Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Семья как социальный институт



Семья как древнейший институт человеческого общества про-

шла сложный путь развития —от родо-племенных форм общежи-

тия, когда человек в одиночку вообще не мог выжить, через боль-

шую семью, объединявшую под одной крышей несколько поколе-

ний, к нуклеарной семье, состоящей только из родителей и детей.

Испокон веков существовали традиционные функции семьи.

Семья была хозяйственной ячейкой, и жить в семье с этой точки

зрения было просто необходимо. Человек без семьи считался оби-

женным судьбой и Богом. Иметь семью и детей было так же необ-

ходимо, так же естественно, как необходимо и естественно было

трудиться. Семья скреплялась наибольшим нравственным автори-

тетом. Таким авторитетом обычно пользовался традиционный гла-

ва семьи. Но сочетание традиционного главенства и нравственно-

го авторитета вовсе необязательно. Иногда таким авторитетом был

наделен дед или один из сыновей, тогда как формальное главенст-

во всегда принадлежало мужу, отцу.

Формальная традиционная иерархия в русском семействе не

всегда совпадала с нравственной, хотя существовало стремление к

такому слиянию как к идеальному воплощению семейного устрой-

ства. Поэтому даже слабохарактерного отца дети уважали и слуша-

лись, не очень удачливый муж пользовался женским доверием, не

слишком толковому сыну передавалось негласное, само собой разу-

меющееся старшинство от отца. Строгость семейных отношений

исходила от традиционных нравственных установок.

Эти традиции сохранялись и передавались из поколения в по-

коление с небольшими изменениями (вследствие изменения соци-

ально-экономической структуры и форм общественной деятельно-

сти людей). Однако за последние десятилетия законы института

семьи очень сильно изменились. Семья находится в процессе изме-

нения и развития.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания ]'М)

Теперь хозяйственная функция семьи сошла на нет. Сегодня че-

ловек без ущерба для здоровья может прожить один. Возникла,

окрепла и стала доминирующей новая функция семьи: создание и

поддержание психологического комфорта для каждого члена

семьи. Раньше думать об этом не было особой необходимости, так

как семья держалась на иных связях.

Следующее, что отличает современную семью —новая структу-

ра. Городская семья, как правило, малочисленна —одно-два поколе-

ния. В ней сместился психологический центр: если раньше все дер-

жалось на отношениях родственных, самыми крепкими были связи

детей и родителей, то теперь —в основном на отношениях супру-

жеских, а родительские отношения (хотя значение их очень вели-

ко) отошли на второй план. Семья для всех ее членов является

определенным жизненным пространством, в котором протекает

большая часть жизни каждого из них. Это не просто маленькая

группа людей, но такая, в которой каждый стремится удовлетво-

рить свои потребности, реализовать себя и в то же время находит-

ся в тесной связи со всеми членами семьи.

В чем проявляются кризисные явления в семье? Прежде всего,

в ее нестабильности. В крупных городах распадается свыше 50%

браков. Причем более чем у ]/з распадающихся семей совместная

жизнь продолжалась от нескольких недель до 4 лет, т.е. совсем не-

долго. Нестабильность приводит к росту неполных семей, снижает

родительский авторитет, отражается на здоровье взрослых и

детей.

К явлению нестабильности семьи следует добавить ее дезорга-

низацию, т.е. увеличение числа так называемых конфликтных се-

мей, где муж и жена живут в постоянном конфликте, а воспитание

детей в обстановке ссор и скандалов оставляет желать лучшего.

Это отрицательно сказывается как на взрослых, так и на детях.

Среди факторов, фатально влияющих на семью, следует указать

и на культ потребления, в основе своей призванный заменить ис-

тинный смысл жизни и подлинные ее ценности, прежде всего че-

ловеческую близость, погоней за иллюзорными престижными ве-

щами, за иллюзорным статусом, когда самые близкие люди стано-

вятся жертвой потребительского отношения друг к другу.

К этим же факторам можно причислить и новое общественное

положение женщины, ее экономическую и социальную самостоя-

тельность.

140 Часть I. Педагогика

И все же в условиях тотального отчуждения семья остается

главным прибежищем духовной безопасности, человеческого само-

утверждения и эмоциональной защищенности.

Исследования учеными картины реально существующих типов

семьи позволили выделить: патриархально-модернизированный,

детоцентрический, супружеский, материнский и неполный типы

семей.

Патриархально-модернизированный тип семьи: характеризуется

относительным сохранением формы главенства и внутрисемейных

отношений, свойственных патриархальному типу семьи с жесткой

регламентацией ролевых стратегий при мужской власти; этот тип

семьи ориентирован на средне- и многодетность.

Детоцентрический тип семьи: обладает сильно развитой систе-

мой моральной, материальной психологической опеки старшим

поколением младшего; родители испытывают гипертрофирован-

ное чувство долга по отношению к своим детям, что приводит к

серьезным негативным последствиям (замедление становления

личности ребенка, межличностная отчужденность между родителя-

ми и детьми и т.д.); семья ориентирована на малодетность.

Супружеский тип семьи: отношения определяются в основном

не родством, не родительством, а брачностью с обязательным вы-

делением личностных аспектов; взаимная поддержка и заинтересо-

ванность всех членов семьи этого типа в судьбе каждого создают

оптимальные условия для гармоничной деятельности внутри

семьи; отношения родители —дети опираются на принципы взаим-

ного уважения, дружбы.

Материнский тип семьи: как безбрачная форма семьи, характе-

ризуется детоцентрической направленностью, так как создается

женщиной во имя ребенка.

Неполный тип семьи: как сколок традиционной, детоцентриче-

ской, супружеской семьи.

Социально-психологический уровень супружеских отноше-

ний характеризует сферу взаимодействия мужа и жены в процес-

се реализации супружеских ролей. Некоторые исследователи

предлагают классификацию супружеских ролей. Т.С. Яценко вы-

делила четыре такие роли: сексуальный партнер; друг; опекун; покро-

витель.

При выполнении указанных ролей реализуются соответствую-

щие потребности супругов.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 141

Американский исследователь К. Киркпатрик выделяет три

основных вида ролей.

1. Традиционные роли предполагают обязанности жены по вос-

питанию детей, обслуживанию семьи, подчинению собственных

интересов требованиям мужа; ограниченность сферы деятельно-

сти; материальную зависимость от главы семьи. Муж обязан сохра-

нять преданность матери своих детей; обеспечивать экономиче-

скую безопасность и защиту семьи; принимать основные решения;

поддерживать власть и контроль в семье; обеспечивать семью али-

ментами в случае развода.

2. Товарищеские роли требуют от жены сохранения внешней при-

влекательности; обеспечения моральной поддержки и сексуально-

го удовлетворения; поддержания полезных для мужа социальных

контактов; живого и интересного общения с мужем. От мужа —ры-

царского отношения к жене; романтической любви и нежности; ма-

териальных средств для удовлетворения потребностей жены, со-

вместного проведения досуга.

3. Роли партнеров требуют от супругов обоюдного экономиче-

ского обеспечения семьи; общей ответственности за воспитание

детей; совместного участия в решении бытовых вопросов.

Адекватность ролевого поведения супругов зависит от соответст-

вия ролевых ожиданий (установки мужа и жены на активное выпол-

нение ими в качестве партнеров определенных функций в семье).

Семья, благодаря всему комплексу межличностных отношений

и взаимодействия супругов, родителей и детей, создает конкрет-

ные условия для физического, психического, социального разви-

тия ребенка, передает ему систему духовных ценностей, мораль-

ных норм, образцов поведения, традиций и т.д.



Просмотров 558

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!