Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Мотивационная сфера личности



Разрабатывая проблему активности личности, отечественные психологи опираются на известное теоретическое положение об активном характере отражения, о происхождении сознания из трудовой деятельности, о его ведущей роли в поведении и деятельности человека. Источником активности личности с точки зрения этих теоретических основ являются потребности, которые представляют собой внутреннее состояние нужды, выражающее их зависимость от конкретных условий существования. По своему происхождению потребности делятся на естественныеи культурные. Потребности характеризуются следующими признаками. Во-первых, любая потребность имеет свой предмет, т. е. она всегда есть осознание нужды в чем-то. Во-вторых, всякая потребность приобретает конкретное содержание в зависимости от того, в каких условиях и каким способом она удовлетворяется. В-третьих, потребность обладает способностью воспроизводиться.

Потребность, прошедшая через систему побудительных факторов и осознанная человеком, становится мотивом поведения. Мотив- это осознанное побуждение для определенного действия. Он формируется по мере того, как человек учитывает, оценивает, взвешивает обстоятельства, в которых находится, и осознает цель, которая перед ним встает; из отношения к ним и рождается мотив его конкретной содержательности, необходимой для реального жизненного действия. В целях дифференциации побудительных сил человека следует выделять его осознанные и неосознанные побуждения, то есть мотивы. Это имеет большое значение для оценки изучаемого лица. Неосознанные побуждения реализуются автоматически на основе усвоенного личностью прошлого опыта. Такие побуждения представляют собой систему установок.

В психологии под установкой понимают психическое состояние человека как субъекта деятельности, определяющее готовность и конкретные особенности его поведения в ответ на воздействия внешней среды. Само слово "установка" происходит от латинского "ап-тус", имеющего значение: 1) физическое или умственное состояние подготовленности к действию; 2) поза человека в смысле моторного или умственного предрасположения. В отечественной психологии теоретические основы установки разработал грузинский психолог Д. Н. Узнадзе.

Различают несколько видов установок. Моторная установка - это установка готовности к физическим действиям (динамика кисти к большим или маленьким предметам и т. д.). Перцептивная установка - ожидание звонка, выстрела, угрозы. Умственная установка - предубеждение следователя относительно виновности или не виновности подозреваемого лица. Социальная установка связана с качеством конформности личности. Установка направляет всю деятельность человека, мобилизуя необходимые для этого психические силы. Знание закономерностей проявления установки - необходимое условие для оценки личности преступника, потерпевшего и т. д. В структуре установки выделяют ряд компонентов: эмоции, убеждения и мнения, реакции и навыки. Эти компоненты эмоциональных, интеллектуальных и поведенческих подструктур определяют активность человека в окружающей его обстановке. Установка во многом определяет все поведение человека. Она управляет нашими реакциями в ответ на реакции собеседника: наше выражение лица зависит от того, как в данный момент собеседник, с которым мы находимся в контакте, принимает нас.

Ценностные ориентации

Содержательной стороной установки являются ценностные ориентации личности.Поведение людей различных возрастов соотносится с определенными ценностями, которыми могут выступать как свойства материальных объектов, так и явления общественной жизни. Ценности в идеальной форме выражают цели и устремления человека. Выделяют несколько категорий ценностей: а) личностные; б) общественные; в) материальные; г) политические; д) идейные.

Личностныеценностипредставляют собой моральную основу характера личности.Они влияют на отношение к людям, к делу, к себе, к вещам. Общественные ценности усваиваются в процессе социализации, проявляются во взглядах личности на принятые в обществе моральные нормы, обычаи, правопорядок, законы. Они формируют такие черты характера, как ответственность, требовательность к себе, бережливость и т. п.

Материальные ценности строятся на восприятии материальных объектов: вещей, денег, собственности. Ориентация на эти объекты воспитывает у человека соответствующие черты характера: аккуратность или неряшливость, практичность или непрактичность, жадность и т. д.

Политические ценности определяются отношением к национальному благосостоянию государства, утверждающейся демократии, политическим организациям, образу жизни.

Идейные ценности охватывают широкий спектр мировоззренческих взглядов, моральных заповедей.

Ценности детерминируют характер поведения и образа мыслей людей. Они очерчивают круг их интересов, вырабатывая побуждение, действующее в силу эмоциональной привлекательности. Интерес может выражать стремление человека ознакомиться с предметом (идеей, человеком), познать его. Интерес у человека может возбудить любой объект, который привлечет его внимание.

Идеал- это представление человека о том, каким он хочет видеть себя и других. Идеал часто выступает в виде совокупности норм поведения. Становление идеалов происходит под влиянием окружающей среды. Наличие идеалов вносит четкость в мотивацию поведения человека.

 

Направленность личности

Существенная сторона мотивации поведения человека - направленность личности. Одни ученые-психологи считают направленность свойством личности и ставят ее в ряд с характером, темпераментом и способностями, другие относят ее к системе доминирующих мотивов. Направленность - это система доминирующих личностных ориентации человека, подчиняющая себе всю его мотивационную сферу. Общая направленность личности включает в себя трехуровневую (желания, необходимость, установки) систему побуждений. Человек в каждом конкретном случае действует или по собственному желанию, или по необходимости, или в силу прошлого опыта (согласно установке).

 

Задание для самостоятельной работы №1

Определите некоторые из свойств Вашей личности (организованность, трудолюбие, коллективизм, любознательность, эстетическое развитие).

Материалы и оборудование: бланк теста "ОТКЛЭ", ручка, лист ответов.

Инструкция испытуемому: "Тест содержит 115 вопросов. Прочитав вопрос, ответьте на него "да", либо "нет", либо "не знаю". Представляя свое поведение в той или иной ситуации, старайтесь быть объективными: опросник имеет контрольную шкалу.

· 1. С вечера я планирую свои дела на будущий день.

· 2. Черную работу (мытье посуды, вскапывание огорода и т. д.) выполняю с неохотой.

· 3. Жизнь группы проходит мимо меня.

· 4. Прочитываю к занятию не только основную, но и часть дополнительной литературы.

· 5. Я люблю петь.

· 6. Я всегда радуюсь успехам других людей.

· 7. Люблю наводить порядок у себя дома (в общежитии).

· 8. Возражаю, когда меня выбирают на руководящие должности.

· 9. У меня не хватает времени следить за книжными новинками.

· 10. Встретившись с произведением искусства (книгой, музыкой, спектаклем и т. д.), могу расчувствоваться до слез.

· 11. Часто мне не удается сделать то, что я наметил.

· 12. Свои обещания я всегда выполняю.

· 13. Мне постоянно приходится кому-то помогать.

· 14. Из источников информации предпочитаю телевидение и кино.

· 15. Мое тело откликается на танцевальную музыку.

· 16. Считаю, готовиться ко всем практическим (семинарским) занятиям невозможно.

· 17. Могу несколько часов подряд заниматься эффективно физической работой, физическими упражнениями.

· 18. Никогда не упускаю возможности побывать в театре, музее.

· 19. Трудную задачу предпочитаю списать у соседа, а не решить самому.

· 20. Бывает, что во время театрального действия я ем конфеты, мороженое.

· 21. На моем рабочем столе обычно порядок.

· 22. Главное для меня - сделать работу в срок, а качество - как выйдет.

· 23. Несдержанность и повышенный тон простительны, если отстаиваешь свою правоту.

· 24. Иногда я говорю вслух не то, что думаю.

· 25. Принимаю участие в художественной самодеятельности.

· 26. Я, как правило, затягиваю ответ на полученное письмо.

· 27. Ухаживаю за животными.

· 28. У меня постоянно возникают идеи о том, что можно сделать в группе.

· 29. Занимаясь умственной работой, могу жертвовать развлечениями, отдыхом.

· 30. Несколько раз в жизни мне пришлось солгать.

· 31. Вернувшись домой в грязной обуви, я сразу же привожу ее в порядок.

· 32. В период вынужденной бездеятельности (ожидание чего-либо, болезнь и т. д.) нахожу себе занятие.

· 33. Если человек со связями, я стараюсь завязать с ним дружбу.

· 34. Случается, что на занятии я высказываю спорную точку зрения, выражаю расхождение с мнением студентов, преподавателя.

· 35. Меня волнует игра актеров на сцене.

· 36. Иногда я только делаю вид, что понимаю студентов, преподавателя.

· 37. Часто у меня не хватает терпения довести начатое дело до конца.

· 38. Выполнение общественных обязанностей в группе приносит мне удовлетворение.

· 39. Уровень моих умственных достижений вполне достаточен.

· 40. Во время танца для меня главное - просто двигаться.

· 41. Не откладываю на завтра то, что могу сделать сегодня.

· 42. Правила поведения в общественных местах я всегда выполняю.

· 43. На собрании предпочитаю молчать, хотя имею свою точку зрения.

· 44. Мои интересы требуют терпения, усидчивости.

· 45. Есть полотна живописи, перед которыми я простоял не одну минуту.

· 46. Занятость общественной, домашней работой, спортом и т. п. неблагоприятно сказывается на моей учебе.

· 47. Плохо выполненная работа не дает мне спокойно отдыхать.

· 48. Я всегда радуюсь, получая трудное задание.

· 49. Ради собственного маленького открытия часами, неделями решаю одну и ту же проблему.

· 50. Я тщательно слежу за своей внешностью.

· 51. Ситуация, когда на один день выпадает три практических занятия, не застает меня врасплох, так как подготовку к ним я планирую заранее.

· 52. Если на воскреснике меня не обеспечили орудиями труда, я использую подручные средства.

· 53. Если мой товарищ отстает в учебе, работе, нахожу возможность, чтобы помочь ему.

· 54. Не пропускаю ни одного мероприятия в культурной жизни города.

· 55. Если передают классическую музыку, а не эстрадную, я выключаю приемник.

· 56. Часто я убегаю на занятия, не успев позавтракать.

· 57. Домашний труд меня обременяет.

· 58. Не выношу критических замечаний.

· 59. Учебника мне вполне достаточно, чтобы подготовиться к занятию.

· 60. Я всегда перехожу улицу в положенном месте.

· 61. Могу пропустить занятие без всяких оснований.

· 62. Иногда я выбрасываю мелкий мусор из окна.

· 63. Во время ссоры не выбираю выражений, могу употребить грубое слово.

· 64. Когда товарищи обмениваются интересной научной информацией, я, как правило, только слушаю.

· 65. Я собираю пластинки с классической музыкой.

· 66. В моей жизни были ситуации (моменты), которые мне не хочется вспоминать.

· 67. Могу несколько часов подряд эффективно заниматься умственной работой.

· 68. Если отвечающий на занятии не может связать двух слов, мне смешно.

· 69. Не зная ответа на вопрос, надеюсь на подсказку.

· 70. Мне нравится гулять с громко включенным магнитофоном, транзистором.

· 71. Если наступила полоса невезения в учебе, у меня пропадает охота заниматься.

· 72. Я всегда бываю согласен с той оценкой, которую мне дает преподаватель.

· 73. Постоянно имею какие-нибудь общественные поручения.

· 74. Я люблю учиться.

· 75. Собираю книги по искусству, репродукции.

· 76. Каждую вещь я сразу кладу на место.

· 77. Выполнение черной работы считаю унижением личности.

· 78. Могу поддержать разговор на любую тему.

· 79. На занятии меня так и тянет задать преподавателю вопрос по теме.

· 80. Всем подаркам предпочитаю цветы.

· 81. Когда приходится пропускать занятия, мне как-то не по себе.

· 82. Люблю возиться с растениями.

· 83. Пожилые люди раздражают меня своей ворчливостью, медлительностью.

· 84. При любых обстоятельствах предпочитаю работу развлечениям.

· 85. Красиво сделанная вещь наталкивает меня на создание чего-то подобного.

· 86. Мой стиль - ликвидировать пробелы в знаниях в период подготовки к экзамену.

· 87. Люблю оттягивать работу в надежде на то, что мне помогут.

· 88. Если меня покритикуют, в долгу не останусь.

· 89. Мне достаточно общего знакомства с явлениями, пусть другие докапываются до их сути.

· 90. Не успевая выполнить то, что наметил, нахожу себе оправдание.

· 91. Я прихожу минут за десять до занятий.

· 92. Люблю длительные перерывы в занятиях, работе.

· 93. Я соглашусь на бесплатную дополнительную работу после выполнения задания.

· 94. Жизнь кажется мне серой и скучной.

· 95. Когда я присутствую на концерте, у меня возникает желание тоже стать исполнителем.

· 96. Я делаю утреннюю зарядку.

· 97. Меня тяготит необходимость терять время на неинтересную, хотя и нужную, черновую работу.

· 98. Уважаю людей, которые могут доставать фирменные вещи.

· 99. Я часто увлекаюсь новым делом, но вскоре остываю.

· 100. У меня не хватает терпения досмотреть фильм, снятый по произведению классической литературы.

· 101. Если я основательно готовлюсь к семинару по одному предмету, то остальные практические занятия остаются неподготовленными.

· 102. Взявшись за работу, делаю ее как можно лучше.

· 103. Люблю подшутить над отвечающим товарищем.

· 104. Новую информацию предпочитаю черпать у других людей, а не из книг.

· 105. Иногда я щелкаю семечки, ем что-нибудь на лекции, в кино, трамвае.

· 106. Порой я убегаю на занятия, не успев застелить постель.

· 107. При выполнении хозяйственных дел (во время похода и т. д.) я чувствую себя неуверенно.

· 108. Если на субботнике не подготовлен фронт работ, я беру это на себя.

· 109. Храню вырезки, выписки из газет, журналов.

· 110. Читая книгу, я, как правило, пропускаю описание природы.

· 111. Общественные поручения выполняю без напоминания.

· 112. Во время сельскохозяйственных работ думаю об отдыхе, стараясь побыстрее выполнить задание.

· 113. Если я вижу в аудитории беспорядок (грязная доска, мусор, стулья не на месте и пр.), то тут же устраняю его.

· 114. Во время подготовки к занятиям товарищи обращаются ко мне с просьбой объяснить непонятное.

· 115. В свободное время рисую, вышиваю, занимаюсь поделками, играю на музыкальном инструменте.

Обработка результатов:

1.Проставляются плюсы при совпадении ответов со шкалой лжи. (К шкале лжи относятся вопросы, отмеченные заглавной буквой Л.)

2.Суммируется количество плюсов по шкале лжи: если сумма плюсов равна 8 и более, то анкета не обрабатывается, так как ответы считаются необъективными.

3.Проставляются баллы за совпадение по шкалам свойств личности.

4.Суммируется количество баллов по каждой шкале.

5.Строится профиль по пяти личностным свойствам.

 

Ключ к тесту

Организованность Трудолюбие Коллективизм Любознательность Эстетическое развитие
1- да 2 - нет 3 - нет 4 - да 5 – да
6 - да - Л. 7 - да 8 - нет 9 - нет 10 – да
11 – нет 12 - да - Л. 13 - да 14 - нет 15 – да
16 – нет 17 - да 18 - да - Л. 19 - нет 20 – нет
21- да 22 - нет 23 - нет 24 - нет - Л. 25 – да
26 – нет 27 - да 28 - да 29 - да 30 - нет - Л.
31- да 32 - да 33 - нет 34- да 35 – да
36 – нет – Л 37 - нет 38 - да 39 - нет 40 – нет
41 – да 42 - да - Л. 43 - нет 44 - да 45 – да
46 – нет 47 - да 48 - да - Л. 49 - да 50 – да
51 – да 52 - да 53 - да 54 - да - Л. 55 – нет
56 – да 57 - нет 58 - нет 59 - нет 60 - да - Л.
61 – нет 62 - нет 63 - нет 64 - нет 65 – да
66 – нет - Л. 67 - да 68 - нет 69 - нет 70 – нет
71- да 72 - да - Л. 73 - да 74 - да 75 – да
76 – да 77 - нет 78 - да - Л. 79 - да 80 – да
81- да 82 - да 83 - нет 84 - да - Л. 85 – да
86 – нет 87 - нет 88 - нет 89 - нет 90 - нет - Л.
91- да 92 - нет 93 - да 94 - нет 95 – да
96 – да 97 - нет 98 - нет 99 - нет 100 – нет
101 – нет 102 - да 1 03 - нет 1 04 - нет 105 – нет
106 – нет 107 - нет 108 - да 109 - да 110 – нет
111- да 112 - нет 113 - да 114 - да 115 – да

Анализ результатов

Сумма плюсов по шкале лжи  
Сумма баллов по каждой шкале  
Количество баллов  

 

 



Просмотров 1628

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!