Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
ИЗУЧЕНИЕ ПОЛИСА КАК ЦЕНТРАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ АНТИКОВЕДЕНИЯ
Полис в переводе означает «город». Но, по смыслу, это гораздо более объемная понятие. Это структурообразующая единица античной цивилизации. Полис - тот феномен, который определил политику античной цивилизации. Суть полиса пытались определить сами древние: сами греки пытались уяснить устои своей жизни. Особенно это стало явно в позднеклассический период: тогда начался кризис, античные исследователи пытались найти из него выход. Теоретики: 1) Платон; 2) Аристотель; 3) Марк Туллий Цицерон; 4) В историографии была поднята эта проблема. Пионеры – французы. Это Бенжамин Констан. Он поставил вопрос о принципиальном отличии античной цивилизации от цивилизации Нового Времени: 5) Анри Валлон; 6) Нома-Дени Фюстель де Куландж. 7) В нашей науке интерес к полису появляется на рубеже XIX-ХХ веков. Тут основатель нашей науки об античности Михаил Семенович Куторга; 8) Федор Федорович Соколов; 9) Василий Васильевич Латышев; 10) Сергей Александрович Жебелёв. 11) Николай Иванович Кареев. Для наших историков при изучении античной организации был характерен, с одной стороны, историко-философский подход к анализу общественных отношений, а, с другой стороны, интерес к социально экономическим проблемам. Именно они по началу наметили важнейшие условия жизни полиса. Потом основы полисной организации были усвоены в Риме, потому что римская полисная община – это вариант полиса. Интерес к социально-экономической сфере полисных отношений среди наших ученых был велик. Известны имена Андреева, Фролова, Людмилы Петровны Маринович, Лия Менделевна Глускина, Абрам Борисович Ранович. В ХХ веке, особенно к рубежу тысячелетий, создаются целые центры по изучению полисной организации. И самым крупным таким центром стал Копенгагенский центр по изучению полисов, во главе которого стоял талантливый исследователь и организатор Могпас Герман Хансен. Задачи Копенгагенского центра: 1) выработка определения феномена полиса (развернутого и исчерпывающего), которое было бы: a. Внутренне непротиворечивое b. Соответствовало бы всей совокупности данных источников c. По возможности удовлетворяло бы всех занимающихся полисной проблемой специалистов. 2) Стремление понять, какой смысл и понятие «полис» вкладывали сами античные греки. На протяжении античной истории сами греки давали разные понятия полиса, и реализация такой идеи предполагает колоссальную работу по изучению источников по греческой античности. Была проделана грандиозная работа: были составлены перечни, каталоги. В конце концов, на основе этих списков был сформулирован «Копенгагенский закон о полисе»: в источниках архаического и классического времени термин «полис», который используется в смысле «город», прилагается не к любому греческому центру, не к любому городу, а только к такому, который является центром полиса как политического сообщества. Сами греки не говорили про Пирей, например, что это полис. Термин полис имеет два значения: 1) Город; 2) Государство. Даже тогда, когда он указывается в смысле «город», он указывает на общину. Важное место в исследованиях Центра занял сравнительный подход. В целом в мировой науке последних десятилетий можно выделить следующие проблемно-тематические блоки: 1) Определение полиса – теоретические дефиниции и историческая реальность. 2) Функционирование полисной демократии. 3) Отношения собственности в классическом полисе. 4) Институциональная сторона полисной организации – какие политические институты существовали в полисе? 5) Политическая культура античности. 6) Право, ритуал, сакрально-правовые отношения в жизни полиса. 7) Соотношение понятий «полис», «город» и «государство». 8) Специфика различных типов полисов в диахронном (специфика при сопоставлении различных временных координатах) и синхронном (в одном и том же хронологическом срезе) аспектах. 9) Выживание полиса на периферии античного мира; 10) Соотношение таких понятий, как «полис» и «держава; 11) Полисная система ценностей; 12) Античные истоки современных европейских политико-правовых парадигм. Есть стремления: 1) Каждый вопрос изучить максимально полно и фундаментально, поднять все источники; 2) Отойти от афиноцентризма – изучать другие полисы, а не только Афины (по ним больше всего источников); 3) Отказ от модернизации реалий античности. 15) содержание понятия «полис». СтанОВЛЕНИЕ архаического полиса. Полис мог включать в свой состав несколько городов, а не один. Пирей, Элифсин – тоже крупные полисы, они включали несколько городов. Такие случаи являются исключением. 1) Обычная ситуация, когда один полис – один городской центр. И тут мы вспомним копенгагенский закон о полисе. 2) Могли быть полисы вообще без городских центров. Спарта, например, вообще не имела города – это 5 соседних деревень. Их описали Фукидид и Повсаний. Специфика античного урбанизма в том, что основные занятия городского населения – это с/х. занятия. С течением времени города становятся центрами ремесла, но основная часть народа занимается с/х. Город в античности (для самих греков) – укрепленное поселение с монументальными общественным центрами, культовый центр (там располагались храмовые постройки, укрепленные центры), воплощение политического единства общины. Там находились органы политической власти греков, и в этих отношениях город отличался от деревни, а по другим характеристикам (социальный состав, занятия жителей) отличия могли не быть существенными. Так сложилось, т.к. социальные факторы в генезисе не сыграли большой роли. Сыграли такую роль факторы военные. Мы говорим, что в нормальной ситуации для греческого полиса мы должны включать понятие «город», но с учетом политики античного урбанизма. 3) Полис включал в себя не только город, но и сельскую округу – хору. Это земледельческая территория, входившая в полис. Она составляла с городом единство: население хоры были такими же гражданами полиса, как и жители города. Город тесно был связан со своей хорой, интегрально связан. 4) Полис – это гражданский коллектив, коллектив свободных граждан. Определение Аристотоеля: a. Гражданин – тот, кто может быть судьей и магистратом (тот, кто участвует в народном собрании и в суде); b. Гражданин – тот, кто свободен. Гражданский коллектив мог существовать вообще без территории. Например, поход 10 000, когда войско наемников превращается в странствующий полис. Или, скажем, пример греков 411 г. на острове Самос. Они живут на флоте без своей территории. В типичной ситуации полис – это коллектив граждан вместе с материальными условиями, необходимыми для их существования. А в античности таким условием являлась земля. Полис – это один из типов общины, но это не просто община, а община гражданская. Но не все население полиса было его гражданами. Были не граждане, граждане других полисов, лица без гражданства. В Афинах всех чужаков называли метеками. Кроме метеков были в греческих полисах и рабы. Греческий полис – это гражданский коллектив + не граждане. Исследователи пытались развести следующим образом: полис как коллектив граждан – политическая структура, полис как граждане + плюс не граждане – социально-экономическая структура. Г.А. Кошелян выступает против такой трактовки, т.к. полис как гражданский коллектив – это уже социально-политическая структура. Наверное, для гражданского коллектива метеки и рабы – лишь материальные условия существования коллектива. 5) На рубеже 1980-х – 1990-х гг. Елена Михайловна Штаерман сказала, что античный полис – это вообще не государство, т.к. античный полис – это не инструмент подавления, а инструмент согласования интересов различных социальных групп населения. То есть она исходила из марксистского определения государства. Полис – это община, он имеет определенную территории, имеет границы. Эту территорию населяет определенный народ. Античный полис – это, во всех отношениях, вполне полноценное государство, у него были атрибуты государственной власти. Это независимая государственная община. Каждый полис имел все атрибуты государственной независимости: 1) Свои законы, 2) Органы власти, 3) Свою армию, 4) Свою финансовую систему. Полис – это суверенное государство. Но важной чертой такого государства было, что оно очень маленькое (карликовое). Небольшие размеры полиса – это его неотъемлемая характеристика. Идеальный полис, по Платону, должен включать 5040 полноправных граждан. Аристотель писал, что население и территория полиса должны быть легко обозримыми. Нередко в полисах проживало мало население (не свыше 1 000) человек. В крупных полисах проживало много людей (в Афинах проживало 30 000 – 40 000, максимально 60000 человек)Размеры территории полиса колебались в диапазоне от 8 400 км2 (Спарта) до 70 км2 (Факида). Черты, которые отличают классический полис от архаического: 1) Кодификация права; 2) Введение гоплитской фаланги; 3) Нарастание эгалитарных (уравнительных) тенденций; 4) Вытеснение архаических форм зависимости (в т.ч. долговой кабалы) и развитие классического рабства. Полисы архаического типа, где ничего этого не было, могли быть и в классической Греции. Факторы которые привели к формированию полиса из протополиса. Первый фактор – процесс урбанизации, городская революция. Благодаря процессу синойкизма протополисы увеличиваются, превращаются в города. Результаты развития полисов: 1) К началу VIII века город отделяется о деревни, и если раньше ничего укрепленного у поселка не было, то теперь появляются отдельные города. Поселение в хоре – кома, поселение не укрепленное, без общественных зданий. 2) Великая греческая колонизация. Она 3-мя составляющими способствовала формированию полиса. a. Она повысила уровень благосостояния населения, что способствовало политизации городов. До начала колонизации у греков в общественной жизни не было много ценностей, и вопрос стоял о выживании, а не о накоплении благ. А человек, живущий в нужде, не имеет сил и времени для политических забот. А полис – это коллектив политизированный, где все граждане участвуют в политической жизни. И, чтоб они таковыми стали, нужно было поднять уровень их материального благосостояния. В колониях этот уровень повышался быстрей и повысился раньше. b. Колонизация создала рынок с/х. продукции, который позволил избавиться от ростовщического кредита, и таким образом, колонизация избавила людей от долгового рабства. Это рабство подрывало единство общины, и при возможности закабалить крестьянина не было бы разговора о равенстве. Ростовщичество, в отличие от торговли, развивается тогда, когда крестьянин слабо связан с рынком, когда он сам не может продать товар. И когда степень товарности производства низка, создается основа ростовщического кредита. Колонизация создала рынок, подорвавший ростовщичество. c. Колонизация дала для греков достойную замену рабам-соплеменникам рабами-чужеземцами. 3) Развитие принципа частной собственности, укрепление индивидуального хозяйства. 4) Победа демоса над аристократией в политической борьбе.
|