Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Девиантное поведение у соматически больных



В случаях хронической сомат-кой патологии и заболеваний девиантные формы поведения чел-ка следует рассматривать как формы психич-го реагирования, которые с течением времени и при сохранении симптомов болезни преобразуют личность или блокируют личностное развитие, приводя к ее своеобразной деформации.

Болезнь характеризуется набором специфических особенностей, затрагивающих значимые для пациента сферы жизнедеятельности. Можно выделить следующие параметры, на основании которых оценивается любая болезнь и формируется психологическое отношение к ней:

1)вероятность летального исхода; 2)вероятность инвалидизации и хронификации;

3)болевая характеристика болезни; 4)необходимость радикального или паллиативного лечения;

5)влияние болезни на возможность поддерживать прежний уровень общения;

6)социальная значимость болезни и традиционное отношение к заболевшим в микросоциуме;

7)влияние болезни на семейную и сексуальную сферы; 8)влияние болезни на сферу развлечений и интересов.

Можно выделить 13 разновидностей девиантного поведения пациента, возникающегося в условиях его хронического соматического заболевания. Они базируются на известных типах психологического реагирования на заболевания (А. Е. Личко, Н. Я. Иванов). Типы объединены в блоки.

Первый блок включает типы отношения к болезни и поведения, при которых социальная адаптация существенно не нарушается: гармоничный, эргопатический и анозогнозический. Во второй и третий блоки включаются типы поведения, характеризующиеся наличием психической дезадаптациив связи с заболеванием. При этом второй блок включает типы реагирования преимущественно с интрапсихинеской направленностью(тревожный, ипохондрический, неврастенический, меланхолический и апатический). В третий блок входят поведенческие типы с интерпсихической направленностью.

Девиантное тревожное поведение хар-ся непрерывным беспокойством и мнительностью пациента в отношении неблагоприятного течения болезни, возможных осложнений, неэффективности и даже опасности лечения. В отличие от ипохондрии, такого пациента более интересуют объективные данные о болезни (результаты анализов, заключения специалистов), чем собственные ощущения. Настроение характеризуется тревогой, угнетенностью. Одно из наиболее распространенных.

Ипохондрическое поведение у хронически больного выражается в сосредоточении внимания на субъективных болезненных и иных неприятных ощущениях, стремлении постоянно рассказывать о них окружающим. На их основе отмечается преувеличение действительных и выискивание несуществующих болезней и страданий, преувеличение побочного действия лекарств.

При меланхолическом девиантном поведении появляется удрученность болезнью, неверие в выздоровление, в возможное улучшение, в эффект лечения. Активные депрессивные высказывания нередко способствуют формированию суицидального поведения, пессимистического взгляда на все вокруг, неверие в успех лечения даже при благоприятных объективных данных. Нередко оно встречается у медицинских работников в силу их многообразных знаний, полученных в процессе обучения и практической деятельности,

Апатическое девиантное поведение выражается в полном безразличии к своей судьбе, к исходу болезни, к результатам лечения, в пассивном подчинении процедурам и лечению при настойчивом побуждении со стороны. Наряду с этим, наблюдается утрата интереса ко всему, что ранее волновало.

Наиболее часто у хрон. больных можно отметить неврастеническое, или дисфорическое девиантное поведение. Оно характеризуется поведением по типу «раздражительной слабости», когда при болях и неприятных ощущениях, при неудачах лечения и неблагоприятных данных обследования имеют место вспышки гнева и раздражения. Оно нередко изливается на первого попавшегося и завершается раскаянием и слезами. Типичным становится непереносимость болевых ощущений, нетерпеливость, неспособность ждать облегчения.

Обсессивно-фобическое девиантное поведение имеет некоторое сходство с тревожным и выражается в тревожной мнительности, опасениях не реальных, а маловероятных осложнений болезни, неудач лечения, а также возможных (но малообоснованных) неудач в жизни, работе, семейной ситуации в связи с болезнью. Доминирующими становятся навязчивые мысли,опасения и,особенно,ритуалы.

Сенситивное девиантное поведение Доминирующими становятся опасения, что окружающие станут избегать его, считать неполноценным, пренебрежительно относиться, распускать сплетни или неблагоприятную информацию о причине и природе болезни. Кроме того, может наблюдаться боязнь стать обузой для близких из-за болезни и неблагожелательного отношения с их стороны в связи с этим. Такие пациенты склонны к извиняющемуся стилю поведения. Отмечается робость, застенчивость, повышенная скромность таких пациентов.

Эгоцентрическое поведение хар-ся комплексом «ухода (бегства) в болезнь» и проявляется выставлением напоказ близким и окружающим своих страданий и переживаний с целью полностью завладеть их вниманием. Наблюдается постоянное желание показать свое особое положение, свою исключит-сть в отношении болезни.

Эйфорическое поведение носит явно неадекватный характер, проявляясь в необоснованном повышении настроения, наигранности, пренебрежении и легкомысленном отношении к болезни и лечению. Пациент склонен надеяться на то, что «само собой все обойдется». Подобное поведение может носить защитный характер или отражать характерологические особенности человека.

Нередко у хронически больного человека формируется анозогнозическое поведение. Такой пациент склонен отрицать наличие болезни или признаков ухудшения состояния, активно отбрасывает мысли о болезни, о возможных ее последствиях, часто отказывается признать себя больным. Активное непризнание себя больным встречается, например, при алкоголизме, поскольку способствует уклонению от лечения.

Для эргопатического поведения (трудоголизма)типичен «синдром ухода (бегства) от болезни в работу». Даже при явных и выраженных симптомах болезни, длительных страданиях пациенты стараются во что бы то ни стало продолжать работу. Они трудятся с ожесточением, с еще большим рвением, чем до болезни, стараются лечиться и подвергаться обследованиям так, чтобы это оставляло возможность продолжения работы.

Паранойяльное девиантное поведение у хронически больных базируется на убежденности в том, что болезнь является результатом чьего-то злого умысла. Нередко при паранойяльном поведении имеет место поведение, базирующееся на мистическом и мифологическом осмыслении действительности. Подобное поведение правильнее обозначать как примитивное поведение (по Л. С. Выготскому и А. Р. Лурия).

В рамках примитивного поведения хронически больного выделяется несколько его мировоззренческих установок в отношении происхождения заболеваний, отражающихся на стереотипах поведения пациентов: болезнь как кара; болезнь как испытание; болезнь как назидание другим; болезнь как расплата за грехи предков. При этом подчеркивается пассивная роль индивида. Он не способен противостоять болезни, за исключением возможности кардинально изменить свое поведение, искупить вину и замолить грехи. В другую группу мировоззренческих установок входят представления о том, что болезни вызваны наследственными или средовыми причинами. Противоположная тенденция — полностью отрицать значение наследственности и рассматривать возникновение болезни, основываясь на внешних факторах и поведении человека («Говорила тебе, не жуй жвачку — вот и заболел СПИДом»).

К особым формам девиантного поведения в сфере медицины относят аггравационное и симулятивное поведения. Аггравац-е поведение базируется на преувеличении действительно существующих расстройств, асимулятивное - возникает вне каких-либо болезненных симптомов и носит отчетливый рентный характер.

Ниже приводится описание девиаций больных с хроническими заболеваниями терапевтического, хирургического профиля, сопровождающихся физическими дефектами.

Онкобольные. Выделяется 5 фаз реагирования на злокач. новообр-я и рак (Кублер-Росс).

Фаза 1 (анозогнозическая) наступает вслед за первым предположением о наличии у пациента злокачественного новообразования. Она характеризуется отрицанием наличия онкологической патологии, преуменьшением тяжести своего состояния, анозогнозией, убежденностью, что поставленный диагноз ошибочен.

2 (дисфорическая) наступает после подтв-я диагноза и сопровождается бурным протестом, дисфорией, склонностью совершать к-либо агрессивные действия в отношении окружающих или себя (напр, суицидальные).

3 (аутосуггестивная) хар-ся принятием факта обнаружения у пациента злокач-го процесса и необходимости длит-го и интенсивного лечения в сочетании с «ведением торга» -«главное, чтобы не было болей».

4 (депрессивная) наступает после длительного периода терапии и выражается в постепенной утрате надежды на выздоровление, возникновении пессимизма, подавленности и пассивности.

5 (апатическая) наступает на последних этапах заболевания, выраж-ся в «примирении» больного с судьбой, принятии любого исхода и сопровождается безразличным отношением ко всем внеш. и внутр процессам.

Из социально-психологических факторов, влияющих на выраженность психических переживаний и становление девиантных форм поведения при онкологической патологии, важным является «синдром изоляции».

Примерно треть злокач-х новообразований у женщин локализуется в гениталиях, а рак шейки матки является наиболее частым видом злокач-х опухолей женской половой сферы. Наряду с тревожно-депрессивным синдромом, пониженным фоном настроения, главной психической травмой оказывается чувство утраты женственности и боязнь распада семьи. У молодых женщин доминирует страх потери детородной функции.

У значительного числа онкологически больных на различных этапах болезни высоко вероятно формирование тревожного и обсессивно-фобического девиантного поведения. Нередко можно обнаружить уникальное психическое состояние, суть которого заключается в том, что у пациентов, которые страшатся рака, в действительности обнаружен злокачественный характер онкологического процесса.

Наряду с общими закономерностями влияния болезни на личность, при сердечно-сосудистых заболеваниях имеет место феномен, который Р. Джонсон назвал «социокультурной символикой сердца». Связано это с тем значением, которое человек придает сердцу. Наиболее частым, по мнению Л. Ф. Бурлачука и Е. Ю. Коржовой, типом отношения к болезни и поведенческой девиацией становится сенситивное и эргопатическое поведение.

При сахарном диабете выделяют астенический, астено-ипохондрический, астено-депрессивный, обсессивный и истероформный синдромы. Важное место среди психических расстройств при сахарном диабете занимают нарушения пищевого поведения в виде анорексии и булимии.

Среди неврологических заболеваний особое место занимает остеохондроз позвоночника, связь проявлений которого с психологическим состоянием человека представляется весьма существенной. Считается, что в механизме развития поражений позвоночника важную роль играет эмоциональное состояние человека. Страх и тревога способны приводить к напряжению скелетных мышц и способствовать образованию мышечного каркаса, который, в свою очередь, может провоцировать формирование неадекватного двигательного стереотипа.

Известной поведенческой девиацией в хирургической практике является синдром Мюнхгаузена. Он выражается в постоянном и непреодолимом желании подвергаться хирургическим операциям по поводу мнимых проявлений болезни. Кроме того, с целью быть прооперированными пациенты склонны к проглатыванию мелких предметов (пуговиц, монет, булавок). Ашер описал три варианта синдрома Мюнхгаузена: 1) острый абдоминальный, приводящий к лапаротомии, 2) геморрагический, связанный с демонстрацией кровотечений и 3) неврологический, включающий демонстрацию обмороков и припадков.

Заикание — дефект, который может приводить к значительным психологическим последствиям, способным изменить характер и направленность формирования личности. Наиболее частым клиническим признаком становится страх речи (логофобия). Он приводит к патологической замкнутости, нежеланию общаться с окружающими. Человек старается переключить свои интересы на деятельность, исключающую частое и длительное общение.

Психологические особенности слепых и глухих людей обусловливаются нарушением одной из сфер познавательной деятельности. Пациенты с подобными дефектами органов чувств становятся нерешительными, робкими, зависимыми от близких. У них нередко формируются сверхценные идеи ущербности, сочетающиеся с такими качествами личности, как принципиальность, справедливость, законопослушание, высокий уровень нравственных требований по отношению к себе и окружающим. У пациентов с тугоухостью чаще встречаются идеи отношения, обидчивость, повышенная тревожность. Они становятся подозрительными, стеснительными, стараются скрыть свой дефект.

 



Просмотров 2407

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!