную ригидность; в) всегда облегчает решение задачи; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

7. Память обслуживает, по преимуществу... а) настоящее; б) прошлое; в) будущее; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

 

Задание для самостоятельной работы №7

Определите, в каких из перечисленных обстоятельствах память работает лучше или хуже.

Когда мы стареем; когда мы хотим показать себя с лучшей стороны; когда мы поглощены интересной работой; когда нас торопят; когда на нас давят обстоятельства; когда возникают отвлекающие факторы; когда нас перебивают; когда нас переполняют чувства (возбуждение, восторг, гнев и т.д.); когда мы погружены в размышления; когда мы устали или хотим спать; когда мы находимся в привычной обстановке; когда мы действуем на "автопилоте"; когда мы не понимаем смысла воспринимаемой информации; когда мы действуем в направлении сознательно поставленной цели; когда мы находимся в стрессе; когда мы пребываем в депрессии; когда мы слишком тревожны; когда мы находимся в условиях дефицита времени.

Задание для самостоятельной работы №8

Анализируя следующие высказывания, объясните взаимосвязь памяти и других психических функций.

1.Народная мудрость гласит: пустая голова не думает.

2.Богатство памяти - мера освоения материальной и духовной реальности.

3.Хорошая память - основа обучения.

4.Чем человек умней, тем лучше его память.

5.Богатый запас слов - показатель хорошей памяти и хорошего ума.

1. Любая научная работа делает память лучше.

2. Если человек утрачивает память, он теряет ум.

3. Без памяти человек перестает быть личностью.

4. Благодаря памяти человек становится человеком.

5. Если есть хорошая память, можно удовольствоваться весьма средним интеллектом.

 

Задание для самостоятельной работы №9

Как вы объясните описанные ниже факты?

1. Учащимся предлагают для запоминания два рассказа и предупреждают, что один из них должен быть рассказан на следующий день, а второй следует запомнить "навсегда". Через несколько недель производился опрос учащихся, и было установлено, что рассказ, прочитанный с установкой запомнить "навсегда", они помнят лучше. (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая)

2. Один актер должен был неожиданно для себя заменить своего товарища и в течение одного дня выучить его роль; во время спектакля он знал ее в совершенстве, но после спектакля все выученное, как он сам выразился, "словно губкой стерло из памяти", и роль была забыта им совершенно. (А. М. Вейн, Б. И. Каменецкая)

3. После ответственного диктанта некоторые ученики класса стремятся выяснить у учителя, как надо писать слово, вызвавшее у них затруднение. Получив ответ, они в дальнейшем, уже никогда не испытывают затруднений в написании этого слова... Если же отнести выяснение правильного написания слова к моменту работы над ошибками, то эффект будет иным. (Н. Ф. Талызина)

Задание для самостоятельной работы №10

Найдите причину, по которой одна группа испытуемых лучше другой запоминает предложения.

Одной группе испытуемых давали шесть предложений, в пяти из которых были допущены грамматические ошибки. Испытуемые должны были прочесть предложения и исправить ошибки. Другая группа испытуемых также получала шесть предложений, в которых были допущены не грамматические, а смысловые ошибки. Испытуемые после прочтения каждой фразы должны были указать на ошибку. После окончания работы обеим группам испытуемых неожиданно предлагалось воспроизвести предложения.

Задание для самостоятельной работы №11

Определите, в каких из перечисленных примеров речь идет о непосредственной (оперативной, мгновенной, сенсорной), кратковременной или долговременной памяти.

1. При печатании на пишущей машинке как только буква напечатана, человек тут же забывает ее, чтобы перейти к следующей.

2. Старушка всю жизнь помнит о своей первой любви.

3. Человек, набирающий малознакомый номер в телефоне-автомате и держащий в руках сумку, букет и торт, не имеет возможности держать перед глазами записную книжку, и ему приходится мысленно повторять номер, пока набирает его. Если его прервать в момент, пока он дозванивается, номер исчезнет из памяти.

4. Пожилой актрисе, работающей над мемуарами, кажется, что свои гимназические годы она помнит лучше, чем военные и перестроечные.

5. Авиадиспетчер на несколько минут сосредоточивает внимание на изображении движущейся точки на экране, а после посадки самолета тут же забывает о ней, переключая внимание на следующую.

6. Писатель, работающий над историческим романом, помнит огромное число архивных данных, хотя далеко не все они войдут в повествование.

7. Ожидая на остановке автобус № 664, человек помнит номера других, прошедших до "своего", автобусов (№ 47, 57, 119, 117 и т.д.), но, дождавшись, тут же выбрасывает их из памяти.

8. Люди, окончившие школу даже 40-50 лет назад, сохраняют в памяти имя первой учительницы.

9. Студент перед экзаменом помнит огромное количество цифр, дат, фактов, которые "улетучиваются" из головы, как только экзамен сдан.

10. Дошкольник, вспомнив летом о новогодних подарках, рисует Деда Мороза

Задание для самостоятельной работы №12

Попробуйте найти объяснение следующим фактам.

1. Студент на экзамене говорит преподавателю, что он "знал, но забыл" материал билета. Возможно ли такое?

2. Детей дошкольного возраста нельзя использовать как лжесвидетелей. Почему?

3. Имена людей, которых мы давно и хорошо знаем, часто "выпадают" из памяти, и, например, Галину Ивановну мы почему-то упорно называем Галиной Сергеевной.

4. В печати иногда появляется информация о "ложных воспоминаниях", когда человек подробно, в красках и деталях описывает места, в которых он никогда не был, людей, которых никогда не видел и не знал, и события, свидетелем которых он не был.

5. Когда требуется узнать человека по фотографии его лица, только треть всех испытуемых делает это правильно, еще одна треть вовсе его не узнает, а остальные уверенно дают ошибочный ответ.

6. Известна история неграмотной женщины, жившей в XVIII в., которая, заболев лихорадкой, в бреду заговорила на греческом, латинском и древнееврейском языках. Врач, лечивший ее, был очень удивлен и произвел "расследование". Он установил, что еще девочкой эта женщина жила у пастора, который любил читать вслух книги на этих языках. Врач разыскал даже те места в книгах, которые в бреду цитировала больная.

 

 

ВНИМАНИЕ

Внимание в системе психологических феноменов занимает особое положение. Оно включено во все остальные психологические процессы, выступает как их необходимый момент и отделить его от них, выделить и изучить в "чистом" виде не представляется возможным. С явлениями внимания мы имеем дело лишь тогда, когда рассматривается динамика познавательных процессов и особенности различных психических состояний человека. Всякий раз, когда мы пытаемся выделить "материю" внимания, отвлекаясь от всего остального содержания психических феноменов, она как бы исчезает.

Внимание можно определить как психофизиологический процесс, состояние, характеризующее динамические особенности познавательной деятельности. Они выражаются в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке внешней или внутренней действительности, которые на данный момент времени становятся осознаваемыми и концентрируют на себе психические и физические силы человека в течение определенного периода времени.

Внимание - это процесс сознательного или бессознательного (полусознательного) отбора одной информации, поступающей через органы чувств, и игнорирования другой.

Внимание не имеет своего собственного содержания. Оно включено в другие психические процессы: ощущения и восприятия, представления, память, мышление, воображение, эмоции и чувства, проявления воли. Внимание включено и в практические, в частности, двигательные действия людей, в их поведенческие акты - поступки. Это обеспечивает ясность и отчетливость отражения действительности, что является одним из необходимых условий успешности любой деятельности.

Различают следующие виды внимания: внешнее и внутреннее, произвольное (преднамеренное), непроизвольное (непреднамеренное) и послепроизвольное.

Внешним вниманием называется направленность сознания на предметы и явления внешней среды (природной и социальной), в которой существует человек, и на свои собственные внешние действия и поступки.

Внутренним вниманием называется направленность сознания на явления и состояния внутренней среды организма. Соотношение внешнего и внутреннего внимания играет важную роль во взаимодействии человека с окружающим миром, другими людьми, в познании им самого себя, в умении управлять собой.

Если внешнее и внутреннее внимание характеризуется различной направленностью сознания, то внимание произвольное, непроизвольное и послепроизвольное различается по признаку соотношения с целью деятельности.

При произвольном внимании сосредоточенность сознания определяется целью деятельности и конкретными задачами, вытекающими из ее требований и изменяющихся условий.

Непроизвольное внимание возникает без предварительной постановки цели - как реакция на сильный звук, яркий свет, новизну предмета.

Предметом непроизвольного внимания становится любой неожиданный раздражитель. При всех неожиданностях внимание сосредотачивается на короткий срок. Но произвольное внимание может удерживаться и длительно в тех случаях, когда восприятие предмета, даже мысль о нем вызывает живой интерес, окрашивается положительными эмоциями удовольствия, удивления, восхищения и др. Так может приковать внимание учащихся преподаватель, интересно, эмоционально, с выдумкой проводящий урок. Это говорит о том, что непроизвольное внимание может быть вызвано специально, с целью достижения положительного результата деятельности, в данном случае урока.

Следовательно, внимание является не только фактором, ограничивающим психическую деятельность, но и само может регулироваться извне, в частности, в педагогическом процессе.

Послепроизволъноевнимание возникает вслед за произвольным. Это значит, что человек сначала сосредотачивает сознание на каком-то предмете или деятельности, иногда с помощью немалых волевых усилий, затем сам процесс рассматривания предмета или сама деятельность вызывает нарастающий интерес, и внимание продолжает удерживаться уже без всякого усилия.

Все три вида внимания - это динамичные процессы, связанные взаимными переходами, но всегда какой-то из них на какое-то время становится преобладающим.

Свойствами внимания называются особенности его проявления. К ним относятся объем, концентрация, устойчивость, переключение и распределение внимания.

Объем внимания характеризуется количеством запоминаемого и производимого материала. Объем внимания можно увеличить путем упражнения или устанавливая смысловые связи между воспринимаемыми предметами (например, объединяя буквы в слова).

Концентрация внимания - свойство, выражающееся полной поглощенностью предметом, явлением, мыслями, переживаниями, действиями, на которых сосредоточено сознание человека. При наличии такой сосредоточенности человек становится высоко помехоустойчивым. Лишь с трудом его можно отвлечь от мыслей, в которые он погружен.

Устойчивость внимания - способность длительно быть сосредоточенным на определенном предмете или на одном и том же деле. Она измеряется временем сосредоточения при условии сохранения отчетливости отражения в сознании предмета или процесса деятельности. Устойчивость внимания зависит от целого ряда причин: значимости дела, интереса к нему, подготовленности рабочего места, навыков.

Переключение внимания выражается в произвольном, сознательном перемещении его с одного предмета на другой, в быстром переходе от одной деятельности к другой. Оно диктуется самим ходом деятельности, возникновением или постановкой новых ее задач.

Не следует смешивать переключение внимания с отвлечением, которое выражается в непроизвольном переносе сосредоточенности сознания на что-то другое либо в снижении интенсивности сосредоточенности. Это проявляется в кратковременных колебаниях внимания.

Истинное отвлечение является следствием многих причин. Ими могут быть невыработанная устойчивость внимания, снижение интереса к работе, утомление (особенно при ее монотонном характере) и другое. Противодействовать отвлечению могут краткие перерывы в работе.

Распределение внимания - свойство, благодаря которому возможно выполнение двух или более действий (видов деятельности) одновременно, но только в том случае, когда одни действия привычны для человека и осуществляются хотя и под контролем сознания, но в значительной мере автоматизировано.

В процессе обучения и воспитания, деятельности и общения у человека развиваются свойства внимания, его виды, образуются относительно устойчивые их сочетания (индивидуально-типологические особенности внимания, обусловленные также и типом нервной системы), на основе которых формируется внимательность как свойство личности.

При организации учебно-воспитательного процесса в школе учитель должен учитывать возрастные и индивидуальные особенности внимания школьников, характер учебной деятельности. В зависимости от организации последней выделяют коллективное, групповое и индивидуальное внимание. Коллективное внимание выражается в сосредоточении всех учащихся класса на одном объекте (рассказе учителя, наглядном пособии, ответе ученика и т. д.). Групповое внимание заключается в сосредоточении внимания группы учеников на собственном объекте в условиях работы в коллективе (при выполнении лабораторных работ по предметам). Индивидуальное внимание - это сосредоточение сознания индивида на своем задании (контрольная работа, выполнение упражнений и т. д.).

Завершая теоретическое изучение материала по данной теме, следует выделить основные пути управления вниманием учащихся в процессе обучения и воспитания, пути формирования внимания и внимательности. Это:

· а) организация учебного материала (его структурирование, подбор ярких примеров и т. д.);

· б) использование технических средств обучения;

· в) организация деятельности учащихся на уроке (темп, ритм, смена деятельности и т. д.);

· г) организация деятельности учителя (организация устной и письменной речи учителя, методы педагогического воздействия и оценки и т. д.);

· д) формирование у учащихся навыков учебной деятельности и научной организации труда (в частности, действий контроля и самоконтроля);

· е) формирование у учащихся мотивации учения, устойчивых интересов к учебной, общественной и трудовой деятельности.

 

Задание для самостоятельной работы №1

Какое свойство внимания обнаруживается в следующих примерах? Каков, по-вашему, его механизм? Возможно ли одновременное протекание в поле внимания двух и более процессов?

1. Изумительная трудоспособность [Н. Г. Чернышевского] позволяла ему часто проводить одновременно две работы: нередко он писал статью для "Современника", одновременно выполняя другое дело, например, диктуя секретарю перевод "Всемирной истории" Шлоссера. (Ф. Н. Гоноболин)

2. Вот, в Берлине, одна дама показывает фокусы: обеими руками в одно время пишет на разных языках - английском, немецком, французском - разные фразы. Даже так делает: в руки берет по два карандаша, в зубы - пятый и одновременно пишет пять различных слов на пяти языках. (М. Горький)

3. Известны феноменальные способности Юлия Цезаря, который, по преданию, мог делать одновременно 7 несвязанных между собою дел. Существует легенда, что Наполеон мог одновременно диктовать своим секретарям 7 ответственных дипломатических документов.

Задание для самостоятельной работы №2

Вставьте пропущенные слова в следующие утверждения.

3. Внимание - это ... и ... сознания на каком-нибудь предмете, явлении, деятельности или переживании.

4. Благодаря вниманию, ... объектов становится более ясным, отчетливым.

5. В произвольном внимании проявляется ... личности.

6. Все теории внимания утверждают принцип: ... настройка ... восприятие конкретного объекта - привлекает к нему внимание благодаря возникновению в центральной нервной системе ... очага возбуждения.

5. Произвольное внимание есть ... внимание, ..., осуществляемый по заранее составленному плану и заданному образцу.

 

Задание для самостоятельной работы №3

 
 

В каком из следующих отношений находятся пары понятий:

 

 

1. а) внимание - б) ориентировочный рефлекс;

2. а) произвольное внимание - б) непроизвольное внимание;

3. а) внимание - б) переключение внимания;

4. а) внимание - б) сознание;

5. а) внимание - б) направленность личности;

6. а) внимание - б) внимательность;

7. а) восприятие - б) внимание.

 

Задание для самостоятельной работы №4

Выберите правильный ответ из предложенных вариантов.

1. Сосредоточенность сознания на каком-либо предмете, явлении, переживании обеспечивает... а) восприятие; б) внимание; в) рефлексия; г) узнавание; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

2. Внимание выполняет функцию... а) активизации нужных психофизиологических процессов; б) целенаправленного организованного отбора поступающей информации; в) обеспечения длительного сосредоточения на объекте; г) фокусирования сознания на необходимых элементах действительности; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

3. Ориентировочный рефлекс рассматривается как объективный, врожденный признак... а) непроизвольного внимания; б) произвольного внимания; в) послепроизвольного внимания; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

4. Условием возникновения непроизвольного внимания является... а) неожиданность раздражителя; б) новизна раздражителя; в) интересы (влечения) человека; г) необычность раздражителя; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

5. Произвольное внимание... а) имеет биологическое происхождение; б) является продуктом созревания организма; в) имеет социальные корни; г) неминуемо формируется с возрастом; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

6. Об уровне готовности ребенка к школе свидетельствует развитие такой характеристики произвольного внимания, как... а) умение слушать; б) умение понимать и точно выполнять указания взрослого; в) умение действовать в соответствии с правилом; г) умение использовать образец; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

7. Психологическая сущность произвольного внимания заключается в... а) осуществлении контроля за объектами восприятия и мышления; б) способе контроля, организуемого человеком, исходя из объективных требований задачи; в) поглощенности яркими признаками объекта; г) ориентировке на признаки объекта; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

8. Уделять внимание означает... а) ограничивать поле восприятия; б) разделять объект на детали; в) выделять детали из общего смутного представления; г) усиливать интенсивность представления; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

9. Ограничение объема внимания определяет такая его характеристика, как... а) устойчивость; б) концентрация; в) распределение; г) переключение; д) все ответы верны; е) все ответы неверны.

10. Концентрация внимания определяется... а) повышением интенсивности сигнала при ограничении поля восприятия; б) центральной настройкой; в) функционированием доминанты; г) все ответы верны; д) все ответы неверны.

Задание для самостоятельной работы №5

Из указанных в скобках слов выберите то, которое находится к данному слову в том же отношении, что и в приведенном образце.

1. Образец: ВОСПРИЯТИЕ : КОНСТАНТНОСТЬ

Внимание : ... (возбуждение, интерес, предметность, впечатлительность, способность)

2. Образец: ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ : ИГРА

Внимание : ... (концентрация внимания, восприятие, распределение внимания, сосредоточение сознания, непроизвольное внимание)

Задание для самостоятельной работы №6

Укажите, какие условия стимулируют возникновение и поддержание непроизвольного и произвольного внимания при обучении.

Постановка вопросов; решение небольших задач на протяжении коротких отрезков времени; осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета; особенности воздействующих раздражителей (новизна, абсолютная и относительная сила, контраст, изменение); наилучший распорядок деятельности, создание привычных условий деятельности; использование потребностей и интересов, с удовлетворением которых связан воспринимаемый материал; постановка существенных целей и задач деятельности; расширение круга представлений и развитие у учащихся познавательных интересов.

Задание для самостоятельной работы №7

Ответьте, почему...

1) ...световая реклама устроена так, что свет то загорается, то гаснет?

2) ...летчики не могут одновременно низко вести самолет и отыскивать на земле мелкие предметы?

3) ...находясь в гостях и будучи полностью поглощенным беседой с собеседником, вы моментально реагируете на свое имя, негромко произнесенное в другой группе гостей ("феномен вечеринки")?

4) ...живой, но поверхностный ум французы определяют так: он не способен к делу, требующему длительного дыхания?

5) ...во многих спортивных соревнованиях звучит предварительная команда?

6) ...чайник, которого вы ждете, никак не закипает?

Задание для самостоятельной работы №8

Проанализируйте приведенные примеры. Какие феномены в них описаны? Что и как привлекает наше внимание? В каких случаях в основе избирательности внимания лежит периферическая или центральная настройка?

1. Педагоги умеют следить за детьми, делая вид, будто не глядят на них.

2. Ожидая удара часов, мы так проникаемся мыслью о наступающем звуке, что нам кажется, будто уже бьет желанный или страшный час.

3. При малейшем шелесте в лесу охотнику мерещится дичь, беглецу - преследователи, трусу - опасность.

4. Влюбленный при виде каждой женской шляпки воображает, что под ней скрывается головка его кумира.

5. Если спросить ребенка о характерных чертах цветка или птицы, он легко назовет знакомые черты: листья, лепестки, ножка или хвост, клюв, крылья. Но в то же время ребенок может часами глядеть на птицу, не замечая ноздрей, когтей, перьев, пока взрослый не обратит его внимание на эти признаки.

 

6. РЕЧЬ

Исследования зоопсихологов показали, что животные, общаясь, могут выразить лишь свои собственные эмоциональные состояния, намерения, требования. Главная же особенность человеческой речи заключается в том, что человек способен в свое сообщение вместить нечто внешнее, сказать что-то о каких-то предметах, их свойствах и отношениях.

В соответствии с дарвиновской теорией эволюции выжили и составили человечество те, кому удалось наладить сложные формы взаимодействия и выработать сложные коммуникативные системы их организации.

Таким образом, человеческая речь создавалась людьми для организации совместного взаимодействия с миром, и это отразилось на ее устройстве, но одновременно коренным образом изменились и отражательные, регулятивные, коммуникативные механизмы человеческой психики, они стали вербально опосредованными.

Вербальное опосредование. Люди, включенные во всевозможные виды совместной деятельности, общаясь, создали свой общий мир, так что каждый из нас, выстраивая собственный мир, опирается не только на свой опыт взаимодействия с действительностью, но и на опыт, накопленный человечеством и зафиксированный во всевозможных знаковых формах. Важно, что этот опыт максимально освобожден от субъективности, что в нем сохраняется все общее и существенное для людей данной культуры. Этот общий опыт существует в культуре, и люди, решая всевозможные жизненные задачи, формируя новые знания и новые способы действия, используют этот опыт. Таким образом, взаимодействие с миром человека, выросшего в обществе, не непосредственно, а опосредованно общечеловеческими знаниями. Естественно, опосредована и отражательно-регулятивная сторона этого взаимодействия, т.е. человеческая психика.

Формы этого опосредования в настоящее время интенсивно исследуются в современной когнитивной психологии в ходе изучения репрезентации в когнитивных структурах человека окружающей действительности, т.е. того, как мир представлен в человеческой психике. Д. Брунер, один из основателей когнитивной психологии, выделяет следующие виды репрезентации:



Просмотров 11589

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!