Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Социальное и социологическое исследования 5 часть



Каждый вид опроса зависит от многих обстоятельств: содержа­ния анкеты или интервью (т.е. перечня вопросов, в которых реа­лизован предмет исследования); качества работы анкетера или интервьюера, организующего и непосредственно обеспечивающего заполнение анкет; ситуации опроса, его условий, которые долж­ны быть максимально благоприятными для спокойной и сосре­доточенной работы респондента; психологического состояния респондента на момент опроса и других.

При всех различиях виды опроса объединяет одно обстоятель­ство — вопросник, т.е. соответствующая исследовательскому за­мыслу и логически выстроенная система вопросов — адресован­ных респонденту речевых сообщений в вопросительной, утверди­тельной или отрицательной форме, а также предлагаемых к ним

вариантов ответа. Вопросник — более широкий термин, чем ан­кета. Он применим по отношению как к анкетированию, так и интервью. В свою очередь, анкета — это документ опроса («Анке­та для рабочего») и метод опроса (т.е. анкетирование). В западных методиках анкетой называется вопросник (questionnaire), который чаще всего заполняется с помощью интервьюеров, но иногда рас­сылается по почте либо раздается респондентам для самостоятель­ного заполнения.

Групповой анкетный опрос широко применяется по месту ра­боты и учебы. Анкеты раздаются для заполнения в аудитории, куда приглашаются включенные в выборку респонденты. Обычно один анкетер работает с группой из 15—20 чел. При этом обеспечива­ется стопроцентный возврат анкет, респонденты могут прокон­сультироваться по технике заполнения, выяснить трудные и не­ясные места, а анкетер, собирая вопросники, может проконтро­лировать качество заполнения.

Групповое анкетирование требует соблюдения некоторых специ­альных условий, обеспечивающих психологический комфорт ситу­ации опроса и повышающих качество ответов. Помещение, где про­водится опрос, должно быть психологически нейтральным (комна­та отдыха), свободным от мешающих факторов (телефонные звонки, посторонние разговоры, музыка, телепередачи, присутствие посто­ронних людей и т.п.). Опрашиваемые обеспечиваются условиями для заполнения анкет: сидеть достаточно удаленно друг от друга, чтобы не было ощущения, что рядом сидящие «заглядывают через плечо»; иметь возможность сосредоточиться и обдумать свои ответы инди­видуально, не советуясь, не комментируя ситуацию, вопросы и воз­можные варианты ответов. Совершенно недопустимо вмешательство руководителей различного уровня, тем более знакомство с ответами опрашиваемых в процессе заполнения анкет. Конфиденциальность ответов должна обеспечиваться неукоснительно. В случае необходи­мости сбор заполненных анкет производится в опечатанную урну, при этом анкеты предварительно не нумеруются.

В отечественной социологии самым популярным является ин­дивидуальный анкетный опрос. Им пользуются приблизительно в 75—80% случаев. При использовании индивидуального анкетиро­вания, с помощью раздаточной (курьерской) анкеты, анкетер либо вручает анкету респондету, договариваясь о сроке возврата при повторной встрече, либо, объяснив правила заполнения и цели опроса, ожидает заполнения анкеты. В первом случае респондент получает больше времени на заполнение анкеты, обдумывание от­ветов, но при этом осложняются проблемы возврата и появляется возможность обсудить тему опроса с посторонними людьми, даже

подменить респондента. Раздаточное индивидуальное анкетирова­ние применяется как по месту жительства, так и по месту работы.

Социальные психологи больше склонны к тестам и социомет­рическим методам. Но и анкетная процедура отнюдь не редкость в психологии, изучающей поведение людей, мотивацию деятель­ности и ценностные ориентации. При индивидуальном анкетиро­вании вопросники раздаются на рабочих местах или по месту жительства (учебы) респондентов, а время возврата заранее обго­варивается. Эта форма опроса имеет те же преимущества, что и групповое анкетирование.

За рубежом ситуация иная. До сих пор большинство исследо­ваний в США, Германии, Франции проводится посредством лич­ных интервью. По разным и достаточно веским причинам (люди не любят или не могут читать и(или) писать, избегают длинных ответов, допускают много ошибок, делают много пропусков, дают ответы не по существу и т.д. и т.п.) социологи стремятся избегать анкетирования, т.е. самозаполнения. Респондент, а затем и интер­вьюер оказываются самыми слабыми звеньями в длинной цепи научного процесса.

Как бы то ни было, но в социологии опрос вообще, включая обе его разновидности (устный и письменный), является абсолютным рекордсменом популярности. Вовсе не случайно социологию отож­дествляют с применением опроса. Правда, психологу, оперирую­щему тестами, опросная процедура социолога может показаться чрезмерно примитивной или ненадежной. Однако давно установ­лено, что жестких границ между дисциплинами не существует, одни и те же методы применяются в разных науках. Специалист подби­рает нужный метод для решения своей проблемы, но не подгоняет проблему под имеющийся метод.

Четыре вида опроса — индивидуальный и групповой, устный и письменный — взаимодополняют друг друга, образуя логичес­кий квадрат, в клетках которого, как комбинация двух признаков, образуется множество разновидностей опроса (рис. 1.3).

К примеру, групповой анкетный опрос попадает в клеточку ГП, а индивидуальный анкетный опрос — в клеточку ИП; телефонный опрос — в клеточку ИУ, а фокус-группа — в клеточку ГУ.

Логический квадрат — очень удобная и наглядная форма пост­роения классификации или типологии чего-либо, в данном случае методов опроса. Она применима лишь к таким ситуациям, где каж­дая клеточка (квадрант) таблицы заполняется. К примеру, с четырь­мя другими видами опроса — очным и заочным, индивидуальным и групповым — построить логический квадрат не удастся. Причи­на в том, что одна клеточка остается пустой. Действительно, труд-

но себе представить групповой заочный опрос. Хотя, возможно, он когда-то и кем-то проводился, но остался в истории науки экзоти­ческим примером, нежели устоявшейся практикой.

Письменный Устный

 

Индивидуальный ИП ИУ
Групповой ГП ГУ

Рис. 1.3. Логический квадрат основных видов социологического опроса'

1.14. Технические средства опроса

Социологические опросы — дорогостоящее мероприятие, осо­бенно если одновременно опрашивается несколько тысяч человек. При исследовании культурных различий подобные опросы иног­да проводятся в нескольких странах одновременно. Их стоимость велика, так как высока цена единичного контакта с респондентом, передачи полученных результатов в центр обработки, будь то меж­дугородний телефонный звонок, почтовое сообщение, телефакс.

Сегодня телефон и компьютер — два лидера среди технических помощников социолога. Первый позволяет опрашивать большое количество респондентов, находящихся за тысячи километров от офиса, в короткие сроки. Второй в онлайн-режиме дает возмож­ность опросить еще большее число людей по минимальной себе­стоимости и при этом быстро обработать данные с помощью спе­циальных программ.

С каждым годом растет число пользователей Интернетом во всем мире. Это дает возможность исследовательским компаниям исполь­зовать Интернет в качестве средства проведения исследования. Нет сомнений, что уже в самом ближайшем будущем большинство ис­следований, которые сейчас проводятся традиционными способа­ми, будут проводиться в режиме онлайн. Здесь два очевидных пре-

имущества: стоимость и сроки проведения. Понятие web-интерьъю станет таким же традиционным, как./асе-/о-./ясе-интервыо. Цену единичного контакта Интернет снизил практически до нуля.

О возможностях использования технических средств в социо­логическом опросе в нашей стране начале говорить давно, прак­тически одновременно с институциализацией социологии в кон­це 1960-х гг. Однако на практике дело ограничивалось только ста­дией анализа данных, где использовались ЭВМ. В 1970-е и особенно в 1980-е гг. техника начинает проникать и на стадию сбора первичной информации.

Первые попытки автоматизации социологического исследова­ния, в частности анкетного опроса, приходятся в нашей стране на вторую половину 1970-х гг., тогда как в США уже широко при­менялись компьютеризованные методики типа CAPL

В конце 1980-х гг. специалисты говорили о том, что в развитии методики сбора социологической информации уже достаточно чет­ко обозначились три направления: традиционное, когда интервьюер проводит опрос с помощью пера и бумаги; сравнительно новое, когда исследователь в ходе беседы использует различные техничес­кие средства; и, наконец, перспективное направление, при кото­ром осуществляется передача всех функций и операций ЭВМ.

Острая потребность социологии в технических средствах объяс­няется рядом причин. Одна из важнейших заключается в необхо­димости сократить затраты времени и средств на сбор, обработку, хранение и использование полученных результатов при проведении больших (по объему выборочной совокупности) исследований. При обработке вручную величина этих затрат часто обусловливала про­ведение опроса на небольших выборках, в противном случае резуль­таты исследования можно было получить только очень не скоро. Иногда это время измерялось годами. Во-вторых, привлечение к опросам большого количества интервьюеров с разной подготовкой вело к получению ненадежных, нерепрезентативных данных и, в свою очередь, также стимулировало применение разного рода тех­нических средств.

Телефон — одно из первых технических средств, получивших довольно быстрое распространение в социологических исследова­ниях. В регионах с высоким уровнем телефонизации он является главным средством получения сведений о реакции аудиторий га­зет, журналов, радио и телевидения на их материалы и передачи, а также на различные события. В перспективе при телефонном интервью будут применяться факсимильные аппараты. Использо­вание таких аппаратов позволит соединить достоинства анкети­рования с преимуществами телефонного интервью.

Телефоны, оборудованные автоматическими ответчиками и накопителями информации, а также селекторными и факсимиль­ными установками, помогают организовать коллективный разго­вор, фиксацию сообщений в отсутствие респондента, передачу копий материалов. Кроме того, специальный блок телефонного устройства обеспечивает автоматический перенос вызова абонен­та при временной занятости линии.

В отличие от телефонного телевизионное интервью с его на­глядностью практически снимает проблему длины вопросов и са­мого вопросника, необходимость ограничивать количество альтер­натив. Однако в телеинтервью практически отсутствует обратная связь. Это приводит к необходимости ориентироваться на «сред­нестатистического» опрашиваемого, использовать определенные приемы для завоевания доверия и расположения телеаудитории. Прототипом быстрой и надежной обратной связи могут служить телевизионные производственные совещания — планерки — на некоторых крупных предприятиях нашей страны.

В 1980-е гг. в опросах использовались и другие технические средства. В частности, социологи стали активно применять мик­рокалькуляторы, переносные кассетные магнитофоны и диктофо­ны, совмещая этапы сбора и анализа, сокращая время и стоимость исследования. Например, использование программируемых мик­рокалькуляторов (микро-ЭВМ) в некоторых случаях оказывалось более эффективным и экономичным, чем применение стационар­ных ЭВМ.

Первые попытки автоматизации, например, анкетного опроса приходятся на вторую половину 70-х гг. Именно в это время за рубежом, по преимуществу в США, стали разрабатываться мето­дики CAP/ (Computer-Assisted Personal Interviewing — личное интер­вью с помощью компьютера), CAT/ (Computer Assisted Telephone /nterview — телефонное интервью с помощью компьютера), CSAQ (Computer Assisted Self-Administered Questionnaire — заполнение ан­кеты респондентом на компьютере), CASI/P (Computer Assisted Self-Administered /nterview With an /nterviewer Present — интервью с по­мощью компьютера в присутствии интервьюера). Традиционные же интервью получили название PAP/ (Paper and Pen /nterview), т.е. «интервью с карандашом и бумагой»43.

вит порядка 20 анкет. Это означает, что для полного сбора пер­вичной информации нам потребуется 85 тыс. человеко-дней. Предположим, что мы намереваемся завершить опрос за 10 дней и заплатить за каждое интервью 20 руб. Таким образом, нам при­дется привлечь 8,5 тыс. помощников и заплатить им в общей слож­ности 340 тыс. руб. Какой бы важной ни была полученная инфор­мация, вряд ли она окупит столь огромные расходы, не говоря о прочих издержках. К прочим можно отнести, например, те день­ги, которые теряет предприниматель, разрешая социологам от­влечь для опроса пару-тройку сотен своих рабочих, которые в этот момент не создают материальной продукции и тем самым лиша­ют бизнесмена определенной части прибыли.

Вот почему практически всегда2 социологи прибегают к выбо­рочным методам опроса. Суть выборочного метода заключается в том, что по определенным — довольно строгим — правилам из общей численности людей, так называемой генеральной совокуп­ности (население всей страны, все городское население, все жи­тели одного города или района, вся молодежь и т.п.), отбирается ограниченное число людей, которое призвано в качестве своеоб­разной модели воспроизводить структуру объекта. На языке со­циологов эта группа людей (равно как и процедура по ее опреде­лению) именуется выборкой.

Правильное построение выборочной совокупности — основа и гарантия высокой точности социологического исследования. Опрашивать всю генеральную совокупность, например всех нар­команов, физически невозможно, экономически невыгодно, а в научном плане бесполезно. Ученые давно заметили, что после известного количества анкет результаты начинают повторяться, выстраиваясь в определенные закономерности. Минимальным порогом служат обычно 20 анкет (для страховки социологи услов­но приняли цифру 50 — некий гарантированный объем выбороч­ной совокупности, которая позволяет ученому обнаружить общие тенденции). Если респонденты не очень сильно отличаются друг от друга, скажем, принадлежат к одной профессии, классу, полу, возрасту, то очень скоро в их ответах начинают просвечивать об­щие тенденции. К примеру, все 30-летние в основном женаты, редко меняют место работы и больше ориентированы на карьеру, чем 20-летние.

Выяснились и другие любопытные особенности. Скажем, чем проще вопросы, тем быстрее выявляются повторы. Чем меньше

альтернатив (или, как еще говорят, закрытий) в анкетном опро­се, тем через меньшее число анкет начинают проступать общие тенденции. Таким образом, в простейшем случае, если социолог не ставит целью провести фундаментальное исследование с соблю­дением всех методических требований, ему лучше сконструиро­вать несложную анкету, сделать однородную выборку и охватить небольшое число респондентов. Обычно подобные исследования называют разведывательными, постановочными, зондажными.

Разумеется, всего этого недостаточно для широкомасштабно­го обследования, гетерогенной выборки, разнородной и громозд­кой анкеты либо для эмпирического подтверждения гипотезы, отвечающего всем требованиям научного канона. Но для пробного или, лучше сказать, постановочного исследования, где социолог не идет дальше постановки проблемы, этого вполне достаточно.

Итак, социологи отказались от сплошного исследования в пользу выборочного не только по финансовым, но и по научным соображениям. Поэтому мы должны себе сказать: собирать инфор­мацию обо всей популяции (или генеральной совокупности) не только невозможно, но часто и не нужно. Но в тех ситуациях, особенно в маркетинговом исследовании, где от социолога тре­буют точной информации о целой категории людей, например потребителях растворимого кофе, заказчик выделяет из своего кармана (по существу, отказывается от части прибыли) немалые деньги и исследовательская фирма рискует своим авторитетом, к выборочному опросу следует подходить по всем правилам, про­являть максимум ответственности, соблюдать все методические правила.

История свидетельствует, что когда нарушаются принципы случайной выборки и какой-то группе респондентов оказывается предпочтение — произвольно или непроизвольно, намеренно или в силу независящих от ученого обстоятельств, — происходит ка­тастрофа. Применение смещенной или неправильно составленной выборки специалисты любят демонстрировать на примере круп­ного скандала, случившегося в 1930-е гг. с журналом «Литэрари Дайджест», организовавшим опрос общественного мнения отно­сительно результатов выборов. Как и любой другой дайджест, журнал в основном жил чужими материалами, перепечаткой га­зетных и журнальных статей, в данном случае посвященных оп­росам общественного мнения. Начиная с 1920 г. журнал стал за­ниматься организацией собственных опросов, в частности провел широкомасштабный общенациональный опрос, в ходе которого более чем миллиону человек по почте были разосланы избиратель­ные бюллетени с просьбой отметить, чья кандидатура на предсто-

Глава 2. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ ВЫБОРКИ1

Большинство социологических исследований носит не сплош­ной, а выборочный характер: по строгим правилам отбирается определенное количество людей, отражающих по социально-де­мографическим признакам структуру изучаемого объекта. Такое исследование именуется выборочным.

Выборочное обследование представляет собой способ система­тического сбора данных о поведении и установках людей посред­ством опроса специально подобранной группы респондентов, да­ющих информацию о себе и своем мнении. Оно является более экономичным и не менее надежным методом, чем сплошное ис­следование, хотя требует более изощренной методики и техники.

Зачем нужна выборка

Правильная выборка — залог успеха и необходимая предпосыл­ка любого опроса, если это не общенациональная перепись насе­ления. Если социолог неправильно составил выборочную совокуп­ность, т.е. группу людей, которую собирается опросить, резуль­таты исследования окажутся неверными, а потому и никому не нужными.

Почему нерационально и практически невозможно опрашивать всех людей, составляющих объект исследования?

Можно приблизительно рассчитать, во что обойдется сплош­ной опрос взрослых жителей хотя бы одного городского района с численностью населения, скажем, 200 тыс. чел. Учитывая, что один анкетер (интервьюер) в состоянии опросить не более трех человек в час, при семичасовом рабочем дне его выработка соста-84

ящих президентских выборах для них предпочтительнее. В тече­ние ряда лет результаты опроса, проводившегося журналом, ока­зывались настолько точными, что опрос, проведенный в сентяб­ре, казалось, делал ноябрьские выборы малосущественными. Да и как при такой большой выборке могла произойти ошибка? Од­нако в 1936 г. именно это и случилось: с большим перевесом го­лосов (60:40) победа была предсказана кандидату от республикан­ской партии Альфу Ландону. Однако когда выборы состоялись, он потерпел сокрушительное поражение. Иначе говоря, Ландон про­играл Франклину Д. Рузвельту практически с тем же результатом, с которым должен был победить. Доверие читателей к «Литэрари дайджест» было серьезно подорвано, вскоре журнал перестал вы­ходить. Такой оказалась цена методической ошибки.

Что же произошло? Все очень просто: в голосовании, прове­денном «Дайджест», использовалась смещенная выборка. Почто­вые открытки рассылались людям, чьи имена были извлечены из двух источников: телефонных справочников и списков регист­рации автомобилей. И хотя прежде этот метод отбора не слиш­ком отличался от других методов, совсем по-другому обстояло дело теперь, после Великой депрессии в 1936 г., когда менее со­стоятельные избиратели, наиболее вероятная опора Рузвельта, не могли позволить себе иметь телефон, не говоря уж об автомоби­ле. Таким образом, выборка, использовавшаяся в опросе, орга­низованном «Дайджест», была смещена в сторону тех, кто, ско­рее всего, должен был выступать за республиканцев, и при этом еще удивительно, что у Рузвельта оказался такой хороший ре­зультат.

Выборочный метод имеет очевидные преимущества перед сплошным изучением генеральной совокупности, так как сокра­щает объем работы (за счет уменьшения числа наблюдений), по­зволяет экономить силы и средства, получать информацию о та­ких совокупностях, полное обследование которых практически невозможно или нецелесообразно. Но происходит все это лишь в том случае, если соблюдаются научные правила выборочного исследования.

Опыт показал, что правильно произведенная выборка доволь­но хорошо представляет или репрезентирует (от лат. represento — представляю) структуру и состояние генеральной совокупности. Однако полного совпадения выборочных данных с данными об­работки генеральной совокупности, как правило, не бывает. В этом и заключается недостаток выборочного метода, на фоне ко­торого видны преимущества сплошного описания генеральной совокупности.

Ввиду неполного отображения выборкой статистических харак­теристик (параметров) генеральной совокупности перед исследо­вателем возникает важная задача: во-первых, учитывать и соблю­дать те условия, при которых выборка наилучшим образом реп­резентирует генеральную совокупность, а во-вторых, в каждом конкретном случае устанавливать, с какой уверенностью можно перенести результаты выборочного наблюдения на всю генераль­ную совокупность, из которой выборка взята.

Репрезентативность выборки зависит от целого ряда условий, и прежде всего от того, как она осуществляется — или планомер­но (т.е. по заранее намеченной схеме), или путем непланомерно­го отбора элементов из генеральной совокупности. В любом слу­чае выборка должна быть типичной и вполне объективной. Эти требования должны выполняться неукоснительно как наиболее существенные условия репрезентативности выборки. Прежде чем обрабатывать выборочный материал, его нужно тщательно прове­рить и освободить выборку от всего лишнего, что нарушает усло­вия репрезентативности. В то же время при образовании выбор­ки нельзя поступать по произволу, включать в ее состав только те варианты, которые кажутся типичными, а все остальные брако­вать. Доброкачественная выборка должна быть объективной, т.е. производиться без предвзятых побуждений, при исключении субъективных влияний на ее состав. Выполнению этого условия репрезентативности отвечает принцип рандомизации (от англ. randomization), или случайного отбора элементов из генеральной совокупности. Этот принцип положен в основу теории выбороч­ного метода и должен соблюдаться во всех случаях образования репрезентативной выборочной совокупности, не исключая и слу­чаев планомерного или преднамеренного отбора.

2.2. Основные понятия и сущность выборочного метода

При построении социологической выборки используется мно­жество специальных терминов, в том числе два важнейших — ге­неральная и выборочная совокупности.

Совокупность, из которой отбираются варианты для совмест­ного изучения, называется генеральной, а отобранная из генераль­ной совокупности часть ее членов носит название выборки, или выборочной совокупности. Объем генеральной совокупности обо­значается символом N, а объем выборочной совокупности — п. Обычно эти символы размещают в заголовке таблице, которая

получилась у социолога после анализа данных, либо в подлежа­щем3 таблицы.

Генеральной совокупностью считают все население или ту его часть, которую социолог намерен изучить, совокупность людей, обладающих одним или несколькими свойствами, подлежащими изучению. Часто генеральная совокупность (еще называемая по­пуляцией) настолько крупная, что опрос каждого представителя чрезвычайно обременителен и дорогостоящ. Это те, на кого на­правлен теоретический интерес социолога (в том смысле, что уз­нать о каждом представителе генеральной совокупности ученый может только косвенно — на основе информации о выборочной совокупности).

В англоязычной литературе дословного аналога термину «реп­резентативность» не существует. Вместо него используется другой — «популяция» (population), который, как и русское слово «генераль­ная совокупность», имеет два значения. Первое — генеральная со­вокупность, т.е. все люди, на которых мы хотим распространить полученные в своем исследовании выводы и на которых направ­лен наш теоретический интерес. В англоязычных источниках так и пишут: «population of interest»4.

Второе значение — список людей, на основании которого со­ставляется позже выборочная совокупность. Их называют едини­цами наблюдения. Они считаются элементами генеральной сово­купности. Список единиц наблюдения, который нумеруется сиспользованием таблицы случайных чисел, в отечественной ли­тературе специального названия не имеет, как не имеет он тако­вого и в англоязычной социологии.

Выборкой называется совокупность элементов объекта социо­логического исследования, подлежащая непосредственному изу­чению. Понятие выборки в статистике и социологии рассматри­вается в двух значениях.

♦ Выборка (как результат действия) — представительная часть генеральной совокупности, в которой закон распределения при­знака соответствует закону распределения этого признака в гене­ральной совокупности.

♦ Выборка (как способ или процесс действия) — способ отбора объектов генеральной совокупности в выборочную.

Выборка должна наилучшим образом репрезентировать объект исследования (генеральную совокупность).

Выборочная совокупность — уменьшенная модель генеральной совокупности. Иначе говоря, это множество людей, которых со­циолог опрашивает. В выборку, или выборочную совокупность, входят только те, кого социолог намеревается непосредственно оп­росить. Представим, что предметом его исследования, т.е. темой, выступает экономическая активность пенсионеров. Все пенсионе­ры — пожилые люди в возрасте старше 55 (женщины) и 60 (муж­чины) лет — будут составлять генеральную совокупность. По спе­циальным формулам социолог рассчитал, что ему достаточно опросить 2,5 тыс. пенсионеров. Это и станет его выборочной со­вокупностью.

Основное правило ее составления гласит: каждый элемент ге­неральной совокупности должен иметь одинаковые шансы попасть в выборку.Но как этого добиться? Прежде всего надо узнать как можно больше свойств, или параметров генеральной совокупно­сти, например разброс в возрасте, доходах, национальности, мес­тах проживания респондентов. Разброс в возрасте респондентов называется вариацией, конкретные величины возраста — значени­ями, а совокупность всех значений образует переменную.

Таким образом, переменная «возраст» имеет значения от 0 до 70 (средняя продолжительность жизни) и более лет. Значения группируются в интервалы: 0—5, 6—10, 11—15 лет и т.д. Их мож­но группировать иначе, все зависит от задач исследования. Ин­тервалы значений переменной «возраст» в случае с пенсионерами начинаются с 55 и 60 лет.

Все население, целая нация или очень большая социальная группа редко выступают генеральной совокупностью. В большин­стве эмпирических исследований социолога интересует частная проблема, например рост числа разводов среди молодых семей в крупных городах или интерес к инвестиционной деятельности среди представителей среднего класса столичного города. Разво­ды и инвестиционная деятельность — это те темы, которые инте­ресуют конкретного исследователя в данный период времени. Соответственно все люди, втянутые в этот процесс или участву­ющие в данном событии, будут называться группой интереса5. Их могут быть тысячи или десятки тысяч человек. Они составляют исходную популяцию или генеральную совокупность, из которой социолог строит выборочную совокупность и опрашивает ее.

Итак, совокупность людей, на которую вы распространяете свои выводы, называется генеральной совокупностью, популяци-

ей, группой интереса (такое название происходит от направлен­ности теоретического интереса ученого).

Кого именно относить к генеральной совокупности, определя­ют цели исследования, а кого включать ввыборочную совокуп­ность, решают математические методы. Если социолог намерева­ется взглянуть на Афганскую войну глазами ее участников, в ге­неральную совокупность войдут все воины-афганцы, но опрашивать придется небольшую часть — выборочную совокуп­ность. Для того чтобы выборка точно отражала генеральную со­вокупность, социолог придерживается правила: любой воин-аф­ганец, независимо от места жительства, места работы, состояния здоровья и других обстоятельств, возможно, затрудняющих его поиск, должен иметь одинаковую вероятность попасть в выбороч­ную совокупность.

Сущность выборочного метода заключается в том, чтобы по свойствам части (выборки) судить о численных характеристиках целого (генеральной совокупности), по отдельным группам эле­ментов — об их общей совокупности, которая иногда мыслится как совокупность неограниченно большого объема. Основу выбороч­ного метода составляет та внутренняя связь, которая существует в популяциях между единичным и общим, частью и целым.

Репрезентативной выборкой в социологии считается такая вы­борочная совокупность, основные характеристики которой полно­стью совпадают (представлены в той же пропорции или с той же частотой) с такими же характеристиками генеральной совокупно­сти. Только для этого типа выборки результаты обследования час­ти единиц (объектов) можно распространять на всю генеральную совокупность. Необходимое условие для построения репрезентатив- ной выборки — наличие информации о генеральной совокупности, т.е. либо полный список единиц (субъектов) генеральной совокупности, либо информация о структуре по характеристикам, существенно влияющим на отношение к предмету исследования.



Просмотров 590

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!