Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Доверие — недоверие к источнику информации 1 часть



Эффективность некоторых форм воздействия на человека (убеждение, совет, поF хвала, слухи) зависит от того, доверяет он или нет источнику воздействия. БольF шинство исследователей определяют доверие как уверенно позитивные или оптимиF стические ожидания относительно поведения другого, а недоверие — как уверенно негативные ожидания (T. Govier, 1994; L. T. Hosmer, 1995). Доверие и недоверие проявляются при открытости человека в ситуации неопределенности, уязвимости. Рядом авторов (И. В. Антоненко, 2004; Т. П. Скрипкина, 2001; L. T. Hosmer, 1995) доверие и недоверие рассматриваются как противоположные, взаимоисключаюF щие и, следовательно, взаимосвязанные социальноFпсихологические феномены, другие же доказывают, что доверие и недоверие независимы друг от друга (А. Б. КупF рейченко, С. П. Табхарова, 2007; T. Govier, 1994; Lewicki et al., 1998).

 

Связано это с тем, что еще недостаточно изучены характеристики личности источника информации, склоняющие людей доверять или не доверять ему. ПоF пытка выявить эти характеристики предпринята А. Б. Купрейченко и С. П. ТабF харовой (2007). Определяющими характеристиками человека, вызывающего или не вызывающего доверие, являются нравственность — безнравственность, надежность — ненадежность, открытость — скрытность, ум — глупость, независиF мость — зависимость, неконфликтность — конфликтность. Кроме того, для доверия человеку важными являются такие его характеристики, как оптимизм, смелость, активность, образованность, находчивость, вежливость, близость мировоззрения, интересов и жизненных целей. Для возникновения недоверия важны агрессивF ность, болтливость, принадлежность к враждебной социальной группе, конкурентF ность, невежливость.

 

Большинство позитивных характеристик наиболее значимы для доверия близF кому человеку, а негативные характеристики — для недоверия незнакомому чеF ловеку. Некоторые характеристики одними и теми же респондентами рассматриF ваются как критерии доверия для близких людей и как критерии недоверия для малознакомых и чужих. Это зависит от индивидуальных, групповых и ситуативF ных особенностей отношения к данным характеристикам оцениваемого человека.

 

Авторы отмечают, что основными функциями доверия являются познание, обмен и обеспечение взаимодействия, а основными функциями недоверия — саF мосохранение и обособление. Это значит, что в случае доверия человек рассчитыF вает на получение какогоFто блага (установление сотрудничества, получение ценF ной информации), а в случае недоверия он оценивает негативные последствия взаимодействия и использует недоверие как защиту от этих последствий.


 

 

ГЛАВА 8

 

Коммуникативные эмоциональные состояния

 

Общение связано с эмоциональным реагированием субъектов общения на полуF чаемую информацию, на различные формы воздействия и на проявление своих чувств друг к другу.

 

Веселье

В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова веселье определяется как беззаботноF радостное настроение, выражающееся в склонности к забавам, смеху. Однако не всякая забава вызывает эмоцию веселья. Забавой может быть и серьезная игра (например, в шахматы), и вообще любое интересное времяпрепровождение. Когда же говорят о веселье, то имеют в виду особый вид забавы, связанный с шутками, дурачеством, т. е. со странными, озорными, глупыми выходками, несерьезным поведением. Такое поведение связано с юмором, т. е. беззлобноFнасмешливым отF ношением к комуF или чемуFнибудь.

 

Часто веселье и смех возникают по пустяковым поводам, например когда реF бенку показывают «козу» и он ожидает щекотку. Веселье и смех могут доходить до величины аффекта, проявляясь в гомерическом хохоте, получившем название от имени творца «Одиссеи» и «Илиады» и означающем нечто необычайной силы, подобно героям Гомера. Веселое настроение выражается кроме упоминавшегося смеха в общем возбуждении, приводящем к восклицаниям, хлопанью в ладоши, бесцельным движениям.

 

Смятение

 

Смятение — это тревога, паническая растерянность. Вспомним, как описал А. С. ПушFкин смятение Татьяны Лариной при появлении Онегина на балу в ее доме:

 

...И, утренней луны бледней И трепетней гонимой лани,


 

146 Раздел I. Психология общения

Она темнеющих очей Не подымает: пышет бурно

 

В ней страстный жар; ей душно, дурно; Она приветствий двух друзей

 

Не слышит, слезы из очей Хотят уж капать; уж готова Бедняжка в обморок упасть; Но воля и рассудка власть Превозмогли. Она два слова Сквозь зубы молвила тишком И усидела за столом.

 

Смущение

 

Сущность понятия.Смущение определяют как замешательство, ощущение неловFкости. У маленьких детей смущение возникает без видимой причины, при обраF щении к ним незнакомых людей. У взрослых смущение возникает в результате расхождения между тем, как человеку хочется выглядеть, и тем, как он действиF тельно выглядит при неожиданной, помимо его желания, и неуместной ситуации, когда он «теряет свое лицо».

 

Проявления смущения.При смущении люди смотрят в сторону от других илиопускают глаза, а малыши прячутся за платье или юбку матери; при этом некотоF рые из них украдкой посматривают на смутившего их человека. Характерным для смущения считается наличие легкой улыбки, пробегающей по лицу человека, или нервного и глупого смеха (в чем проявляется отличие от стыда), а также нарушеF ние плавности движений и речи (Edelman, Hampson, 1981). Явным признаком смуF щения является покраснение лица (смутившийся человек говорит: «Ты вогнал меня в краску»), взгляд в пол. При наличии этих признаков в обыденной речи говорят «человек сконфузился». У взрослых смущение может вызываться как неудачей в какомFнибудь деле, так и удачей.

 

Смущение стало предметом систематических исследований сравнительно неF давно (Goffman, 1967; Modigliani, 1968). Гофман не очень удачно, с моей точки зрения, определяет смущение как выражение мнения о том, что другие люди буF дут думать о нас или о наших действиях как несоответствующих ситуации. Такая формулировка скорее объясняет причину смущения (и то имеющую место скорее у достаточно взрослых людей, а не у маленьких детей), но не сущность смущения как эмоционального состояния. Гофман пишет, что, проявляя смущение, мы как бы извиняемся перед другими за реальную или возможную ошибку. По этому авF тору функция смущения состоит в том, чтобы показать «правильность» субъекта, возможность иметь с ним дело, так как он способен к коррекции собственного поведения.

 

Борг с коллегами (Borg et al., 1988) рассматривают смущение как вид стыда, а Эделман (Edelman, 1985) — как вид социальной тревожности изFза предполагаF емого отрицательного впечатления окружающих.


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 147

Для появления смущения необходима публичная неудача в сохранении собF ственного лица, которая воспринимается как угроза репутации, «социальному Я» при негативной оценке окружающими (Silver et al., 1987; Crozier, Burnham, 1990; Parrot, Harre, 1996). Поэтому самая большая степень смущения наблюдается в томслучае, если человек терпит неудачу в группе. При неуспехе в одиночной ситуаF ции смущение бывает выражено слабо вследствие предполагаемого отсутствия других (Modigliani, 1971). Хотя смущение является эмоцией общения, связи между застенчивостью и общительностью либо не существует, либо она очень слабая (Crozier, 1986). Правда, В. Крозье отмечает, что у таких людей есть проблемы в обF щении с незнакомыми людьми, что делает вышеприведенный вывод этого автора сомнительным.

 

Переживание смущения часто протекает на фоне, с одной стороны, интереса к людям, а с другой — страха перед социальным взаимодействием. Поэтому Э. ШоF стром называет стеснительность странной эмоцией, которая обозначает одновреF менно тенденцию к созданию контакта и избеганию его. В результате она мешает человеку, ограничивая его свободу. С другой стороны, смущение мотивирует норF мативное социальное поведение (Keltner, Buswell, 1997). Крозье (Crozier, 1990) отмечает, что человек, не способный смущаться, лишен важного человеческого качества, характеризующего чувствительность и способность к заботе.

 

Можно испытывать смущение и за другого человека, близкого и даже незнакоF мого нам. Так, мать может смутиться за нетактичное высказывание своего малыF ша по отношению к гостю («эмпатическое смущение»).

 

Имеется точка зрения, что смущение — преимущественно подростковая эмоция (Parrot, Harre, 1996), но нельзя забывать и про детей младшего возраста, проявляF ющих застенчивость при встрече с незнакомыми людьми, когда к ним обращаютF ся или когда о них говорят. И тем более вызывает сомнение позиция Гриффин (Griffin, 1995), согласно которой о смущении у детей можно говорить только с 7– 8Fлетнего возраста, когда они начинают давать определение смущения как осознаF ваемого нарушения социальных стандартов в присутствии других людей, оцениF вающих эти нарушения. Вряд ли 2–3Fлетний ребенок, стесняющийся чужих людей, думает о чемFто подобном.

 

Причины смущения.П. Пилконис и Ф. Зимбардо (Pilkonis,Zimbardo, 1979) опроFсили молодых людей о причинах, вызывающих смущение, неловкость. ПолученF ные ими результаты представлены в табл. 8.1.

 

Таблица 8.1.Частота встречаемости причин, вызывающих застенчивость

Причины Процент студентов, отметивших данную  
ситуацию  
   
     
Ситуации    
     
Когда я в центре внимания большой группы 72,6  
(например, при публичном выступлении)    
Большая компания 67,6  
Более низкий статус 56,2  
Ситуация общения вообще 55,3  
     


 

148 Раздел I. Психология общения

Окончание табл. 8.1

Причины Процент студентов, отметивших данную  
ситуацию  
   
     
Ситуации    
     
Новая ситуация вообще 55,0  
Ситуация, требующая твердости 54,1  
Когда меня хвалят 53,2  
Когда я в центре внимания малой группы 52,1  
Небольшая группа 48,5  
Наедине с человеком другого пола 48,5  
Ситуация уязвимости (необходима помощь) 48,2  
Небольшая группа, ориентированная 28,2  
на выполнение определенного задания    
Наедине с человеком того же пола 13,8  
     
Другие люди    
     
Незнакомые 69,7  
Группа лиц противоположного пола 62,9  
Люди, превосходящие по знаниям 55,3  
Люди, превосходящие по положению 39,7  
Группа лиц того же пола 33,5  
Родственники 19,7  
Люди старшего возраста 12,4  
Друзья 10,9  
Дети 10,0  
Родители 8,5  
     

Смущение возникает всякий раз, когда какие_то ключевые элементы трансакции неожиданно и явно дискредитированы хотя бы для одного участника взаимодействия. В результате по_ следний оказывается неспособным к дальнейшему исполнению роли. Более того, смущение заразительно. Оно распространяется, лишая и других людей способности действовать…

 

В ходе содержательного анализа смущения мы классифицировали все примеры, по воз_ можности сохраняя такими, какими они были нам представлены. Было выделено более семи_ десяти четырех категорий, среди которых различались промахи между друзьями, публичные промахи, разоблачение лжи, ситуации, когда человек был застигнут врасплох, использова_ ние неверных названий, забывание имен, оговорки, обнажение тела, вторжение в личную зону других, неконтролируемый смех, опьянение в присутствии трезвых (или наоборот), потеря контроля над физическими процессами и внезапное осознание унижения и других оскорби_ тельных действий. Дальнейшее исследование этих категорий показало, что большинство из них могут быть включены в три основные группы: (1) несоответствующая идентичность; (2) поте_ ря самообладания; (3) нарушение ожиданий людей относительно друг друга в социальных трансакциях.

Гросс Э., Стоун Г. П., 2001, с. 195–197.


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 149

Типы смущения.Льюис (Lewis, 1995) пишет о двух видах смущения: один свяFзан с осознанием себя и своего поведения, а другой — также и с оценкой себя на соответствие социальным нормам и правилам. В результате чего возникает переF живание смущения, подобное стыду. Из того факта, что исследователи смущения выявили разные его проявления, К. Изард выводит два типа смущения — социF альное и личностное. Первое связано с обеспокоенностью человека тем, какое впечатление он производит на людей, насколько он сможет соответствовать их ожиданиям. При втором типе основной проблемой является субъективное чувF ство дискомфорта, само переживание смущения. Мне такое деление представляF ется несколько искусственным: ведь первое не исключает второго.

 

Состояние смущения, вызванное сознанием собственной несостоятельности, было исследо_ вано в ходе интересного эксперимента, поставленного А. Модильяни. Он провел серию раз_ личных «соревнований», некоторые участники которых, сами того не подозревая, должны были выступить плохо и подвести таким образом всю команду. Те, кто испытал горечь поражения на глазах у других, были очень смущены, гораздо больше тех, кому посчастливилось потер_ петь неудачу не на публике. Последние переживали не слишком сильно, да и то главным образом потому, что об их неудаче вскоре предстояло узнать другим. Те, кто был смущен очень сильно, предпринимали огромные усилия для того, чтобы восстановить чувство соб_ ственного достоинства и вернуть уважение других членов команды. Модильяни отметил шесть тактических приемов, используемых для этого:

 

Стремление перевести внимание на другое («Сколько мне еще ждать, у меня вскоре на_ значена встреча?»).

Стремление оправдаться («Лампы дневного света мешают мне сосредоточиться»).

Стремление показать другим свои достоинства («Вообще_то теннис — не мой конек, я люб_ лю шахматы»).

Стремление отвергнуть саму идею соревнования («Что толку есть палочками, когда рядом лежит вилка»).

Отрицание своего поражения («Попробуй_ка ей угоди»).

Желание встретить поддержку («Надеюсь, я не слишком подвел вас, ребята?»).

Таким образом, ключевой характеристикой смущения выступает беспокойство человека

о своем внешнем имидже, обусловленное повышенным вниманием к нему в ситуации реаль_ ного действия. Причину смущения помогает объяснить идея Я_концепции: представление

 

о себе включает не только то, «что я думаю о себе», но и то, «что, как мне кажется, другие думают обо мне». Если я чувствую, что уважение окружающих ко мне падает, это тревожит меня. Однако угроза Я_концепции человека может быть сведена к минимуму, если те, кто на_ блюдал стрессовую ситуацию, дают знать, что случившееся не повлияет на их отноше_ ние к «пострадавшему». Для того чтобы помочь партнеру преодолеть смущение, можно ис_ пользовать определенные коммуникативные приемы. В нашем примере такая помощь могла бы принять следующие формы:

 

снижение важности произошедшего: «Не беспокойтесь, ничего не случилось, пролитый кофе — такая мелочь по сравнению с тем, что мы обсуждаем»;


 

 

150Раздел I. Психология общения

указание на смягчающие обстоятельства: «Трудно удержать чашку, сидя на таком расша_ танном стуле»;

воспоминание о собственном опыте подобных ситуаций: «Не переживайте, со мной тоже происходит нечто подобное, когда я увлечен какой_нибудь идеей».



Просмотров 1269

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!