Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Об этом есть хадис в двух«Сахихах»о испытаниях могилы: «Скажет убеждѐнный: Пришѐл он(пророк Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует)к
нам с ясными разъяснениями и наставлением, и мы уверовали в него, ответили ему и последовали за ним. А сомневающийся скажет: Я слышал как люди говорили нечто, и я тоже говорил».
انءاج ؿوقي معنظا فأ « برقلا ةنتف في "ُبيببلا" ثيدح ويف -103 فولوقي سانلا قعش : ؿوقي بذعظا فأو ، انعبتاو انبجأو انمآف ىدعاو تانيبلاب ! » وتلقف ابيش
ـــــــــــــــــــــــــ
Передал его Бухари в «Книге о знании», (1\182, № 86); «Книге об омовении», (1\288, № 184), а также приведѐн он во многих местах «Сахиха». Приводит его Муслим в «Книге затмения», (2\624, № 905) в передаче от Хишама бин Урвы, от Фатымы бин Мунзир, от Асмы бинт Абу Бакр.
Сказал Багави, 1\289: Шариатские знания состоят из двух частей: знание основ и знание ответвлений (второстепенных вещей). Знания основ это: познание Аллаха, Преславен Он и Возвышен, в Его Единственности, Его атрибутах, и убеждѐнность в истинности Его посланника. И на всяком, на кого наложены Шариатские обязанности, обязанность знать это, и об этом утверждает ясный смысл айатов и установленные
доводы. Сказал Всвышний: { ُللَّا لاَإِ ََٔىإِ لاَ ََُّٔأ ٌَْيْ بَف } – «Знай же, что нет божества кроме Аллаха»121, и сказал Всевышний: { قُبَىاْ ََُّٔأ ٌَُْٖى ََِٞجََزَٝ َٚزحَ ٌِْٖغُِفَّْأ ٜفَِٗ ِ بَفٟاْ ٜفِ بَْربِٝآَ ٌِْٖٝشُِْعَ } – «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно что это есть истина»122.
Относительно же знания в ответвлениях, то это знания в фикхе и в установлениях религии. И делятся они на всеобще-обязательные (фард дайн), и избирательно-обязательные (фард кифая). К фард айн относятся относятся например знания о ритуальной чистоте, молитве, посте. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Соискание знаний об обязательном возлежит на каждом из мусульман»123. Тем самым каждому мусульманину вменено в обязанность знание 121 Благородный Коран, 47:19.
122 Благородный Коран, 41:53.
123 Хороший хадис, приводит его Суюти в «Джуз», со всеми его путями передачи и источниками. Сделал его разбор Али бин Хасан Халяби.
- 98 - положений каждой из этих вещей. Также к этим знаниям относятся знания о закяте и о облагаемом имуществе, и знания о Хадже столь же обязательны. К знаниям же фард кифая относятся знания, необходимые для самостоятельного суждения (иджтихад) и издания фетв, и если в числе жителей данной местности есть постигшие их, то снимается отвественность за это со всех прочих. И в этом случае и допустимо следование (таклид),
упомянутое в хадисе. Сказал Всевышний: { َََُُ٘يعَْر لاَ ٌُْزْمُ ُْإِ شِمّْزىاِ وََْٕأ اُ٘ىَأعبَْف } – «Спросите обладателей Напоминания, если вы не знаете»124.
سانلا رااس ىلع ءاملعلا لضف
Превосходство учѐных над прочими людьми
104.Передано в них обоих(двух«Сахихах»),от Муавии,да будет доволен имАллах, сказавшего: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:
«Кому Аллах желает блага, того делает Он смыслящим в религии». وِيلعْ للَّاه ىهلصَ للَّاه ؿوسر فأ - ونع للَّاه يضر - ةيواعم نع امهيفو -104
: ؿاق مهلسوَ
. » نيدلا في وهقفي اَ وب للَّاه دري نم «
ـــــــــــــــــــــــــ Передал его Бухари в «Книге о знании», (1\164, № 71); «Книге о пяти фардах», (6\217, № 3116); «Книге о следовании Корану и сунне», (13\263, № 7312); Муслим в «Книге закята», (2\719, № 1037).
Сказал Хафиз ибн Хаджар Аскаляни в «Фатх-уль-Бари», 1\164: В этом хадисе утверждение блага для того, кто сведущ в религии Аллаха, и это не является исключительно заслугой этого человека, напротив же это тот, кому Аллах раскрыл это.И тот, кому открыл Аллах это, не перестанет существовать в этом качестве, коль уж пришло к нему такое повеление Аллаха. И как утверждает Бухари, это то, к чему стремятся люди знания и учѐные хадиса.
Сказал Ахмад ибн Ханбал: Не было никого из учѐных хадиса, кто бы не знал о них! Сказал Кади Айад: Имел ввиду Ахмад сторонников сунны, и тех, кто твѐрдо
убеждѐн в методологии учѐных хадиса.
Сказал Навави: Очевидно, что эта группа отлична от других видов верующих, над которыми установлено веление Аллаха, а именно воинов за веру (муджахидов), правоведов, знатоков хадисов, аскетов, повелевающих добродетельное, и других видов добротворящих. И они не концентрируются в каком-то одном месте, а напротив, распространены всюду порознь.
Сказал Хафиз ибн Хаджар Аскаляни: Сведущий в хадисах, но при этом не имеющий понимания в религии словно тот, кто знает правила Ислама, но не может связать их с ответвлениями религии, и запретно благо для того, кто не знает повелений Господа, и не имеет понимания их и не ищет этого понимания. Очевидно, что он может быть описан как тот, кто не желает снискать благого. В этом явное понимание превосходства учѐных над прочими людьми, и превосходство сведующих в понимании религии над прочими учѐными.
124 Благородный Коран, 16:43.
- 99 - 105.Передано в них обоих(двух«Сахихах»),от Абу Мусыаль-Ашари,да будетдоволен им Аллах, сказавшего: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и онбодоп приветствует : «То, что ниспослал Аллах из руководства и знания,
Пролившемуся на землю ливню. Среди земель, принявших ливень, были добротные земли, которые приняли воду и взрастили злаки и травы. Но были и бесплодные земли, принявшие воду, и сделал Аллах еѐ полезной для людей, они напились ѐю, утолили жажду и напоили скот на пастбищах. Но попала вода и на другую группу земель, что чистый песок, который и воду не держит, и не взращивает ничего. И в этой притче – подобие знаний в религии Аллаха и пользы от ниспосланного Аллахом, знаний которым один обучался сам и обучал других, а другой даже не поднял головы для него, и не принял руководства Аллаха, с которым я был послан».
-105 وفيهما عن أي موسى - رضي اَّلله عنو - قاؿ : قاؿ رسوؿ اَّلله صَلهى اَّلله عليْوِ وسَلهم :
« مثل ما بعثٍ اَّلله بو من اعدى والعلم كمثل « الكثَ أصاب أرضا ؛ فكانق منها طاافة طيبة قبلقِ اظاء فأنبتقِ الكأل والعشْب الكثَ ، وكانق منها أجادِب أمسكق اظاء فنفع اَّلله هبا الناس فشربوا وسقوا وزرعوا وأصاب منها طاافة أ رى إمنا ىي قيعاف ال دسك ماء وال تنبق كأل ؛ فذلك مثل من فقِو يف دين اَّلله ونفعو ما بعثٍ اَّلله بو فعلِم وعلم ، ومثل من مل يرفعْ بذلك رأْسا ومل يقبل ىدي اَّلله الذي أرسلق بوِ . » ـــــــــــــــــــــــــ Передал его Бухари в «Книге о знании », (1\175, № 79); Муслим в «Книге достоинств», (4\1787, № 2282).
») –اىغٞشСказал Багави, да помилует его Аллах: упоминается здесь дождевая вода («
вода, которая собирается среди гор и в скалах. » - «были среди земель земли бесплодные» - под этим понимаютсяمبّذ ٍْٖب أوبدِة « каменистые плиты, которые задерживают воду, и она не может уйти с них быстро. Сказал
Асмаи : Бесподные земли – это пустоши, не годные под пасбища и не растут на них травы.
пользу людям. И уподобил он тех, кто воспринимают знания, но реализуют их на практике, земле бесплодной, что растения не взращивает, но воду удерживает, и берут люди эту воду и используют еѐ. И уподобил он тех, что знания не воспринимают , и не практикуют их, земле песчаной, что и растений не взращивает, и воду не удерживает, и
нет в неѐ никакого блага. Сказал Навави (15\47-48): смысл хадиса и его цель – уподобление руководства, с которым пришѐл пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ливню. И смысл его также в том, что есть земли трѐх видов, и подобно им есть три вида людей.
- 100 - Первый вид земли – которой идѐт на пользу дождь, и оживает она после того как была мѐртвой, и произрастают на неѐ растения, в которых польза для людей и животных, появляются пастбища, и иное. И подобна им первая разновидность людей, доходит до которых руководство и знание, и сохраняют они его, и оживляют свои сердца, познают они его и обучают ему других, получают пользу сами и приносят пользу другим.
Вторая разновидность земли – та что не извлекает пользы для самой себя, но однако в них есть польза, ибо удерживают они воду, а от воды этой получают пользу люди и животные. И есть также второй вид людей, у которых хранится в сердцах знание, но нет у них понимания его, и не делает оно здравым их разум, не извлекают они из него смыслы и суждения, не усердствуют они в деяниях сообразно этому пониманию и в покорности, и являются они хранителями знания, покуда не придѐт ищущий знание, нуждающийся в том, что есть у них из знания, и использует это знание, и передаст его другим и донесѐт его до тех, кто привнесут его в практику.
И третий вид земель – это пески, на которых не произростает ничего, и не используют они воду и не удерживают еѐ, дабы использовали еѐ другие. И подобен им третий вид людей – не сохраняется у них в сердцах знание, и не понимают они его, и то что услышали они из знания – они не используют, и не сохраняют его, дабы использовали его другие.
смыслом в Благородном Коране, то это те, которых назвал Аллах, и остерегайтесь их».
: اعوفرم - اهنع للَّاه يضر - ةشااع نع امعو - 106 » مىورذحاف للَّاه ىش نيذلا كبلوأف ونم وباشت ام فوعبتي نيذلا متيأر اذإ «
.
ـــــــــــــــــــــــــ Передан он в «Мукаддам», № 79.
Сказал имам Абу Джафар Тахави в «Мушкилят-уль-асар», (3\210) после того, как привѐл этот хадис, и привѐл он слова Преславного Аллаха: { وٌّمُ ِٔثِ بٍَْآَ َُُ٘ىُ٘قَٝ ٌِيْعِىاْ ٜفِ َُ٘خُعاِشىاََٗ بَْثِّسَ ذِِْ ٍِِْ } – «А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран).Всѐ это от нашего Господа»125,сказал: «И это стоящие на пути истины вотношении айатов Корана с неясным смыслом, стремящиеся к Господу, Аллаху Возвышен Он и Велик, и ищут разъяснения их в айатах с ясным смыслом, которые и есть Мать Книги, и если находят они разъяснение айатам с неясным смыслом, то посутпают сообразно ему, равно как и поступают они сообразно айатам с очевидным смыслом. А если они не находили толкования, и не хватало им для того знания, то не уменьшалась от этого их вера, и утверждали они истинность слова Аллаха. И не предавались они в отношении их размышлениям, которые сделал запретными Всевышний Аллах в отношении иных айатов, ибо если сделал он запретными их в отношении айтов с ясным смыслом, то ещѐ более запретны они в отношении айатов, смысл которых не ясен.
وتنسب فوذ أي نيذلا مى مهلسوَ وِيلعْ للَّاه ىهلصَ ؿوسرلا ويراوح
125 Благородный Коран, 3:7.
- 101 -
|