Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Особенности общения через Интернет



О. В. Левшина (2002) выявила особенности общения мужчин и женщин через ИнF тернет. Поиск и получение необходимой информации, а также удовлетворение деловых интересов является мотивом чаще для мужчин, чем для женщин, больF шинство же последних используют Интернет для общения.

 

Женщины более эмоциональны и чаще переживают радость, гордость, восторг при овладении умением найти нужную информацию. Для них общение в чатах чаще служит возможностью выплеснуть накопившиеся отрицательные эмоции, чем для мужчин, так как непрямое общение способствует преодолению смущения, стеснительности, свободному выражению эмоций, в том числе и агрессии.

 

Кроме того, женщины чаще обращают внимание на рекламу, размещаемую в ИнF тернете.



 

РАЗДЕЛ II

 

 

Межличностные отношения и взаимопонимание


 

 

ГЛАВА 11

 

Потребность людей во взаимоотношениях

 

 

Межличностные отношения

и их классификация

 

Межличностные отношения — это отношения, складывающиеся между отдельны_ ми людьми. Они часто сопровождаются переживаниями эмоций, выражают внутFренний мир человека.

Межличностные отношения делятся на следующие виды:

1) официальные и неофициальные;

 

2) деловые и личные;

3) рациональные и эмоциональные;

4) субординационные и паритетные.

 

Официальными (формальными)называют отношения, возникающие на должFностной основе и регулируемые уставами, постановлениями, приказами, законаF ми. Это отношения, имеющие правовую основу. В такие взаимоотношения люди вступают по должности, а не из личных симпатий или антипатий друг к другу. Неофициальные (неформальные)отношения складываются на базе личных взаFимоотношений людей и не ограничиваются никакими официальными рамками.

 

Деловыевзаимоотношения возникают в связи с совместной работой людей.Ими могут быть служебные взаимоотношения, основанные на распределении обяF занностей между членами организации, производственного коллектива.

 

Личныевзаимоотношения — это отношения между людьми, которые складыFваются помимо их совместной деятельности. Можно уважать или не уважать своеF го коллегу, испытывать к нему симпатию или антипатию, дружить с ним или вражF довать. Следовательно, в основе личных отношений лежат чувства, которые люди испытывают по отношению друг к другу. Поэтому личные взаимоотношения носят субъективный характер. Выделяют отношения знакомства, товарищества, дружF бы и интимные отношения. Знакомство — это такие отношения, когда мы знаем


 

Глава 11. Потребность людей во взаимоотношениях 195

людей по имени, можем вступать с ними в поверхностный контакт, поговорить с ними. Товарищество — это более тесные положительные и равноправные отноF шения, складывающиеся со многими людьми на основе общих интересов, взгляF дов ради проведения досуга в компаниях. Дружба — это еще более тесные избираF тельные отношения с людьми, основанные на доверии, привязанности, общности интересов. Интимные отношения являются видом личных отношений. Интимные отношения — это отношения, при которых другому человеку доверяется самое сокровенное. Эти отношения характеризуются близостью, откровенностью, приF вязанностью друг к другу.

 

Рациональныеотношения — это отношения, основанные на разуме и расчете,они строятся исходя из ожидаемой или реальной пользы от устанавливаемых отношений. Эмоциональные отношения, напротив, основаны на эмоциональном восприятии друг друга, часто без учета объективной информации о человеке. Поэтому рациональные и эмоциональные отношения чаще всего не совпадают. Так, можно испытывать неприязнь к человеку, но вступать с ним в рациональные отношения во благо общей цели или личной выгоды.

 

Субординационныеотношения — это отношения руководства и подчинения,т. е. неравноправные отношения, в которых одни люди имеют более высокий статус (должность) и больше прав, чем другие. Это отношения между руководителем и подчиненными. В противоположность этому паритетные отношения означают равноправие между людьми. Такие люди не подчинены друг другу и выступают как независимые личности.

 

Аффилиация

 

Аффилиация — потребность человека, проявляющаяся в его желании и стремле_ нии постоянно быть с людьми, устанавливать и сохранять положительные вза_ имоотношения с ними. В аффилиации выделяют две стороны, одна из которыхсвязана со стремлением к принятию (СП) — позитивная сторона аффилиации, или собственно аффилиация, а другая — со страхом отвержения (СО) — негативная сторона аффилиации. Причем основой этой потребности считается страх отверF жения. Именно изFза него люди стремятся к принятию их другими людьми. ПоF этому потребность в аффилиации (стремление к принятию) и страх отвержения связаны друг с другом. Однако эта связь не прямая, а обратная: чем меньше выраF жен страх отвержения, тем больше выражено стремление к принятию, и наоборот. Другие исследователи говорят о самостоятельности этих двух сторон аффилиаF ции, так как корреляты потребности в принятии и страха отвержения оказываютF ся разными (табл. 11.1).

 

Как видно из представленных в таблице данных, испытуемые с высоким уровF нем аффилиативного интереса имели больше близких друзей, что обнаружилось и у мужчин, и у женщин. Продолжительность общения с близкими друзьями тоже обнаружила связь только с аффилиативным интересом. В то же время связь сходF ства мировоззрений с близкими друзьями выявилась только с боязнью отвержения, из чего можно сделать вывод, что испытуемые хотели быть уверенными в соглаF сии с ними их друзей.


 

196 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Таблица 11.1.Корреляционные связи между аффилиативным интересом (АИ)

 

и боязнью отвержения (БО), с одной стороны, и различными формами аффилиативного поведения — с другой (по Д. Майерсу, 2007, с. 398)

    Мужчины     Женщины    
Формы аффи- АИ БО АИ БО  
лиативного поведения  
                 
  иссл. 1 иссл. 2 иссл. 1 иссл. 2 иссл. 1 иссл. 2 иссл. 1 иссл. 2  
                   
Число близких друзей 0,36* 0,25** 0,17 0,02 0,03 0,22* 0,05 0,01  
Продолжительность 0,43* 0,08 0,37 0,13 0,17  
общения с близкими                  
друзьями, живущими                  
далеко                  
Сходство мировоззрения 0,12 0,09 0,53*** 0,25** 0,20 0,03 0,25* 0,17  
с близкими друзьями                  
Время в одиночестве 0,33* 0,13 0,08 –0,19 0,13 –0,15 0,04 –0,21  
Удовольствие, получен- 0,16 0,04 0,11 0,30*  
ное в одиночестве                  
                   

 

Примечание: * — уровень достоверности < 0,05; ** — уровень достоверности < 0,01; *** —уровень достоверности < 0,001.

 

Различие между двумя сторонами аффилиации — стремлением к принятию и страхом отвержения — показано и Т. И. Толчинской: стремление к принятию не связано ни с личностной, ни с ситуативной тревожностью, ни с ригидностью, у лиц же с высокой выраженностью страха отвержения все эти личностные характериF стики выражены значительно больше, чем у лиц с низким уровнем страха отверF жения (табл. 11.2).

 

Доминирование у человека стремления к принятию приводит к стилю общения, характеризующемуся уверенностью, непринужденностью, открытостью и социF альной смелостью. Если же преобладает страх отвержения, то у человека проявF ляются неуверенность, неловкость, скованность. Такие люди вызывают недоверие к себе, они одиноки, у них слабо развиты навыки общения.

 

Рассматривая потребность человека в эмоциональноFдоверительном общении (аффилиации), И. В. Кузнецова (1999) выделяет две тенденции — надежду на афF филиацию (ожидание отношений симпатии, взаимопонимания при общении)

 

Таблица 11.2.Личностные особенности людей с высокой и низкой потребностью в аффилиации

Свойства личности По шкале СП По шкале СО  
высокая низкая высокая низкая  
   
           
Потребность в общении 19,4 21,6 21,6 19,9  
Личностная тревожность 37,9 39,8 44,0 33,6  
Ситуативная тревожность 38,3 40,8 40,7 36,3  
Фрустрированность 39,3 36,5 44,8 30,7  
Агрессивность 49,2 50,0 48,1 51,2  
Ригидность 45,9 44,0 46,3 41,3  
           


 

Глава 11. Потребность людей во взаимоотношениях 197

и боязнь отвержения (страх того, что общение будет формальным). Сочетание этих тенденций дает четыре типа мотивации общения:

 

высокая надежда на аффилиацию, низкая чувствительность к отвержению; в этом случае человек общителен вплоть до назойливости;

низкая потребность в аффилиации, высокая чувствительность к отвержеF нию; в этом случае потребность в поддержке, понимании остается неудовF летворенной и человек уходит в мир своих переживаний;

низкие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; в этом случае человек предпочитает одиночество;

высокие надежда на аффилиацию и чувствительность к отвержению; у чеF ловека возникает сильный внутренний конфликт: он стремится к общению и в то же время избегает его.

И. В. Кузнецова показала, что слабая потребность в аффилиации в сочетании

 

с сильным мотивом достижения ведет к предпочтению деловых качеств партнеF ра, в то время как сильная потребность в аффилиации, сочетающаяся с низким мотивом достижения, ведет к предпочтению дружеских отношений. Наибольших результатов в групповой работе достигают лица с сильной потребностью в аффиF лиации и с высоким мотивом достижения.

 

Мотив аффилиации (стремление к принятию) коррелирует со стремлением человека к одобрению со стороны окружающих, к самоутверждению. Вследствие этого он проявляет бульшие активность и инициативу в общении с окружающиF ми. Как отмечает Макклелланд (2007), ссылаясь на ряд исследований, лица с выF раженной потребностью в аффилиации делают больше телефонных звонков, пишут больше писем и чаще гостят у друзей, чем лица со слабо выраженной потребноF стью в аффилиации. Выявлено также, что старшеклассники с выраженной потребF ностью в аффилиации состоят в большем количестве клубов, однако на взрослых эта закономерность не распространяется, как предполагают, потому, что многие общественные организации для взрослых объединяют людей по специфическим интересам.

 

Лица с высокой аффилиацией предпочитают такого партнера по общению, коF торый обладает чувствами привязанности, дружбы, верности. При этом и сами они, хорошо относясь к людям, пользуются симпатией и уважением окружающих, их отношения строятся на основе взаимного доверия. Характерно, что и в качеF стве партнеров по работе они предпочитают друзей, а не экспертов, а при выяснеF нии того, как обстоят дела в группе, больше интересуются тем, как члены группы ладят друг с другом, а не как они работают.

 

Люди с высокой потребностью в аффилиации быстрее получают представлеF ние о социальных отношениях между людьми, которых они наблюдают (рис. 11.1).

 

Лица с выраженной потребностью в аффилиации примиряются с противопоF ложным мнением незнакомого человека только в том случае, если этот человек привлекателен. Однако, отмечает Макклелланд, четких свидетельств того, что лица

 

с выраженной потребностью в аффилиации более ориентированы на сотрудничеF ство и компромиссы, не хватает. С другой стороны, ряд исследований указывают на то, что эти лица всячески пытаются избегать конфликтов и конкуренции.


 

198 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

 

 

Рис. 11.1.Среднее количество межличностных отношений, правильно определенных испытуемымис высоким и низким показателями потребности в аффилиации (по Д. Макклелланду, 2007)

 

Лица с выраженным стремлением к принятию имеют большее желание измеF нить поведение людей, которые с ними не согласны. Они дают тем больше совеF тов людям, чем больше взгляды последних отличаются от их собственных. В то же время они стараются не высказываться критически в отношении других люF дей и избегают «соревновательных» игр, таких как игра в рулетку (наличие рисF ка), шахматы и шашки. Показано также, что мужчины с выраженной потребносF тью в принятии обычно не добиваются успеха на руководящих постах. Они тратят на общение с подчиненными много времени, но не ради решения деловых вопроF сов, а ради поддержания с сотрудниками хороших отношений. А это не всегда цеF лесообразно, руководителю иногда приходится принимать и жесткие решения, а не избегать конфликтов. Поэтому неудивительно, что в ряде зарубежных компаF ний молодых мужчин с высокой аффилиацией реже продвигают на более высокий уровень руководства. Правда, менеджеры по трудовым отношениям, имеющие высокую аффилиацию, более успешны, чем менеджеры с низкой аффилиацией. Это и неудивительно, ведь в обязанности этих менеджеров входит установление продуктивных отношений между руководством и профсоюзами. Поэтому высоF кая общительность менеджеров по трудовым отношениям и большое время, заF трачиваемое ими на общение, способствуют разрешению трудовых споров.

 

Парадоксальным является то, что, стремясь к установлению устойчивых полоF жительных отношений с другими, лица с высокой аффилиацией становятся меF нее популярными. Исследователи, выявившие этот факт, объясняют его тем, что лица с выраженной потребностью в аффилиации беспокоятся по поводу отношеF ний с другими людьми, опасаются неодобрительной оценки, всячески стараются получить поддержку (т. е. становятся назойливыми?). Лицам с высокой аффилиF ацией не нравятся люди, взгляды которых расходятся с их собственными.


 

Глава 11. Потребность людей во взаимоотношениях 199

Люди с высокими показателями потребности в аффилиации считают себя самоF отверженными, готовыми к сотрудничеству, общительными и предупредительныF ми. Эти характеристики говорят о желании людей с высокой аффилиацией угожF дать другим людям. А это, в свою очередь, предполагает их более активный подход к межличностным отношениям, который сочетается с потребностью в контакте и поддержке.

 

Были получены данные в пользу благотворного влияния аффилиативных мотивов на здоро_ вье. В лонгитюдном исследовании артериального давления показатель потребности в аффи_ лиации, полученный у выпускников колледжа в возрасте 30 лет и несколько старше, оказался отрицательно связан с показателем диастолического артериального давления 20 лет спустя… Лица с синдромом непринужденности — аффилиации — имеют наиболее низкий средний по_ казатель тяжести заболевания (47,4), который статистически значимо отличается от средне_ го показателя тяжести заболеваний всех других испытуемых (94,2).

 

Аналогично мужчины_заключенные, у которых показатель потребности в аффилиации пре_ восходил показатель потребности во власти и которые также испытывали меньший стресс, имели более низкие показатели тяжести заболеваний, чем все другие испытуемые (McClelland, Alexander, Marks, 1982)… Лучшее здоровье этих заключенных проявлялось также в большейустойчивости иммунной системы: у них отмечался более высокий уровень концентрации иммуноглобулина А в слюне, являющегося первой линией защиты против вирусных инфек_ ций, особенно инфекций верхних дыхательных путей.

Макклелланд Д., 2007, с. 406–407.

 

 

Установлено, что дети, родившиеся первыми или являющиеся единственныF ми в семье, имеют более сильно выраженное стремление к признанию, чем дети, родившиеся не первыми или же не являющиеся единственными в семье. АффиF лиация выражена у взрослого человека сильнее, если мать, по ее утверждению, не всегда реагировала на его плач, когда он был ребенком. Особенно отчетливо это проявилось у девочек. Это согласуется с представлениями о том, что выраженная аффилиация связана с боязнью отвержения, поскольку вероятным следствием невнимания матери к ребенку, когда ему плохо, является формирование у него устойчивой неосознаваемой потребности в поддержке, ободрении или боязнь отF вержения. Это согласуется и с тем фактом, что дети, воспитывающиеся в детских домах, т. е. обделенные в какойFто степени заботой и лаской, имеют более высокие показатели аффилиации, особенно ее негативной стороны — боязни отвержения.

 

Остракизм

 

Остракизм — это неприятие или игнорирование человека окружающими. Он лишаF ет человека возможности реализовать свою потребность в аффилиации (принадлежF ности). Остракизм играет роль средства регулирования социального поведения, взаимоотношений с людьми. Люди реагируют на остракизм плохим настроением, нервозностью, попытками восстановить отношения или окончательным разрывом.


 

200 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Не разговаривать с человеком — значит проявлять по отношению к нему «эмоциоF нальную жестокость» и пускать в ход «самое ужасное оружие» — таково мнение людей, подвергавшихся остракизму.

 

Даже игнорирование незнакомыми людьми (например, когда человек попадает в незнакомую компанию или когда его электронное письмо остается без ответа) вызывает негативные переживания.

 

Лишение младенца благожелательного внимания взрослых сказывается на его развивающей_ ся психике самым суровым образом. Страшная вещь кроется под словом «госпитализм»: ребенка по режиму кормят, купают, меняют пеленки, но — деловито, без ободряющего сло_ ва, без ласки. Ни малейшего отклика трепетному ожиданию ребенка, ищущему взгляду, роб_ кой улыбке. Некогда — или нет охоты? — поиграть с малышом, спеть песенку, подержать на руках. Да и к чему? Ведь сытый лежит, чистый, спокойный… Вот только беда — чересчур спо_ койный… Вялый даже… Безучастный какой_то. Ладно бы только игрушками не интересовался,

а то ведь плохо прибавляет в весе, вообще отстает в физическом и психическом развитии.

 

В конце концов ученые доказали, что повышенная смертность в некоторых детских учреж_ дениях объясняется не столько плохим уходом, сколько отсутствием ласки и общения с детьми…

 

Вот девочка Анна. Нежеланный ребенок, каких, увы, немало. Ее мать не жалела дочери молока, но скупилась на заботу и ласку. В результате в 6 лет Анна не умела ни говорить, ни ходить. Попав к врачам и педагогам, она к 7 годам научилась ходить, но через три года умер_ ла, так и не начав говорить и достигнув умственного уровня ребенка 2,5 лет.

Войскунский А. Е., 1982, с. 12–13.

 

 

Одиночество

 

Понятие «одиночество» имеет в философской и психологической литературе неF однозначное толкование. О. Н. Кузнецов и В. И. Лебедев (1972) обозначают им сенсорную депривацию. А. Маслоу (1982), И. Ялом (1999), Ю. М. Швалб и О. В. ДанF чева (1991) отождествляют это понятие с изоляцией и уединением. Человек ожиF дает понимания и признания своей личности, испытывает потребность в любви. Если этого не происходит, он осознает свою отчужденность от окружения и переF живает ее как одиночество.

 

В связи со cлишком широким и неадекватным, с моей точки зрения, понимаF нием общения («общение» с миром природы, искусства) выделяют и соответствуF ющие разновидности одиночества: космическое (соотнесенность человека с приF родой и миром, самоотчужденность), культурное (потеря связи с культурным наследием, разрыв поколений), социальное (отторжение значимой группой), межF личностное (неудовлетворенность сложившимися отношениями).

 

Ряд авторов разводят понятия «одиночество» и «изоляция», «уединение» (наF пример, О. В. Долгинова (1996)), хотя имеются и те, кто рассматривает их как сиF нонимы (И. С. Кон, О. Н. Кузнецов, В. И. Лебедев, Ю. М. Швалб и О. В. Данчева, С. Г. Корчагина 2005; А. В. Петровский («Психология. Словарь»)). Мне представF


 

Глава 11. Потребность людей во взаимоотношениях 201

ляется более правильной первая позиция. Изоляция — отсутствие связей с внешней средой; это ситуация, а не психическое состояние. Уединение — добровольный уход от контактов с окружающими. Оно оставляет человеку возможность выхода из этой ситуации и является нормальным условием развития и существования личF ности. Уединение не обязательно связано с одиночеством; люди могут быть счастF ливы и в затворничестве. С другой стороны, и при наличии объективных связей с другими человек может переживать одиночество (например, в семье), если он виF дит, что его не любят, не понимают. Одиночество — это эпизодически возникаF ющее острое переживание беспокойства и напряжения, связанное с неудовлетвоF ренным стремлением иметь дружеские или интимные отношения (Р. Вейс, 1989).

 

Д. Раадшелдерс (1989) выделяет следующие типы эмоционального одиночеF ства:

 

1. Безнадежно одинокие, неудовлетворенные своими отношениями люди с чувF ством опустошенности, покинутости, обездоленности.

 

2. Периодически и временно одинокие люди с наибольшей социальной активF ностью.

 

3. Пассивно и устойчиво одинокие люди, которые смирились с одиночеством и изнемогли от него.

 

4. Люди не одинокие (не испытывающие этого чувства), у которых встречаF ются отдельные случаи социальной изоляции в качестве добровольного и неF угнетающего уединения.

 

К. Роджерс (1994) выделяет два типа одиночества. Первый связан с отчуждеF нием человека от самого себя, от своего опыта, от функционирования своего оргаF низма. Это является следствием сбоя в восприятии или усвоении стимулов, способF ствующих развитию организма и его самосохранению. Второй тип связан с оценкой качества взаимоотношений с другими людьми или принятием (непринятием) чеF ловеком самого себя на физиологическом и психологическом уровнях.

 

Эти представления Роджерса еще раз показывают, насколько неоднозначно понимается феномен одиночества, что является следствием и неоднозначного поF нимания общения.

Если вы боитесь одиночества, не женитесь.

А. П. Чехов

 

Выделяют также хроническое, ситуативное и преходящее одиночество. ХрониF ческое одиночество возникает в том случае, когда человек не может установить удовлетворительные взаимоотношения со значимыми для него людьми в течение длительного периода жизни. Ситуативное одиночество может быть следствием какихFто неприятных событий: смерть близкого человека, разрыв брачных отноF шений. Через некоторое время человек смиряется со своей потерей и частично или полностью преодолевает одиночество. Преходящее одиночество выражается в кратF ковременных приступах чувства одиночества, которые бесследно проходят.

 

Одиночество обязательно связано с переживаниями, возникшими в результаF те неудовлетворенности связями с внешним миром вследствие поверхностности или вообще разрыва этих связей. Недаром Р. Вейс (1973) говорит об одиночестве


 

202 Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

как эмоциональном состоянии, включающем в себя эмоциональную и социальную изоляцию. Одиночество — тягостное эмоциональное переживание субъективной отъединенности, овладевающее мыслями и поступками личности. Зилбург расF сматривает одиночество как непреодолимое, постоянное ощущение.

 

Одиночество может переживаться как тревожность, депрессия, печаль, скука, тоска, ностальгия по утраченным связям, отчаяние. Ю. Рубинстейн и П. Шейвер (1989) считают, что эмоциональная изоляция, возникающая при утрате близкого человека, сопровождается отчаянием, а социальная изоляция, связанная с отчужF дением от социальной группы, — тоской.

 

Тоска в «Словаре русского языка» С. И. Ожегова определяется как душевная тревога, соединенная с грустью, как уныние.

 

Как показано Е. Н. Мухияровой (2006), мужчины и женщины испытывают различную палитру переживаний одиночества. Мужчины переживают скуку, острее переживают сочувствие к себе, более нетерпимы к себе. Женщинам свойственны меланхолия, депрессия, ощущение своей непривлекательности, незащищенности.

 

О. Б. Долгинова (1996) при рассмотрении этого феномена исходит из следуюF щих положений:

 

1. Одиночество является результатом неудовлетворенности личностных поF требностей.

 

2. Оно является осознаваемым состоянием.

3. Одиночество оценивается человеком как тягостное состояние.

 

В связи с этим Долгинова определяет одиночество как состояние, испытываеF мое человеком в результате осознания им ситуации собственной депривации, коF торую автор называет ситуацией отчужденности.

 

Об одиночестве можно говорить лишь тогда, когда сам человек осознает неполноF ценность своих отношений c людьми в какомFлибо важном аспекте. На переживаF ние состояния одиночества влияют не столько реальные отношения с окружаюF щими людьми, сколько представление о том, какими должны быть эти отношения. Поэтому человек, имеющий сильно выраженную потребность в общении, пережиF вает одиночество и в том случае, если контактирует только с однимFдвумя индивиF дами, а тот, кто не испытывает такой потребности, может не ощущать своего одиF ночества даже при длительном отсутствии общения с людьми.

 

Одиночество как психологический феномен включает в себя, по Долгиновой, три ключевых структурных компонента:

 

1. Осознание состояния одиночества.

2. Эмоциональную оценку состояния одиночества.

 

3. Интерпретацию психосоциальных связей личности в состоянии одиночеF ства.

 

Итак, одиночество понимается нами как тягостное эмоциональное состояние, обусловленное реальным или воображаемым неудовлетворением потребности в межличностных отношениях (аффилиации).

 

Причины возникновения одиночества.Одни авторы считают, что одиночествокоренится во внутренней природе человека, в его психологической конституции


 

 

Глава 11. Потребность людей во взаимоотношениях 203

 

(Миюскович, 1989). Мы рождаемся одинокими, живем одинокими и умираем одинокими, — пишет этот ученый. Другие полагают, что впервые состояние одиF ночества в обостренной форме появляется в подростковом и юношеском возрасте (И. С. Кон, 1972). Р. Вейс (1989) отмечает, что одиночество более распространеF но в юности, чем в зрелом возрасте, и сильнее ощущается среди молодежи.

 

Ряд авторов в качестве фактора, предрасполагающего к появлению у человека состояния одиночества, называют преждевременное отлучение его от материнF ской ласки, а также имеющуюся у него застенчивость.

 

Р. Вейс (1973) отмечает, что способствует возникновению одиночества отсутF ствие у человека тесной интимной привязанности, значимых дружеских связей.

 

Количество друзей и частота контактов с ними являются менее значимыми факторами, чем субъективная удовлетворенность отношениями. Чувство одиноF чества не уменьшается при интенсивном общении, оно может ослабнуть или исF чезнуть лишь при доверительных отношениях и возникновении ощущения эмоF циональной и человеческой близости партнера.

 

Д. Янг (1989) выделил 12 причин возникновения хронического переживания одиночества:

 

1. Неспособность переносить вынужденное уединение.

2. Низкое самоуважение («Меня не любят», «Я — зануда»).

 

3. Социальная тревожность (боязнь насмешек, осуждения, чувствительность к чужому мнению).

 

4. Коммуникативная неуклюжесть, неумелость.

5. Недоверие к людям (изоляция, разочарование).

6. Внутренняя скованность (неспособность раскрыться).

7. Поведенческий компонент (постоянный выбор неудачных партнеров).

8. Страх перед соперником, страх быть отвергнутым.

 

9. Сексуальная тревожность (невозможность расслабиться, чувство стыда, треF воги).

 

10. Страх перед эмоциональной близостью.

11. Безынициативность, неуверенность в своих желаниях.

12. Нереалистические притязания (все или ничего, выбор по образцу).

 

Как показано Е. Н. Мухияровой (2006), одиночество женщин связано с тоской по конкретному человеку, отсутствием любимого человека, в то время как у мужF чин — с осознанием своей ненужности, с неудачей в самореализации, с неудовлетвоF ренностью своей жизнью. Женщины более разнообразны в нахождении занятий и способов преодоления одиночества, чем мужчины, и предпочитают активные действия, в то время как мужчины проявляют пассивность.

 

Личностные черты,способствующие возникновению одиночества.Ряд автоFров выявили личностные особенности человека, способствующие возникновению одиночества. Это нарциссизм, мания величия, враждебность, неспособность сдерF живать гнев и устанавливать межличностные отношения, инфантильное чувство всесильности, экстернальность, склонность к депрессии и чувству вины, низкая самооценка.


 

 

204Раздел II. Межличностные отношения и взаимопонимание

Р. Вейс (1973) в качестве предрасполагающих к одиночеству особенностей личF ности указывает на высокую социальную тревогу, высокую застенчивость, низкое самоуважение, низкие альтруизм и доброжелательность.

 

По О. Б. Долгиновой, личностными переменными, соотносящимися с одиноF чеством, являются пассивность, покорность, недоверчивость к окружающим и поF дозрительность, которые затрудняют установление психосоциальных контактов (создают ситуацию отчужденности) при наличии высокой потребности в этих контактах. Отсюда возникает высокая чувствительность к депривации.

 

Р. С. Немов и И. Р. Алтунина (2008) дают описание психологического портрета одиноких людей. Одинокие люди в меньшей степени считают себя компетентныF ми, чем неодинокие, и объясняют свои неудачи в установлении межличностных отношений недостатком способностей. Во многих случаях установление интимF ных отношений вызывает у них повышенную тревожность. Они менее изобретаF тельны в поисках способов разрешения проблем, возникающих при межличностном общении.

 

Одинокие склонны недолюбливать других, особенно общительных и счастлиF вых, проявляя тем самым защитную реакцию и затрудняя себе установление хоF роших отношений с людьми. Одинокие сосредоточены на самих себе, на своих проблемах и переживаниях. Для них характерны повышенная тревожность и боF язнь катастрофических последствий неблагоприятного стечения обстоятельств в будущем. Общаясь с другими людьми, одинокие больше говорят о себе. Они легF ко раздражаются в присутствии других людей, склонны к не всегда оправданной критике окружающих людей.

 

Одинокие люди повышенно самокритичны, имеют заниженную самооценку, чувствуют себя никчемными, некомпетентными, нелюбимыми. Они чрезмерно чувствительны к критике и рассматривают ее как подтверждение своей неполноF ценности. Они мало доверяют другим людям, что сказывается в том, что они с труF дом воспринимают комплименты в свой адрес, повышенно осторожны. Одинокие люди скрывают свое мнение, нередко лицемерны. В то же время они повышенно внушаемы или чрезмерно упрямы в межличностных контактах.

 

Способ реагирования человека на одиночество зависит от того, как сам челоF век объясняет свое одиночество. При внутреннем локусе контроля, когда человек считает, что все, что с ним происходит, зависит только от него, у одинокого чаще возникает депрессия, а при внешнем локусе контроля, когда все сваливается на внешние факторы, — агрессия. Поэтому одинокий человек склонен либо к покорF ности, либо к враждебности.


 

 

ГЛАВА 12

 



Просмотров 759

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!