Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Доверие — недоверие к источнику информации 4 часть



По данным О. С. Васильевой и Е. В. Коротковой, склонность к переживанию вины связана с эмоциональной лабильностью по MMPI, следовательно, люди, имеющие такую склонность, обладают восприимчивостью, чувствительностью,


 

162 Раздел I. Психология общения

склонностью к эмпатии, с интернальностью в области неудач, способностью к самоF управлению.

 

Эти же авторы выявили, что чем больше человек склонен к переживанию вины, тем с большим уважением он будет относиться к подчиненным, тем более он заF думывается о смысле своей жизни, тем искуснее он будет в анализе противоречий (ориентировке в ситуации) и в коррекции своего поведения.

 

Однако слишком выраженная склонность к переживанию вины может быть базой для возникновения депрессии (Malatesta, Wilson, 1988), а также для развиF тия сверхответственности за происходящее (Zahn_Waxler et al., 1991).

 

Возрастные и половые различия в переживании вины.По данным И. А. БеFлик, переживание вины у взрослых зрелого возраста (30–55 лет) связано с осознаF нием собственной ограниченности, упущенных возможностей и потерей близких людей; у молодых (19–23 года) — с нанесением обиды другим людям или с тем, что они не оправдывают ожиданий значимых для них людей.

 

Женщины чаще связывают вину с тяжелым эмоциональным переживанием, страданием, они склонны к самообвинению, к оправданию своего поступка и к расF каянию, в то время как мужчинам в большей степени свойственно желание забыть и не думать о ситуации, вызвавшей переживание вины.

 

Женщины чаще испытывают вину за проявление равнодушия, когда не уделяF ют должного внимания своим близким, обижают или причиняют боль, когда отF казывают в помощи. Мужчины указывают на ситуации, связанные с осознанием собственной ограниченности (неспособность контролировать ситуацию и т. д.), несдержанностью в проявлении гнева.

 

Презрение

 

Эмоцию презрения рассматривают как одно из проявлений чувства враждебноF сти. Однако даваемые этой эмоции определения и понимание ее сущности мне представляются не совсем адекватными. По С. И. Ожегову (1985), презрение — это глубоко пренебрежительное отношение к комуF или чемуFнибудь. Но пренебF режение тем же автором определяется как высокомерное, лишенное всякого уваF жения и внимания отношение к комуF или чемуFнибудь. Здесь нет и намека на проявление высокомерным человеком враждебности к другому человеку, а есть только сознание своего превосходства над ним в нравственном, культурном или физическом отношении.

 

Такой же подход к презрению имеется и у К. Изарда. Основным понятием у неF го является «победа», понимаемая как физические, вербальные и воображаемые преимущества одного человека перед другим. При этом он пишет, что «победа» предполагает наличие победителя и проигравшего и что первый начинает отноF ситься ко второму с презрением. Исходя из этого автор считает, что презрение возникает не только в межличностном общении, но и между соревнующимися командами и их болельщиками. Однако победа или поражение вовсе не приводят к презрению. Следствием явного превосходства над соперником может стать пре_ небрежительное (высокомерное) отношение к нему, но отнюдь не презрение. Дляпоследнего необходимо наличие чувства вражды, и это нельзя упускать из виду. Презрение является специфическим проявлением враждебности, когда один чеF


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 163

ловек испытывает не просто отвращение к другому, но выражает его в действиях, полных сарказма (злой иронии) или ненависти.

 

Презирать можно и себя за недостойное в своих глазах поведение. Презрение также может характеризовать отношение одной этнической группы или расы к другой.

 

На мой взгляд, презрение — это социальное отвращение к человеку, совершивF шему недостойный поступок. Спецификой этой эмоции является то, что возникF нув ситуативно, она не исчезает бесследно по окончании ситуации, ее спровоциF ровавшей, а переходит в стойкое отрицательное отношение к данному человеку, т. е. в чувство.

 

Поскольку презрение является сложным по гамме переживаний, его мимика не сводится ни к экспрессии отвращения, ни к экспрессии гнева. Это комплексF ное пантомимическое выражение. Выражая презрение, человек выпрямляется, слегка откидывает голову назад и смотрит на объект презрения как будто сверху вниз. Брови и верхняя губа несколько приподняты (или уголки губ сжаты, что является самым узнаваемым признаком презрения, независимо от этнокультурF ных различий). Презрение может выражаться также «презрительной» усмешкой. Эмоция презрения, по сравнению с гневом и отвращением, характеризуется саF мым низким уровнем физиологического возбуждения. Это «холодная» эмоция, сопровождающаяся крайне незначительными изменениями вегетатики. Процесс общения с презираемым человеком приобретает черты надменности, а не просто снисходительности.

 

Обида

 

Обида как эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе появляFется тогда, когда задевается чувство собственного достоинства человека, когда человек сознает, что его незаслуженно унижают. Это бывает в случае оскорблеF ния, обмана человека, неоправданных обвинений и упреков в его адрес. М. С. НейF марк (1961) показала, что обида как реакция на неуспех легко возникает у детей с завышенными самооценкой и уровнем притязаний. Они обижаются на задания, на экспериментатора.

 

Цицерон сказал, что оскорбление причиняет боль, которую с трудом выносят мудрейшие и лучшие люди. Обида действительно является сильной душевной болью, огорчением. Она может оставаться затаенной и либо постепенно проходит, либо приводит к разработке плана мести обидчику. Нередко обида переживается остро, в виде гнева, и ведет к агрессивным действиям.

 

Обида появляется у человека в онтогенезе очень рано. Ее проявления обнаруF живаются уже у детей 5–11 месяцев (Блейлер, 1929).

 

Гнев


 

Понятие «гнев» синонимично понятиям «негодование», «возмущение», «злость». По Э. Шострому, негодование — это блокированная или неполная, а также лжиF вая эмоция. Он считает, что негодование ненатурально и сдавленно выражает страх.


 

164 Раздел I. Психология общения

Многие из нас (так называемые «манипуляторы») выражают гнев, хотя на самом деле чувствуют обиду и боль. Это происходит потому, что гнев — более предскаF зуемая эмоция. Легко предположить, что может случиться после гневного выступF ления одного человека: другая сторона тоже рассердится. Когда же один человек признается другому, что он обижен, случиться может все, что угодно, и реакция другой стороны непредсказуема. Другой человек может рассердиться, расплакатьF ся, холодно удивиться. Подход Шострома к пониманию гнева излишне одностоF ронен в связи с тем, что он рассматривает только случай замены истинной эмоF ции ложной. Однако гнев и сам может быть истинной эмоцией, например при нанесенном человеку оскорблении; Х. Коут (Kohut, 1975) называет этот вид гнева «нарциссическим». Сильный гнев обозначают как ярость, при которой появляетF ся ничем не сдерживаемое агрессивное поведение. Ярость бывает «благородная», «праведная» («Пусть ярость благородная вскипает как волна. Идет война народF ная, священная война»), конструктивная (когда яростно, со злостью отстаивают

в горячем споре свою точку зрения) и деструктивная (находящая выражение

 

в насилии, жестокости).

 

Причины гнева.Гнев может быть вызван личным оскорблением, обманом и друFгими моральными причинами, особенно если они неожиданны для субъекта. Но чаще всего причиной гнева является фрустрация, непреодоленное препятствие к достижению какойFлибо цели. Поэтому у ребенка уже в первые дни жизни можF но вызвать рефлекторный приступ гнева стеснением движений.

 

Гнев возникает постепенно из цепочек негативного поведения, когда двое люF дей становятся на тропу взаимных обвинений (т. е. когда возникает ситуация «слово за слово»). Чаще всего такие цепочки возникают между людьми, имеющиF ми равные права: между мужем и женой, между родителем и ребенком, между соF служивцами.

 

Зарождаются эти негативные цепочки чаще всего в связи с достаточно безобидF ными событиями и до какогоFто определенного момента себя не проявляют. ПоF началу обмен раздраженными репликами выглядит вполне банально, поэтому общающиеся не придают значения зарождению негативной цепочки. Но если цеF почка включает в себя больше трехFчетырех реплик, то конфликт начинает сопроF вождаться криками, угрозами, физической агрессией. Последнее звено в цепочке, после которого прорывается гневная вспышка, называется «запускающим».

 

Паттерсон приводит список вербальных «звеньев», которые чаще всего способF ствуют зарождению опасной негативной цепочки.

1. Настойчивые советы.

 

2. Резкая критика.

 

3. Повторяющиеся незаслуженные и унизительные упреки («Ты никогда мне не помогаешь…»; «И это ты называешь едой?»).

 

4. Решительное установление границ разговора («Все, хватит. Забудь об этом» или «Сейчас же прекрати!»).

 

5. Угрозы.

 

6. Чрезмерное обобщение, навешивание ярлыков («Все вы, женщины (мужF чины), одинаковы…»).

 

7. Бранные слова.


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 165

8. Обструктивное поведение («Я вообще отказываюсь это обсуждать!»).

 

9. Необъективная интерпретация намерений собеседника («Я знаю, чего ты добиваешься; ты хочешь…»).

 

10 Ирония, постоянные поддразнивания, «уколы».

 

11. Уничижительные заявления («Я не могу показаться с тобой в приличном обществе»).

 

12. Высказывания, имеющие целью «выпустить пар» («Убирайся из моей жизF ни!»; «Мне осточертела твоя физиономия!»).

 

13. Проклятия.

 

14. Сарказм («Знаю, как ты починишь! Как в прошлый раз, когда пришлось вызывать водопроводчика»).

 

15. Обвинения.

16. Ультиматумы («Если ты не изменишься, я ухожу»).

 

Гнев можно спровоцировать не только вербально (через слово, высказывание), но и невербально (через мимику, жест, телодвижение).

 

Виды гнева.Выделены два вида гнева: внешний и внутренний (Knigth et al.,1988). Первый вид связан со склонностью человека к внешнему выражению гнева в виде прямой или косвенной физической и вербальной агрессии, второй вид — с переживанием гнева без его внешнего проявления (т. е. без агрессии).

 

Проявление гнева.Человек при гневе чувствует себя раздраженным («кровькипит»). В кровь выбрасывается большое количество адреналина, в результате чего повышаются частота сердечных сокращений, кровяное давление, расширяютF ся периферические кровеносные сосуды. Это сопровождается резким покраснеF нием («пылающий гневом») лица (правда, иногда гнев сопровождается и побледF нением лица), напряжением мышц шеи, лица и рук (сжимание пальцев в кулак). Мышцы лба сдвигаются внутрь и вниз, придавая лицу нахмуренное и угрожаюF щее выражение глаз, фиксированных на объекте гнева. Ноздри расширяются, крыF лья носа приподнимаются. Губы раздвигаются и оттягиваются назад, обнажая стиснутые или скрежещущие зубы. С возрастом люди научаются скрывать экспF рессию гнева, поэтому его выражением могут быть и плотно сжатые губы. У одних глаза широко раскрыты, блестят («сверкают гневом»), иногда наливаются кровью

и выпячиваются, зрачки расширены, у других прищурены. Дыхание учащенное

 

и глубокое. В моче появляется сахар, прекращается секреция желудочного сока (Кеннон, 1927). Тело прямое, напряженное, иногда наклонено по направлению к объекту гнева. Жесты становятся совершенно бесцельными, движения некоорF динированными, наблюдается дрожь, губы не повинуются человеку, голос обрыF вается. Если человек много говорит, то появляется пена у рта. Маленькие дети кричат, брыкаются, катаются по полу, царапаются и кусаются.

 

Роль гнева.Эволюционное значение гнева состоит в мобилизации энергии дляактивной самозащиты индивида. С развитием цивилизации эта роль гнева стала не столь важной. Поэтому гнев и различную степень его проявления (злость как слабый гнев и ярость как сильный гнев) можно отнести к отрицательным аффектам, хотя многие поFпрежнему рассматривают его как средство самозащиты (М. МакF Кей и др., 1997). Он сопровождается приливом сил, энергии (за счет выброса в кровь


 

166 Раздел I. Психология общения

адреналина, способствующего мобилизации энергоисточников организма). Это повышает уверенность в себе, уменьшает страх при наличии опасности. При яроF сти мобилизация энергии и возбуждение столь велики, что человек чувствует, что он взорвется, если «не откроет клапан и не выпустит из себя пар». Человек станоF вится склонным к импульсивным поступкам, готовым напасть на источник гнева или проявить агрессию в вербальной форме. Однако, как говорил Л. Н. Толстой, «то, что начато в гневе, кончается в стыде».

Способы борьбы с гневом:

1. Поискать другое объяснение.

 

2. Отвлечься, заняться какойFлибо работой.

3. Найти смешное в сложившейся ситуации.

4. Вести диалог с самим собой.

На будущее:

 

1. Выяснить, какие ситуации чаще всего вызывают гнев. Затем разработать план по преодолению таких ситуаций.

 

2. Научиться признавать, что жизнь не всегда честна и справедлива.

 

3. Научиться договариваться, искать компромисс, вести диалог, который поF зволит посмотреть, как ситуация видится с другой стороны.

 

Печаль

 

Печаль может вызываться разлукой, психологической изоляцией (так называеF мым чувством одиночества). Главной и универсальной причиной печали является утрата чего_то значимого для человека, в том числе — непосредственного психоFлогического контакта с дорогим человеком или с другими людьми (ощущение одиночества).

 

Роль печали в духовной жизни человека, в формировании устойчивых связей с людьми, которыми мы дорожим, очевидна (например, проявление печали в виде скорби о смерти любимого человека). Правда, хотя печаль относят к негативным эмоциям, она может сопровождать и положительные переживания и чувства чеF ловека. Недаром в одной песне поется, что «любовь никогда не бывает без грусти», потому что разлука с любимым человеком приводит к печали. Тихая печаль моF жет быть приятна человеку.

 

Как отмечают ряд ученых (Ч. Костелло [Сostello, 1977]; К. Изард), «печаль, заF медляя общий темп жизни человека, дает ему возможность “оглянуться назад”. Замедление психических и соматических процессов, которыми сопровождается эмоция печали, позволяет поFновому взглянуть на мир, увидеть его иначе, расстаF вить другие приоритеты в своей жизни, что трудно сделать в условиях ежедневF ной рутины. Эта новая перспектива может усугубить печаль, но она же может освеF жить взгляд на вещи, позволит понять то, о чем человек прежде не задумывался… Подчас только потеряв близкого человека мы начинаем понимать, что значат в наF шей жизни родственные и семейные узы. Печаль может напомнить вам, как важF но оказывать знаки внимания дорогим людям, позволит остро оценить ценность


 

Глава 8. Коммуникативные эмоциональные состояния 167

жизни» (Изард, 2000, с. 201). Важна и сигнальная роль эмоции печали: выражая печаль, человек показывает другим людям, что ему плохо, что он нуждается в поF мощи, поддержке. И действительно, выражение печали вызывает сочувствие со стороны других людей, даже если печаль выражается на лице преступника (Savitsky, Sim, 1974).

 

По С. И. Ожегову, безнадежная печаль — это уныние, а легкая печаль — грусть. По З. Фрейду, непроходящая печаль переходит в свою патологическую форму — депрессию, которая вызывает негативное восприятие себя, мира и будущего (Beck,1976).

 

Горе

 

Горе — это глубокая печаль по поводу утраты когоFлибо или чегоFлибо ценного,необходимого. Причинами горя могут быть длительная разлука или утрата (смерть, разрыв любовных отношений) человека, к которому имеется привязанность; при смерти близкого человека утрачивается роль отца, матери, сына, друга и т. д., т. е. происходит разрушение ставших привычными функциональных связей (Averill, 1968).

 

Все это свидетельствует о том, что горе может рассматриваться как фрустриF рующее переживание. Например, потеря любимого человека означает, что не моF гут быть осуществлены намеченные с ним планы, удовлетворены желания, свяF занные с этим человеком.

 

Н. Д. Левитов (1964) пишет, что в аффективном переживании горя можно выделить ряд компонентов: жалость к тому, с кем случилось несчастье, и отчасти к себе, ощущение беспомощности, невозможности вернуть все назад, в редких случаях — отчаяние.

 

К. Изард рассматривает горе как взаимодействие печали, страдания с другими базовыми эмоциями: страхом, гневом и чувством вины. Дж. Эйврил полагает, что горе имеет биологическую основу и генетические механизмы возникновения. Вследствие этого оно проявляется и у высокоразвитых животных (обезьян, собак) и, являясь биологической реакцией, служит для обеспечения групповой сплоченF ности. Отлучение от группы или от определенных членов группы вызывает крайF нее физиологическое и психологическое напряжение. По К. Изарду, горе сводитF ся главным образом к страданию, печали, унынию (для него эти эмоциональные переживания синонимичны).

 

Однако уныние, как уже говорилось, понимается и как безнадежная печаль, и как гнетущая скука (Ожегов, 1985), поэтому к горю может относиться только первое понимание уныния. Кроме того, уныние отражает не всякое горе, точнее — не всякой интенсивности. Аффективно проявляемое горе при потере близкого человека никак не сводится к унынию. Лишь когда аффективные проявления горя утихнут, оно может перейти в безнадежную печаль. Не случайно П. Экман и В. ФриF зен (Ekman, Friesen, 1975), рассматривающие уныние как форму страдания, все же отмечают и различия между ними: страдание побуждает к активным действиям, а уныние пассивно.



Просмотров 573

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!