Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Формирование природоохранных фондов и финансирование природоохранной деятельности



В настоящее время целевые фонды функционируют в составе бюджетов (республиканского и местных) и это конечно же привело к использованию природоохранных денег не только на экологические нужды.

Условия формирования экологических фондов.
Деятельность территориальных экологических фондов (как бюджетных, так и внебюджетных) существенно различается по условиям их формирования.
В соответствии с Законом РСФСР «Об охране окружающей природной среды» экологические фонды должны формироваться за счет перечисления платежей в экофонды
субъектов Российской Федерации с последующим перечислением из них 10% в Федеральный экологический фонд Российской Федерации и передачей 60% на реализацию программ районного и городского уровней. Фактически схемы формирования экофондов весьма разнообразны. Наряду со схемой накопления экологических платежей в фондах областного (краевого, республиканского, окружного) уровня или на спецсчетах областных комитетов экологии (министерств по охране окружающей среды) во многих регионах платежи и другие поступления направляются на счета местных экофондов, которые перечисляют 40% на уровень субъекта РФ, а из них в свою очередь 10% от общей суммы экологических платежей перечисляется (или должно перечисляться) в ФЭФ РФ. Многие экофонды применяют чрезвычайно сложные и разнородные схемы, при которых часть предприятий перечисляет экологические платежи в экофонд областного уровня, часть – в местные (обычно городские) экофонды с последующим перечислением соответствующей части на вышестоящие уровни.

Формирование устойчивой системы финансирования природоохранной сферы в нашей стране требует создание гармоничного финансово-кредитного механизма регулирования природопользования. Этот механизм должен включать следующие источники (звенья):

- финансирование экологических программ и природоохранных мероприятий из средств бюджетов различных уровней;

- развитую систему природоохранных фондов, инновационных экологических фондов, природоохранных фондов предприятий;

- систему экологических банков;

- привлечение средств экологического страхования;

- привлечение средств Мирового и Европейского банков реконструкции и развития, а также иностранных фондов, организаций и фирм к финансированию экологической среды;

- использование собственных средств предприятий на природоохранные нужды и, главное, на создание экологически благоприятных условий труда;

- систему льготных экологических инвестиционных кредитов.

Существует еще один источник финансирования экологических мероприятий, проверенный на опыте разных стран. Это мобилизация будущих доходов государства (антиципация, на языке финансистов) для решения неотложных текущих проблем в области природопользования путем выпуска государственных займов и формирования рынка государственных ценных бумаг (экологических облигаций). Такой способ эффективен в условиях экономической нестабильности и финансовых кризисов. Выпуск таких облигаций должен быть экономически интересен для потенциальных инвесторов, а значит, нужна надежная защита облигаций от инфляции (соответствующей процентной ставкой, скорректированной на темпы инфляции). Главный выигрыш от денежной организации государственного экологического займа получат не эмитенты, или владельцы облигаций, а общество через оздоровление природы. Но для этого нужно много экономических условий и, главное, политическая воля руководства. Она также необходима, как и для введение в Беларуси экологического страхования.

47. Экологическое страхование: сущность и применение.

Экономическая сущность страхования заключается в перераспределении финансовых средств между участниками природопользования и государственными или частными страховыми организациями в целях создания целевых страховых фондов для наиболее полной и обоснованной компенсации ущерба, нанесенного природопользователями пострадавшей стороне.

В России, Германии, Франции и других государствах причиненные убытки в результате хозяйственных обычных и чрезвычайных случаев, а также в результате природных ситуаций, компенсируются из специальных страховых доходов, создаваемых в результате страховых взносов. В отдельных случаях привлекаются средства государственных резервов.

Экологическое страхование имеет три формы: добровольное страхование, обязательное и смешанное.

По видам оно подразделяется на: страхование экологического риска; страхование личного и общественного имущества от экологических аварий; страхование ответственности за ущерб от аварийного загрязнения окружающей среды.

Источники страховых выплат подразделяются на следующие: страховые формы при общегосударственных органах власти и при местных органах власти; страховые фонды, создаваемые группами предприятий одной отрасли или группы отраслей; страховые фонды, создаваемые на крупных экологоопасных предприятиях (нефтепровод, магистральный газопровод, Солигорский «Беларускалий» или целый промрайон и т. п. )



Просмотров 755

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!