Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Появление искусства и мифологии



В первобытную эпоху зарождаются все виды изобразительного искусства, музыки, пения, танцев. Долгое время все искусство первобытного человека было синкретичным, т.е. один вид его не отделялся от другого. Оно творилось как нечто неразрывное и в этой своей целостности выполняло определенные функции, являлось средством миропонимания. У наскальных рисунков или скульптурных изображений - идолов, первобытные люди совершали ритуальные танцы, сопровождаемые музыкой, издаваемой примитивными музыкальными инструментами, пением.

С появлением искусства в развитии человеческого общества произошел качественный скачок. Новым явлением стало первобытное искусство. Отправной точкой художественного творчества человека могли быть: его эстетические потребности, половой инстинкт, мифологическое мышление, религиозная практика, необходимость закрепления и передачи накопленного опыта, потребность в развлечении и т. д.

Биологическое и культурное развитие помогло человеку использовать символы. Ни одно живое существо, кроме человека, не обладает этой способностью.

Важное место в первобытной культуре занимает мифология. Она, являясь основной формой мировоззрения человека на ранней стадии развития, показывает, как он осознает себя, мир вокруг и свое место в этом мире.

На основе различных форм словесного творчества сформировалась и литература. Из мифологии выделились такие формы общественного сознания, как:

1) искусство;

2) политическая идеология и др.

В древности человек еще не выделял себя из окружающей среды. Он переносил на природные объекты свои собственные свойства, чувства, наделял их душами и духами.Особое место в первобытной культуре занимала мифология. Мифы - предания, сказания, архаичные повествования о деяниях богов и героев, за которыми стояли фантастические представления о мире, об управляющих им богах и духах. В первобытной мифологии обычно рассказывалось о картине мира, о происхождении его элементов. Генетически и структурно мифы тесно связаны с обрядами. Отделение от ритуалов приводило к превращению мифов в сказки. К древним мифам восходят и архаичные формы героического эпоса.

Самой фундаментальной категорией мифов являлись мифы, описывающие сотворение мира, происхождение людей и животных (часто в связи с тотемическими представлениями).
Особую категорию составляли календарные мифы, тесно связанные с аграрными обрядами, рассказы об исчезающих и возвращающихся (умирающих и воскресающих) богах и героях.

У более развитых народов существовали мифы, описывающие грядущую гибель космоса, за которой следует или не следует его возрождение.
В первобытной культуре миф выполнял важнейшую функцию: он выражал и обобщал верования, обосновывал сложившиеся моральные нормы, доказывал целесообразность обрядов и культов, содержал практические правила человеческого поведения. Поэтому миф - не праздный продукт полудетского воображения, он являлся законом, определяющим законную веру и моральную мудрость.

Важнейшей чертой мифа является то, что заменяя в мифе одни символы другими, он делает описываемые предметы более доступными для понимания. На ранних стадиях развития мифы были примитивны и кратки. Позднее мифология превратилась в развернутую систему связанных друг с другом мифов, образующих разветвленные циклы. Так сложились:

1) античная;

2) древнеславянская;

3) скандинавская мифология и др.

Ученые выделяют несколько типов мифов:

1) антропогонические;

2) солярные;

3) лунарные;

4) астральные;

5) зооантропоморфные;

6) космогонические;

7) теогонические и др.

Одной из наиболее распространенных форм первобытных верований стал культ предков – почитание духов умерших родственников. Считалось, что эти духи, злые и добрые, могут влиять на жизнь людей. Существовало множество способов, с помощью которых люди пытались умилостивить духов предков и нейтрализовать их злую волю. Разновидностями первобытных верований являются:

1) анимизм;

2) тотемизм;

3) фетишизм;

4) магия.

Первобытные люди чувствовали свое единство с природой и поэтому охотно отождествляли себя с ее конкретными проявлениями. В культуре это отождествление приняло форму тотемизма, т.е. убежденности, что каждая группа людей тесно связана с каким-либо животным или растением (тотемом), находится с ним в родственных отношениях. Тотемизм сохранил свои позиции в современной культуре (геральдика, бытовая символика, запреты на употребление в пищу мяса некоторых животных - коровы в Индии, собак и лошадей у арийских народов). Тотемизм служил способом осознания коллективом людей их единства, которое символизировалось внешним, важным и близким им объектом природы. Возникло убеждение, что человеческий коллектив и связанный с ним вид животного образуют вместе общность, следовательно, все члены общины, несмотря на все различия, равны между собой. Вид животного, с которым оказывался связанным конкретный человеческий коллектив, становился тотемом. Общность первобытного племени осознавалась как общность с тотемом, как родство по тотему. Таким образом, члены каждого племени осознавали, что все они составляют единое целое, что у них у всех одна "кровь", что по отношению друг к другу они являются своими.
Представления о тотемическом родстве появилось раньше, чем сознание привычного физиологического родства, и представлялось людям древнейших эпох куда более существенным. Тотемизм включает в себя веру в тотемических предков, от которых и происходят конкретные группы людей. С верой в этих предков связаны сложные обряды и церемонии, а их жизнь и похождения описаны многочисленными мифами. Так как у каждого племени был свой тотем, то это помогало человеку осознать свое отличие от других, свою индивидуальность. С возникновением тотемизма была проведена граница между " своими" и "чужими", что определило пути развития человеческой культуры, да и всю историю общества.

Духовная культура, ее развитие непрерывно связаны с понятием религиозности в миропонимании человечества. Истоки всех современных видов искусства лежат в религиозных верованиях и чувствах человека. Наиболее древней ее формой являлась магия с ее символическими обрядовыми действиями, заклинаниями и строго определенным ритуалом. Многие народности, находящиеся на низкой ступени развития, верят и сегодня, что можно нанести вред врагу и даже погубить его, нанося увечья изображению врага.

Магия породила веру в сверхъестественные свойства как природных, так и сделанных человеком вещей. Отсюда - поклонение животным и деревьям, рукотворным идолам. Этот вид древней религиозности носит название фетишизма. Древний человек верил, что животные и растения обладают, как и он, неуничтожимым жизненным началом, имеют бессмертную душу. Эта вера получила название тотемизма (от северо-индейского "о тотеман" - его род) служила основанием для первобытного человека верить в кровнородственные связи его с определенными животными и растениями.
Развитие земледелия в поздний период первобытной эпохи потребовало упорядочения календаря, и астрономических наблюдений. Ирригационные работы приводили к формированию техники геометрических вычислений, развитие обмена – к усовершенствованию счетных систем. В конечном итоге все это вело к накоплению математических знаний. Болезни, эпидемии, войны вынуждали применять и совершенствовать первобытную медицину. Сухопутные и морские перемещения послужили стимулом к развитию географии и картографии. С появлением выплавки рудных металлов зародились основы химии.

Изобразительное искусство

Искусство появилось вместе с человеком, так как художественная деятельность является органической потребностью его психики, она связана с особенностями его мировосприятия и врожденными формами творческой активности. Как такового искусства в первобытном обществе не существовало, ибо его нельзя отделить от мифологии, магии, ритуалов. Искусство не было обособленной частью древней культуры, оно было универсальным средством бытия всех ее элементов. В древнейших ритуалах уже использовались элементы скульптуры и живописи (маски, статуи, нательные росписи, наскальная живопись, рисунки на земле), музыка, пение, театральная организация действия.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Древние художники не умели добиваться внешнего сходства. Отсутствие сходства носит совершенно сознательный характер. Диапазон отступлений от примитивного сходства чрезвычайно широк: от простой схематизации до создания совершенно фантастических образов и композиций, в которых лишь с трудом угадываются черты реальных существ или предметов. Следует подчеркнуть, что символический характер искусства универсален. Символами являются как реалистические изображения, так и условные.

Содержательную сторону первобытного искусства составляли магические представления. Самыми первыми представлениями были рисунки, изображавшие руки (чаще левые), что служило знаком обладания и магической власти над данной территорией.

Изображения животных на каменных плитах, скалах, стенах пещер служили магическим целям. Образы животных, заполнявшие стены позднепалеолитических пещер, должны были изображать возможную добычу. Совершавшиеся перед ними обряды имели в виду превратить магическим путем потенциальную добычу в желаемую реальность. На стенах пещер магическое претворение мечты в действительность выражалось образами изобразительного искусства, а на полу пещер - с помощью обрядового действия.

Пещерная живопись и культовая традиционная пластика по стилю резко отличаются друг от друга.

В первобытную эпоху сформировались все виды изобразительного искусства:

1) графика (рисунки, силуэты);

2) живопись (изображения в цвете, выполненные минеральными красками);

3) скульптура (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины);

4) декоративное искусство (резьба по дереву, камню, кости; рельефы, орнаменты)

В новом каменном веке человек научился получать первый искусственный материал. Им стала огнеупорная глина. На поверхности сосудов появились первые орнаменты, положившие начало декоративному искусству. Тогда же на смену фигуркам животных и идолов из камня пришли аналоги из обожженной глины.

О появлении музыки, пения и танцев первобытных людей нам дают наблюдения за отдельными племенами в Австралии, Африке и Южной Америке, которые еще продолжают жить на последнем этапе новокаменного века.

В глубокую древность уходят истоки таких видов художественного творчества, как:

1) музыка;

2) пение;

3) танец;

4) театрализованные представления.

Первые дошедшие до нас произведения первобытного искусства относятся к верхнему палеолиту, их возраст около 40 тыс. лет. Среди них особое место занимают так называемые «палеолитические венеры» – изображения, по-видимому, связанные с культом матери-прародительницы. Найдены обобщенно выразительные изображения животных: мамонта, лошади, оленя, медведя, зубра, сцены охоты на них.

В конце XIX в. была открыта первобытная пещерная живопись (Альтамирская пещера в Испании). Позднее исследователи обнаружили десятки подобных пещер в Испании, Франции, а также в России (Капова пещера, Южный Урал).

Для раннего периода развития наскальной живописи были характерны:

1) примитивные рисунки;

2) неясные знаки;

3) волнистые линии;

4) отпечатки кисти руки.

К концу первого периода появляются неуверенные контурные рисунки животных, которые начинают заполняться краской. Второй период характеризуется переходом от контурного, плоскостного изображения к передаче объема и отдельных деталей. В третий период пещерное искусство достигло самых больших высот. Росписи поражают своими:

1) масштабами и реалистичностью;

2) совершенством передачи объемов;

3) пропорциями фигур;

4) перспективой;

5) движением;

6) применением полихромии.

Позднее наблюдается упрощение изображения, фигуры становятся символами.

Появление письменности

Огромное значение имело появление письменности. Современным буквенно-звуковым системам письма предшествовали разные его формы, одна из первых – пиктографическое письмо, состоящее из отдельных конкретных изображений.

С наступлением эпохи мезолита в изображении начинает преобладать человек. Цвет и объем уступают место движению. Если пещерная палеолитическая живопись состоит из множества фигур, композиционно не связанных между собой, то наскальное многофигурное искусство воспроизводит сцены охоты, сбор меда, ритуальные действия, танцы, сражения и др.

В эпоху неолита искусство претерпевает глубокие качественные изменения. Культура перестает быть единой, она приобретает на различных территориях ярко выраженные особенности, самобытный характер.



Просмотров 2342

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!