Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Административные и экономические средства государственного регулирования



Итак экономические методы государственного управления - это система приемов и средств прямого воздействия на субъекты предпринимательской деятельности путем внедрения финансово-экономических законов и денежно-кредитных отношений с целью создания ния оптимальных условий, обеспечивающих достижение высоких экономических результате.

К экономических методов государственного управления можно отнести следующие: индикативное планирование, государственное регулирование, денежно-кредитная и финансовая политика, конкурентная политика, влияние на рыночное ценообразование, налоговая политика, экономическое стимулированние.

Применение экономических методов государственного регулирования экономики позволяет создавать экономические условия, побуждающие субъектов рынка действовать в необходимом для общества направлении, решать те или др. нши задачи пообщегосударственными и частными интересами Регулирование с помощью экономических методов позволяет субъектам рынка сохранить право на свободный выбор своего поведенияи.

Экономическое регулирование осуществляется инструментами: фискальной, бюджетной, налоговой, денежно-кредитной, амортизационной и других направлений государственной экономической политики

Инструментами фискальной политики являются государственные закупки, которые характеризуют бюджетные расходы и налоги, которые определяют бюджетные доходы Следовательно, существует связь между фискальным, бюджетным и налоговымнапря ямками политики.

 

Государственные закупки осуществляются через механизм государственных заказов, который предусматривает конкурентный отбор исполнителей государственных заказов, заключения контрактов, производство продукции (выполнение работ, на адання услуг), контроль, оплату продукции Объемы государственных закупок обусловлено государственными нуждами в продукции (работах, услугах), возможностями государственного бюджета обеспечить финансирование и моде лью фискальной политики Выделяют стимулирующую (экспансионистскую) фискальную политику, направленную на стимулирование производства через увеличение государственных закупок, иа стимулирующее (рестрикционным), направленную на стимулирование производства

В рамках бюджетной политики государство осуществляет прямое финансирование учреждений сектора общего государственного управления, финансирования инвестиционных программ, обслуживание государственного долга Расходы государственного в бюджет осуществляется также в таких формах, как дотации, субсидии,.

Налоговая политика применяется для пополнения государственных финансовых ресурсов, а также для стимулирования экономического роста, научно-технического прогресса, осуществления структурных преобразований, повышения конкурентоспооможности отечественных производителей Налоговая политика реализуется по двум направлениям - это, во-первых, определения видов налогов и установление налоговых ставок и, во-вторых, предоставление налоговых льгот в кремами субъектам (лицам) с целью влияния на инвестиционный климат и уровень денежных доходов населенияя.

Денежно-кредитное регулирование осуществляется с целью влияния на денежное предложение Для достижения этой цели центральный банк использует следующие основные инструменты: денежная эмиссия, операции с ценными бумагами на открытом рынке, изменение нормы обязательных резервов, манипулирования учетной ставкой.

Наиболее результативным направлением амортизационной политики является механизм ускоренной амортизации Его внедрение позволяет предприятиям прогрессивных отраслей экономики уже в первые годы эксплуатации маш шин и оборудования окупить большую часть их стоимости, накопить в амортизационном фонде достаточное количество средств для дальнейшего инвестированияя.

Административные (организационно-распорядительные) методы включают комплекс организационных воздействий на различных уровнях управления и в разных формах их обнаружения Поэтому можно сделать вывод::

Административные методы - это совокупность приемов, воздействий, основанных на использовании объективных организационных отношений между людьми и общеорганизационных принципов управления.

Характерными особенностями административных методов государственного управления являются:

1) прямое воздействие на управляемый объект путем установления его полномочий (прав и обязанностей);

2) односторонний выбор субъектом управления ближайшей и конечной цели, задач управленческого процесса, порядка, сроков его выполнения объектом, ресурсного обеспечения, условий выполнения задач на к каждом конкретном этапе

3) юридическая обязательность актов управления (указов, постановлений, решений, распоряжений, приказов и резолюций), невыполнение которых рассматривается как нарушение обязанностей и может привести не только административных тивных или дисциплинарную ответственность, но даже уголовное.

Исходя из подзаконного характера организационно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти, эффективное применение административного метода достигается лишь путем соблюдения принципа законности и в государственном управлении Это означает, что наиболее важные государственно-управленческие отношения должны быть урегулированы законами, а нормативно-правовые акты, которые являются выражением административных средств влияние в на управленческие объекты, должны основываться на действующем законодательстве и отвечать йому.

 

44.Прямые и косвенные методы государственного регулирования экономики.
Для выполнения своих многочисленных функций государству нужны конкретные средства, инструменты.

По характеру воздействия на экономику страны эти инструменты принято делить на прямые (или административные) и косвенные (или экономические).

Прямое вмешательство допускается по отношению к некоторым отраслям (оборона, космос и т. д.) или в случае национальных бедствий (стихийные катастрофы, технические аварии и т. п.).

Административные инструменты регулирования значительно ограничивают свободу выбора, заставляют делать так, а не иначе. К таким инструментам, прежде всего, относят законы и подзаконные акты, запрет отдельных видов деятельности и технологий, порядок регистрации фирм, антимонопольное законодательство, штрафы, таможенное регулирование, регулирование цен, директивное планирование и многие другие меры.

Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государственного регулирования:

 

·
антимонопольная политика, направленная на ограничение монополизации рынков;

·
отрицательныеэкстерналии рыночных процессов. Например, их последствия для окружающей среды;

·
социальная защита, т. е. определение и поддержание минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование уровня, ниже которого жизненный уровень опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, система социальных гарантий, пособия по безработице и т. п.;

·
область международных экономических связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов.


Но в рыночной экономике предпочтение отдают всё же косвенным (экономическим) инструментам регулирования. Они более гибкие, направлены на создание у фирм экономической заинтересованности, оставляют для них свободу выбора, то есть это более демократические рычаги регулирования.

Назовём важнейшие из них: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика.

К фискальной политике относят, прежде всего, деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, другая – с их расходованием.

Денежная политика направлена на регулирование денежной массы, посредством чего государство влияет на уровень инфляции, цены, инвестиционные процессы, уровень потребления благ, объём производства и темпы экономического роста.

Социальная политика проводится государством в тесной взаимосвязи с перераспределением доходов, т. е. эту задачу государство решает через налоговую систему и различные социальные программы по защите малоимущих граждан (об этом подробнее будет сказано в следующем параграфе темы). К социальной политике относится и деятельность государства в области образования, культуры, медицины и т. п.

В числе важных косвенных инструментов – регулирование внешнеэкономической деятельности. Оно связано со стимулированием экспорта и ограничением импорта. Методами стимулирования экспорта являются: налоговые льготы, гарантии экспортного кредита, снижение валютного курса. А для регулирования импорта могут использоваться ставки налогов на импорт, таможенные тарифы.

Конечно, разграничение инструментов на административные и экономические довольно условно. Любой экономический регулятор несёт в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном инструменте есть или должен быть экономический смысл.

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое программирование. Его задача – комплексное использование всех инструментов – и административных, и экономических. Многие правительства в современных условиях разрабатывают краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Программы могут быть обычные и чрезвычайные.

Обычные среднесрочные программы рассчитаны, как правило, на пять лет с ежегодной корректировкой.

Чрезвычайные программы разрабатываются в критических ситуациях (кризис, массовая безработица, опасная инфляция). Они, как правило, краткосрочные, и в их реализации преобладают инструменты административного регулирования.

В условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только индикативным, т. е. носить лишь рекомендательно-стимулирующий характер.

 



Просмотров 2286

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!