Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Антиципация и антиципационное поведение личности



 

Под антиципациейв современной психологии понимается способность человека предвосхищать ход событий, собственных действий и поступков окружающих, строить деятельность на основании адекватного вероятностного прогноза [А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский], и это определение практически совпадает с пониманием антиципации Б.Ф. Ломовым как способности субъекта действовать и принимать решения с определенным временно-пространственным упреждением в отношении ожидаемых, будущих событий.

Наиболее существенной характеристикой А как процесса следует считать не только ее опережающий – временной эффект, но и максимальное устранение неопределенности в ходе принятия решений.

Процесс созревания и упрочения А в онтогенезе осуществляется по всем законам созревания психики и при адекватном развитии механизмы А, по мнению Г.К. Ушакова, формируются к 11-13 годам. По мнению автора, можно предположить, что к обстоятельствам, отрицательно влияющим на механизмы А, относятся неправильное воспитание в семье, что мешает процессам формирования необходимых навыков у ребенка – психологической стойкости, умению предвосхищать те или иные события.

Понятие А, как неотъемлемого свойства психики, выполняет 3 функции в процессе отражения мира:

1. А – это предвосхищение, предвидение и ожидание всегда определенных событий – это есть когнитивная функция психического отражения.

2. Регуляторный аспект А проявляется в готовности к событиям, упреждении их в поведении, планировании действий.

3. Любое общение, взаимодействие между людьми, готовность подчиняться социальным нормам, способность сразу узнавать эмоциональные состояния других людей – все это проявление коммуникативной функции психического отражения в А.

Когнитивная, регулятивная и коммуникативная функции А неразрывны, едины в любом акте человеческого поведения. Уровень развития А свидетельствует об уровне развития психики в целом (Б.Ф. Ломов).

Б.Ф. Ломов и Б.Ф. Сурков выделяли несколько уровней А по мере ее усложнения: 1) субсенсорный, 2) сенсомоторный, 3) перцептивный, 4) уровень представлений, 5) речемыслительный (вербально-логический).

Субсенсорный уровень – неосознаваемых нервно-мышечных преднастроек и движений. Сенсомоторный уровень – на котором антиципирующий эффект является выражением относительно элементарного временно-пространственного обнаружения, различения и опережения стимула. Перцептивный- хар-ся определенным усложнением интеграции психических процессов: здесь используются локальные антиципирующие схемы в форме вторичных образов – представлений, которые позволяют представить возможные реакции, результат в соответствии с заданным критерием. Он соответствует этапу конкретно-образного мышления ребенка. Наиболее сложный речемыслительный (вербально-логический) уровень А – преимущественно абстрактных операций. Становится возможным более глубокое и широкое обобщение, а также классификация ситуаций, что связано с усилением влияния семантического фактора при использовании внешней и внутренней речи.

А. как бы пронизывает все формы и уровни психического отражения действительности. Она возникает как системно интегральный процесс, формирующийся в реальной деятельности человека и являющийся одним из важнейших компонентов механизма регуляции этой деятельности (в том числе и поведения).

Под антиципационной состоятельностью (прогностической компетентностью) понимается способность личности с высокой вероятностью предвосхищать ход событий, прогнозировать развитие ситуаций и собственные реакции на них, действовать с временно-пространственным упреждением [В.Д. Менделевич], таким образом, АС характеризует определенный уровень антиципационных способностей в системе личности.

Антиципационная деятельность лиц с девиантным поведением. Наиболее исследо­ваны на сегодняшний день антиципационные спо­собности при шизофрении [В.Д. Менделевич, Фейгенберг И.Н.], органических нарушениях [Т.В. Скиданенко], остеохондрозе [О.В.Демакина,; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева], неврозах и неврозоподобных состояниях [Ч.Р. Громова, ; В.Д. Менделевич, С.Л. Соловьева], эпилепсии [Т.В. Скиданенко], расстройствах личности [А.Э.Узелевская].

Искажения антиципационной деятельности при наличии той или иной патологии отмечают все авторы. Так, при шизофрении на­рушена опора на вероятностную структуру про­шлого опыта, поэтому больные с большей легкостью, чем здоровые люди, извлекают из прошлого опыта маловероятные ассоциации и редко делают успешные высоковероятные про­гнозы. У пациентов с невротическими рас­стройствами нaблюдается снижение антиципационных способнос­тей по всем параметрам (временному, простран­ственному, личностно-ситуативному), склонность к моновариантному типу прогнозирования, пред­почтение благоприятных исходов; как следствие такие люди подвержены обидам, разочаровани­ям, кризисам, обладают низкой стрессоустойчи­востью. Исследования неврологов показыва­ют, что нарушения способности преднастройки, готовности прогнозировать и просчитывать веро­ятность предстоящих событий относятся к числу ведущих факторов в этиологии неврозов и остео­хондрозов, а низкая личностно-ситуативная антиципационная состоятельность сопряжена с ранним развитием (до 30 лет) шейного и пояс­ничного остеохондроза.

 



Просмотров 2450

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!