Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Клинический аспект этнокультуральных форм девиантного поведения



Клинический аспект этнокультурного подхода в психологии девиантного поведения может быть разделен на три самостоятельных фактора: 1) специфические, 2) структурно-динамические и 3) особые.

I. Включает специфические поведенческие девиации и расстройства, встречающиеся исключительно в определенных этнических и культурных группах. К ним относят, например, амок, коро, лата, меряченье, икота.

Амок, встреч-ся в странах Азии и Океании, сходен с сумеречным расстройством сознания. 4 признака: продромальная тоска, гомицидные тенденции на базе психомоторного возбуждения, внезапное,без видимых причин, начало и амнезия после восстановления расстроенного сознания. Провоцирующим моментом для развития может стать прилюдное оскорбление чел-ка, у которого отмечают обидчивость, ранимость по отношению к оценке его окружающими.

Симптомокомплекс коро представляет собой депрессивно-ипохондрический синдром, сопровождающийся выраженными сенестопатическими ощущениями. Отмечается убежденность человека в том, что у него резко изменяются в размерах половые органы (половой член у мужчин и большие половые губы у женщин): «сморщиваются, втягиваются в брюшную полость». На фоне выраженной тревоги и страха больные предпринимают отчаяные попытки удержать на прежнем месте половые органы. Они пришивают или подвязывают их, пытаются удержать руками.

Из описанных на основе изучения российских этнокультурных групп населения можно отметить поведенческую девиацию, названную меряченьем - автоматизированное выполнение приказаний окружающих при формально ясном сознании.

На севере России (Архангельская и Мурманская области, Коми-Пермяцкий округ) среди местного населения стойко бытует мнение о постоянном присутствии в природе «злого существа — икоты (икотки)», что в условиях фрустрации способно приводить к возникновению девиантного поведения, названного икоткой (М. Д. Урюпина). Оно выражается в приступах насильственного говорения (нередко искаженным голосом) с убежденностью, что «говорящая икотка» поселилась в организме человека, овладела его голосом и мыслями.

Традиционным для русской культуры можно считать девиантное поведение, обозначаемое как юродивое поведение (юродство).

II. Структурно-динамические особенности проявления и распространения известных девиантных форм поведения и психопатологических расстройств. Многие ученые (Э. Крепелин, Т. Ламбо, Д. Амоако, Дж. Купер, Н. Сарториус) обратили внимание на то, что реактивные психозы чаще встречаются в Африке, чем в Европе; кататония преобладает в Индии и Африке; бред самообвинения встречается преимущественно у европейцев; в традиционных культурах слуховые псевдогаллюцинации с позитивным содержанием встречаются чаще, чем в других, так же как истинные галлюцинации — чаще, чем псевдогаллюцинации. По некоторым данным (Н. Клетт), отмечаются различия даже по странам Европы: в Англии чаще отмечается бред величия, во Франции —галлюцинаторно-параноидные психозы, в Германии — тревожно-депрессивные состояния, в Швеции какой-либо специфики не наблюдается. Однако, по мнению В. П. Самохвалова, в различных этносах при разном содержании психопатологических переживаний все же имеется базисное сходство психозов, что позволило автору выдвинуть гипотезу об историко-генетических корнях эволюции психозов.

Различные клинические формы девиантного поведения, так же как и психопатологические расстройства, имеют специфические структурно-динамические особенности. Отклоняющееся агрессивное поведение редко напрямую бывает обусловлено этнокультурными факторами, однако можно утверждать, что субкультурные параметры (например, криминальная среда, группы подростков) способны формировать готовность разрешать возникающие проблемы с помощью активности, направленной на соперника. Одной из важных этнокультурных составляющих агрессивного поведения считается предвзятая атрибуция враждебности (Р. Бэрон, Д. Ричардсон), под которой понимается готовность индивида принимать и оценивать непонятные действия окружающих дурными намерениями.

Аутоагрессивное поведение, так же как и агрессивное, может иметь этнокультурные корни и особенности. Известным является факт широкой распространенности суицидального поведения среди представителей угро-финской этнической группы. На риск суицидального поведения влияет и фактор вероисповедания. В католических странах (Италия, Испания, Португалия) отмечается низкий процент самоубийств, так же как и в странах ислама. Ученые всего мира на протяжении многих лет пытаются проанализировать лидирующее положение Венгрии по показателю сиуцидального поведения. Одной из наиболее интересных версий представляется версия, связанная с понятием «венгерского характера», который включает такие качества, как смелость, чувство собственного достоинства, самонадеянность, избегание демонстрации собственной слабости, открытость и отсутствие выдержки (Г. Отто).

В литературе описаны такие этнокультурные варианты суицидального поведения, как сати и харакири. Они относятся к т. н. ритуальному суицидальному поведению, отличающемуся от индивидуального стремлением достичь внешней гармонии с окружающим миром (а не внутренней, как при индивидуальном самоубийстве), отсутствием свободы в принятии решения об уходе из жизни и в выборе способа, средств, места и времени самоубийства, а также минимальным самовыражением личности в суицидальном акте.

Девиантное поведение в виде злоупотребления веществами, изменяющими психическое состояние, имеет специфичные этнокультурные особенности. В случаях, когда таким веществом становится алкоголь, указывается на «традиции пития», паттерны алкогольного поведения, мотивы употребления спиртных напитков. При этом традиции употребления алкогольных напитков рассматриваются в связи со структурой личности, национального характера, способами совладания со стрессовыми ситуациями. Значимым диагностическим культурно обусловленным параметром считается понятие «злоупотребления» и его дифференциация с употреблением. В традициях стран и народов со «спиртовой культурой», в отличие от «винных и пивных культур», грань между патологией (или девиацией) и нормой алкогольного поведения крайне незначительна. Так, например, считается, что нормой является способность хорошо переносить большие дозы алкоголя («Чем больше, тем здоровее, нормальнее человек»). Нередко в таких культурах девиацией называют трезвеннические установки и поведение, обосновывая это нетактичностью, нелюдимостью, недружелюбностью отказывающегося от употребления спиртных напитков. Интересным представляется широкая платформа культурного оправдания или осуждения алкогольного поведения, сочувственного или негативного отношения к выпившему (пьяному).

Структура употребления наркотических веществ подвержена этнокультурному влиянию в меньшей степени. Однако известно, что в некоторых государствах употребление «легких наркотиков» (марихуаны) не расценивается как серьезная девиация и даже узаконено их использование медицине.

Нарушения пищевого поведения в виде нервной анорексии характерны для лиц с высоким культурным уровнем (У. Байер, Г. Брач, М. Пеланц, А. Вольф). Существенное значение для формирования девиаций пищевого поведения имеет значимость процесса питания. Для многих культур и стран с западным психологическим типом взаимоотношений еда не является ценностью (особенно ее количество). В других же регионах мира (на Востоке) гостеприимство подразумевает обильное потребление пищи и угощение ею. Кроме того, разнятся стандарты красоты и внешней привлекательности, влияющие на способ приема пищи и пищевые стереотипы. Восточный тип красоты подразумевает полноту, западный — худобу.

Считается, что сексуальные девиации и перверсии имеют существенную этнокультурную обусловленность. Их диагностика и оценка нередко всецело зависят от культурных традиций и верований. Так, гиперсексуальность более типична для представителей южных народов по сравнению с северными, выбору гомосексуального поведения нередко способствует стиль жизни, причастность к определенному субкультурному кругу людей («богеме»). Известно, что оценка сексуальных девиаций может зависеть от конфессиональных регламентации.

Из сверхценных психологических и психопатологических увлечений лишь некоторые имеют этнокультурную специфику. Так, считается, что трудоголизм присущ в большей степени выходцам из западной психологической культуры (немцам, американцам), а увлечение азартными играми(гемблинг) характерно для лиц с восточной психологией.

Возникновение коммуникативных девиаций, так же как и некоторых иных форм откл. поведения, зависит от этнокультурного понимания нормы коммуникации, в частности общительности. Известно, что представители южноамер-х и африканских государств более экспрессивны и коммуникабельны, чем северяне.

Отклоняющееся поведение в форме безнравственного, аморального и неэстетичного поведения больше других зависит от доминирующих этнокультурных традиций.

III. Этнокультурные факторы в формировании особых нозологических форм психических заболеваний. Из известных заболеваний лишь одно можно причислить к этой группе — болезнь Жиля де ля Туретта. Оно проявляется в виде генерализованных тиков, захватывающих мышцы лица и нередко сопровождается насильственной вокализацией (копролалией). По данным американских психиатров и неврологов, данная болезнь в подавляющем большинстве случаев регистрируется у евреев из этничнеской подгруппы ашкенази (К. Видерхольт).

 



Просмотров 1380

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!