Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Половые особенности выбора партнера по общению детьми
Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола сказываютF ся и на выборе ими партнеров по общению и играм. Подобные тенденции имеютF ся, по данным Е. Р. Слободской (1980), уже у ясельных детей 3 лет при игре со сверстниками. Столь раннее проявление половой дифференциации в общении, по мнению автора, позволяет ставить вопрос о вкладе в проявление данного феномеF на генетического фактора.
По данным Е. Р. Слободской и Ю. М. Плюснина (1987), при пространственной близости детей (когда расстояние между ними меньше метра) отмечается отчетF ливое предпочтение мальчиков мальчиками, отсутствие взаимных предпочтений у девочек и меньшее ожидаемого число предпочтений друг друга детьми разного пола.
Аналогичный характер предпочтений отмечается и во взаимодействиях во вреF мя предметной игры и отбирания предмета: мальчики предпочитают играть друг с другом и чаще отбирают предметы друг у друга; девочки взаимных предпочтеF ний не демонстрируют, а частота контактов между мальчиками и девочками меньF ше ожидаемой.
Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений оргаF низовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают прежде всего душевные каF чества, внешность.
Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интеF ресах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объедиF нение дошкольников для сюжетноFролевых игр со сверстниками своего пола (Дж. Кэмпбелл [J. Campbell, 1964]; С. Гольберг, М. Льюис [S. Golberg, M. Lewis, 1969]; В. Хартуп, А. Цук [W. Hartup, A. Zook, 1960]; Т. А. Репина, 1984; И. В. ТельF нюк, 1999).
Половая консолидация, наблюдающаяся у младших дошкольников, в предFдошкольном возрасте не только укрепляется, но даже возрастает: 91% избираF тельных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего пола и тольF ко 9% — с детьми противоположного пола. Из всех игровых объединений 75% были
182 Раздел I. Психология общения однородными по полу, а если учитывать только устойчивые объединения, то их число увеличивается до 91% (Т. А. Репина).
По данным И. В. Тельнюк, контакты и игровое взаимодействие детей дошкольF ного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны и при этом возникает меньше конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаютF ся, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. МальF чики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много.
Для мальчиков сверстники своего пола имеют большее значение, так как мальF чики меньше тяготеют к взрослым, к семье, они более чувствительны к социальF ному давлению со стороны сверстников при неприемлемом для их пола поведении. Л. Вейцман (L. Weitzman, 1979) полагает, что одна из функций группы сверстниF ков своего пола для мальчика состоит в том, что в ней он приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери через солидарность со сверF стниками и путем соревнования с ними. Поэтому для игр мальчиков более харакF терна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности (Lever, 1978).
Оценка приемлемости другого человека связана с представлением о подобной же высокой взаимной оценке со стороны этого человека (Н. В. Бахарева, 1976). Эта связь выше у девочек, чем у мальчиков, независимо от возраста. СледовательF но, у девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значеF ние для установления с ними отношений, чем у мальчиков. Вообще, по данным Е. Н. Андреевой (2005), девочки больше, чем мальчики, ожидают положительноF го отношения от других.
В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпоF читают дружить с теми, кто добивается меньших успехов, и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели (S. Cross, L. Madson, 1997). Студентки же, наоборот, дружили с теми, кто добивался лучшихрезультатов, чем они сами.
|