Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ПОЛИТИЧЕСКАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЛИСА. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ ПОЛИСНОЙ ИДЕОЛОГИИ



Все граждане назывались по названию своего полиса. Считалось, что все граждане полисов происходят от одного общего предка. Постепенно в полисе оказалось много людей, которые относились к филам и фратриям. Затем, когда родовое деление было отменено и введено было территориальное деление, многие чужаки оказались включенными в гражданский коллектив. Но затем территориальные филы также стали барьером для включения в них чужаков. Гражданский коллектив греческих полисов отличался замкнутостью: греки не любили за заслуги давать гражданские права людям. Греки не расширяли свои гражданские коллективы. Это связано с ограниченностью земельных ресурсов. Типичным государственным устройством в полисах была республика. В начале главенствующую роль в республике играли аристократы. Затем, в результате победы демоса на аристократией, в результате падения роли ростовщичества, ведущую роль стало играть народное собрание, в котором были представлены все граждане полиса – все взрослое мужское население. И в качестве типичной формы правления формируется демократическая республика.

В термины «олигархия» и «аристократия» сами греки вкладывали различный смысл. Аристотель считал, что аристократия – власть лучших, знатных по происхождению. А олигархия – власть немногих богатых. Полибий считал, что аристократия – выборная власть справедливейших и разумнейших людей. Олигархия – отсутствие выборности и своекорыстие людей, стоящих у власти.

Исследователи говорят, что олигархические полисы были и в классической Греции (Спарта, например). Против понимания Спарты как олигархии выступал Ю.В. Андреев: он считал, что зачисление Спарты в разряд олигархий – недоразумение. И Андреев писал, что ни один античный автор не назвал Спарту ни аристократией, ни олигархией. Он считал, что развитый полис – всегда демократия. В основном, исследователи склонны считать, что бывали в классическое время не только демократические полисы.

ОСНОВНОЫЕ ЛОЗУНГИ ГРЕЧЕСКОЙ ДЕМОКРАТИИ:

1. ИСЭГОРИЯ – равное участие граждан в законодательной деятельности;

2. ИСОНОМИЯ – равенство всех перед законом.

В результате последовательного проведения этих лозунгов греческая община сливается с государством, и граждане могли смело сказать: «Государство – это мы». И к концу VI века в полисах сложилась организация гоплитская полития (крестьянская демократия).

Следующий момент – это совпадение земельной и военной обязанности гражданина. Гражданин был и землевладельцем, и воином. Служить в армии было и долгом и привилегией граждан. И развитие политической и военной организации тесно было связано друг с другом. Если на ранних этапах развития полиса ядро вооруженных сил составляла конница, и на этом раннем этапе руководство армией принадлежало армии, затем появляется фаланга, и там сражались тяжеловооруженные гоплиты, главы крепких хозяйств, и это среднее крестьянство становится основной политической силой. Соответственно, переход к гоплитской фаланге демократизировал общественный строй. Затем в ряде полисов важную роль начинает играть флот, он становится мощной силой. Служить на кораблях могли самые нищие граждане. И это еще более демократизировало строй. Политический авторитет малоимущих людей вырос. Затем начинается переход к наемным армиям, и это сразу подорвет демократический строй. Таким образом, на протяжении греческой истории демократизация полиса была теснейшим образом связана со структурой вооруженных сил.

Следующий момент состоит в том, что в греческом полисе таким первичным политическим организмом полисной организации был дем – локальная община, самая маленькая политическая единица. Статус полиса приравнивался к тому или иному дему, по совершеннолетии человек становился гражданином именно в своем деме. Причем по принятию человека ведется голосование. По структуре дем был миниатюрным полисом. Соответственно, также голосуются общие решения в народном собрании. По демам составлялись списки граждан, собирались народные собрания, в демах собирались свои народные собрания, в демах были свои должностные лица – магистраты. Каждый житель дема чувствует свою ответственность за судьбу полиса, дем был крайне политизирован.

СИСТЕМА ЦЕННОСТЕЙ ГРЕЧЕСКИХ ГРАЖДАН:

1) Среди важнейших ценностей был земледельческий труд. Собственный труд на собственной земле считался добродетелью гражданина. Он считался чуть ли не единственным подобающим гражданину занятием. Труд на своей земле – не просто источник существования, это лучший способ самореализации человек в представлении греков. Богатства на земле считались божественными дарами, и труд на земле не должен был быть источником больших прибылей. Вообще, в Греции стремление к богатству осуждалось. Для греческого гражданина занятие с/х. – лучший способ, который позволяет греку жить в мировой гармонии.

2) Следующий момент. Греческие граждане имели долю в общеполисных доходах. Это привело к тому, что одной из важнейших черт полисных ценностей явилась полисная солидарность. Она была правом, и обязанностью граждан.

3) Граждане полисов в массовом порядке ставили интересы полисов выше своих личных (или семейных) интересов. Наверное, они просто не разделяли личные и семейные интересы с интересами полиса. Даже литургии – тяжелые материальные повинности – воспринимались как почетная обязанность. Полисная солидарность не противоречила представлению о том, что личность каждого гражданина самоценна.

4) По мере развития культуры греков возникло представление, о единстве социально-экономической и политической организации греков. Это единство было осознано как единство греков против варваров. Греки стали считать всех кроме себя варварами: они полагали, что их политическая организация принципиально отличается от той, которую имели для себя другие народы. Представление о единстве греческого мира подкреплялось ростом почитания общегреческих богов и святынь. И, даже когда полисы воевали между собой как разные государства, территория общегреческих храмов богов оставалась священной. В общегреческих центрах (Дельфы, Олимпия) устраивались панегирии – собрания греков разных полисов, сопровождавшиеся общегреческими играми и состязаниями. Также устраивались амфиктионии – союзы греческих полисов, соседних с каким-либо крупным или почитаемым храмом. Они делались для защиты от врагов

5) На основе греческого единства сформировалось представление о преимуществе греческого политического строя и превосходстве греков над н6егрекамив военном и физическом отношении.

6) В представлении греков в восточных империях царило поголовное рабство. Почему греки

8) Краеугольное понятие греческой полисной идеологии – жэлевтерия (свобода) – отсутствие всякого господства над собой. Истинно свободным мог быть только тот, кто экономически независим. Греки были первыми, кто осознал свою свободу. Гражданин полиса не только осознавал и ощущал себя свободным, но и считал всякого несвободного рабом. Понятие свободы греки относили еще и к полису. Свобода полиса – его автономия, право жить по своим законам.

9) Реализовать свои права грек мог только при наличии досуга. Потому для греков было важно представление о необходимости досуга. Досуг для греков означал свободное время для интеллектуальных занятий и для физического совершенствования. И условия жизни были благоприятны, чтобы человек развивал творческие способности. И следствием интеллектуальной жизни стал расцвет философии, науки, искусства.

10) Противопоставление сакрального (священного) и профанного (светского). Полис – не только политический, но и религиозный феномен. В полисе религия не имела никаких священных текстов, божественного откровения, духовенства, церковной организации. Государство и религия, по сути, совпадали в греческом полисе. Вся территория полиса была священной. Было несколько священных центров. Исследователи выделяют два.

А) Центральный – на акрополе;

Б) Крупное святилище в хоре.

При этом, степень сакральности внутри полиса даже на Акрополе была различна. В Афинах наиболее священными местами был храм Эрейхтейон. Второе место – агора. И сакральный характер пространства выражался для агоры в том, что вход в нее маркировался специальными камнями. И люди, считавшиеся оскверненными в религиозном плане, не впускались в религиозное пространство агоры. В пределах полиса не разрешалось хоронить умерших. Мы говорим, что существовали уровни сакральности в пространстве греческих полисов, при том, что весь полис был сакрализованным пространством. И, говоря о сакрализацрии греческого полиса и о храмах как о ключевых ее очагах, мы должны сказать, что храм понимался греками как олицетворение полисного духа, полисного единства и солидарности. Такое трепетное отношение греков к своему храму не было связано с религиозной экзальтацией.



Просмотров 2535

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!