Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Отношение к стрессу молодежи



Факультет №6: «Инженерно-экономический» им. В.Б. Родинова

Кафедра «Социологии и управления»

Социологическое исследование на тему:

«Влияние стресса на взаимодействие студентов в процессе учебы »

 

 

Подготовила: Каштелян М.С

Группа: 6ЭКУ-1ДБ-236

Проверил: Кандидат социологических наук, доц.

Токарева Е.М

 

Москва, 2014

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

1.Введение……………………………………………………………………………....3

Глава 1 : Влияние стресса на учебный процесс………………………………………4

 

1.1Отношение к стрессу молодежи…………………………………………………..4

1.2Влияние стресса на молодёжь……………………………………………………..5

1.3Особенности отношений между студентами 2-го курса в МАТИ……………...7

 

2. Глава 2 : Исследовать влияние стресса на взаимодействия между студентами

2.1 Описание социальной группы …………………………………………….………9

2.2 Инструментарий исследования…………………………………………..………9

2.3 Анализ результатов …………………………………………………….….…10

Выводы …………………………………………………………………………….….…18

Рекомендации …………………………………………………………………………..19

Заключение ………………………………………………………………….…….…20

Список источников ………………………………………………………….….....…21

 

Введение

 

Стрессом может быть что угодно, что стимулирует наш организм и повышает уровень нашей активности. Жизнь без стимулов была бы невероятно скучной и неинтересной. А когда в жизни слишком много раздражителей, она становится неприятной и утомительной, и, в конечном счете, это может повредить нашему здоровью и благополучию. Слишком сильный стресс может серьезно сказаться на эффективности нашей работы. Искусство управления стрессом сводится к тому, чтобы поддерживать наш организм на таком уровне возбуждения, которое является полезным для здоровья и приятным.

Термин «стресс» впервые был употреблен канадским физиологом Гансом Селье в 1936 году для характеристики не специфических, патологических изменений в системе «человеческий организм – внешняя среда». По Г. Селье, стресс – это «неспецифический ответ организма на любое требование, которое к нему предъявляется». Другими словами, стресс – универсальная защитная реакция, характер которой не зависит от природы внешнего воздействия (стрессора)

Актуальность темы : заключается в том, что эмоциональный стресс – неотъемлемая часть нашей жизни. Любое событие – и плохое, и очень хорошее – может вызвать стресс. В работе речь пойдет о стрессе, вызванном отрицательными эмоциями. Его самые частые источники – политическая нестабильность, разрушение идеалов, потеря работы, угроза увольнения, рост цен, болезнь близкого человека, семейные неурядицы и бесчисленное множество всяких других событий.

В институте причиной стресса у учащихся может стать повышение учебной нагрузки и уровня требований, неумение правильно организовать режим дня, все это влияет на взаимодействие между одногруппникаи.

Если человек умеет справляться с такими стрессовыми ситуациями, то у него повышается бдительность к тем сторонам дела, от которых зависит его позитивный исход.

.

Объект : Студенты МАТИ ,РГТУ, 6 факультет, 2 курс.

Предмет : Влияние стресса на взаимодействие студентов в процессе учебы.

Цели :Изучить негативное влияние стресса на взаимодействие отношений между студентами и предложить меры по оптимизации этого влияния.

Задачи:

· Описать социальную группу студентов

· Составить анкету

· Опросить респондентов

· Проанализировать результаты опроса

· Предложить рекомендации по оптимизации влияния стресса .

Новизна:Подобное исследование проводится впервые.

Гипотеза: Стресс негативно влияет на взаимодействия студентов.

 

Глава 1 : Влияние стресса на учебный процесс

Отношение к стрессу молодежи

 

Именно молодежь в наше время чаще всего подвергаются стрессам и разным ситуациям, которые обычно вызывают нарушение сна, невроз и даже очень глубокую степень депрессии. Мнение о том, что молодые люди по умолчанию сильные духом и здоровее, можно с уверенностью считать ошибочным – говорят американские медики. В медицине стрессом считается ответная реакция в человеческом организме. Происходит она из-за каких-нибудь потрясений, воздействий окружающей среды и даже из-за внешних изменений.

Выделяют как отрицательную форму стресса, так и положительную. С негативной формой стресса человек чаще не может сам справиться, и даже были случаи, когда была нужна госпитализация или помощь профессионала. Положительным же считается стресс, который вызван нежданными позитивными эмоциями или же слабый стресс, мобилизующий организм, тем самым негативно влияя на психику человека. Исследование американских специалистов показало, что молодежь в наше время чаще всего испытывают стрессы нежели те, кто уже в возрасте или старые. Также у молодых людей намного чаще наблюдаются серьезные нарушения психики.

В современной психологической науке и практике закрепилось разграничение понятий «физиологический стресс» и «психологический стресс», введенных известным исследователем стресса Рихардом Лазарусом:

1. Физиологический стресс (исходя из концепции «общего адаптационного синдрома» Г. Селье) – состояние, выраженное у животного и человека на физиологическом уровне под влиянием таких стресс-факторов, как чрезмерная физическая нагрузка, высокая или низкая температура, болевые стимулы, затруднения дыхания и т.п. По Г. Селье, «адаптационный синдром» имеет 3 стадии: тревога, сопротивление, адаптация, или истощение.

2. Психологический стресс – состояние крайне высокого психологического напряжения, которое может оказывать сильное и отрицательное влияние на состояние, поведение, деятельность человека под влиянием различных стресс-факторов (информационной перегрузки, ситуации обиды, угрозы, неопределенности и т.п.).

Анализируя различные психологические исследования, можно прийти к выводу, что в настоящее время наметилась тенденция к системному подходу в области изучения стресса.

Углубленно изучая тот или иной тип стресса, ученые стремятся акцентировать внимание на специфических механизмах исследуемого феномена, не исключая особенности других типов стресса. Например, данное определение с полным правом можно отнести к коммуникативному стрессу. При исследовании коммуникативного стресса во внимание берутся как психофизиологические, так и индивидуально-психологические проявления. Коммуникативный стресс, вбирающий в себя всю сложность структуры общения (коммуникативную, интерактивную, перцептивную стороны), следует также рассматривать на уровне изучения как информационных, так и эмоциональных проявлений. Кроме того, большое значение будут иметь: вид деятельности (профессиональная, учебная и др.), в которой проявляется коммуникативный стресс и личностные стресс-факторы, обусловливающие возникновение коммуникативного стресса.

Существует достаточно большое количество концепций, моделей стресса как у отечественных, так и у зарубежных исследователей. Среди них – когнитивная теория психологического стресса Р. Лазаруса, основу которой составляет позиция рассмотрения стресса с субъективных точек зрения через призму когнитивных процессов; концепции профессионального стресса (А. Н. Занковский, Т. Сох, W. Schorpflug и др.), социально-психологические теории стресса (D. Mechanik, R. Darendor, B.P. Darenwend и др.) и многие другие. Приведенные выше примеры концепций отражают существующую в психологической

 

 

Влияние стресса на молодежь

Влияние стрессана организм может проявляться по-разному. К примеру, интеллектуальное проявление стресса может характеризоваться ухудшением концентрации внимания и памяти. Под влиянием стресса человек вообще может потерять желание что-либо делать и к чему-либо стремиться. Влияние стресса нередко проявляется в виде постоянной внутренней суеты и импульсивных, поспешных, необдуманных решений.

Также стресс влияет на работу всего организма, может привести к головным болям, учащению сердцебиения, хроническому недосыпанию и высокой утомляемости организма. Последствия физиологического проявления стресса также могут привести к нарушениям в половой жизни.

Стресс – это причина чуть ли не 90 % всех заболеваний. Он ослабляет иммунитет, нарушает работу всех систем организма, просто сжигает тело изнутри. При стрессе разрушаются многие необходимые витамины, происходит нарушение обменных процессов, что зачастую ведет к набору лишнего веса. Все это оказывает губительное воздействие, как на психику человека, так и на его физическое состояние. Возникают тревожность, депрессия, неврозы, эмоциональная неустойчивость, упадок настроения, или, наоборот, перевозбуждение, агрессивность, гнев, нарушения памяти, бессонница, хроническая усталость, повышенная утомляемость и прочее.

 

Отношение к стрессу в МАТИ

Для современного студента, как и для любого человека вообще, стресс является несверхъестественным явлением, а скорее реакцией на скопившиеся проблемы, на бесконечный процесс борьбы с повседневными трудностями. Стресс может быть вызван факторами, связанными с работой и деятельностью организации или событиями в личной жизни человека.

Для студента вуза проблемами и трудностями могут быть следующие:

· недостаток сна;

· несданные во время и незащищенные лабораторные работы;

· не выполненные или выполненные неправильно задания;

· большое количество пропусков по какому-либо предмету;

· отсутствие на нужный момент курсовой работы или проекта по дисциплине;

· недостаточно полные знания по дисциплине;

· плохая успеваемость по определенной дисциплине;

· перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка студента, т.е. задание, которое следует завершить за конкретный период времени;

· конфликт ролей. Он может возникнуть в результате различий между нормами неформальной группы и требованиями формальной организации (преподавателя). В этой ситуации студент может почувствовать напряжение и беспокойство, потому что хочет быть принятым группой, с одной стороны, и соблюдать требования преподавателя - с другой;

· отсутствие интереса к дисциплине или предлагаемой студенту работе;

· плохие физические условия (отклонение в температуре помещения, плохое освещение или чрезмерный шум и др.).

Не стоит также сбрасывать со счетов личностные факторы. Сюда можно отнести болезнь члена семьи, изменение числа друзей, конфликты с одногруппниками и близкими людьми, переезд, значительные личные достижения, изменение финансового положения и другие факторы.

Существует множество методов борьбы со стрессом. Могу предложить лишь некоторые, к которым может прибегнуть любой современный студент.

1. При распределении времени держать ситуацию под контролем не менее важно, чем управлять стрессом. Чувство контроля ситуации, вероятно, самое важное и фундаментальное отношение, необходимое для того, чтобы преодолеть стресс.

2. Защищаясь от стресса, можно прибегнуть к воображению. Его используют для психической релаксации.

3. Непродолжительные прогулки на свежем воздухе.

4. Посещение культурных и культурно-развлекательных учреждений (театр, музей, выставка, кино и др.)

5. Общение с друзьями или другой приятной компанией.

Итак, стресс - это неотъемлемая часть повседневной жизни каждого студента. Реакция на стресс, как и начало трудового дня, режим питания, двигательная активность, качество отдыха и сна, взаимоотношения с окружающими, являются составными частями образа жизни. От самого студента зависит, каким будет его образ жизни - здоровым, активным или же нездоровым, пассивным, а, следовательно, как часто и продолжительно он будет находиться в стрессовом состоянии.

 

Эмоциональное напряжение у студентов начинается по крайней мере за 3-4 дня до начала сессии и сохраняется на всем ее протяжении даже в самые спокойные дни. Наличие эмоционального напряжения и в межэкзаменационные дни свидетельство того, что экзаменационная сессия сопровождается непрерывным, хроническим стрессом. Последствием такого стресса может являться невроз, т. е. функциональное заболевание нервной системы. Тогда страдает, в первую очередь, нервная система, ее ресурсы истощаются, заставляя работать организм на пределе. Что же расшатывает нервную систему, приводит ее к срыву и возникновению болезни? Принято считать, что невроз возникает тогда, тогда, когда человек длительное время находится в состоянии стресса. Невроз - это не болезнь, а разновидность «нормальных» реакций личности в необычных стрессовых условиях.. Период обучения оказывает значительное влияние на формирование личности, поэтому проблемы психического здоровья студентов весьма актуальна.

 

Проблема стресса сложна и многогранна. Стресс в учебном процессе необходимо регулировать. Это задача самих студентов и их педагогов, социальных педагогов, психологов

Интенсивность и напряженность современной жизни провоцирует на психологическом уровне возникновение негативных эмоциональных переживаний и стрессовых реакций, способных привести к формированию выраженных и длительных стрессовых состояний.

 



Просмотров 2940

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!