Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



И стили семейного воспитания



Большинство взрослых являются родителями и почти ежеднев-

но, а порой и ежечасно играют эту непростую роль. Кому-то она

нравится, кому-то —не очень, кто-то готовился к ней не один год,

кто-то узнал о ней как о свершившемся факте и вынужден был при-

мириться с новым положением.

Осознание себя родителем —процесс сложный, требующий

обычно пересмотра жизненных смыслов, ценностей, устремле-

142 Часть]. Педагогика

ний. Процесс осознавания себя в новом статусе ведет, как прави-

ло, к повышению ответственности и личной включенности. Ведь

появившийся на свет ребенок настоятельно требует заботы и во

всем зависим от родителей. После шока первого телесного кон-

такта с новорожденным, когда заботы о его физическом состоя-

нии становятся привычными, у родителей возникают вопросы:

≪Каким он будет? Что мы можем для него сделать? Как его воспи-

тывать?≫

Ответы на эти вопросы и реальное воспитание порой очень

различны. Во многом это несоответствие напоминает процесс ри-

сования трехлетним ребенком, когда замысел уже есть и он нравит-

ся малышу, но полученный результат —рисунок не имеет ничего

общего с этим замыслом. Весь процесс рисования —это полет фан-

тазии, постоянно меняющаяся череда образов, динамическое эмо-

циональное представление, когда рисунок —лишь условный резуль-

тат творческого действия, потому что от этого результата невоз-

можно отделить калейдоскоп различных проявлений маленького

творца (его речь, мимику, позу и т.д.).

Так и в воспитании, несмотря на огромный научный и практи-

ческий опыт, наличие стройных воспитательных систем, концеп-

ций и программ, каждая семья, каждый участник воспитательного

процесса —творец —динамическая система, находящаяся в динами-

ческих отношениях с другими динамическими системами.

Родители выполняют разнообразные воспитательные задачи,

заменяя и дополняя друг друга. Взаимодополняемость связана со

спецификой выполнения мужской и женской социальных ролей в

семье.

От женской роли матери зависит, прежде всего, развитие эмо-

циональной сферы ребенка, воспитание его морально-нравствен-

ных качеств. В семье именно женщина-мать создает эмоциональ-

ный климат, удовлетворяет повседневные потребности детей, при-

учает их к семейным традициям.

Роль отца в процессе семейного воспитания специфична.

3. Фромм, анализируя психологию отцовства, подчеркивает, что

отец представляет ребенку мир мысли, созданные человеческим

трудом вещи, закон, порядок и дисциплину. Фромм утверждает,

что отец необходим ребенку на всем протяжении его развития.

Отцы являются основными воспитателями дисциплины и незави-

симости. Отец для ребенка —источник безопасности. Роль отца,

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 143

активно общающегося с детьми и имеющего у них авторитет, неза-

менима. Отсутствие мужчины в семье оказывает негативное влия-

ние на развитие личности ребенка (особенно мальчика). Это мо-

жет проявиться в следующем:

•в нарушении гармоничного развития интеллектуальной сфе-

ры (страдают математические, пространственные, аналитические

способности ребенка за счет способностей вербальных);

•в менее четком процессе половой идентификации мальчиков

и девочек;

•в затруднении обучения подростков навыкам общения с про-

тивоположным полом;

•в возможной избыточной привязанности к матери, поскольку

отсутствует член семьи, который мог бы ≪оторвать ребенка от ма-

тери≫.

Также у ребенка могут сформироваться комплексы вины и не-

полноценности вследствие неправильного поведения матери в пе-

риод развода (ребенок может решить, что именно он является при-

чиной ухода отца из семьи).

Любой человек для нормального развития нуждается и в отцов-

ской, и в материнской любви. Ему необходима справедливая оцен-

ка его достоинства, он также нуждается и в безусловном принятии

и понимании. Любой сдвиг в сторону преобладания одного из ви-

дов любви —отцовской или материнской —приводит, как правило,

к нарушению поведения.

Колоссальное значение для развития как мальчика, так и де-

вочки имеют отношения между отцом и матерью. Сухомлинский

подчеркивал, что в хорошей семье, где мать и отец живут в согла-

сии, перед ребенком раскрывается все то, чем утверждается его

вера в человеческую красоту, его душевное спокойствие, равно-

весие, его непримиримость ко всему аморальному, антиобщест-

венному.

Ребенок наблюдает панораму отношений между родителями,

которые становятся для него моделью, положительным или отри-

цательным образцом отношений между мужчиной и женщиной во-

обще. Ребенок видит, какими способами и в чью пользу решаются

конфликты, какие качества (грубость, хитрость, нежность, доброта

и т.д.) больше всего ценятся. Он предвидит здесь свою будущую

роль, получает ≪сценарий≫ для построения своих собственных от-

ношений в дальнейшем, и чтобы разрушить этот сценарий, чтобы

144 Часть I. Педагогика

понять, что жить можно по-другому, ему понадобятся большие уси-

лия и большой опыт.

По данным исследователей, занимающихся этим вопросом

(Спиваковская, Кочубей и др.), воспитание ребенка в семье с устой-

чивыми супружескими отношениями способствует:

•усвоению ребенком поведения, связанного со своим полом;

•формированию у детей таких качеств, как общительность, дис-

циплинированность, активность, волевые компоненты.

Необходимо также остановиться еще на одном факторе, оказы-

вающем большое влияние на развитие личности ребенка, —это на-

личие в семье других детей. Эксперименты показывают, что дети,

выросшие в одной семье и, казалось бы, имеющие одинаковую сре-

ду для развития личности, оказываются на практике абсолютно

разными. Почему? Для ответа на этот вопрос необходимо рассмот-

реть каждого ребенка в отдельности.

Первый ребенок до появления второго был единственным. Для сво-

их родителей он был чем-то новым, непознанным, вызывал боль-

шую неуверенность, тревогу. Поэтому такой ребенок испытывал со

стороны родителей безраздельную любовь и заботу. Первые дети

часто занимают такую позицию: ≪Я счастлив только тогда, когда

другие обращают на меня внимание и заботятся обо мне≫. Эта по-

зиция может привести к негативным последствиям в виде инфан-

тильности ребенка, эгоизма, несамостоятельности и др.

Второй ребенок не был единственным никогда и жил в семье, где

кроме него и родителей всегда жил еще один ребенок. Этот ребе-

нок рождается в более спокойной обстановке (мать уже имеет

опыт общения с детьми). Исследования показывают, что со вто-

рым ребенком мать меньше разговаривает, меньше занимается. Ча-

стично это восполняет старший ребенок.

Очень часто между первым и вторым ребенком наблюдается

конкуренция. Особенно остро она проявляется, если разница в воз-

расте составляет 1— года: старший старается превзойти младшего

и наоборот —младший стремится догнать и перегнать старшего.

Если младший в чем-то обойдет старшего, для последнего это будет

тяжелым испытанием. Причиной такой конкуренции является

обыкновенная ревность. Последствиями могут оказаться: инфан-

тильность одного из малышей, чувство неуверенности в себе, про-

явления агрессивности по отношению к брату или сестре, чувство

неполноценности и т.д.

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 145

Стили общения в семье

Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них

состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружа-

ющий мир и осознавать свое место в нем, это порождает новые

типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок соверша-

ет те или иные поступки. Другая сторона —это развитие чувств и

воли. Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчи-

вость поведения, его определенную независимость от изменения

внешних обстоятельств.

Основной путь влияния взрослых на развитие личности де-

тей —организация усвоения ими моральных норм, регулирующих

поведение людей в обществе. Эти нормы усваиваются ребенком

под влиянием образцов и правил поведения. Образцами поведения

для детей служат, прежде всего, сами взрослые —их поступки, взаи-

моотношения. Наиболее существенное воздействие на ребенка ока-

зывает поведение людей, непосредственно его окружающих, преж-

де всего —его родителей.

Одним из важнейших факторов, формирующих гармонически

развитую личность ребенка, являются воспитательные позиции ро-

дителей, определяющие общий стиль воспитания. Воспитательные

позиции родителей —это характер эмоционального отношения

отца и матери к ребенку. Выделяют следующие основные типы от-

ношений родителей к ребенку с точки зрения дистанции между

ними.

1. ≪Оптимальная дистанция≫ (≪уважение≫) —эмоционально-

уравновешенное отношение к ребенку (оптимальный стиль поведе-

ния родителей): родители воспринимают ребенка как формирую-

щуюся личность с определенными возрастными, половыми и лич-

ностными особенностями, потребностями и интересами. Основой

этих отношений является уважение взрослым ребенка. Родители

выражают ребенку свои чувства, категоричность и настойчивость,

но при этом сохраняют необходимую для него степень свободы и

независимости. Взрослый воспринимает ребенка как личность.

Межличностные отношения родителей и детей строятся на основе

взаимодействия и взаимопонимания.

2. ≪Сокращенная дистанция≫ (≪слияние≫) —концентрация вни-

мания родителей на ребенке (нежелательный стиль родительского

поведения): семья существует ради ребенка. Родители проявляют

постоянную гиперопеку по отношению к ребенку. Они постоянно

10-4455

146 Часть I. Педагогика

контролируют поведение ребенка, ограничивают его социальные

контакты, стремятся давать советы, навязывают общение. В этом

случае родительские позиции заключаются в следующем:

а) чрезмерная уступчивость;

б) неадекватность понимания личности ребенка;

в) отношение с ребенком как с младенцем (не учитывая его воз-

растные особенности);

г) неспособность адекватно воспринимать степень социальной

зрелости и активности ребенка;

д) неумение руководить детьми;

е) духовная отдаленность отца и матери от ребенка.

3. ≪Увеличенная дистанция≫ (≪отчуждение≫) —эмоциональная

дистанция между родителями и ребенком (нежелательный стиль ро-

дительского поведения). Дистанция означает психологическую от-

даленность взрослых от детей —редкие и поверхностные контакты

с ребенком, эмоциональное равнодушие к нему. Отношения роди-

телей и детей не приносят взаимного удовлетворения, так как в

основе своей имеют ориентацию взрослых ≪найти на ребенка упра-

ву≫, не понимая его индивидуальных особенностей, потребностей

и мотивов поведения.

Согласно другой, более традиционной классификации, сущест-

вует два стиля семейных взаимоотношений —авторитарный и де-

мократический.

Авторитарный стиль в отношениях характеризуется властностью

родителей, желанием выработать у ребенка привычку беспрекослов-

ного подчинения. Взрослые мало считаются с индивидуальностью

ребенка, с его интересами и желаниями. Хотя дети и растут послуш-

ными и дисциплинированными, но эти качества складываются у них

без эмоционально-положительного и осознанного отношения к тре-

бованию взрослых. В большей мере это слепое послушание, осно-

ванное на опасении быть наказанным. Уже в дошкольном возрасте у

таких детей, как правило, не проявляются или проявляются слабо

самостоятельность, инициативность, творчество.

При демократическом стиле воспитания взаимоотношения между

членами семьи характеризуются взаимной любовью, уважением,

вниманием и заботой взрослых и детей друг о друге. В семьях с де-

мократическим стилем общения деятельными участниками жизни

семьи очень рано становятся и дети. Взрослые обсуждают с детьми

вопросы, доступные детскому пониманию. Родители стараются

Глава 7. Семья как социокультурная среда воспитания 147

лучше познать своих детей, выяснить причины их хороших и дур-

ных поступков. Предъявляя требования, взрослые обращаются

прежде всего к сознанию ребенка, поощряют его инициативу. Де-

мократический стиль воспитания дает наибольший эффект в фор-

мировании у детей сознательной дисциплины, осознаваемой заин-

тересованности в делах семьи, в событиях окружающей жизни.

При этом родители пользуются авторитетом у детей. Наказания в

таких семьях обычно не применяются —достаточно порицания

или огорчения родителей. Дети из семей с демократическим сти-

лем воспитания, как правило, более раскованны и непосредствен-

ны в общении, чем их сверстники из семей с авторитарным сти-

лем.



Просмотров 410

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!