Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Половые особенности выбора партнера по общению детьми



 

Различия в отношении детей к сверстникам противоположного пола сказываютF ся и на выборе ими партнеров по общению и играм. Подобные тенденции имеютF ся, по данным Е. Р. Слободской (1980), уже у ясельных детей 3 лет при игре со сверстниками. Столь раннее проявление половой дифференциации в общении, по мнению автора, позволяет ставить вопрос о вкладе в проявление данного феномеF на генетического фактора.

 

По данным Е. Р. Слободской и Ю. М. Плюснина (1987), при пространственной близости детей (когда расстояние между ними меньше метра) отмечается отчетF ливое предпочтение мальчиков мальчиками, отсутствие взаимных предпочтений у девочек и меньшее ожидаемого число предпочтений друг друга детьми разного пола.

 

Аналогичный характер предпочтений отмечается и во взаимодействиях во вреF мя предметной игры и отбирания предмета: мальчики предпочитают играть друг с другом и чаще отбирают предметы друг у друга; девочки взаимных предпочтеF ний не демонстрируют, а частота контактов между мальчиками и девочками меньF ше ожидаемой.

 

Выбирая партнеров для общения и игр, дети ориентируются на те личностные качества и модели поведения, которые соответствуют женскому и мужскому полу. Отношения между мальчиками строятся, как правило, на признании умений оргаF низовать, достичь положительного результата, отстоять свое мнение, защитить себя. Девочек в отношениях с девочками привлекают прежде всего душевные каF чества, внешность.

 

Отечественные и зарубежные исследователи отмечают роль различий в интеF ресах и предпочитаемых занятиях, которые во многом обусловливают объедиF нение дошкольников для сюжетноFролевых игр со сверстниками своего пола (Дж. Кэмпбелл [J. Campbell, 1964]; С. Гольберг, М. Льюис [S. Golberg, M. Lewis, 1969]; В. Хартуп, А. Цук [W. Hartup, A. Zook, 1960]; Т. А. Репина, 1984; И. В. ТельF нюк, 1999).

 

Половая консолидация, наблюдающаяся у младших дошкольников, в предFдошкольном возрасте не только укрепляется, но даже возрастает: 91% избираF тельных контактов ребенок устанавливает со сверстниками своего пола и тольF ко 9% — с детьми противоположного пола. Из всех игровых объединений 75% были


 

182 Раздел I. Психология общения

однородными по полу, а если учитывать только устойчивые объединения, то их число увеличивается до 91% (Т. А. Репина).

 

По данным И. В. Тельнюк, контакты и игровое взаимодействие детей дошкольF ного возраста одного пола в большинстве случаев более продолжительны и при этом возникает меньше конфликтных ситуаций. Игровые контакты не нарушаютF ся, если среди девочек играет один мальчик. Появление второго мальчика влечет за собой соперничество и рассогласованность в игровых действиях детей. МальF чики в свои игры тоже принимают девочек, но не любят, когда их много.

 

Для мальчиков сверстники своего пола имеют большее значение, так как мальF чики меньше тяготеют к взрослым, к семье, они более чувствительны к социальF ному давлению со стороны сверстников при неприемлемом для их пола поведении. Л. Вейцман (L. Weitzman, 1979) полагает, что одна из функций группы сверстниF ков своего пола для мальчика состоит в том, что в ней он приобретает мужские черты и необходимую ему независимость от матери через солидарность со сверF стниками и путем соревнования с ними. Поэтому для игр мальчиков более харакF терна групповая деятельность. Игры девочек происходят в группах меньших по размеру, в них меньше агрессивности, больше взаимности и доверительности (Lever, 1978).

 

Оценка приемлемости другого человека связана с представлением о подобной же высокой взаимной оценке со стороны этого человека (Н. В. Бахарева, 1976). Эта связь выше у девочек, чем у мальчиков, независимо от возраста. СледовательF но, у девочек роль представлений о себе со стороны других имеет большее значеF ние для установления с ними отношений, чем у мальчиков. Вообще, по данным Е. Н. Андреевой (2005), девочки больше, чем мальчики, ожидают положительноF го отношения от других.

 

В силу более высокой конкурентности мальчики чаще, чем девочки, предпоF читают дружить с теми, кто добивается меньших успехов, и дистанцируются от тех сверстников, кто имеет лучшие учебные или спортивные показатели (S. Cross, L. Madson, 1997). Студентки же, наоборот, дружили с теми, кто добивался лучшихрезультатов, чем они сами.

 



Просмотров 567

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!