Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Антиципация и антиципационное поведение личности
Под антиципациейв современной психологии понимается способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза [А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский], и это определение практически совпадает с пониманием антиципации Б.Ф. Ломовым как способности субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий. Наиболее существенной характеристикой А как процесса следует считать не только ее опережающий – временной эффект, но и максимальное устранение неопределенности в ходе принятия решений. Процесс созревания и упрочения А в онтогенезе осуществляется по всем законам созревания психики и при адекватном развитии механизмы А, по мнению Г.К. Ушакова, формируются к 11-13 годам. По мнению автора, можно предположить, что к обстоятельствам, отрицательно влияющим на механизмы А, относятся неправильное воспитание в семье, что мешает процессам формирования необходимых навыков у ребенка – психологической стойкости, умению предвосхищать те или иные события. Понятие А, как неотъемлемого свойства психики, выполняет 3 функции в процессе отражения мира: 1. А – это предвосхищение, предвидение и ожидание всегда определенных событий – это есть когнитивная функция психического отражения. 2. Регуляторный аспект А проявляется в готовности к событиям, упреждении их в поведении, планировании действий. 3. Любое общение, взаимодействие между людьми, готовность подчиняться социальным нормам, способность сразу узнавать эмоциональные состояния других людей – все это проявление коммуникативной функции психического отражения в А. Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции А неразрывны, едины в любом акте человеческого поведения. Уровень развития А свидетельствует об уровне развития психики в целом (Б.Ф. Ломов). Б.Ф. Ломов и Б.Ф. Сурков выделяли несколько уровней А по мере ее усложнения: 1) субсенсорный, 2) сенсомоторный, 3) перцептивный, 4) уровень представлений, 5) речемыслительный (вербально-логический). Субсенсорный уровень – неосознаваемых нервно-мышечных преднастроек и движений. Сенсомоторный уровень – на котором антиципирующий эффект является выражением относительно элементарного временно-пространственного обнаружения, различения и опережения стимула. Перцептивный- хар-ся определенным усложнением интеграции психических процессов: здесь используются локальные антиципирующие схемы в форме вторичных образов – представлений, которые позволяют представить возможные реакции, результат в соответствии с заданным критерием. Он соответствует этапу конкретно-образного мышления ребенка. Наиболее сложный речемыслительный (вербально-логический) уровень А – преимущественно абстрактных операций. Становится возможным более глубокое и широкое обобщение, а также классификация ситуаций, что связано с усилением влияния семантического фактора при использовании внешней и внутренней речи. А. как бы пронизывает все формы и уровни психического отражения действительности. Она возникает как системно интегральный процесс, формирующийся в реальной деятельности человека и являющийся одним из важнейших компонентов механизма регуляции этой деятельности (в том числе и поведения). Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [В.Д. Менделевич], таким образом, АС характеризует определенный уровень антиципационных способностей в системе личности. Антиципационная деятельность лиц с девиантным поведением. Наиболее исследованы на сегодняшний день антиципационные способности при шизофрении [В.Д. Менделевич, Фейгенберг И.Н.], органических нарушениях [Т.В. Скиданенко], остеохондрозе [О.В.Демакина,; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева], неврозах и неврозоподобных состояниях [Ч.Р. Громова, ; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева], эпилепсии [Т.В. Скиданенко], расстройствах личности [А.Э.Узелевская]. Искажения антиципационной деятельности при наличии той или иной патологии отмечают все авторы. Так, при шизофрении нарушена опора на вероятностную структуру прошлого опыта, поэтому больные с большей легкостью, чем здоровые люди, извлекают из прошлого опыта маловероятные ассоциации и редко делают успешные высоковероятные прогнозы. У пациентов с невротическими расстройствами нaблюдается снижение антиципационных способностей по всем параметрам (временному, пространственному, личностно-ситуативному), склонность к моновариантному типу прогнозирования, предпочтение благоприятных исходов; как следствие такие люди подвержены обидам, разочарованиям, кризисам, обладают низкой стрессоустойчивостью. Исследования неврологов показывают, что нарушения способности преднастройки, готовности прогнозировать и просчитывать вероятность предстоящих событий относятся к числу ведущих факторов в этиологии неврозов и остеохондрозов, а низкая личностно-ситуативная антиципационная состоятельность сопряжена с ранним развитием (до 30 лет) шейного и поясничного остеохондроза.
|