Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Урок как основная форма организации



Педагогического процесса

Каждый урок имеет структуру (взаимосвязанные элементы), ко-

торая зависит от содержания учебного материала, дидактических

целей и задач, возрастных особенностей учащихся и особенностей

класса как коллектива. Однако есть общие структурные компонен-

ты (части, фазы) этой формы организации обучения.

Проведение любого урока состоит из трех фаз: подготовитель-

ной, фазы активного обучения, фазы оценивания результатов уро-

ка. Содержание этих фаз можно представить следующей схемой,

разработанной Э. Стоунсом.

Глава 6. Общие положения дидактики ] 25

I. Подготовка

1. Определение целей урока в терминах научения учеников.

2. Анализ цели урока с тем, чтобы выявить его основные эле-

менты.

3. Определение ключевых характеристик, понятий и навыков,

которым будут научаться ученики.

4. Проверка наличного уровня владения учениками предме-

том, которому их будут учить.

5. Принятие решения о том, как обеспечить постепенное нау-

чение, гарантирующее ученику высокий уровень успешности.

6. Принятие решения о типе осуществляемых учениками дей-

ствий, о характере обратной связи, которую следует обеспечить, о

способах предъявления учебного материала и оценке степени его

усвоения.

П. Обучение

7. Объяснение в начале урока характера нового материала, ко-

торым ученики должны овладеть.

8. Обеспечение примеров, дающих представление обо всем

диапазоне ключевых характеристик изучаемых понятий.

9. Упорядочивание примеров с тем, чтобы обучение понятиям

было экономичным и эффективным.

10. Приведение контрпримеров, не относящихся к утопиче-

ским понятиям.

11. Приведение новых примеров с тем, чтобы расширить по-

нимание понятий.

12. Помощь учащимся на начальных этапах научения. Сначала

она значительна, но постепенно сходит на нет, когда учащиеся мо-

гут продемонстрировать научение без посторонней помощи.

13. Поощрения учеников теми или иными способами, позволя-

ющие им почувствовать, что научение идет успешно, и повышаю-

щие их заинтересованность в обучении.

14. Стимулирование учеников к самостоятельному объяснению

новых понятий посредством вопросов, подсказок, выдвижения ги-

потез и т.п.

15. Увеличение уровня мотивации всех учеников посредством

обеспечения высокого уровня успешности в научении.

16. Обеспечение обратной связи с деятельностью учеников на

всех стадиях их научения.

126 Часть I. Педагогика

17. При обучении двигательным навыкам упорядочивание кон-

трольных практических занятий относительно меняющихся усло-

вий выполнения навыка.

18. При обучении двигательным навыкам обеспечение плавно-

го перехода от одного поднавыка к другому.

19. Поощрение учеников к самостоятельным, аналитическим и

эвристическим решениям проблем.

III. Оценивание

20. Проверка умения учеников применять усвоенное научение

в новых ситуациях (перенос на меняющиеся условия).

21. Оценка заинтересованности учеников в изучаемом ими

предмете.

22. Сравнение достижений учеников с целями данного урока.

Подобное деление на фазы учебного процесса может быть при-

менимо и при изучении целостной темы или раздела учебной про-

граммы.

Многообразие структур урока, методов их организации и дидак-

тических целей предполагает разнообразие и их типов.

Приведем классификацию уроков (по Б.П. Есипову) с рассмот-

рением их структурных особенностей.

1. Урок ознакомления учащихся с новым материалом или сооб-

щения новых знаний. Структура такого урока: повторение предыду-

щего материала, который является основой для изучения нового;

объяснение учителем нового материала и работа с учебником; про-

верка понимания и первичное закрепление знаний; задание на дом.

2. Урок закрепления знаний. Его структура: проверка домашне-

го задания; выполнение устных и письменных упражнений; провер-

ка выполнения заданий; задание на дом.

3. Урок выработки и закрепления умений и навыков. Предпо-

лагает воспроизведение теоретических знаний; выполнение прак-

тических заданий и упражнений; проверка самостоятельно выпол-

ненных работ; задание на дом.

4. Урок обобщения и систематизации знаний. Такие уроки про-

водятся в конце изучения отдельных тем, разделов, учебных кур-

сов. Их обязательными элементами являются вступление и заклю-

чение учителя, а само повторение и обобщение материала прово-

дится в форме кратких сообщений и беседы учителя с учащимися.

5. Урок проверки знаний, умений и навыков. Основные задачи

такого урока —выявление уровня обученности учащихся и установ-

Глава 6. Общие положения дидактики 127

ление недостатков в овладении материалом. При этом могут ис-

пользоваться письменные или устные формы контроля.

6. Комбинированный (смешанный) урок. Его примерная струк-

тура: проверка домашней работы и опрос учащихся; изучение ново-

го материала; первичная проверка его усвоения; упражнения на за-

крепление новых знаний; повторение ранее изученного в виде бе-

седы; проверка и оценка знаний учащихся; задание на дом.

Обязательными элементами всех обозначенных выше типов

уроков являются: организационный момент (постановка цели и

обеспечение ее принятия; актуализация учебной мотивации и уста-

новка на восприятие, осмысление и запоминание материала; созда-

ние рабочей обстановки) и подведение итогов урока (фиксация до-

стижения целей урока; определение степени участия в их достиже-

нии каждого ученика и класса в целом; оценка работы и

определение дальнейших перспектив).

На любом уроке могут быть использованы фронтальные, груп-

повые и индивидуальные формы работы. При фронтальном обуче-

нии педагог управляет учебно-познавательной деятельностью всего

класса, который работает над единой задачей. При групповых фор-

мах класс делится на пары или небольшие группы (обычно по

3— человек в каждой). Группы получают определенное задание и

выполняют его сообща под непосредственным руководством лиде-

ра группы или учителя. Индивидуальная работа предполагает само-

стоятельное выполнение учащимися одинаковых или дифференци-

рованных заданий. Традиционно фронтальная и индивидуальная

формы организации учебного процесса используются чаще, а груп-

повая —реже.

Внеурочные формы организации педагогического процесса

Экскурсия —специфическое учебно-воспитательное занятие,

проводимое на предприятии, в музее, на выставке, в лесу и т.п.

Специфика этой формы организации учебного процесса способст-

вует накоплению наглядных представлений и жизненных фактов;

помогает учащимся устанавливать связи теории с практикой,

обучения с жизнью; позволяет решать задачи эстетического и нрав-

ственного воспитания. В зависимости от объекта наблюдения эк-

скурсии подразделяют на производственные, природоведческие,

краеведческие, литературные, географические и т.п. По учеб-

но-воспитательным целям они могут быть обзорными и тематиче-

12S Часть!. Педагогика

скими. По месту и структуре —вводными или предваряющими, те-

кущими и итоговыми. Экскурсию может проводить сам педагог или

экскурсовод, знающий специфику возрастного восприятия учащих-

ся. При этом педагог остается организатором и руководителем по-

знавательной деятельности детей на протяжении всей экскурсии.

Дополнительные занятия проводятся с целью восполнения про-

белов в знаниях, умениях, навыках или удовлетворения повышен-

ного интереса к учебному предмету (факультативные занятия).

В первом случае учитель повторяет объяснение темы и разъясняет

отдельные вопросы, а на факультативных занятиях решаются зада-

чи повышенной сложности, даются рекомендации по самостоя-

тельному освоению интересующих проблем. Дополнительные заня-

тия могут проводиться в индивидуальной или групповой форме.

Консультации в отличие от дополнительных занятий организу-

ются по мере необходимости. Различают тематические и обобщаю-

щие (например, при подготовке к зачетам или экзаменам) консуль-

тации. Они могут проводиться в индивидуальной или групповой

форме.

Лекция —это развернутое, продолжительное и системное изло-

жение сущности какой-либо учебной, научной, воспитательной или

иной проблемы. Основа лекции —теоретическое обобщение, где

конкретный фактический материал служит лишь иллюстрацией

или необходимым отправным моментом.

Традиционно лекции (наряду с семинарами) являются фор-

мой организации учебного процесса в высшей школе, но уже в

старших классах общеобразовательной школы используются адап-

тированные варианты элементов лекционно-семинарской систе-

мы. Школьные лекции (вводные или обобщающие) применяются

при изучении как гуманитарных, так и естественно-научных дис-

циплин. На таких занятиях учитель не только сообщает или обоб-

щает теоретические знания, но и учит школьников приемам конс-

пектирования.

Семинары, проводимые в старших классах школы при изучении

гуманитарных дисциплин, могут проводиться в форме заранее под-

готовленных докладов и сообщений или в опросно-ответной фор-

ме. Важной задачей педагога при проведении семинаров является

организация коллективного обсуждения изучаемой темы.

Практические и лабораторные занятия применяются при изуче-

нии дисциплин естественно-научного цикла, а также в процессе

Глава 6. Общие положения дидактики 129

трудовой и профессиональной подготовки. Такие занятия прово-

дятся в учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, в учеб-

но-производственных комплексах. Обычно работа учащихся орга-

низуется индивидуально или небольшими подгруппами и представ-

ляет собой выполнение заданий по предложенным алгоритмам

(изучение функциональных возможностей приборов и механиз-

мов, измерение, сборка, наблюдение и т.п.).

Диспут —организуемое педагогом столкновение мнений с

целью формирования у обучающихся суждений и умения защищать

свои взгляды, убеждать в них других людей. Ценность диспута за-

ключается в том, что знания, полученные в ходе столкновения мне-

ний, отличаются глубиной, обобщенностью, прочностью и созна-

тельностью усвоения. Диспут требует от педагога тщательной под-

готовки, так как важно чтобы вопросы, выносимые на обсуждение,

содержали значимую для учащихся проблему.

Конференция —форма организации учебного процесса, которая

требует длительной подготовительной работы (проведение наблю-

дений, постановка опытов, изучение теоретических источников,

обобщение материалов экскурсий и т.п.). Цель учебной конферен-

ции —обобщение знаний по какому-либо разделу программы. Кон-

ференции могут проводиться по всем учебным предметам или вы-

ходить за рамки учебных программ.

Зачеты и экзамены имеют целью систематизацию, закрепление,

выявление точности и глубины знаний, умений и навыков обучаю-

щихся. Это формы общественной проверки и признаний успехов

или неудач в учебной деятельности. Подготовка к зачетам и экзаме-

нам заставляет учащихся мобилизоваться на повторение и система-

тизацию изученного материала, способствует интенсивному обоб-

щению знаний, формирует чувство ответственности. Эти формы

организации учебного процесса могут проводиться в виде ответов

на экзаменационные билеты, выполнения учащимися самостоя-

тельных творческих работ (например, сочинение), контрольного

выполнения практических заданий и т.д.

Методы обучения

В современной дидактике существуют различные подходы и ва-

рианты классификаций методов обучения. Одной из таких класси-

фикаций является распространенная классификация методов обу-

9 - 4455

130 Часть I. Педагогика

чения по источнику получения знаний (словесные, наглядные и

практические методы).

Словесные методы. Их основное назначение —сообщение учеб-

ной информации при помощи слов (устного и печатного) с ис-

пользованием логических, организационных и технических прие-

мов. Основные методы этой группы: рассказ, беседа, лекция,

работа с печатными источниками. Деятельность педагога, приме-

няющего эти методы, предполагает такие действия: постановка

основного вопроса, подлежащего изучению; выявление призна-

ков; определение исходных позиций в анализе процессов и объек-

тов; сравнение, обобщение; формулировка выводов и т.д. Деятель-

ность обучающихся заключается в восприятии и осмыслении по-

лучаемой информации, выполнении различных записей,

зарисовке чертежей, схем, работе с предъявляемым дидактиче-

ским материалом и т.д.

Наглядные методы. Основное назначение —сообщение учебной

информации при помощи различных средств наглядности. Основ-

ные методы: демонстрация опытов, демонстрация натуральных

объектов, демонстрация наглядных пособий (предметов, схем, таб-

лиц, муляжей, макетов и т.д.), просмотр видеофильмов, кинофиль-

мов, телепередач и т.д. Деятельность педагога осуществляется в

форме постановки основного вопроса и его изучения на основании

полученных данных из различных наглядных источников, которые

демонстрирует сам преподаватель или обучаемые. Деятельность

обучаемых заключается в наблюдении за демонстрациями, кото-

рые проводит педагог или сам обучаемый, осмысление полученных

данных и принятие основной дидактической цели конкретного

урока, выполнение различных записей, схем, зарисовок и т.д.

Практические методы. Основное назначение —получение ин-

формации на основании практических действий, выполняемых

обучающимся или обучаемым в процессе организации различных

практических работ. Основные методы: практические и лаборатор-

ные работы, упражнения. Деятельность педагога заключается в по-

становке основного вопроса, подлежащего изучению в процессе

проведения различных практических работ, выполненных самим

обучающим. Деятельность обучаемых включает в себя осмысление

практических действий, демонстрируемых педагогом, собствен-

ных практических действий, выполнение различных записей, за-

рисовок, схем и принятие основной дидактической цели урока.

Глава 6. Общие положения дидактики 131

Другой _______распространенной классификацией методов обучения яв-

ляется классификация, предложенная М.Н. Скаткиным и И.Я. Лерне-

ром. Они предлагали делить методы обучения в зависимости от ха-

рактера познавательной деятельности учащегося по усвоению изучае-

мого материала (объяснительно-иллюстративные, репродуктивные,

проблемное изложение, частично-поисковые и исследовательские).

Объяснительно-иллюстративный метод (информационно-рецеп-

тивный). Основное назначение —организация усвоения информа-

ции обучаемым путем сообщения им учебного материала и обеспе-

чения его успешного восприятия. Этот метод —один из наиболее

экономных способов передачи обучаемым обобщенного и система-

тизированного опыта. Деятельность педагога направлена на сооб-

щение учебной информации с использованием различных дидакти-

ческих средств (наглядных пособий, текстов и т.д.). Деятельность

обучаемых заключается в восприятии, осмыслении и запоминании

сообщаемой информации.

Репродуктивный метод. Основное назначение —формирование

навыков и умений использования и применения полученных зна-

ний. Для решения этой задачи педагог разрабатывает и применяет

различные упражнения и задачи, использует инструкции (алгорит-

мы) и элементы программированного обучения. Деятельность обу-

чаемых заключается в овладении приемами выполнения отдель-

ных упражнений при решении различных видов задач и овладении

общим алгоритмом практических действий.

Проблемный метод (проблемное изложение). Основное назначе-

ние —раскрытие в изучаемом учебном материале различных проб-

лем и демонстрация способов их решения. Деятельность педаго-

га —выявление и классификация проблем, которые можно ставить

перед обучаемым, формулировка гипотез и демонстрация способов

их проверки, постановка проблем в процессе проведения опыта,

наблюдений в природе, логического умозаключения. Деятельность

обучаемых заключается не только в восприятии, осмыслении и за-

поминании готовых научных выводов, но и в прослеживании логи-

ки их доказательства, а также фиксации движения мысли педагога

(проблема, гипотеза, доказательство достоверности или ложности

выдвинутых предположений и т.д.).

Частично-поисковый (или эвристический) метод. Основное назна-

чение —постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной по-

становке и решению проблем. Педагог в этом случае показывает

132 Часть!. Педагогика

учащимся, как необходимо находить доказательства, делать выво-

ды из приведенных фактов, строить план проверки и т.д. Деятель-

ность обучаемых заключается в активном участии в эвристических

беседах, в овладении приемами анализа учебного материала с

.целью постановки проблемы, выявления противоречий и нахожде-

ния путей их разрешения.

Исследовательский метод. Основные задачи, решаемые этим ме-

тодом, —обеспечить овладение обучаемыми методами научного по-

знания, сформировать и развить мотивы и способы поисковой

творческой деятельности по решению новых для них проблем.

В рамках этого метода педагог предъявляет учащимся новые проб-

лемы, разрабатывает и определяет исследовательские задания. Де-

ятельность обучающихся заключается в освоении ими приемов са-

мостоятельной постановки проблем и нахождения способов их ре-

шения.

Существуют и другие классификации методов обучения. Это

объясняется сложностью объекта исследования и значимостью ме-

тодического оснащения педагогического процесса. Выбор практи-

ками методов обучения зависит от целого ряда условий. Например,

от общих целей образования; особенностей изучаемого предмета;

возрастных особенностей учащихся и их уровня подготовленно-

сти; уровня профессиональных навыков учителя; материальной

оснащенности; целей и задач конкретного урока и др.



Просмотров 535

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!