Главная Обратная связь

Дисциплины:

Архитектура (936)
Биология (6393)
География (744)
История (25)
Компьютеры (1497)
Кулинария (2184)
Культура (3938)
Литература (5778)
Математика (5918)
Медицина (9278)
Механика (2776)
Образование (13883)
Политика (26404)
Правоведение (321)
Психология (56518)
Религия (1833)
Социология (23400)
Спорт (2350)
Строительство (17942)
Технология (5741)
Транспорт (14634)
Физика (1043)
Философия (440)
Финансы (17336)
Химия (4931)
Экология (6055)
Экономика (9200)
Электроника (7621)


 

 

 

 



Об этом есть хадис в двух«Сахихах»о испытаниях могилы: «Скажет убеждѐнный: Пришѐл он(пророк Аллаха,да благословит его Аллах и приветствует)к



 

нам с ясными разъяснениями и наставлением, и мы уверовали в него, ответили ему и последовали за ним. А сомневающийся скажет: Я слышал как люди говорили нечто, и я тоже говорил».

 

انءاج ؿوقي معنظا فأ « برقلا ةنتف في "ُبيببلا" ثيدح ويف -103 فولوقي سانلا قعش : ؿوقي بذعظا فأو ، انعبتاو انبجأو انمآف ىدعاو تانيبلاب

! » وتلقف ابيش

 

ـــــــــــــــــــــــــ

 

Передал его Бухари в «Книге о знании», (1\182, № 86); «Книге об омовении», (1\288, № 184), а также приведѐн он во многих местах «Сахиха». Приводит его Муслим в «Книге затмения», (2\624, № 905) в передаче от Хишама бин Урвы, от Фатымы бин Мунзир, от Асмы бинт Абу Бакр.

 

Сказал Багави, 1\289: Шариатские знания состоят из двух частей: знание основ и знание ответвлений (второстепенных вещей). Знания основ это: познание Аллаха, Преславен Он и Возвышен, в Его Единственности, Его атрибутах, и убеждѐнность в истинности Его посланника. И на всяком, на кого наложены Шариатские обязанности, обязанность знать это, и об этом утверждает ясный смысл айатов и установленные

 

доводы. Сказал Всвышний: { ُللَّا لاَإِ ََٔىإِ لاَ ََُّٔأ ٌَْيْ بَف } – «Знай же, что нет божества кроме Аллаха»121, и сказал Всевышний: { قُبَىاْ ََُّٔأ ٌَُْٖى ََِٞجََزَٝ َٚزحَ ٌِْٖغُِفَّْأ ٜفَِٗ ِ بَفٟاْ ٜفِ بَْربِٝآَ ٌِْٖٝشُِْعَ } – «Мы покажем им Наши знамения по свету и в них самих, пока им не станет ясно что это есть истина»122.

 

Относительно же знания в ответвлениях, то это знания в фикхе и в установлениях религии. И делятся они на всеобще-обязательные (фард дайн), и избирательно-обязательные (фард кифая). К фард айн относятся относятся например знания о ритуальной чистоте, молитве, посте. Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует: «Соискание знаний об обязательном возлежит на каждом из мусульман»123. Тем самым каждому мусульманину вменено в обязанность знание

121 Благородный Коран, 47:19.

122 Благородный Коран, 41:53.

123 Хороший хадис, приводит его Суюти в «Джуз», со всеми его путями передачи и источниками. Сделал его разбор Али бин Хасан Халяби.

- 98 -


положений каждой из этих вещей. Также к этим знаниям относятся знания о закяте и о облагаемом имуществе, и знания о Хадже столь же обязательны. К знаниям же фард кифая относятся знания, необходимые для самостоятельного суждения (иджтихад) и издания фетв, и если в числе жителей данной местности есть постигшие их, то снимается отвественность за это со всех прочих. И в этом случае и допустимо следование (таклид),

 

упомянутое в хадисе. Сказал Всевышний: { َََُُ٘يعَْر لاَ ٌُْزْمُ ُْإِ شِمّْزىاِ وََْٕأ اُ٘ىَأعبَْف } – «Спросите обладателей Напоминания, если вы не знаете»124.

 

سانلا رااس ىلع ءاملعلا لضف

 

Превосходство учѐных над прочими людьми

 

104.Передано в них обоих(двух«Сахихах»),от Муавии,да будет доволен имАллах, сказавшего: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует:

 

«Кому Аллах желает блага, того делает Он смыслящим в религии».

وِيلعْ للَّاه ىهلصَ للَّاه ؿوسر فأ - ونع للَّاه يضر - ةيواعم نع امهيفو -104

 

: ؿاق مهلسوَ

 

. » نيدلا في وهقفي اَ وب للَّاه دري نم «

 

ـــــــــــــــــــــــــ

Передал его Бухари в «Книге о знании», (1\164, № 71); «Книге о пяти фардах»,

(6\217, № 3116); «Книге о следовании Корану и сунне», (13\263, № 7312); Муслим в

«Книге закята», (2\719, № 1037).

 

Сказал Хафиз ибн Хаджар Аскаляни в «Фатх-уль-Бари», 1\164: В этом хадисе утверждение блага для того, кто сведущ в религии Аллаха, и это не является исключительно заслугой этого человека, напротив же это тот, кому Аллах раскрыл это.И тот, кому открыл Аллах это, не перестанет существовать в этом качестве, коль уж пришло к нему такое повеление Аллаха. И как утверждает Бухари, это то, к чему стремятся люди знания и учѐные хадиса.

 

Сказал Ахмад ибн Ханбал: Не было никого из учѐных хадиса, кто бы не знал о них! Сказал Кади Айад: Имел ввиду Ахмад сторонников сунны, и тех, кто твѐрдо

 

убеждѐн в методологии учѐных хадиса.

 

Сказал Навави: Очевидно, что эта группа отлична от других видов верующих, над которыми установлено веление Аллаха, а именно воинов за веру (муджахидов), правоведов, знатоков хадисов, аскетов, повелевающих добродетельное, и других видов добротворящих. И они не концентрируются в каком-то одном месте, а напротив, распространены всюду порознь.

 

Сказал Хафиз ибн Хаджар Аскаляни: Сведущий в хадисах, но при этом не имеющий понимания в религии словно тот, кто знает правила Ислама, но не может связать их с ответвлениями религии, и запретно благо для того, кто не знает повелений Господа, и не имеет понимания их и не ищет этого понимания. Очевидно, что он может быть описан как тот, кто не желает снискать благого. В этом явное понимание превосходства учѐных над прочими людьми, и превосходство сведующих в понимании религии над прочими учѐными.

 

124 Благородный Коран, 16:43.


 

- 99 -


105.Передано в них обоих(двух«Сахихах»),от Абу Мусыаль-Ашари,да будетдоволен им Аллах, сказавшего: Сказал посланник Аллаха, да благословит его Аллах и

онбодоп приветствует : «То, что ниспослал Аллах из руководства и знания,

 

Пролившемуся на землю ливню. Среди земель, принявших ливень, были добротные земли, которые приняли воду и взрастили злаки и травы. Но были и бесплодные земли, принявшие воду, и сделал Аллах еѐ полезной для людей, они напились ѐю, утолили жажду и напоили скот на пастбищах. Но попала вода и на другую группу земель, что чистый песок, который и воду не держит, и не взращивает ничего. И в этой притче – подобие знаний в религии Аллаха и пользы от ниспосланного Аллахом, знаний которым один обучался сам и обучал других, а другой даже не

поднял головы для него, и не принял руководства Аллаха, с которым я был послан».

 

-105 وفيهما عن أي موسى - رضي اَّلله عنو - قاؿ : قاؿ رسوؿ اَّلله صَلهى اَّلله عليْوِ وسَلهم :

 

« مثل ما بعثٍ اَّلله بو من اعدى والعلم كمثل « الكثَ أصاب أرضا ؛ فكانق منها طاافة طيبة قبلقِ اظاء فأنبتقِ الكأل والعشْب الكثَ ، وكانق منها أجادِب أمسكق اظاء فنفع اَّلله هبا الناس فشربوا وسقوا وزرعوا وأصاب منها طاافة أ رى إمنا ىي قيعاف ال دسك ماء وال تنبق كأل ؛ فذلك مثل من فقِو يف دين اَّلله ونفعو ما بعثٍ اَّلله بو فعلِم وعلم ، ومثل من مل يرفعْ بذلك رأْسا ومل يقبل ىدي اَّلله الذي أرسلق بوِ . »

ـــــــــــــــــــــــــ

Передал его Бухари в «Книге о знании », (1\175, № 79); Муслим в «Книге

достоинств», (4\1787, № 2282).

 

») –اىغٞشСказал Багави, да помилует его Аллах: упоминается здесь дождевая вода («

 

вода, которая собирается среди гор и в скалах. » - «были среди земель земли бесплодные» - под этим понимаютсяمبّذ ٍْٖب أوبدِة « каменистые плиты, которые задерживают воду, и она не может уйти с них быстро. Сказал

 

Асмаи : Бесподные земли – это пустоши, не годные под пасбища и не растут на них травы.

 

качестве в Пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, привѐл
земле, он знание, уподобив его дождю, и сердца людей уподобил притчи
положения воспринимающей воду. Уподобил он воспринимающих знание, хадисы и
добротной земле, что воспринимает дождь и взращивает растения, что приносят религии

 

пользу людям. И уподобил он тех, кто воспринимают знания, но реализуют их на практике, земле бесплодной, что растения не взращивает, но воду удерживает, и берут люди эту воду и используют еѐ. И уподобил он тех, что знания не воспринимают , и не практикуют их, земле песчаной, что и растений не взращивает, и воду не удерживает, и

 

нет в неѐ никакого блага. Сказал Навави (15\47-48): смысл хадиса и его цель – уподобление руководства, с которым пришѐл пророк Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ливню. И

смысл его также в том, что есть земли трѐх видов, и подобно им есть три вида людей.


 

 

- 100 -


Первый вид земли – которой идѐт на пользу дождь, и оживает она после того как была мѐртвой, и произрастают на неѐ растения, в которых польза для людей и животных, появляются пастбища, и иное. И подобна им первая разновидность людей, доходит до которых руководство и знание, и сохраняют они его, и оживляют свои сердца, познают они его и обучают ему других, получают пользу сами и приносят пользу другим.

 

Вторая разновидность земли – та что не извлекает пользы для самой себя, но однако в них есть польза, ибо удерживают они воду, а от воды этой получают пользу люди и животные. И есть также второй вид людей, у которых хранится в сердцах знание, но нет у них понимания его, и не делает оно здравым их разум, не извлекают они из него смыслы и суждения, не усердствуют они в деяниях сообразно этому пониманию и в покорности, и являются они хранителями знания, покуда не придѐт ищущий знание, нуждающийся в том, что есть у них из знания, и использует это знание, и передаст его другим и донесѐт его до тех, кто привнесут его в практику.

 

И третий вид земель – это пески, на которых не произростает ничего, и не используют они воду и не удерживают еѐ, дабы использовали еѐ другие. И подобен им третий вид людей – не сохраняется у них в сердцах знание, и не понимают они его, и то что услышали они из знания – они не используют, и не сохраняют его, дабы использовали его другие.

 

106.Передано в них обоих(двух«Сахихах»), от Айши, да будет доволен ею
Аллах, в форме «марфуа»: «Если вы увидете тех, что следуют айатам с неясным

 

смыслом в Благородном Коране, то это те, которых назвал Аллах, и остерегайтесь их».

 

: اعوفرم - اهنع للَّاه يضر - ةشااع نع امعو - 106

» مىورذحاف للَّاه ىش نيذلا كبلوأف ونم وباشت ام فوعبتي نيذلا متيأر اذإ «

 

.

 

 

ـــــــــــــــــــــــــ

Передан он в «Мукаддам», № 79.

 

Сказал имам Абу Джафар Тахави в «Мушкилят-уль-асар», (3\210) после того, как привѐл этот хадис, и привѐл он слова Преславного Аллаха: { وٌّمُ ِٔثِ بٍَْآَ َُُ٘ىُ٘قَٝ ٌِيْعِىاْ ٜفِ َُ٘خُعاِشىاََٗ بَْثِّسَ ذِِْ ٍِِْ } – «А обладающие основательными знаниями говорят: «Мы уверовали в него (в Коран).Всѐ это от нашего Господа»125,сказал: «И это стоящие на пути истины вотношении айатов Корана с неясным смыслом, стремящиеся к Господу, Аллаху Возвышен Он и Велик, и ищут разъяснения их в айатах с ясным смыслом, которые и есть Мать Книги, и если находят они разъяснение айатам с неясным смыслом, то посутпают сообразно ему, равно как и поступают они сообразно айатам с очевидным смыслом. А если они не находили толкования, и не хватало им для того знания, то не уменьшалась от этого их вера, и утверждали они истинность слова Аллаха. И не предавались они в отношении их размышлениям, которые сделал запретными Всевышний Аллах в отношении иных айатов, ибо если сделал он запретными их в отношении айтов с ясным смыслом, то ещѐ более запретны они в отношении айатов, смысл которых не ясен.

 

وتنسب فوذ أي نيذلا مى مهلسوَ وِيلعْ للَّاه ىهلصَ ؿوسرلا ويراوح

 

125 Благородный Коран, 3:7.


 

- 101 -



Просмотров 486

Эта страница нарушает авторские права




allrefrs.su - 2024 год. Все права принадлежат их авторам!