Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИСА КАК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОВЕДЕНИЯ



Полис в переводе означает «город». Но, по смыслу, это гораздо более объемная понятие. Это структурообразующая единица античной цивилизации. Полис - тот феномен, который определил политику античной цивилизации.

Суть полиса пытались определить сами древние: сами греки пытались уяснить устои своей жизни. Особенно это стало явно в позднеклассический период: тогда начался кризис, античные исследователи пытались найти из него выход. Теоретики:

1) Платон;

2) Аристотель;

3) Марк Туллий Цицерон;

4) В историографии была поднята эта проблема. Пионеры – французы. Это Бенжамин Констан. Он поставил вопрос о принципиальном отличии античной цивилизации от цивилизации Нового Времени:

5) Анри Валлон;

6) Нома-Дени Фюстель де Куландж.

7) В нашей науке интерес к полису появляется на рубеже XIX-ХХ веков. Тут основатель нашей науки об античности Михаил Семенович Куторга;

8) Федор Федорович Соколов;

9) Василий Васильевич Латышев;

10) Сергей Александрович Жебелёв.

11) Николай Иванович Кареев. Для наших историков при изучении античной организации был характерен, с одной стороны, историко-философский подход к анализу общественных отношений, а, с другой стороны, интерес к социально экономическим проблемам.

Именно они по началу наметили важнейшие условия жизни полиса. Потом основы полисной организации были усвоены в Риме, потому что римская полисная община – это вариант полиса. Интерес к социально-экономической сфере полисных отношений среди наших ученых был велик. Известны имена Андреева, Фролова, Людмилы Петровны Маринович, Лия Менделевна Глускина, Абрам Борисович Ранович.

В ХХ веке, особенно к рубежу тысячелетий, создаются целые центры по изучению полисной организации. И самым крупным таким центром стал Копенгагенский центр по изучению полисов, во главе которого стоял талантливый исследователь и организатор Могпас Герман Хансен.

Задачи Копенгагенского центра:

1) выработка определения феномена полиса (развернутого и исчерпывающего), которое было бы:

a. Внутренне непротиворечивое

b. Соответствовало бы всей совокупности данных источников

c. По возможности удовлетворяло бы всех занимающихся полисной проблемой специалистов.

2) Стремление понять, какой смысл и понятие «полис» вкладывали сами античные греки. На протяжении античной истории сами греки давали разные понятия полиса, и реализация такой идеи предполагает колоссальную работу по изучению источников по греческой античности.

Была проделана грандиозная работа: были составлены перечни, каталоги. В конце концов, на основе этих списков был сформулирован «Копенгагенский закон о полисе»: в источниках архаического и классического времени термин «полис», который используется в смысле «город», прилагается не к любому греческому центру, не к любому городу, а только к такому, который является центром полиса как политического сообщества. Сами греки не говорили про Пирей, например, что это полис. Термин полис имеет два значения:

1) Город;

2) Государство.

Даже тогда, когда он указывается в смысле «город», он указывает на общину. Важное место в исследованиях Центра занял сравнительный подход.

В целом в мировой науке последних десятилетий можно выделить следующие проблемно-тематические блоки:

1) Определение полиса – теоретические дефиниции и историческая реальность.

2) Функционирование полисной демократии.

3) Отношения собственности в классическом полисе.

4) Институциональная сторона полисной организации – какие политические институты существовали в полисе?

5) Политическая культура античности.

6) Право, ритуал, сакрально-правовые отношения в жизни полиса.

7) Соотношение понятий «полис», «город» и «государство».

8) Специфика различных типов полисов в диахронном (специфика при сопоставлении различных временных координатах) и синхронном (в одном и том же хронологическом срезе) аспектах.

9) Выживание полиса на периферии античного мира;

10) Соотношение таких понятий, как «полис» и «держава;

11) Полисная система ценностей;

12) Античные истоки современных европейских политико-правовых парадигм.

Есть стремления:

1) Каждый вопрос изучить максимально полно и фундаментально, поднять все источники;

2) Отойти от афиноцентризма – изучать другие полисы, а не только Афины (по ним больше всего источников);

3) Отказ от модернизации реалий античности.

15) содержание понятия «полис». СтанОВЛЕНИЕ архаического полиса.

Полис мог включать в свой состав несколько городов, а не один. Пирей, Элифсин – тоже крупные полисы, они включали несколько городов. Такие случаи являются исключением.

1) Обычная ситуация, когда один полис – один городской центр. И тут мы вспомним копенгагенский закон о полисе.

2) Могли быть полисы вообще без городских центров. Спарта, например, вообще не имела города – это 5 соседних деревень. Их описали Фукидид и Повсаний.

Специфика античного урбанизма в том, что основные занятия городского населения – это с/х. занятия. С течением времени города становятся центрами ремесла, но основная часть народа занимается с/х. Город в античности (для самих греков) – укрепленное поселение с монументальными общественным центрами, культовый центр (там располагались храмовые постройки, укрепленные центры), воплощение политического единства общины. Там находились органы политической власти греков, и в этих отношениях город отличался от деревни, а по другим характеристикам (социальный состав, занятия жителей) отличия могли не быть существенными. Так сложилось, т.к. социальные факторы в генезисе не сыграли большой роли. Сыграли такую роль факторы военные. Мы говорим, что в нормальной ситуации для греческого полиса мы должны включать понятие «город», но с учетом политики античного урбанизма.

3) Полис включал в себя не только город, но и сельскую округу – хору. Это земледельческая территория, входившая в полис. Она составляла с городом единство: население хоры были такими же гражданами полиса, как и жители города. Город тесно был связан со своей хорой, интегрально связан.

4) Полис – это гражданский коллектив, коллектив свободных граждан. Определение Аристотоеля:

a. Гражданин – тот, кто может быть судьей и магистратом (тот, кто участвует в народном собрании и в суде);

b. Гражданин – тот, кто свободен.

Гражданский коллектив мог существовать вообще без территории. Например, поход 10 000, когда войско наемников превращается в странствующий полис. Или, скажем, пример греков 411 г. на острове Самос. Они живут на флоте без своей территории. В типичной ситуации полис – это коллектив граждан вместе с материальными условиями, необходимыми для их существования. А в античности таким условием являлась земля. Полис – это один из типов общины, но это не просто община, а община гражданская. Но не все население полиса было его гражданами. Были не граждане, граждане других полисов, лица без гражданства. В Афинах всех чужаков называли метеками. Кроме метеков были в греческих полисах и рабы. Греческий полис – это гражданский коллектив + не граждане. Исследователи пытались развести следующим образом:

полис как коллектив граждан – политическая структура,

полис как граждане + плюс не граждане – социально-экономическая структура.

Г.А. Кошелян выступает против такой трактовки, т.к. полис как гражданский коллектив – это уже социально-политическая структура. Наверное, для гражданского коллектива метеки и рабы – лишь материальные условия существования коллектива.

5) На рубеже 1980-х – 1990-х гг. Елена Михайловна Штаерман сказала, что античный полис – это вообще не государство, т.к. античный полис – это не инструмент подавления, а инструмент согласования интересов различных социальных групп населения. То есть она исходила из марксистского определения государства.

Полис – это община, он имеет определенную территории, имеет границы. Эту территорию населяет определенный народ. Античный полис – это, во всех отношениях, вполне полноценное государство, у него были атрибуты государственной власти. Это независимая государственная община. Каждый полис имел все атрибуты государственной независимости:

1) Свои законы,

2) Органы власти,

3) Свою армию,

4) Свою финансовую систему.

Полис – это суверенное государство. Но важной чертой такого государства было, что оно очень маленькое (карликовое). Небольшие размеры полиса – это его неотъемлемая характеристика. Идеальный полис, по Платону, должен включать 5040 полноправных граждан. Аристотель писал, что население и территория полиса должны быть легко обозримыми. Нередко в полисах проживало мало население (не свыше 1 000) человек. В крупных полисах проживало много людей (в Афинах проживало 30 000 – 40 000, максимально 60000 человек)Размеры территории полиса колебались в диапазоне от 8 400 км2 (Спарта) до 70 км2 (Факида).

Черты, которые отличают классический полис от архаического:

1) Кодификация права;

2) Введение гоплитской фаланги;

3) Нарастание эгалитарных (уравнительных) тенденций;

4) Вытеснение архаических форм зависимости (в т.ч. долговой кабалы) и развитие классического рабства.

Полисы архаического типа, где ничего этого не было, могли быть и в классической Греции.

Факторы которые привели к формированию полиса из протополиса. Первый фактор – процесс урбанизации, городская революция. Благодаря процессу синойкизма протополисы увеличиваются, превращаются в города. Результаты развития полисов:

1) К началу VIII века город отделяется о деревни, и если раньше ничего укрепленного у поселка не было, то теперь появляются отдельные города. Поселение в хоре – кома, поселение не укрепленное, без общественных зданий.

2) Великая греческая колонизация. Она 3-мя составляющими способствовала формированию полиса.

a. Она повысила уровень благосостояния населения, что способствовало политизации городов. До начала колонизации у греков в общественной жизни не было много ценностей, и вопрос стоял о выживании, а не о накоплении благ. А человек, живущий в нужде, не имеет сил и времени для политических забот. А полис – это коллектив политизированный, где все граждане участвуют в политической жизни. И, чтоб они таковыми стали, нужно было поднять уровень их материального благосостояния. В колониях этот уровень повышался быстрей и повысился раньше.

b. Колонизация создала рынок с/х. продукции, который позволил избавиться от ростовщического кредита, и таким образом, колонизация избавила людей от долгового рабства. Это рабство подрывало единство общины, и при возможности закабалить крестьянина не было бы разговора о равенстве. Ростовщичество, в отличие от торговли, развивается тогда, когда крестьянин слабо связан с рынком, когда он сам не может продать товар. И когда степень товарности производства низка, создается основа ростовщического кредита. Колонизация создала рынок, подорвавший ростовщичество.

c. Колонизация дала для греков достойную замену рабам-соплеменникам рабами-чужеземцами.

3) Развитие принципа частной собственности, укрепление индивидуального хозяйства.

4) Победа демоса над аристократией в политической борьбе.



Просмотров 1155

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!