Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ АФИН ПРИ ПЕРИКЛЕ



Политическая система Афин при Перикле имела следующий вид:

1) Экклесия – народное собрание, законодательный орган государства. Участвовали в нем все граждане с 20-ти лет. Возраст совершеннолетия в Афинах был 18 лет, но с 18 до 20 лет юноши проходили военную службу. Каким образом осуществлялась запись в гражданский коллектив. Человек вносился в общинную книгу дема, в котором состоял его отец. Для этого нужно было пройти обряд ДОКИМАСИИ – испытания. Члены дема должны были подать голоса, чтобы этот юноша был зачислен в дем. Юноша давал гражданскую присягу. При вступлении в дем юноша получил имя, которое состояло из его имени, из имени отца и из названия дема. Он считался полноправной личностью. Если юноши моложе 20 лет появлялись в народном собрании, над ними смеялись, они порицались. Если человек пытался выступить, его стаскивали с трибуны.

2) В экклесии не собирались женщины, впрочем, есть понятие «гражданка». Гражданство в отношении женщины имело вес не для нее самой, а для ее сыновей. Кроме женщин не принимали участия политической жизни метекки и рабы. Те и другие не граждане. По словам Демосфена, рабы-метекки при Перикле пользовались в Афинах гораздо большей свободой, чем в других странах граждане. Ксенофонт пишет, что рабы в Афинах от граждан не отличались ни одеждой, ни лицом, были дерзки, ни когда не уступали свободным дорогу на улице. Некоторые рабы жили богато, занимались торговлей и ремеслом. Нельзя было оскорбить или обидеть чужого раба. Собственного раба господин оскорбить мог, но убить не мог. Раб мог бежать от хозяина и искать защиты в храме Тесея, рабов в священных местах искать было нельзя. Даже частно владельческий мог получить свободу от государства. Раб мог получить свободу, если проявил воинскую доблесть или за то, что указал на готовящееся преступление от государства. Раб мог выкупиться у своего хозяина. Но принять или не принять выкуп, зависело от хозяина. Юридически рабы собственностью не владели. Но за то, чтоб выкупиться, нужно было платить своими деньгами. Существовали юридические функции: раб вносил деньги в храм, а храм заключал сделку с гражданином. Освободить можно было раба без всякого выкупа. Вольноотпущенники должны были считать покровителем своего бывшего хозяина и выполнять по отношению к нему какие-то обязанности. Наблюдается закономерность: когда демократии в Афинах угрожала опасность, рабы и метекки принимали активное участие в борьбе с врагом, потому исследователи считают, что метекки и рабы жили неплохо при демократии

Как заседала Экклесия? Она собиралась не менее 40 раз в год, сначала на акрополе, а потом афинском театре Диониса. Кворум был 6 000 человек (где-то 25% граждан). Число метеков в афинском полисе оценивается в 10 000 человек. В Афинском народном собрании периода расцвета демократии свобода слова была полной. Критике разрешалось подвергать любую деятельность государства. Закрытых для критики зон не было. Каждый гражданин чувствовал себя вершителем судеб государства. Основной функцией Экклессии было принятие законов. Народное собрание рассматривало все основные вопросы политики государства, решало вопросы войны и мира, заслушивала доклады дипломатов, эклессия выбирала должностных лиц, заслушивала отчеты о деятельности должностных лиц, давала либо лишала человека гражданских прав. Решение принималось путем поднятия рук. Это голосование называться хейротонией. Иногда проводилось тайное голосование. Тогда в специальные урны бросали черные или белые камешки или бобы. Если речь шла о персоне, то всегда тайное. Если конкретного лица не было, открытое. При выборах имена кандидатов, за которых голосовали, писали на черепках сосудов. Совет 500 состоял из 50 представителей каждой территориальной филы. Каждый кандидат избирался из нескольких кандидатов от каждой филы, возрастной ценз для кандидатов 30 лет. Избирали по жребию на год, и кандидатом можно было быть дважды в жизни. И реально получалось, что каждый афинский гражданин хоть раз в жизни был членом совета 500-сот. Даже Сократ был вынужден однажды стать членом совета 500-сот. Члены совета получали 5-6 аголов в день. Члены совета 500-сот никогда не имели конфликтов с народным собранием, по той простой причине, что совет был полностью подотчетен эклессии. И этот принцип подотчетности обеспечивал отсутствие конфликтов. Совет 500-сот – орган совещательный. Он имел пробулевтическую функцию. Совет готовил вопросы, которые подлежали рассмотрению на Народом собрании. Причем каждый гражданин мог поднять другой вопрос. Совет 500-сот готовил проект решения, каковой проект мог быть отвергнут. Участие совета 500-сот в подготовке решений народных собраний имело функцию обезопасить государство от принятия необдуманных и поспешных решений. Совет 500-сот исполнял административные функцию между собраниями эклессии. Совет исполнял второстепенные текущие государственные дела: наблюдал за чеканкой монет, за имуществом города и т.п. 10-ая часть совета – питания. Она была советом в течение 0,1 части года. Это была дежурная притания. Ее председателем был эпистат. Он ежедневно переизбирался, у него были ключи от казны и государственная печать.

Теперь мы должны обратить внимание на исполнительную власть. Она Принадлежала коллегиям.

1)Архонты. Они ежегодно переизбирались. Коллегия была из 9 архонтов, должность была почетной. Все вместе архонты собирались редко. Они собирались вместе, только если нужно было приговорить к смерти возвратившегося самовольно изгнанника. И также вместе они проводили жеребьевку суда присяжных. Деятельность коллегии заключалась в том, что они выступали председателями в делах по покушениям на религиозный культ.

2)10 стратегов. Они избирались прямым открытым голосованием. Члены коллегии могли избираться ежегодно неограниченное число раз. Для стратегов не было ежегодной отчетности. Их деятельность обсуждалась только в случае военных неудач, если их вдруг заподозрили в измене и в краже государственных сумм. Наказания были вплоть до смертной казни. Могли казнить по ложному обвинению.

3)Коллегия 10-ти астиномов. Они следили за порядком и чистотой в городе. Буле наблюдал за ними

4)10 агораномов. Они следили за рыночной торговлей;
10 Метрономов наблюдали зав мерой веса;

5)10 затем 35) ситофилаков (следили за ценами на хлеб)

6)11 человек – следили за тюрьмами.

Власть в Афинах без бюрократии, назначались сотрудники на 1 год. Назначались по найму только писцы. Избирали по жребию из числа всех граждан, еще не исполнявших эту должность. Греки считали, что жребий – это выражение божественной воли. Коллегий было много. В общей сложности в коллегиях было 700 мест. Более чем на год избираться нельзя. Каждый гражданин в своей жизни ту или иную должность хоть раз выполнял.

Кроме общеполисных магистратур были магистратуры в демах, и через них гражданин втягивался в общественную жизнь.

Какие основные принципы характерны для афинской системы исполнительной власти?

1) Очень большое число должностных мест и самих магистратур.
Этим достигалось максимальное привлечение граждан к управлению государством

2) Жесточайший контроль со стороны гражданского коллектива за деятельностью магистратов. Кроме ежегодного отчета в любой момент мог быть поставлен вопрос о выполнении магистратом своих обязанностей в эклиссее.

Важнейший орган демократии – суд присяжных гелиэя. 6 000 человек ежегодно избирались. Гелиэя делилась на 10 частей, они назывались дикастерии (дикста – это судьи) по 500 человек. Еще тысяча считалась запасными судьями. Как действовали судьи? Ими могли быть все граждане до 30 лет. Кроме того, нельзя было быть должником казны. Чтоб избежать подкупа судей, действовало следующее: дела между коллегиями распределялись по жребию перед самым рассмотрением дела. Естественно, что накануне заинтересованный человек не мог подкупать. Потом, подкупать нужно было 500 человек. Для особо важных дел собирались две комиссии или даже три. В редчайших случаях могли собираться все дикастерии.

Государство охраняло граждан: человека нельзя было бросить в тюрьму без приговора суда. И если человек попадал под суд и понимал, что может оказаться в тюрьме надолго, то каждому гражданину предоставлялось право покинуть Афины до рассмотрения его дела в суде без права вернуться.

Конечно, афинская демократия представляет собой вершину человеческой мысли. Власть народа была в таких формах, в каких она не будет осуществляться позднее в других странах.

1) ориентация на привлечение к управлению всех граждан;

2) Полная подотчетность всех органов управления народному собранию – экклесии;

3) Абсолютный суверенитет экклесии.

Никто из граждан не имел возможности оказать давление на народное собрание. Единственный способ – убеждение. Такую систему власти, когда все граждане непосредственно принимают участие в принятии законов и других важных постановлений, называют прямой демократией – когда только путем прямого голосования принимаются законы.

При этом мы говорим, что Перикл смог поднять афинскую демократию на высоту и избежал опасности сваливания демократии в охлократию – во власть толпы. Такого не произошло в силу личностных черт самого Перикла и того, что он мог всегда воздействовать на толпу и убедить ее словом. Внешняя политика Афина при Перикле была следующей: он рассматривал в качестве главного врага Спарту, но считал, что прежде, чем решать проблемы со Спартой, надо усилить афинское владычество в греческом мире и утвердить афинское влияние во всех важнейших районах греческого мира. И оппозиция радикальным демократам активизировалась после заключения 30-летнего мира со Спартой в 446. Главой ее выступил Фукидид (не историк), родственник, муж сестры Кимона, отец его был тренером по борьбе, но прославился как организатор спорта, а не как борец. Он был умен и стал выступать с критикой внешней политики Перикла. Главными вопросами были:

1) Оппоненты выступали против переноса казны первого Афинского морского союза с Делоса в Афины (в 451 она была перенесена и стала использоваться для благоустройства Афинского полиса);

2) Кроме того, перенос судебных процессов между союзниками в Афинскую гелиею.

Перикл занял наступательную позицию. Он говорил, что собранный форос тратится не по назначению, но ведь Афины защищают союзников своим флотом! Потому они имеют право тратить деньги казны на свои нужды, и ничего страшного тут нет. От переноса процессов союзников в Афинскую гелиею Афины получают денежную выгоду. Впрочем, это действительно может быть не очень хорошо для союзников.

В конце концов, это противостояние кончилось тем, что Фукидида в 443 изгнали остракизмом, и с того времени Перикл серъезных оппонентов не имел. Эпоха Перикла длилась с 444 по 429 – 15 лет. Влияние его было огромно, но он никогда не имел тиранической власти. Мы должны сказать, что механизм удержания власти Перикла был демократическим.
20) ТЕНДЕНЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ГРЕЧЕСКИХ ПОЛИСОВ В 4 ВЕКЕ ДО Н.Э.

Последние 50 лет антиковеды стали определять жизнь греческих полисов второй половины 4 века как кризис. Такая точка зрения получила широкое распространение, но основания для такого мнения есть: античные исследователи IV века видели изменения.

Мощным толчком для изучения проблемы кризиса полиса стала монография французской исследовательницы Клод Моссе, которая издала книгу «Конец афинской демократии». И она нашла проявления кризиса в IV веке именно в демократическом устройстве греческого полиса, она писала о кризисе демократических институтов.

УТВЕРЖДЕНИЯ, ОТ КОТОРЫХ НАУКА ОТКАЗАЛАСЬ:

1) Итак, до 1980-х годов в нашей историографии утвержадлось, что КРИЗИС ПОЛИСА СВЯЗАН С УПАДКОМ ГРЕЧЕСКОЙ ЭКОНОМИКИ, ПРЕЖДЕ ВСЕГО С УПАДКОМА ТОВАРНО-ДЕНЕЖНЫХ ОТНОШЕНИЙ. Считалась, исходя из теории ОЭФ, что базис определяет надстройку. Уже вначале 1980-х нашим антиковедам стало ясно, что кризис связан не с упадком, а с развитием товарно-денежных отношений. Уже с 4 века развивается торгово-предпринимательская деятельность: греки делили свою хозяйственную деятельность на две сферы.

a. Ойкономика – экономическая деятельность, направленная на простое воспроизводство хозяйства;

b. Хрематистика – экономическая деятельность, направленная на получение как можно большей прибыли. Она связана с развитием рынка. И в Афинах нормальный рынок хозяйственной и с/х. продукции сложился. Отсюда понятие «капиталистические Афины».

Более широкое развитие приобрели кредиты, и развитие получили трапезиты – профессиональные денежные дельцы, которые хранили деньги, давали ссуды, кредиты, оплачивали счета, они выступали как банкиры. Особенно широкий размах получило кредитование морской торговли, и давалось оно под залог корабля и груза. Мы знаем 26 имен трапезитов. Самый крупный банкир – Пасион. Это занятие не было престижным, но давало большую прибыль. Экономическое влияние их росло, но вместе с ростом удельного веса хрематистики эти люди чувствовали себя могущественными..

2) УВЕЛИЧЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА РАБОВ И РАСШИРЕНИЕ ИСПОЛЬЗОРВАНТИЯ ИХ ТРУДА (КАК БОЛЕЕ ДЕШЕВОГО) ВО ВСЕХ ОТРОСЛЯХ ХОЗЯЙСТВА ПРИВОДИЛО К ВЫТЕСНЕНИЮ ИЗ ПРОИЗВОДСТВА СВОБОДНЫХ КРЕСТЬЯН И РЕПМЕСЛЕНИКОВ. Отсюда делался вывод, что свободные труженики разорялись, становились люмпенами. Рабы в классических полисах в широких масштабах не могли вытеснить труд свободных производителей вопреки желанию последних. Вряд ли афинские граждане не приняли бы соответствующих законов, противодействующих этому. К тому же, в земледелии не было предпосылок для применения рабского труда в широких масштабах. Труд на ойкосной земле применялся как вспомогательный. Во всяком случае, мы понимаем, что свободный крестьянин не будет страдать от того, что раб вытесняет его труд. В сфере ремесленного производства ситуация иная: условия для конкуренции смогли бы быть, когда свободный и раб нанимаются на работу как наемные работники, и тогда рабский труд был бы более дешевым. Но источники не говорят, что гражданину платили больше, а рабу меньше. Но источники говорят о противоположном! Известны надписи о строительстве Эрейхтейона: во время строительства было нанято некое число работников (читается 106 имен), из которых 24 граждане, 44 метекки, 23 рабы. И оказывается, что рабы, делая одинаковые работы с метеками и гражданами, получали одинаковые с ними деньги. Скорее всего, при одинаковой плате работодатель предпочтет гражданина рабу.

3) В 4 ВЕКЕ НАБЛЮДАЕТСЯ МАСОВОЕ РАЗОРЕНИЕ КРЕСТЬЯНСТВА, ОСНОВНЫМИ ПУТЕМ КОТОРОГО БЫЛ ЗЛОГ ЗЕМЛИ. Залог земли был широко распространен в Аттике. Постоянно обнаруживают закладные камни, их счет идет на сотни. На этой основе исследователям рисовалась мрачнейшая картина разорения крестьян, которые постоянно боялись потерять свою землю. Но английский исследователь Мозес Финли блестяще показал, что камни свидетельствуют о другом: он составил таблицы денежных сумм, которые указаны на камнях, посчитал их среднее арифметическое и понял: к залогу земли прибегали богатые граждане. По подсчетам земли стоимость закладываемой площади превышала сумму кредита вдвое. Это значит, что заклад земли не приводил к потере заложенной собственности, люди отдавали половину участка. Риска потерять землю не было и, кроме того, Финли выяснил, что недвижимость оценивалась в 3 200 драхм: это для Аттики 4 века значительная сумма. Значит, большинство должников были состоятельными. Дело в том, что в Афинской литературе того времени, которая была чуткой к общественным бедам, совсем нет жалоб на экспроприацию земли посредством ипотеки. Кроме того, крупной земельной собственности в Аттике так и не появилось. Если бы шел процесс обезземеливания, у кого-то земля должна была бы скапливаться. Вывод: обычным поводом для займа у богатых граждан была потребность в быстром получении большой суммы (литургия, например). И суть процессов стала рисоваться исследователям иначе: нарушалась связь между гражданским статусом и владением землей. Разрывалось равенство: «гражданин = землевладелец». Землю продавали все: в т.ч. и состоятельные граждане. В IV веке земельные участки начинают рассматриваются как источник дохода, равнозначный другим. И, например, у отца оратора Демосфена – богатейшего человека – не было земли. Безземельным мог оказаться и богатей, и граждане старались превратить землю (капитал видимый) в капитал невидимый (деньги). Нарастает традиция, когда граждане скрывают от коллектива реальные доходы. Впрочем, связь «гражданин = землевладелец» разорвалась не совсем. Когда мы говорим про кризис, обращаясь к экономической ситуации, кризис был у полисной экономической структуры. Еще один момент связан с проявлением кризиса: с конца V века распространяется предоставление метекам земли в собственность для не С/х. занятий. Если раньше метекки вообще не могли быть собственниками земли, то теперь они получают такую возможность, но получают землю не для с/х. назначения. Нарушалось исключительное положение граждан по поводу земельной собственности. Был и еще один способ проникновения негражданского населения в полисные отношения: сдача полисной земли в аренду метекам для с/х. занятий. С одной стороны, метекки становятся собственниками, а, с другой, получают право арендовать землю для с/х. целей. Причем аренда метеками и гражданами осуществлялась на равных условиях. Вот эти новые явления в земельных отношениях сказались на отношениях между гражданами и полисом. Ослабевает связь гражданина и полиса. Ослабевает вместе с ней пи главный источник полисной солидарности, и это влечет изменения в полисной психологии: богатые граждане начинают тяготиться литургиями, которые раньше воспринимались как почетная обязанность. Теперь они воспринимаются гражданами неодобрительно, и они хотят скрыть свое богатство, перевести его в невидимый вид.

Но, чтоб в вопросе о разорении крестьян не было недосказанности, кое-что добавим: разорение крестьян присутствовало в Аттике. Рост имущественной дифференциации наблюдался, но связан был с опустошением территории во время Пелопоннесской войны, с эпидемиями, а также с запустением колоний. В отличие от Афин на периферии греческого мира (Ольвия, Сиракузы) разорение крестьян имело место и, видимо, в результате кредитной операции тоже, потому что для колоний IV века в публицистике упоминаются требования об уплате долгов и переделе земли.

В IV веке в греческих полисах на фоне развития товарно-денежных отношений обостряется проблема государственных финансов. Полисы постоянно испытывают финансовые трудности. Общий уровень жизни стал выше, общие размеры богатства возросли, а государственная казна скудеет, испытывает нужду в деньгах. И полисное государств в таких условиях не может оказать беднейшим гражданам помощь, на которую они рассчитывают. И граждане начинают предъявлять больше претензий к зажиточным, а те не хотят отдавать богатства. И мы наблюдаем разрыв полисной солидарности и подрыва понимания полиса как главного в жизни граждан. Истощали казну полисов войны. Мы знаем, что организованного государственного хозяйства и постоянных налогов в полисах не было. Пытаясь дыры в своем бюджете залатать, государство начинает все чаще и чаще вводить чрезвычайный налог, и он вводится столь часто, что едва не превращается в постоянный.



Просмотров 2374

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!