Главная Обратная связь Дисциплины:
Архитектура (936)
|
Назначение, функциональный состав, технический комплексучастковых станций
УПРАВЛЕНИЕ ЭКСПЛУАТАЦИОННОЙ РАБОТОЙ НА УЧАСТКОВЫХ СТАНЦИЯХ
Название «участковая станция» - возникло в связи с разделением линий на тяговые участки, в пределах которых обращались паровозы и паровозные бригады. При этом участок ограничивался участковыми станциями или с одной стороны участковой, с другой - сортировочной станцией. В регионах с высокой концентрацией промышленности нередко участки ограничиваются сортировочными станциями. Участковые станции в существующей системе управления движением поездов разграничивают также диспетчерские участки. Они часто являются границами железных дорог и тогда называются стыковыми. На них в СТЦ штемпелюют документы с указанием даты перехода вагонов с дороги на дорогу. С началом электрификации железных дорог (в 1956 г. производство паровозов было прекращено), широким внедрением тепловозной тяги электровозы и тепловозы стали обращаться на удлиненных участках, и часть участковых станций превратилась в промежуточные. По условиям эксплуатации локомотивов участковые станции подразделяются на: станции с основным депо, в которых выполняются техническое обслуживание локомотивов ТО-3 и текущие ремонты ТР-1, ТР-2, ТР-3; станции с пунктами оборота локомотивов или оборотными депо. В локомотивных депо этих станций выполняется ТО-2 и осуществляется экипировка локомотивов; станции смены локомотивных бригад, на которых может выполняться экипировка локомотивов. При приемке и сдаче локомотивов локомотивными бригадами выполняется ТО-1, а в отдельных случаях, если есть специальные пункты, и ТО-2; промежуточные станции, где не происходит смены локомотивных бригад транзитных поездов, однако на этих станциях, как правило, находятся экипировочные пункты для локомотивов местных поездов. Назначение участковых станций определяется планом формирования поездов. На всех участковых станциях формируются и расформировываются сборные поезда, а на большинстве из них - передаточные, вывозные, участковые и при большой местной работе маршрутные поезда. На участковых станциях могут выполняться операции по изменению массы и длины поездов, а также обмен групп групповых поездов. Участковые станции располагаются в городах и населенных пунктах с развивающимися отраслями промышленности и агропромышленного комплекса. Из всего объема переработки вагонов на всех видах станций 20% приходится на переработку, которая выполняется на участковых станциях. Основные функции участковых станций: прием и отправление пассажирских поездов, посадка и высадка пассажиров; организация работы вокзала, обработка багажа и почты; пропуск с остановкой, посадкой и высадкой пассажиров пригородных поездов; формирование, отстой и обработка пригородных поездов. Организация сервиса и услуг населению по пассажирским перевозкам; пропуск транзитных грузовых поездов без остановки, организация приема и отправления транзитных грузовых поездов со сменой локомотивных бригад и локомотивов, контрольное техническое обслуживание вагонов в составах транзитных грузовых и пассажирских поездов; прицепка (отцепка) вагонов, если на станции предусмотрено изменение массы и длины поездов, а также операции по обмену групп групповых поездов; комплекс технологических операций по расформированию и формированию поездов в соответствии с планом формирования участковой станции; организация местной работы на станции (накопление, подача, расстановка и уборка вагонов местных пунктов участковой станции); организация технологии в соответствии с едиными технологическими процессами станции и подъездных путей; грузовые и коммерческие операции на путях общего пользования, грузовых дворах, контейнерных терминалах и других пунктах; механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ; информационное обеспечение технологических процессов и клиентуры станции; организация работы СТЦ и товарной конторы станции, разработка технологических процессов, обеспечение охраны труда, безопасности, надежности движения поездов, маневровой работы, грузовых и коммерческих операций. Участковые станции играют важную роль в организации транспортного процесса и экономической деятельности прилегающих регионов. Для реализации перечисленных функций на участковых станциях имеются соответствующий технический комплекс, информационно-управляющие системы и подсистемы. Схема крупной узловой участковой станции, по своей роли и путевому развитию приближающейся к районной сортировочной, приведена на рис. 7.1.
Рисунок 7.1 – Схема путевого развития крупной узловой участковой станции: 1- горка малой или средней мощности; 2 – пути отстоя пригородных пассажирских составов; 3 – багажное здание с прилегающими путевыми тупиками; 4 – мастерские дистанции пути и сигнализации и связи; РГР – подъездные пути к районам грузовой работы.
Для выполнения технологических операций с пассажирскими поездами имеются вокзал, ггриемо-отправочные пути для пропуска, приема и отправления всех категорий пассажирских поездов, багажное отделение с тупиками для постановки багажных и других пассажирских вагонов. Безостановочный пропуск пассажирских и грузовых поездов осуществляется по главным путям I, II, III, IV. Контрольное техническое обслуживание вагонов в этом случае осуществляется сходу. Для обслуживания транзитных грузовых поездов служат приемо-отправочные парки ПО1 и ПО2. Как правило, в этих поездах за время их стоянки сменяются локомотивные бригады. Если на станции есть оборотное депо и оно является пунктом оборота локомотивов, осуществляется смена локомотивов: их пропускают в депо и из депо к составам через центральную горловину станции. Пути для приема транзитных поездов оборудуют воздухопроводной (для подзарядки тормозных магистралей и пробы тормозов) и смазкопроводной сетью, стеллажами для хранения запасных вагонных частей, устройствами централизованного ограждения составов, средствами механизации ремонта вагонов, парковой громкоговорящей оповестительной связью, переговорными колонками. Поезда, поступающие в расформирование, принимают на специальную секцию путей между ПО1 и СП, откуда их после обработки и подготовки сортировочного листа для расформирования через вытяжной путь подают на сортировочную горку для роспуска по назначениям плана формирования в сортировочном парке. Расформирование можно производить и с вытяжки в противоположном конце СП. Сформированные составы с путей СП переставляют на специализированные пути ПО1 и после обработки в соответствии с технологическим процессом отправляют по назначению на любое прилегающее к станции направление (см. рис. 7.1). Во избежание сбоев в пропуске поездопотоков на прилегающих па-правлениях к путевому развитию приемо-отправочных парков участковых станций предъявляются требования, выполнение которых должно обеспечивать беспрепятственный прием, отправление и пропуск поездов. Задержки грузовых поездов вызывают сбои в продвижении пассажирских поездов. В связи с этим путевое развитие приемо-отправоч-ных парков должно удовлетворять следующему условию (рис. 7.2): Рисунок 7.2 - Диаграмма работы парка станции по приему и отправлению поездов , где -число поездов в парке на некоторый начальный момент времени гн; -число подведенных поездов за период ; -число выведенных (отправленных) поездов за тот же период. Оперативное управление работой станции и диспетчерских участков, прилегающих к станции, состоит в обеспечении высокого качества технологической обработки составов с тем, чтобы не допускать задержек поездов на подходах, сбоев в организации движения на направлении. Если на момент времени число поездов в парке будет равно числу путей П, произойдет заполнение всех специализированных для приема путей поездами, возникнет угроза задержки поступающих поездов на входах станции. Функция N(t) характеризует состояние системы (парка) с точки зрения заполнения ее составами поездов. В случае >П часть поездов -П будет задержана на подходе. Для того чтобы привести систему в безотказное состояние, необходимо или снизить подвод Nn(t), или интенсифицировать вывод поездов - увеличить функцию NB(t). На диаграмме (см. рис. 7.2) показана ситуация, когда N(tx)<П и есть резерв свободных путей. Для интенсификации вывода поездов необходимы, достаточное число ниток графика по отправлению поездов (достаточная пропускная способность), чтобы выход на участок не был перекрыт пассажирскими и другими поездами, достаточное число локомотивов и локомотивных бригад. Кроме того, необходима интенсивная работа по техническому обслуживанию бригадами ПТО, а также своевременная подготовка поездных документов. В связи с обращением пассажирских, а гакже грузовых поездов повышенной массы и длины, в том числе Соединенных поездов (блок-поездов), на станциях удлиняют пути. Пример участковой станции для пропуска соединенных грузовых поездов приведен на рис. 7.3. Достаточное путевое развитие парков участковых станций по числу и длине путей обеспечивает стабильность работы железнодорожных направлений. Рис. 7.3. Участковая станция, реконструированная для пропуска удлиненных пассажирских и соединенных грузовых поездов (удлинение путей для пассажирских поездов показано пунктиром)
Технологические операции по расформированию, накоплению и окончанию формирования поездов выполняются на сортировочной горке и в СП, где имеются пути для накопления составов и местных передач. Подборка вагонов местных передач по пунктам грузовой работы осуществляется на концах путей СП. Местная работа сосредоточена на грузовом дворе с крытыми складами, контейнерным терминалом, площадками для тяжеловесных и навалочных грузов, оборудованными соответствующими средствами механизации погрузочно-разгрузочных работ. Руководство производственной и хозяйственной деятельностью участковой станции, организация и контроль за выполнением суточных и сменных планов, контроль за обеспечением безопасности движения и техники безопасности, использованием технических средств осуществляются ДС или его заместителем, инженером и другими должностными лицами. Анализ работы станции, разработка и внедрение передовых методов труда осуществляются инженером станции под руководством ДС или его заместителя. Оперативное планирование и непосредственное руководство маневровой работой на участковой станции осуществляются ДСП, а на станциях с большим объемом маневровой работы (выполняемой тремя и более : окомотивами) - ДСЦ. Примерная схема оперативного руководства работой участковой станции с большим объемом поездной и маневровой работы приведена на рис. 7.4.
Рисунок 7.4 - Схема оперативного руководства работой участковой станции
Своевременным и безопасным приемом, отправлением и пропуском поездов в пределах станции, пропуском поездных локомотивов в депо и из депо, а также маневровыми передвижениями руководит единолично ДСП. Распоряжения ДСП являтся обязательными для работников всех служб, связанных с подготовкой, приемом и отправлением поездов. Маневровую работу непосредственно выполняют маневровые бригады под руководством составителя поездов. В маневровую бригаду входят: составитель, его помощник, машинист маневрового локомотива и его помощник, а также сигналисты, дежурные стрелочных постов, регулировщики скорости движения вагонов. На отдельных станциях в зависимости от местных условий по распоряжению начальника отделения дороги (НОД) маневровую работу может выполнять один составитель. Если позволяет объем работы, должность ДСЦ может совмещаться с должностью ДСПГ, а помощника составителя поездов-с регулировщиком скорости движения вагонов при маневрах. Для обеспечения слаженности в работе по выполнению сменного плана, взаимной заинтересованности всех работников в повышении производительности труда на станциях организуются единые смены, руководителями которых являются ДСП (ДСЦ). В состав смены входят работники служб, участвующих в обработке поездов и вагонов, движения, грузовой, сигнализации и связи, локомотивного и вагонного хозяйств. Состав единых смен утверждает начальник станции по согласованию с начальниками соответствующих производственных подразделений. ДСП (ДСЦ) в процессе работы обеспечивает составление совместно с дежурным по отделению дороги (поездным диспетчером) и локомотивным диспетчером плана отправления поездов по 4-6-часовым периодам, выполнение сменного плана по приему, отправлению, пропуску поездов, обработке, расформированию и формированию составов. Для повышения экономической эффективности большое внимание уделяется выполнению технологических норм по обработке поездов и вагонов, сокращению межоперационных интервалов, общего времени нахождения вагонов на станции. Для этого проводят скоростную обработку транзитных поездов, своевременную обработку грузовых пунктов по подаче, уборке местных вагонов, ускоряют грузовые операции. Оперативно распределяют работу между маневровыми районами, обеспечивают постоянный контроль за соблюдением работниками станций требований безопасности движения и техники безопасности при производстве маневровой работы. При сгущенном поступлении транзитных и местных вагонов в переработку ДСП (ДСЦ) принимает меры по обеспечению беспрепятственного приема поездов и своевременному обслуживанию грузовых пунктов за счет перераспределения работы между маневровыми локомотивами, организации двустороннего расформирования составов, ускоренной обработке составов по прибытии и отправлению. Ускоренное обслуживание пунктов местной работы и заблаговременная подготовка сортировочных путей (ликвидации «окон» между отцепами осаживанием вагонов), перестановка накопленных и сформированных составов на отправочные пути или первоочередное отправление готовых составов с сортировочно-отпра-вочных путей дают возможность интенсифицировать выполнение технологических операций, обеспечить выполнение заданных норм простоя вагонов. К концу дежурства ДСП (ДСЦ) должен обеспечить наличие свободных путей для беспрепятственного приема поездов, подготовить сортировочные пути для расформирования очередных составов. В соответствии с оперативным планом и графиком движения составы для отправления и группы вагонов для подачи их к грузовым фронтам готовят в начале смены. На участковой станции центральный пункт управления с рабочими местами ДСЦ, ДСП, работников СТЦ и информационного бюро размещают, как правило, в районе наиболее интенсивной поездной и маневровой работы-у сортировочной горки, иногда в центральной горловине станции, а на участково-проме-жуточных станциях-в отдельном блоке здания вокзала. Участковые станции оснащены системами ЭЦ и МРЦ стрелок и сигналов. Часть стрелок в районах маневровой работы передается на местное управление посредством специальных колонок непосредственно составителю поездов или ДСП. Для связи между ДСЦ, ДСП, составительскими бригадами и машинистами маневровых локомотивов применяются радиостанции и громкоговорящая парковая связь. Центральный пункт управления станцией ос- нащается персональными ЭВМ, телетайпами, дисплеями и другими средствами отображения и переработки информации.
|