Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Понятие «профессиональной поведенческой нормы» (ППН)



Под ППН понимается модель поведения, система предписаний, которые должен усвоить соответствующий индивид, чтобы его признали типичным представителем определенной профессии. Не всегда диктуемая профессиональной группой норма, выраженная в стереотипах поведения, может быть признана гармоничной или нормативной с точки зрения общепринятых норм права, нравственности и эстетики. Попадая в профессиональную группу, человек начинает поддаваться групповому влиянию и для того, чтобы встроиться в коллектив («стать своим»), чтобы быть успешным и компетентным, он начинает усваивать регламентацию деятельности профессионала не только в производственных условиях, но и в иных сферах жизни.

В ППН следует включать следующие особенности и стереотипы деятельности (стиля):

1)стиль проф-ной деятельности (активность-пасив-сть, быстрота-медлит-сть (обстоятельность и тщательность),эмоциональная отрешенность(устойчивость)-чувствительность (эмпатийность), ответственность);

2)стиль взаимоотношений с партнерами (клиентами, пациентами и пр.) в проф-ной деятельности;

3)стиль взаимоотношений с коллегами по работе (субординация);

4)коммуникативный стиль вне проф-ной среды (коммуникативная толерантность и компетентность).

Стиль профессиональной деятельности отражает специфику рода занятий и профессиональную значимость индивидуально-типологических качеств. Формирование поведенческих стилей, типичных для представителей различных профессий, нередко связано с особенностями самой профессиональной деятельности. По мнению С. Осипова, можно выделить шесть родов деятельности, предъявляющих отличные друг от друга требования к стилям поведения и индивидуально-психологическим характеристикам работника:

· Практический род деятельности характерен, например, для профессии фермера, водителя и подразумевает наличие таких качеств, как несоциализированность, зрелость, маскулинность, экстравертированность, настойчивость.

· Исследовательский род деятельности, типичный, например, для химика, биолога, предполагает обладание такими качествами, как несоциализированность, маскулинность, интровертированность, самодостаточность, настойчивость.

· Общественный род деятельности, приписываемый учителям, социальным работникам, диктует необходимость обладания такими качествами, как живость, предприимчивость, консервативность, фемининность, социализированность.

· Традиционный род деятельности, считающийся атрибутом книготорговцев, банковских служащих, включает в себя качества конформности, консервативности, маскулинности, нескромности, экстравертированности и ответственности.

· Предпринимательский род деятельности, отмечаемый, по мнению S.Osipow, у бизнесменов и политиков, подразумевает обладание качествами доминантности, консервативности и импульсивности.

· Художественный род деятельности (музыканты, актеры) характеризуется наличием таких качеств, как незрелость, утонченность, параноидность, интровертированность.

В стили взаимоотношений с партнерами (клиентами, пациентами и пр.) в процессе профессиональной деятельности включают авторитарный или демократический паттерн поведения. При авторитарном (доминирующем) стиле профессионал склонен брать всю полноту отвественности за результативность деятельности на себя, формируя при этом неравноправные отношения. Подобный стиль способствует возникновению отклоняющихся качеств бескомпромиссности, заносчивости, паттернализма, неэмпатийности, жесткости, бесцеремонности и др. Нередко авторитарный стиль взаимоотношений с партнерами выбирают врачи, учителя, руководящие работники. Однако следует отметить социокультурное влияние на данный процесс (т. н. «советский стиль руководства»). Демократический стиль взаимоотношений подразумевает истинно партнерские отношения, то есть наличие таких качеств, как учтивость, обходительность, эмпатийность, рефлексивность и пр.

К стилям взаимоотношений с коллегами по работе относят в первую очередь специфику субординации, характер подчинения нижестоящих вышестоящим. Возможно существование четкой иерархии и строгого подчинения одних другим, а также «командная работа», подразумевающая партнерские отношения.

Коммуникативный стиль вне профессиональной среды наиболее значим для оценки нормативности и девиантности поведения человека, представителя той или иной профессии, поскольку отклоняющееся поведение часто можно отметить и диагностировать лишь вне профессиональной деятельности человека (при вовлеченности в нее поведенческие аномалии не распознаются и не расцениваются в качестве таковых). Важными характеристиками считаются коммуникативная компетентность и толерантность. Первая предопределяет наличие способности точно понимать психическое состояние участника взаимодействия, учитывать его; вторая отражает переносимость общения и терпимость по отношению к собеседникам, их мнениям, поведению. Особая разновидность девиантного коммуникативного стиля вне профессиональной среды — т. н. «профессиональный кретинизм», под которым понимается стиль поведения индивида и осмысления им действительности сквозь призму собственной профессии. При этом человек не способен отвлечься от профессиональных знаний и стереотипов поведения и начинает использовать их в повседневной жизни. Показательные примеры — оценивающее (диагностирующее) поведение психиатра вне психиатрической больницы и командирский стиль военного при общении с женой и детьми.

 



Просмотров 1778

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!